Содержание
- 1 Биография
- 2 Примечания
- 3 Литература
- 4 Ссылки
Биография
В 1925 году закончил Московскую армянскую студию, сценическую деятельность начал в Тифлисе. В 1925—1931 актёр Театра им. Сундукяна в Ереване, сыграл около 40 ролей (Фурманов «Бунт», Васька Пепел «На деньке», Какули «Пэпо» Сундукяна). Сразу выступал в концертах с чтением произведений классика армянской литературы Ованеса Туманяна (три программки, куда вошли поэзия, проза, сказки). С 1932 года полностью предназначил себя художественному чтению, выступал как артист-сказитель с концертами по всей стране. С 1939 артист Столичной филармонии. В 1937 появился моноспектакль, определивший предстоящее творчество Кочаряна — «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели. Поэма содержит около 7 тыщ строк, только одна десятая вошла в композицию. И все же, целостность эпопеи, динамика развития сюжета не нарушались. Артист воспользовался пересказами, «интонационным двоеточием», менял ритмы, переходил от прозы к стиху и, напротив, вводил объяснительные отступления.
К этому времени уже выработалась форма выступлений Кочаряна. Он выходил на эстраду, кланялся публике, садился в кресло, подчеркнуто снимал очки… и начинал повествование. Статичность позы не мешала ему врубаться в игру; при помощи жеста, мимики, интонации он передавал переживания героев. Основным для него оставался образ самого создателя, от лица которого велось повествование.
В гастрольных поездках по стране Кочарян продолжал готовить новые программки, другими словами заниматься литературной работой, создавать свою драматургию, репетировать, оставляя за собой функции режиссёра. В 1939 году появился моноспектакль «Давид Сасунский». Более 2-ух лет затратил он на подготовку моноспектакля «Шахерезада» (1942). Исследовал восемь томов «1001 ночи», отобрал самые соответствующие сцены, афоризмы, эпитеты, выстроил спектакль так, чтоб слушатели принимали действующих лиц как «своих», издавна знакомых: оживали и рассказчица Шахразада, и глупый Шахрафа, и доверчивая Дуньязада. К. играл, фантазировал, («взбирался» на дерево, сидя в кресле), шутил, хохотал, демонстрируя толкователя Корана. В военные годы в репертуаре чтеца появился «Декамерон» Боккаччо (начинал читать еще в 1934, последний, 4-й вариант был завершен в 1946). Озорной, пародийный моноспектакль восхвалял красоту земной людской жизни. В 1945 в первый раз выступил с «Крейцеровой сонатой» Л. Толстого, принесшей чтецу огромную популярность (исполнялась более 500 раз). Последней работой Кочаряна стала «Одиссея» Гомера (1955), итог тщательного 13-летнего труда. Композиции Кочаряна записаны на пластинки. Гастролировал в Сирии, Турции, Иране, Ливане. Сурен Кочарян вкупе с другими выдающимися мастерами художественного слова середины XX века, такими, как Вячеслав Сомов, Всеволод Аксенов, Дмитрий Журавлев, Яков Смоленский, безустанно приобщал массового русского зрителя и слушателя к сокровищам мировой литературы.