Содержание
- 1 Происхождение и молодость
- 2 Актёр и театральный директор
- 3 Реформатор масонства
- 4 Некие сочинения Шрёдера
- 5 Литература
- 5.1 Издания его сочинений
- 5.2 Письма
- 5.3 Библиография
- 6 Примечания
- 7 Ссылки
Происхождение и молодость
Его мама — София Шарлотта Шрёдер (урождённая Бирайхель и вдова органиста Шрёдера) вышла в 1749 году в Москве замуж за актёра Конрада Эрнста Акерманна. С ней пришлось ему проехать потом в Курляндию, Пруссию и Польшу, где он не один раз выступал в детских ролях в спектаклях.
В 1756 году предки всё же оставляют его в «колледже Фридриха» в Кёнигсберге, во время учёбы в каком он проживает у сапожника, а потом у канатоходца.
В 1759 году он ворачивается к родителям, в Швейцарию, где и получает образование, как актёр и танцор. Проехав позже через Швейцарию и земли Рейна (Рейнланд), в 1764 году он вступает в «Акермановское общество» в Гамбурге, где сначала показал себя как превосходный балетмейстер и комик, потом сменив амплуа на трагические роли, где и был признан, как один из наилучших мастеров.
Актёр и театральный директор
Шрёдер знакомится с просветителем Готхольдом Эфраимом Лессингом, когда тот в 1767 году посещает Гамбург и работает в Гамбургском государственном театре драматургом и критиком. Из-за экономических обстоятельств театр был обязан закрыться в 1769 году. После погибели Акермана в 1771 году Шрёдер с мамой берут на себя управление Гамбургской сценой. После постановки комедии «Опасный» он делает для себя имя, как драматург. Скоро следует целый ряд постановок, параллельно Шрёдер интенсивно занимается улучшением и модернизацией германских театров.
В особенности известным его делает постановка трагедий Уильяма Шекспира в переводе Кристофа Мартина Виланда. В 1776 году (в первый раз в городке Гамбурге) им была представлена катастрофа «Гамлет»; главную роль искрометно исполнил его ученик Франц Брокман.
В 1780 году Шрёдер отчаливает в поездку по Германии, потом едет в Париж и в 1781 году в Вену, где возглавляет Венский дворцовый театр. Но скоро вновь ворачивается в Гамбург, где и возглавляет театр до 1798 года. Приобретает в этом же году поместье Реллинген, переезжает туда, где посвящает себя литературной деятельности.
В 1811 году он воспринимает вновь на себя управление сценой. В следующие годы прославился, как исполнитель ролей короля Лира, Филиппа Второго го в шиллеровском «Дон Карлосе».
Реформатор масонства
Шрёдер в ленте величавого мастера Шрёдер в облачении величавого мастераВ 1774 году, по предложению Йоханна Кристофа Бодеса, без баллотировки был принят в гамбургскую ложу «Эммануель к майскому цвету», в какой в 1775 году получил степень мастера каменщика. В 1787 году становится мастером стула в той же ложе.
В 1792-93 году он становится членом ложи «Единство и толерантность». В 1795 году по его инициативе раскрывается вольнокаменщический лазарет в Гамбурге. С подачи Шрёдера «Великая ложа Гамбурга», в 1811 году, становится независящей самоуправляемой величавой ложей. С 1814 года он становится её величавым мастером и возглавляет её до собственной погибели в 1816 году. Параллельно к собственной работе в мастерской «Эммануель к майскому цвету», он основывает одичавшую ложу «Элиза к тёплому сердцу», которая была задумана для актёров, и где в главном актёры и работали. Ложа распалась в 1777 году. Шрёдер был сооснователем «Узкого союза» и сотрудником «Союза германских свободных каменщиков», позднее и «Союза согласных». Сначала 1800 года он становится решительным реформатором масонского обряда в сотрудничестве с Йоханном Готтфридом Хердером, Иоганном Вольфгангом фон Гёте, Карлом Леонардом Райнхольдом и Кристофом Вильгельмом Хуфеландом.
Во 2-ой половине 18-го века система этаблировалась в т. н. «строгое наблюдение» — систему иерархическую, опирающуюся на английскую систему высших градусов.
Надгробная плита на могиле Ф. Л. ШрёдераК началу 1780-х годов появляется движение по возвращению к старенькому обряду трёх градусов (ученик-подмастерье-мастер), в этом процессе реформ Георг Хайнрих Зивекинг просит ликвидации «иероглифов и символов» и именует их и обычаи — фарсом. Шрёдер отвечает речью «Нравственность и услужливость, как первичная материя дружбы, равно как о наших знаках и тайнах» в собственной ложе «Эмануэль». В этой речи он высказывает требование роспуска масонства сходу и указывает его значимость для братской цепи. Это приводит к словесным баталиям меж ним и Зевекинг, в итоге Зевекинг 10 апреля 1790 года оставляет должность мастера стула гамбургской ложи «Святой Георг к зелёной пихте» и прекращает активную масонскую деятельность.
Потому что старенькые английские тексты оказались утеряны, предпринимается попытка их реконструировать. На этом поприще Шрёдер в особенности показал себя. Он собирает «Материалы о истории масонства с денька его основания в 1723 году» и в 1815 году издаёт их. На основании данной работы он создаёт германские ритуалы для трёх первых градусов, которые по нынешний денек именуются ритуалами Шрёдера и употребляются благодаря собственной обычный ясности и ритуальной динамике так же как и признание «идеи республиканства». Масонский исследователь Игнац Аврелий Фесслер в Берлине работал над схожими же реформами, и в конце предложил всё же другой путь (обряд Фесслера).
Шрёдер похоронен в Гамбурге на Ольсдорфском кладбище.
Некие сочинения Шрёдера
- «Кузен в Лиссабоне» 1784
- «Театральные законы» 1787
- «Материалы о истории масонства с денька его основания в 1723-году» 1815
Литература
Издания его сочинений
- Friedrich Ludwig Schröders dramatische Werke, hrsg. von Eduard von Bülow, mit einer Einleitung von Ludwig Tieck, 4 Bände, Berlin 1831
- Anton Franz Riccoboni’s und Friedrich Ludwig Schröder’s Vorschriften über die Schauspielkunst: eine praktische Anleitung für Schauspieler und Declamatoren, Leipzig 1821
Письма
- Herbert Schneider (Hrsg.): Die Freimaurerkorrespondenz: Friedrich Ludwig Schröder, Friedrich Ludwig Wilhelm Meyer; 1802—1816, Hamburg 1979, ISBN 3-87050-149-9
- Berthold Litzmann (Hrsg.): Schröder und Gotter: eine Episode aus der deutschen Theatergeschichte; Briefe Friedrich Ludwig Schröders an Friedrich Wilhelm Gotter 1777 und 1778, Hamburg 1887
Библиография
- Unparteiische Prüfung der zwischen dem Herrn Direktor Schröder und dem Herrn Reinhard und Consorten entstandenen Misshelligkeiten: Von einem Hamburger Bürger, Hamburg 1797
- An Friedrich Ludwig Schröder den Schlafenden, Eigenthümer des deutschen Schauspiels in Hamburg, ehemaligen Direktor desselben: Wache auf — der du schläfest, 1801
- Hans-Werner Engels: Artikel «Friedrich Ulrich Ludwig Schröder», in: Hamburgische Biografie: Personenlexikon, hrsg. von Franklin Kopitzsch und Dirk Brietzke, Band 1, Hamburg 2001, ISBN 3-7672-1364-8, S. 279—280
- Christian Hannen: «Zeigtest uns die Warheit von Kunst erreichet»: das Stammbuch des Hamburger Schauspieldirektors Friedrich Ludwig Schröder; kommentierte Edition und Untersuchungen, Hamburg 1997
- Wilhelm Hintze: Friedrich Ludwig Schröder: der Schauspieler — der Freimaurer, Hamburg 1974
- Hugo Wernekke: Friedrich Ludwig Schröder als Künstler und Freimaurer, Berlin 1916
- Artikel «Friedrich Ludwig Schröder», in: Allgemeines Handbuch der Freimaurerei. 3. Auflage von Lennings Encyklopädie der Freimaurerei. Hrsg. vom Verein deutscher Freimaurer. 2 Bde. Leipzig 1900—1901, hier: Bd. 2, S. 358—361
- Ludwig Brunier: Friedrich Ludwig Schröder: ein Künstler- und Lebensbild, Leipzig 1864
- Friedrich Ludwig Wilhelm Meyer: Friedrich Ludwig Schröder: Beitrag zur Kunde des Menschen und des Künstlers, 2 Bände, Hamburg 1819
- Hermann Schüttler, Mitglieder des Illuminatenordens 1776—1787/93, München 1991, ISBN 3-89391-018-2