Содержание
- 1 Биография
- 2 Фильмография
- 3 Театральные постановки
- 4 Радиопостановки
- 5 Тексты
- 6 Библиография
- 7 Примечания
- 8 Ссылки
Биография
Райнер Вернер Фасбиндер родился в Баварии 31 мая 1945 года в семье доктора медицины Гельмута Фасбиндера и его супруги Лизелотты Эдер, переводчицы. В 1951 году после развода родителей Райнер остался с мамой, которая позже под псевдонимом Лило Пемпайт либо под своим именованием игралась второстепенные роли в почти всех его фильмах.
В 1963 году после посещения школы Рудольфа Штайнера (1951—1955), также гимназий в Мюнхене и Аугсбурге (1955—1961) Фасбиндер окончил учёбу, так и не получив аттестат. Некое время он пребывал у отца в Кёльне (1961—1963). Весной 1964 года поступил на курс актёрского мастерства в студии Фридля Леонгарда в Мюнхене. Познакомился с Ханной Шигуллой.
В 1965 году работал в архиве газеты «Зюддойче Цайтунг». В качестве статиста появился на театральной сцене. Написал пьесу «Лишь кусочек хлеба», за какую в 1966 году на конкурсе юных драматургов получил 3-ий приз (текст не сохранился). Познакомился с Ирм Херманн.
В 1966 году написал сценарии «Параллели», «Настольный теннис» (текст не сохранился) и пьесу «Капли на раскалённых камнях» (в первый раз размещена в 1985 году, премьера спектакля на Мюнхенском театральном фестивале в том же году, режиссёр Клаус Вайсе). С 23 по 26 мая 1966 года сдавал экзамены в Академию кино и телевидения в Западном Берлине, но не прошёл по конкурсу. 31 мая 1966 года окончил курс актёрского мастерства. Летом снял на 8 мм киноплёнку малометражный кинофильм «Вечером» (копия не сохранилась). Работал звукооператором на кинофильме «Группа надежды» Бруно Йори и помощником режиссёра на кинофильме «Место для Г.» Макса Виллуцкого. В ноябре такого же года снял малометражный кинофильм «Городской бродяга».
В 1967 году после 2-ой безуспешной пробы поступить в Академию кино и телевидения примкнул к труппе мюнхенского «Театра действия» (Action Theater), который был закрыт в мае 1968 года. Фасбиндер, Пеер Рабен, Курт Рааб и Ирм Херманн организовали «Антитеатр» (Antiteater). Скоро Фасбиндер стал его фаворитом. В 1968 году труппа снялась в кинофильме Жана-Мари Штрауба «Жених, комедиантка и сутенер» (Der Bräutigam, die Komödiantin und der Zuhälter).
1-ые полнометражные киноленты Фасбиндера — «Любовь холоднее смерти» (Liebe ist kälter als der Tod, 1969), «Катцельмахер» (Katzelmacher, 1969), Боги чумы (Götter der Pest, 1969) и другие — были поставлены совместно с труппой «Антитеатра». В их было приметно воздействие Штрауба, Годара и Брехта.
В октябре 1969 года кинофильм «Катцельмахер» был показан на кинофестивале в Мангейме и получил «Приз кинокритики», «Приз Германской академии изобразительных искусств», а потом 5 федеральных кинопризов.
В этот период Фасбиндер снимал по 3—4 кинофильма в год, а параллельно работал в театре и на телевидении. Это придало его фильмам внешнюю небрежность, выпуклость, но в то же время заполнило их необыкновенной жизненностью и катастрофическим «драйвом».
Сначала 1970-х годов в поисках способности расширить свою аудиторию Фасбиндер обратился к жанру мелодрамы, причём прототипом ему послужили киноленты «голливудского немца» Дугласа Сирка. Новый подход — соединение мелодрамы с политикой — принёс плоды. Вышедший на экраны в 1971 году «Торговец четырёх времен года» (Der Händler der vier Jahreszeiten) стал первым коммерчески удачным фильмом режиссёра. Спустя два года пришло и международное признание. Кинофильм «Страх съедает душу» (Angst essen Seele auf, 1974) был показан в конкурсе Каннского кинофестиваля и получил Приз ФИПРЕССИ и Приз экуменического жюри. В 1974 году Французская синематека организовала первую ретроспективу его кинофильмов.
С Ханной Шигуллой на съёмках телесериала «Берлин-Александерплац»В ответ на отклонение киносценария «Земля необитаема, как и Луна» по одноимённому роману Герхарда Цверенца, проекта телеэкранизации романа «Дебет и кредит» Густава Фрейтага, также обвинений в антисемитизме, вызванных его пьесой «Мусор, город и смерть», в интервью журнальчику «Шпигель» в июле 1977 года Фасбиндер объявил о намерении эмигрировать в Америку. Но жизнь принудила поменять эти планы. В октябре такого же года Фасбиндер принял роль в работе над коллективным публицистическим фильмом «Германия осенью» о реакции общества и страны на деяния террористов — похищение большого представителя промышленных кругов Ганса-Мартина Шлейера и захват самолета «Люфтганзы» с требованием высвободить из кутузки членов RAF Энслин, Баадера и Распе. 30-минутный кинофильм Фасбиндера, снятый под конкретным впечатлением от освобождения заложников, убийства Шлейера и самоубийства заключённых в Штаммхаймской кутузке, более отчётливо, чем эпизоды других режиссёров, передавал чувство слабости левой интеллигенции.
30-й кинофильм Фасбиндера «Отчаяние» (Despair, 1977) стал его первым большим интернациональным проектом. Он был снят на британском языке по роману Владимира Набокова. Сценарий написал узнаваемый английский драматург Том Стоппард, а главную роль исполнил Дирк Богард. Критики писали, что этот кинофильм Фасбиндера достигнул уровня Висконти и Бергмана.
Наибольшее признание при жизни режиссёра получил кинофильм «Замужество Марии Браун» (Die Ehe der Maria Braun, 1978), в каком нашёл отражение послевоенный опыт Западной Германии. Большую роль исполнила после огромного перерыва муза Фасбиндера Ханна Шигулла. Совместно с фильмами «Лола» (1981) и «Тоска Вероники Фосс» (Die Sehnsucht der Veronika Voss, 1981) появилась трилогия об истории Федеративной республики в 1950-е годы.
Надгробие на Богенхаузенском кладбище в МюнхенеСамым большим и принципиальным проектом Фасбиндера считается 14-серийный телевизионный кинофильм «Берлин-Александерплац» (Berlin Alexanderplatz) по одноименному роману Альфреда Дёблина. Он стоил 13 миллионов германских марок, был снят с июня 1979 по апрель 1980 года и показан осенью 1980 года.
Последним фильмом Фасбиндера стал «Керель» (Querelle, 1982) — экранизация скандального романа Жана Супруге о гомосексуальных похождениях матроса во французском портовом городке Брест. Кстати, сам Фасбиндер никогда не скрывал собственной гомосексуальности (хотя и был какое-то время довольно формально женат на Ингрид Кавен, одной из собственных актрис).
Фасбиндер был абсолютным нонконформистом. За сострадание к членам RAF был объявлен «симпатизантом», а «симпатизанты», от рядовых людей до деятелей культуры с мировым именованием (Генрих Бёлль, Гюнтер Грасс и др.) подвергались травле, запугиванию, лишению работы. Фасбиндер вёл хаотичный, безумный стиль жизни, подпитываемый наркотиками, и в то же время творил и жил на грани человечьих способностей. Он погиб от передозировки кокаина в возрасте 37 лет, повторив тем судьбу собственного героя из кинофильма «Кулачное право свободы» (Faustrecht der Freiheit, 1975). За свою маленькую жизнь он успел снять 43 кинофильма (включая две малометражные картины и сериал «Берлин-Александерплац» общей длительностью 15½ часов).
Фильмография
Год | Российское заглавие | Оригинальное заглавие | Роль | |
---|---|---|---|---|
1966 | кор | Городской бродяга | Der Stadtstreicher | режиссёр, сценарист |
1966 | кор | Вечерком (утерян) | This Night | режиссёр, сценарист |
1967 | кор | Небольшой хаос | Das kleine Chaos | режиссёр, сценарист, Франц Вальш / нем. Franz Walsch |
1969 | ф | Боги чумы | Götter der Pest | режиссёр, сценарист |
1969 | ф | Катцельмахер | Katzelmacher (Film) | режиссёр, сценарист, грек Йоргос / нем. Jorgos |
1969 | ф | Любовь холоднее погибели | Liebe ist kälter als der Tod | режиссёр, сценарист, рассказчик (Франц Вальш) / нем. Franz Walsch |
1970 | ф | Почему рехнулся государь Р.? | Warum läuft Herr R. Amok? | режиссёр, сценарист |
1970 | тф | Рио дас Мортес | Rio das Mortes | режиссёр, сценарист, партнёр по танцам Анны |
1970 | ф | Кофейня | Das Kaffeehaus | режиссёр, сценарист |
1970 | ф | Уайти | Whity | режиссёр, сценарист, рассказчик |
1970 | ф | Поездка в Никласхаузен | Die Niklashauser Fart | режиссёр, сценарист, рассказчик, Чёрный монах |
1970 | ф | Южноамериканский боец | Der amerikanische Soldat | режиссёр, сценарист, Франц Вальш |
1971 | тф | Сапёры в Ингольштадте | Pioniere in Ingolstadt (Film) | режиссёр, сценарист |
1971 | ф | Осторожно, святая шлюха! | Warnung vor einer heiligen Nutte | режиссёр, сценарист, Саша |
1971 | ф | Торговец четырёх времён года | Händler der vier Jahreszeiten | режиссёр, сценарист, рассказчик, Цукер (эпизод) / нем. Zucker |
1972 | ф | Горьковатые слёзы Петры фон Кант | Die bitteren Tränen der Petra von Kant | режиссёр, сценарист |
1972 | тф | Бременская свобода | Bremer Freiheit | режиссёр, сценарист, Румпф (друг Гееше) / нем. Rumpf |
1972 | ф | Животная тропа | Wildwechsel (Film) | режиссёр, сценарист |
1972—1973 | с | Восемь часов — не денек | Acht Stunden sind kein Tag | режиссёр, сценарист |
1973 | ф | Ужас съедает душу | Angst essen Seele auf | режиссёр, сценарист, рассказчик, продюсер, Ойген (супруг Кристы) / нем. Eugen |
1973 | ф | Марта | Martha (1974) | режиссёр, сценарист |
1973 | тф | Нора Хельмер | Nora Helmer | режиссёр, сценарист |
1973 | тф | Мир на проводе | Welt am Draht | режиссёр, сценарист |
1974 | ф | Эффи Брист Фонтане, либо Многие из числа тех, кто имеет представление о собственных способностях и потребностях и все таки воспринимает в собственной голове правящую систему и своими поступками только крепит её и полностью утверждает | Fontane Effi Briest oder: Viele, die eine Ahnung haben von ihren Möglichkeiten und Bedürfnissen und dennoch das herrschende System in ihrem Kopf akzeptieren durch ihre Taten und es somit festigen und durchaus bestätigen | режиссёр, сценарист, рассказчик |
1974 | ф | Кулачное право свободы | Faustrecht der Freiheit | режиссёр, сценарист, рассказчик, Франц "Фокс" Биберкопф / нем. Franz „Fox“ Bieberkopf |
1974 | тф | Как птица на проволоке | Wie ein Vogel auf dem Draht | режиссёр, сценарист |
1975 | ф | Путешествие матушки Кюстер на небо | Mutter Küsters Fahrt zum Himmel | режиссёр, сценарист |
1975 | тф | Ужас перед ужасом | Angst vor der Angst | режиссёр, сценарист |
1975 | тф | Я только желаю, чтоб вы меня обожали | Ich will doch nur, daß ihr mich liebt | режиссёр, сценарист |
1976 | ф | Сатанинское зелье | Satansbraten (Film) | режиссёр, сценарист |
1976 | ф | Китайская рулетка | Chinesisches Roulette | режиссёр, сценарист |
1977 | тф | Больвизер | Bolwieser | режиссёр, сценарист |
1977 | тф | Дамы в Нью-Йорке | Frauen in New York | режиссёр, сценарист |
1977 | ф | Путешествие в свет — Отчаяние (по роману В. Набокова) | Eine Reise ins Licht | режиссёр |
1978 | кор | Германия осенью | Deutschland im Herbst | режиссёр, сценарист, камео |
1978 | ф | Замужество Марии Браун | Die Ehe der Maria Braun | режиссёр, рассказчик, розничный торговец (эпизод) |
1978 | ф | В год 13-ти лун | In einem Jahr mit 13 Monden | режиссёр, сценарист, продюсер, оператор |
1979 | ф | Третье поколение | Die dritte Generation | режиссёр, сценарист, оператор |
1980 | с | Берлин-Александерплац | Berlin Alexanderplatz | режиссёр, сценарист |
1980 | ф | Лили Марлен | Lili Marleen (Film) | режиссёр, сценарист, Гюнтер Вайзенборн (эпизод) / нем. Günther Weisenborn |
1981 | ф | Лола | Lola (1981) | режиссёр |
1981 | док | Театр в трансе | Theater in Trance | режиссёр, сценарист |
1982 | ф | Тоска Вероники Фосс | Die Sehnsucht der Veronika Voss | режиссёр, сценарист, гость кинозала (эпизод) |
1982 | ф | Керель | Querelle | режиссёр, сценарист |
Театральные постановки
- 1967 «Леонс и Лена» Георга Бюхнера, реж. П. Рабен, Р. В. Фасбиндер. Театр деяния, Мюнхен
- 1967 «Преступники» Фердинанда Брукнера, реж. Р. В. Фасбиндер. Театр деяния, Мюнхен
- 1968 «К примеру, Ингольштадт» (по пьесе Марилуизы Фляйсер «Сапёры в Ингольштадте», создатель инсценировки Р. В. Фасбиндер), реж. П. Рабен, Р. В. Фасбиндер. Театр деяния в театре им. Бюхнера, Мюнхен
- 1968 «Катцельмахер» Райнера Вернера Фасбиндера, реж. П. Рабен, Р. В. Фасбиндер. Театр деяния, Мюнхен
- 1968 «Аксель Кесарь Хаарман», коллективная работа группы Театра деяния, Мюнхен
- 1968 «Макинпот» Петера Вайса, реж. Д. Шмид, Р. В. Фасбиндер. Антитеатр, Мюнхен
- 1968 «Оргия Убю» Альфреда Жарри (создатель инсценировки пьесы «Король Убю» Р. В. Фасбиндер), реж. Р. В. Фасбиндер. Антитеатр, Мюнхен
- 1968 «Ифигения в Тавриде» Гёте, реж. Р. В. Фасбиндер. Антитеатр, Мюнхен
- 1968 «Аякс» Софокла, реж. Р. В. Фасбиндер. Антитеатр, Мюнхен
- 1968 «Американский солдат» Райнера Вернера Фасбиндера, реж. П. Рабен, Р. В. Фасбиндер. Антитеатр, Мюнхен
- 1969 «Опера нищих» Джона Гея, реж. Р. В. Фасбиндер. Антитеатр, Мюнхен
- 1969 «Преддверие рая, простите сейчас» Райнера Вернера Фасбиндера, реж. П. Рабен. Антитеатр, Мюнхен
- 1969 «Анархия в Баварии» Райнера Вернера Фасбиндера, реж. П. Рабен, Р. В. Фасбиндер. Антитеатр в Веркраумтеатр дер Каммершпиле, Мюнхен
- 1969 «Кофейня» Карло Гольдони, реж. П. Рабен, Р. В. Фасбиндер. Городской театр, Бремен
- 1969 «Посвящается Розе фон Праунхайм» Райнера Вернера Фасбиндера, реж. Р. В. Фасбиндер. Антитеатр, Мюнхен
- 1969 «Вервольф» Гарри Бэра и Райнера Вернера Фасбиндера, реж. Р. В. Фасбиндер. Антитеатр, Мюнхен
- 1970 «Фуэнте Овехуна» Лопе де Вега (создатель инсценировки Р. В. Фасбиндер), реж. П. Рабен. Городской театр, Бремен
- 1971 «Саперы в Ингольштадте» Марилуизы Фляйсер, реж. Р. В. Фасбиндер. Городской театр, Бремен
- 1971 «Кровь на шейке кошки» Райнера Вернера Фасбиндера, реж. П. Рабен, Р. В. Фасбиндер. Антитеатр в Каммершпиле, Нюрнберг
- 1971 «Петра фон Кант» Райнера Вернера Фасбиндера, реж. П. Рабен. Опыта, Франкфурт-на-Майне
- 1971 «Бременская свобода» Райнера Вернера Фасбиндера, реж. Р. В. Фасбиндер. Городской театр, Бремен
- 1972 «Лилиом» Ференца Мольнара, реж. Р. В. Фасбиндер. Шаушильхаус, Бохум
- 1973 «Биби» Генриха Манна, реж. Р. В. Фасбиндер. Шаушпильхаус, Бохум
- 1973 «Гедда Габлер» Генрика Ибсена, реж. Р. В. Фасбиндер. Фольксбюне, Западный Берлин
- 1974 «Неблагоразумные вымирают» Петера Хандке, реж. Р. В. Фасбиндер. Шаушпильхаус, Франкфурт-на-Майне
- 1974 «Жерминаль» Эмиля Золя (инсценировка Яака Карзунке), реж. Р. В. Фасбиндер. ТАТ, Франкфурт-на-Майне
- 1974 «Фрекен Юлия» Августа Стриндберга, реж. Р. В. Фасбиндер. ТАТ, Франкфурт-на-Майне
- 1974 «Дядя Ваня» Антона Чехова, реж. Р. В. Фасбиндер. ТАТ, Франкфурт-на-Майне
- 1975 «Мусор, город и смерть» Райнера Вернера Фасбиндера, репетиции в ТАТ
- 1976 «Женщины в Нью-Йорке» Клер Бус, реж. Р. В. Фасбиндер. Шаушпильхаус, Гамбург
Радиопостановки
- 1970 «Преддверие рая, простите сейчас», Южнонемецкое радио, 10.04.1970
- 1970 «Все в белом», Баварское радио, 16.10.1970
- 1971 «Ифигения в Тавриде Иоганна Вольфганга Гете», Западногерманское радио, 15.05.1971
- 1972 «Никто не зол, никто не добр», Баварское радио, 05.05.1972
Тексты
- Liebe ist kälter als der Tod. Filmtext. Film (Velber). August 1969, Nr. 8
- Das Kaffeehaus. Stück nach Goldoni. Theater heute. Oktober 1969, Nr. 10
- Antiteater 1. Katzelmacher. Preparadise sorry now. Die Bettleroper, Frankfurt am Main, Suhrkamp 1970
- Antiteater 2. Das Kaffeehaus. Bremer Freiheit. Blut am Hals der Katze. Frankfurt am Main, Suhrkamp, 1970
- Stücke 3. Die bitteren Tränen der Petra von Kant. Das brennende Dorf. Der Müll, die Stadt und der Tod. Frankfurt am Main, Suhrkamp, 1976
- Schatten der Engel. Frankfurt am Main, Zweitausendeins, 1976
- Angst essen Seele auf. Kopenhagen, Gad, 1978
- Der Film «Berlin Alexanderplatz», Arbeitsjournal, zusammen mit Harry Baer, Frankfurt am Main, 1980
- Der Müll, die Stadt und der Tod. Frankfurt am Main, Verlag der Autoren, 1981
- Die bitteren Tränen der Petra von Kant. Frankfurt am Main, Verlag der Autoren, 1982
- Katzelmacher. Preparadise sorry now. Frankfurt am Main, Verlag der Autoren, 1982
- Querelle. Ein Filmbuch. München, Schirmer/Mosel, 1982
- Lili Marleen. Kopenhagen, Gad, 1983
- Die bitteren Tränen der Petra von Kant. Der Müll, die Stadt und der Tod. Frankfurt am Main, Verlag der Autoren, 1984
- Bremer Freiheit. Blut am Hals der Katze. Frankfurt am Main, Verlag der Autoren, 1984
- Filme befreien den Kopf. Frankfurt am Main, Fischer Verlag, 1984
- Tropfen auf heiße Steine. Anarchie in Bayern. Der amerikanische Soldat. Der Werwolf (von RWF und Harry Baer). Frankfurt am Main, Verlag der Autoren, 1985
- Die Anarchie der Phantasie. Gespräche und Interviews. Frankfurt am Main, Fischer Verlag, 1986
- Die Ehe der Maria Braun. Kopenhagen, Gjellerup & Gad, 1987
- Die Kinofilme 1 (Der Stadtstreicher, Das kleine Chaos, Liebe ist kälter als der Tod, Katzelmacher, Götter der Pest). München, Schirmer/Mosel, 1987
- Fassbinders Filme 2 (Warum läuft Herr R. Amok, Rio das Mortes, Whity, Die Niklashauser Fahrt, Der Amerikanischer Soldat, Warnung vor einer heiligen Nutte). Frankfurt am Main, Verlag der Autoren, 1990
- Fassbinders Filme 3 (Händler der vier Jahreszeiten, Angst essen Seele auf, Fontane Effi Briest). Frankfurt am Main, Verlag der Autoren, 1990
- Fassbinders Filme 4/5 (Acht Stunden sind kein Tag). Frankfurt am Main, Verlag der Autoren, 1991
- Sämtliche Stücke. Frankfurt am Main, Verlag der Autoren, 1991
- Peter Märthesheimer, Pea Fröhlich. Die Ehe der Maria Braun. Ein Drehbuch für Rainer Werner Fassninder, München, belleville, 1997
- Peter Märthesheimer, Pea Fröhlich. Lola. Ein Drehbuch für Rainer Werner Fassninder, München, belleville, 1997
- Peter Märthesheimer, Pea Fröhlich. Die Sehnsucht der Veronika Voss. Ein Drehbuch für Rainer Werner Fassninder, München, belleville, 1998
- Fassbinder über Fassbinder. Frankfurt am Main, Verlag der Autoren, 2004
- Rainer Werner Fassbinder. Im Land des Apfelbaums. Gedichte und Prosa aus den Kölner Jahren 1962/63. München, SchirmerGraf Verlag, 2005
Библиография
- Wolfgang Limmer. Fassbinder. München, Goete-Institut/Filmverlag der Autoren, 1973
- Peter W. Jansen, Wolfram Schütte (Hg.). Rainer Werner Fassbinder. München, Hanser Verlag, 1975 (Hanser-Reihe Film 2), 5. ergänzte Auflage 1985
- Tony Ryans. Fassbinder. London, British Film Institute, 1976, 1980
- Hans Günther Pflaum/Rainer Werner Fassbinder. Das bißchen Realität, das ich brauche. Wie Filme entstehen. München, Wien, Hanser Verlag, 1976
- Gerhard Zwerenz. Der langsame Tod des Rainer Werner Fassbinder. München, Schneekluth Verlag, 1982
- Harry Baer. «Schlafen kann ich, wenn ich tot bin». Das atemlose Leben des Rainer Werner Fassbinder. Köln, Kiepenheuer & Witsch, 1982
- Bernd Eckhardt. Rainer Werner Fassbinder. Seine Filme, sein Leben. München, Heyne, 1982
- Rainer Werner Fassbinder. Informationen. Wiesbaden, Deutsches Institut für Filmkunde, 1982
- Wolfgang Limmer. Rainer Werner Fassbinder, Filmemacher. Spiegel-Buch 8, Rowohlt Taschenbuch Verlag, Hamburg, 1981
- Hanna Schygulla. Bilder aus Filmen von Rainer Werner Fassbinder. Mit einem autobiographischen Text von Hanna Schygulla und einem Beitrag von Rainer Werner Fassbinder. München, Schirmer/Mosel, 1981
- Kurt Raab, Karsten Peters. Die Sehnsucht des Rainer Werner Fassbinder. München, Bertelsmann, 1982
- Dieter Schidor (Hg.). Rainer Werner Fassbinder dreht «Querelle — ein Pakt mit dem Teufel». München, Heyne, 1982
- Heiner Lichtenstein (Hg.). Die Fassbinder-Kontroverse oder das Ende der Schonzeit. Königstein/Ts., Athenäum, 1986
- Heinz Ludwig Arnold (Hg.). Rainer Werner Fassbinder. Text + Kritik, Nr. 103, Juli 1989
- Herbert Spaich. Rainer Werner Fassbinder. Leben und Werk. Weinheim, Beltz/Quadriga, 1992
- Hans Günther Pflaum. Rainer Werner Fassbinder. Bilder und Dokumente. München, Edition Spangenberg, 1992
- Rainer Werner Fassbinder. Werkschau 28.5.-19.7.1992. Katalog. Herausgegeben von der Rainer Werner Fassbinder Foundation. Berlin, Argon, 1992
- Peter Berling. Die 13 Jahre des Rainer Werner Fassbinder: Seine Filme, seine Freunde, seine Feinde, Bergisch Gladbach, Bastei Lübbe, 1992
- Christian Braad Thomsen. Rainer Werner Fassbinder. Leben und Werk eines maßlosen Genies. Hamburg, Rogner und Bernhard bei Zweitausendeins, 1993
- Juliane Lorenz (Hg.). Das ganz normale Chaos: Gespräche über Rainer Werner Fassbinder. Berlin, Henschel, 1995
- Anne Marie Freybourg. Bilder lesen: Visionen von Liebe und Politik bei Godard und Fassbinder. Wien, Passagen-Verlag, 1996
- Thomas Elsaesser. Rainer Werner Fassbinder. Berlin, Bertz Verlag, 2001
- «RWF это Фасбиндер» (пер. М. Коренева, СПб, 2002) ISBN 5-89740-080-6