Жизнь и творчество
Людвиг Девриент родился в богатой семье большого торговца. Не хотя становиться коммерсантом, как настаивал его отец, юноша уходит в армию, но скоро покидает военную службу. Находясь в кругу близких и друзей собственного старшего брата в Лейпциге, Людвиг знакомится с артистичной средой и сам решает стать актёром.
Сначала Л.Девриент работал в провинциальных театрах и без особенного фуррора. Первой его успешной ролью было выполнение в драме Шиллера «Разбойники» Франца Моора, также музыканта Вурма («Коварство и любовь» Шиллера) и Гарпагона («Жадный» Мольера) в 1805 году. Больший фуррор выпадает на долю актёра в годы его работы в театре Бреславля (1809—1815). Тут ему удались его значительнейшие как трагические (повелитель Лир, Шейлок, Яго), так и комедийные (Фальстаф) роли. После чего Девриент переезжает в Берлин и продолжает играть уже в столичном театре до собственной погибели.
Людвига Девриента относят к наикрупнейшим актёрам-романтикам в одном ряду с Эдмундом Кином, Павлом Мочаловым, Фредериком Леметром. Как замечал узнаваемый драматург Генрих Лаубе, Девриент «поражал, захватывал, увлекал, приводил в энтузиазм» не просто красотой стиля, но «непосредственностью выражения страстей, классным порывом в отдельных ситуациях, подавляющей в один момент прорывающейся мощью сильного характера».
Племянник актёра, режиссёр Эдуард Девриент, писал об игре собственного дяди: «Он не обладал ни грацией, ни благородством, ни плавностью речи… Его дух устремлялся с каким-то демоническим удовольствием к границам людского, к его последним проявлениям. Из ряда вон выходящее, ужасное, возбуждающее кошмар, необычное и забавное, начиная от мелких, чуть приметных черт до предельной грани выразительности — такая была область, которой он владел». Катастрофическим образам, сделанным актёром, были присущи сумрачные, демонические черты.
Для Девриента как актёра гигантскую роль игралось интуитивное постижение вида — «шестым чувством», как называл это Эрнст Теодор Амадей Гофман; для него было типично, по словам писателя «полное растворение в подлежащем изображению характере». Людвига Девриента связывали с Гофманом большая дружба и духовная близость, как у Эдмунда Кина с Байроном, а у Леметра — с Бальзаком.
Своим творчеством величавый романтик Девриент (в особенности при выполнении смешных ролей) подготовил германский театр к переходу от романтизма к реализму, осуществлённому во II-й трети XIX столетия.
Литература
- «История забугорного театра», ч.2, Москва 1984.