Содержание
- 1 Биография
- 1.1 Молодые годы
- 1.2 1-ая глобальная война
- 1.3 Тренкер и кино: 1-ые успехи
- 1.4 Тренкер и нацисты
- 1.5 За спиной Тренкера
- 1.6 Возрождение Луиса Тренкера
- 1.7 Погибель
- 2 Фильмография
- 3 Романы и другие сочинения Луиса Тренкера
- 4 Примечания
Биография
Молодые годы
Наречённый при крещении Алойзом-Францем, Тренкер потом избрал себе созвучное «Алойзу» имя «Луис». Его родной городок, до этого звавшийся Санкт-Ульрихом (Санкт-Ульрих-ин-Грёден), размещен в равнине Грёднерталь, в Южном Тироле, сейчас принадлежащем Италии. Отец Луиса — художник-резчик по дереву Якоб Тренкер. Мама — домохозяйка Каролина Тренкер, урождённая Демец (Demetz). Она принадлежала к немногочисленной цивилизации ладинов. Луис с юношества завладел 3-мя языками: верхненемецким (официальным языком Австрии), тирольско-немецким диалектом отца и ладинским языком мамы. После учёбы в местной младшей школе (1898—1901 гг.) и семинарии для мальчишек «Йозефинум» в близкорасположенном Боцене (сейчас — Больцано) (1902—1903 гг.); Тренкер быстро стал учеником инженера на электростанции Санкт-Ульриха. Потом в протяжении 2-ух лет Луис посещал строительную и художественную ремесленную школу в Боцене, позже прямо до 1912 года учился в Императорском и Царском реальном училище в Инсбруке. Тут в качестве зарубежного языка проходили итальянский... Еще во время учебы Тренкер подрабатывал на каникулах в качестве проводника в горах и лыжного инструктора. Получив аттестат зрелости, он поступил в Венский Технический институт на факультет архитектуры.
1-ая глобальная война
Когда вспыхнула 1-ая глобальная война, 22-летний Тренкер погрузился в гущу военных действий. Поначалу он сражался на Восточном фронте, в Галиции и в Королевстве Польском; потом в 1915 году был переведен в Альпы, на Итальянский фронт, поблизости от родных мест. Тут, в форту Верле, неподалеку от Триента, Луис Тренкер был в 1916 году произведён в артиллерийские офицеры. После происшедшего в том же 1916 году тяжёлого ранения, лейтенанта Тренкера назначили проводником в Доломитовых горах. Войну Тренкер окончил в звании старшего лейтенанта. Свои боевые воспоминания Луис потом обрисовал в нескольких книжках, самые важные из их – «Блок-форт Рокка-Альта» и «Горы в огне»... После окончания войны, Южный Тироль отошёл к Италии, все санкт-ульрихцы, включая Тренкеров, автоматом получили итальянское гражданство... Луис Тренкер предпринял ряд безуспешных попыток основать свой бизнес в Боцене (Больцано). Беды на коммерческом поприще принудили его возвратиться к исследованию архитектуры, сейчас в Техническом институте австрийского Граца...
Тренкер и кино: 1-ые успехи
1-ый контакт Луиса Тренкера с киноискусством состоялся в 1921 году. Тогда германский режиссёр Арнольд Фанк, снимавший «Гору судьбы», нанял его в качестве проводника в горах. Но, убедившись, что предусмотренный на главную роль актёр не умеет взбираться в горы, Фанк без длительных размышлений дал главную роль Тренкеру. Такой был актёрский дебют офицера-тирольца...
Меж тем, в 1924 году Луис удачно защитил диплом конструктора и открыл, совместно с Клеменсом Хольцмайстером, строительный кабинет в Больцано. Луис Тренкер выстроил, по собственному проекту, коттедж для собственного друга-однополчанина Йозефа Костнера... В том же 1924 году Тренкер принял роль в первых в истории Зимних олимпийских играх, которые прошли в савойском городке Шамони. Луис Тренкер выступил в составе команды итальянских бобслеистов (5 человек, пилот - Лодовико Обексер). Команда заняла VI место...
В 1925 году, на съёмках еще одного кинофильма Арнольда Фанка, "Священная гора", вышло знакомство Тренкера с начинающей киноактрисой Лени Рифеншталь. Сюжетным стержнем киноленты является любовный треугольник. Кульминация происходит, когда альпинист Карл (Луис Тренкер) лицезреет свою жену (Лени Рифеншталь), около которой на коленях стоит его конкурент, а она лаского гладит его по голове. Лица конкурента он не лицезреет... Карл в ярости - и зовет собственного друга Виго (Эрнст Петерсен), собираясь совершить опасное восхождение - и тем освободиться от гнева. На ледовом уступе друзей настигает буря, и тут-то выясняется, что тем конкурентом является... Виго. Альпинист, вновь окутанный гневом, запамятывает, что площадка очень мала и наступает на Виго, в итоге чего, тот падает в пропасть. Его выручает страховка, но горец не может в одиночку поднять друга, так как зацепиться тут не за что. Так и простоит он всю ночь, держа замерзшего, в конце концов, друга. А с первыми лучами восходящего солнца Карл шагнёт навстречу солнцу в пропасть на очах не успевших к нему спасателей... Параллельно со съемками, и Тренкер, и Рифеншталь обучались у Фанка режиссуре. Вобщем, их сблизило не только лишь это. Согласно утверждениям ряда биографов Лени Рифеншталь (Одри Салкелд, Юрия Безелянского и др.), конкретно экспрессивный тиролец Тренкер стал её первым хахалем. Сама Рифеншталь, не вдавясь в интимные подробности, выделила в собственных воспоминаниях:
Окутанная доныне не известным мне чувством, я в первый раз испытала наслаждение в объятиях мужчины. |
Но, по её же словам, в самом скором времени их дела получили развитие сообразно пословице: «От любви до ненависти - один шаг!»...
Меж тем, в фашистской Италии набирала обороты антигерманская кампания, Санкт-Ульрих был переименован в Ортизеи (Ortisei). В 1927 году в Италии был принят закон, согласно которому, снутри страны признавались только итальянские дипломы. С этого момента выпускник австрийского университета Луис Тренкер уже не мог работать архитектором в Больцано, и ему пришлось закрыть собственный кабинет. Тренкер переехал в Берлин, где прожил прямо до 1940 года...
В 1928 году Луис Тренкер женился на дочери лейпцигского фабриканта Хильде фон Блейхерт, которая родила ему четырех деток... В 1928 же году Тренкер дебютировал в качестве режиссёра. По собственному сценарию он снял немой кинофильм «Борьба за Маттерхорн» (Der Kampf ums Matterhorn). В 1929 году Тренкер снял кинофильм "Клич Севера" (Der Ruf des Nordens), сыграв в нём главную роль. В 1931 году Тренкер снял прославивший его кинофильм "Горы в огне", посвящённый одной из альпийских битв Первой мировой войны. Действие разворачивалось на фоне заснеженных Тирольских пиков. Австрийский батальон закрепился на верхушке горы Кол-ди-Лана (памятной Тренкеру по Мировой войне, тут он сражался совместно с братьями Йозефом и Францем Костнерами). Так как Лану нереально захватить прямой атакой, - итальянские бойцы, расположившись у подошвы горы, начинают бурить в ней отверстие, чтоб заложить динамит и подорвать позиции врага. Покуда австрийцы, бессильные обезвредить неприятеля, в растерянности прислушиваются к наизловещему грохоту в горном чреве, главный герой - один из австрийских офицеров (его, опять-таки, сыграл старший лейтенант Тренкер) - производит на лыжах отчаянную вылазку в свою родную деревню, где итальянцы устроили для себя штаб-квартиру. Там он выяснит точную дату взрыва и впору ворачивается вспять, чтоб предупредить товарищей по оружию. Благодаря его подвигу, обреченный на смерть батальон успевает бросить позиции до того, как раздался взрыв...
Тренкер и нацисты
В 1932 году Тренкер обращается к историческому наследству Тирольского героя XIX века Андреаса Гофера. На студии Deutsche Universal-Film Луис Тренкер делает кинофильм "Der Rebell" ("Бунтарь"), в каком исполняет главную роль Северина Андерлана (Severin Anderlan). Итак, место деяния - Тироль, 1809 год. "Андерлан" поднимает тирольских фермеров на борьбу с французскими оккупантами, одерживает победы, терпит поражение, попадает в плен и погибает от неприятельских пуль (точно также, как Гофер!). В 1933 году выходит английская версия картины - The Rebel (студия Universal Pictures). Доныне остаётся загадкой, отчего Тренкер не возжелал вывести знакового государственного героя под его реальным именованием, ограничившись только прозрачным созвучием «Андреас»-«Андерлан»? Но, очень приметная запись содержится в дневнике Йозефа Геббельса:
Вечерком был кинофильм. Луис Тренкер, «Бунтарь». Хорошая работа. Националистический подъем. Очень большие массовые сцены... Гитлер – в экстазе! |
... Дело в том, что ещё до прихода германских нацистов к власти, Тренкер установил с ними неформальный контакт, неверно полагая, что конкретно НСДАП сподобится воссоединить итальянизируемый Южный Тироль с Австрийской и Германской родиной. И можно представить, что имела место устная контрактённость. Исторический Гофер, громивший баварские контингенты, не полностью импонировал Гитлеру, коий (не без оснований) считал себя конкретно баварцем, а не австрийцем. Потому сказочный "Северин Андерлан" тогда еще больше устраивал вершину НСДАП, ежели реальный Андреас Гофер (только после аншлюсса Австрии, последовавшего в 1938 г, Гофер был-таки включён в перечень государственных героев Третьего Рейха)... В апреле 1933 г. Тренкер издал сценарий «Бунтаря» в форме романа.
Да будет наша любовь к Отечеству, любовь к родине и народу настолько же священной, как вера в Бога, живущая в нашей душе. Да будет благословенна и идеальна наша память о тех, кто боролся и сложил голову за родной дом и Отечество! Их дух живойёт посреди нас, наполняя нас силой и надеждой. Во имя памяти героев 1809 года, я посвящаю эту книжку молодёжи Германии. |
- писал Тренкер в вступлении к книжке...
В сентябре 1933 г. Луис Тренкер, ещё не будучи членом НСДАП, вступает в Национал-социалистическое объединение кинематографистов. В 1933 – 1934 гг. работает над фильмом «Блудный сын» (в 1934 г. картина получила приз Венецианского Интернационального кинофестиваля)... В 1936 году Луис Тренкер снимает «первый германский вестерн» – «Император Калифорнии» (Der Kaiser von Kalifornien, в русском прокате 1930-х годов кинофильм назывался «Золотая горячка»). В кинофильме воспроизводятся факты из умопомрачительной биографии Иоганна Августа Зуттера, уроженца германоязычного швейцарского кантона Базель, основавшего процветающую сельскохозяйственную колонию в Северной Калифорнии. Сначала Зуттеру сопутствовал фуррор - но позже судьба безжалостно обошлась с ним. На принадлежавшей Зуттеру земле внезапно отыскали золото - и нахлынувшие отовсюду золотоискатели разорили его необъятные владения. Одна неудача следует за другой: в один момент погибает супруга Зуттера, один за одним гибнут три его отпрыска, а сам Зуттер, хотя и выиграл суд, но - в итоге мятежа охлократии и юридических махинаций - не получил легитимных компенсаций и погиб в бедности. Трагическая судьба Иоганна Зуттера, которого сыграл сам Тренкер, тронула сердца членов жюри IV Интернационального кинофестиваля в Венеции, посчитавшего это «анти-плутократическое» произведение наилучшим зарубежным фильмом. «Император Калифорнии» был снят, по большей части, на американской земле, в грозных калифорнийских Кордильерах...
В 1937 году Луис Тренкер снимает собственный 1-ый италоязычный кинофильм "Кондотьер - Джованни Чёрные Полосы". Он посвящён боевым делам и истязающей погибели предводителя Джованни де Медичи (1498 — 1526). Существует мировоззрение, что когда Тренкер в первый раз посетил могилу Андреаса Гофера, расстрелянного французами в Мантуе, он живо заинтересовался биографией другого героя и стратега, окончившего свои деньки в этом же городке.
Луис Тренкер был человеком трёх культур: это культура ладинов; это, конечно, германская культура - и культура итальянская! |
- подчёркивает его отпрыск - юрист Фердинанд Тренкер. Летом 1940 г., после длительных размышлений, Луис Тренкер вступает в НСДАП. Но, отношения с нацистским режимом не заладились. На него строчили доносы: то Луис сетовал в ресторане на строгие германские законы и произнес, что он больше не желает снимать кинофильмов и вообщем, дескать, все, «эти,.. которые посиживают в Берлине, могут поцеловать его в зад»; то он заявил в Нью-Йорке:
Вчера я дискутировал с одним шведом – ну, и он прав, это срам, что немцы сжигают книжки и, что Германия выкидывает евреев. |
Не один раз Тренкера критиковали ещё и за то, что он использовал в собственных фильмах «слишком много иностранцев»...
В конце 1940 года Луис переселяется из Берлина в Рим, и в Германии сейчас бывает только наездами... В 1941 году германские власти отмели сценарий нового тренкеровского кинофильма, ему отказали в финансировании, ибо Тренкер настаивал на том, что желает снимать в Итальянских Альпах. В 1942 году он вдруг получает главную роль в национал-социалистическом кинофильме «Germanin – Bayer 205». Режиссером этой картины был деверь Геббельса - Макс Киммих. Но, согласно письму, адресованному в штаб рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера, после съемок этого кинофильма Тренкеру официально воспретили работать в III Рейхе. Понятно, что приблизительно в эти деньки Геббельс именовал Тренкера - «мерзавцем и парнем без отечества, которого необходимо приостановить, а потом добить!».
За спиной Тренкера
1 сентября 1942 года германским генеральным комиссаром Крыма — Таврии (со штаб-квартирой в Мелитополе) стал Альфред Фрауэнфельд. Еще до собственного предназначения на эту должность, летом 1942 года Фрауэнфельд выступил с меморандумом о необходимости переселения южно-тирольских германцев в Крым. 10 июля 1942 года Генрих Гиммлер написал Фрауэнфельду письмо, в каком он благодарил его за меморандум и докладывал, что он гласил об этой идее с Гитлером. По словам Гиммлера, ни Гитлер, ни он сам не имеют ничего против переселения южно-тирольских германцев в Крым, хотя этот план может быть реализован только после окончания войны. На одном из совещаний Гитлер произнес:
Я думаю, что это прекрасная мысль. Не считая того, я также считаю, что Крым и климатически, и географически подходит тирольцам, а по сопоставлению с их родиной он - вправду земля, где текут реки с молоком и мёдом. Их переселение в Крым не вызвало бы ни физических, ни психических проблем. |
Сам Крым, вкупе с Таврией и некими другими районами южной Украины, в предстоящем по Генеральному плану «Ост» должны были составить «Готенгау», предполагавшийся к германской колонизации и конкретной передаче в состав Рейха. Вправду, земляки Луиса Тренкера были для национал-социалистов всего только разменной монетой, менее того. Альянс нацизма с фашизмом завязывался и развивался за их спиной и через их головы...
В 1943 году Луис Тренкер приступает в Италии к работе над фильмом «Во власти Монт-Мираколо» (опять выступая в качестве и режиссера, и сценариста). Воплотить загаданое ему удалось только в Австрии 6 лет спустя. В конце 2-ой мировой войны, Тренкер ворачивается в Больцано...
Возрождение Луиса Тренкера
В 1949 году Луис Тренкер, при конкретном участии основанной им еще в 1937 г. в Берлине конторы Luis Trenker-Film GmbH, продолжил синематографическую работу в Баварии. Повсевременно живя в Мерано (Южный Тироль), Тренкер совершал постоянные поездки в Мюнхен. Какое-то время он снимал короткометражки о горном мире, портреты его обитателей. В 1950 году Луис Тренкер снимает вторую версию кинофильма "Кондотьер - Джованни Чёрные Полосы". Сначала 1950-х, Луис приступает к системной работе над большими документальными фильмами о горах, а с 1955 года, и над художественными. Его внимание завлекают не только лишь родные Альпы, да и другие горные цепи и гористые острова. Так, необходимо подчеркнуть документальный кинофильм "Лофотенский рыбак" (1952 г.) - о трудовых буднях северного норвежского архипелага, старого гнезда викингов и саэконунгов... В 1955 году Тренкер снял художественный кинофильм «Спасение из Доломитов», по сценарию, написанному в соавторстве с Джорджио Бассари. С 1965 года Тренкер начал снимать цикл документальных кинофильмов о Южном Тироле (Heimat Südtirol). С 1959 года он вел несколько программ на телевидении ФРГ, выступая с интересными рассказами о собственных путешествиях и прозаических перипетиях. Особо необходимо подчеркнуть документальный цикл "Luis Trenker erzählt" ("Луис Тренкер ведает"), который шёл на Баварском ТВ (TV bavarese). Луис Тренкер был довольно успешен и как предприниматель. Основанная им компания "LUIS TRENKER" производила и до настоящего времени производит горную одежку, горное и альпинистское снаряжение (с конца 1980-х годов - ещё и ежедневную одежку альпийского стиля)... В протяжении последних лет жизни Тренкер интенсивно участвовал в борьбе за хрупкую окружающую среду.
Погибель
Скончался маститый старец 13 апреля 1990 г. в Больцано, от пневмонии и сердечной дефицитности (пережив на два года свою супругу Хильду Тренкер-фон-Блейхерт). 97-летний Луис Тренкер был погребён в родном Ортизеи (Санкт-Ульрихе), в семейном склепе. На его могиле установлен маленькой бюст из белоснежного, цвета альпийских снегов, мрамора. В 1992 г. - к 100-летнему юбилею величавого земляка - граждане Ортизеи воздвигли его скульптуру: бронзовый Тренкер глядит на верхушку Лангкофель, которую не один раз покорял при жизни...
Также в год 100-летия Луиса Тренкера Италия предоставила немецкоязычным жителям региона Трентино—Альто-Адидже право получать образование на германским языке, они стали обширнее представлены в городских органах власти и смогли впрямую обращаться в Интернациональный трибунал ООН в Гааге. В 1992 году австрийские власти сделали заявление в ООН о прекращении противоречий с Италией по вопросу Южного Тироля.
Всё своё творческое богатство Тренкер завещал соотечественникам - германцам и ладинам Тироля. В марте 2004 г. наследники режиссёра передали его систематизированный архив Ладинскому музейному комплексу Museum Gherdëina в Южном Тироле.
Фильмография
- 1924: Der Berg des Schicksals (Гора судьбы)
- 1926: Der heilige Berg (Священная гора)
- 1928: Der Kampf ums Matterhorn (Борьба за Маттерхорн)
- 1929: Der Ruf des Nordens (Клич Севера)
- 1930: Der Sohn der weißen Berge (Отпрыск белоснежной горы)
- 1930: Die große Sehnsucht (Ностальгия)
- 1930: Les Chevaliers de la montagne (Рыцари гор)
- 1930: Die heiligen drei Brunnen (Три святых источника)
- 1931: Berge in Flammen (Горы в огне)
- 1932: Doomed Battalion (Обречённый батальон)
- 1932: Der Rebell (Бунтарь)
- 1933: The Rebel (Бунтарь - английская версия)
- 1934: Der verlorene Sohn (Блудный отпрыск)
- 1936: Der Kaiser von Kalifornien (Правитель Калифорнии,Золотая горячка)
- 1937: Condottieri (Giovanni delle Bande Nere) (Кондотьер - Джованни Чёрные Полосы)
- 1938: Der Berg ruft (Гора кличёт)
- 1938: Liebesbriefe aus dem Engadin (Любовные письма из Энгадина)
- 1938: Es leuchten die Sterne (Звезды светятся)
- 1938: The Challenge (Вызов)
- 1939: Grenzfeuer (Мы мзды не берем)
- 1940: Der Feuerteufel (Пламенный чёрт)
- 1942: Pastor Angelicus (Пастор Ангеликус)
- 1943: Germanin (Германия: колониальная история)
- 1943: Im Banne des Monte Miracolo / Der verrufene Berg (Во власти Монте-Мираколо / Гора скорби)
- 1945: Monte Miracolo (Монте-Мираколо)
- 1950: I condottieri, Giovanni delle bande nere (Кондотьер Джованни Чёрные Полосы)
- 1950: Duell in den Bergen (Дуэль в горах)
- 1950: Barriera a settentrione
- 1951: Aus König Laurins Rosengarten (Из розария короля Лорена)
- 1952: Kleine Kletterfahrt (Малеханькое восхождение)
- 1952: Niemals mutlos (Никогда не сдавайся!)
- 1952: Gondelfahrt durch Venedig (Прогулка по Венеции)
- 1952: Lofotenfischer (Лофотенский рыбак)
- 1954: Kavaliere im Eis (Господа во льдах)
- 1955: Flucht in die Dolomiten (Побег в Доломиты)
- 1955: Il prigioniero della montagna (Пленный горных высот)
- 1955: S.O.S. Zinnennordwand (Спасение из Доломитов)
- 1956: Von der Liebe besiegt (Во власти любви)
- 1956: Gold aus Gletschern (Золото ледников)
- 1957: Wetterleuchten um Maria (Зарницы Марии)
- 1957: Unser Freund, der Haflinger (Наш друг Хафлингер)
- 1960: Grüß Gott, Herr Pfarrer (Хороший денек, государь Пастор!)
- 1962: Sein bester Freund (Его самый близкий друг)
- 1962: Vacanze scambio
- 1970: Skifreuden in den Dolomiten (Лыжные экстазы Доломитов)
- 1970: Ich filmte am Matterhorn (Я снимал на Маттерхорне)
- 1970: Heimat aus Gottes Хэнд (Родина из Божьих рук)
- 1993: Die Macht der Bilder: Leni Riefenstahl (Портрет Лени Рифеншталь. - кинофильм был смонтирован уже после погибели Тренкера, но ещё при жизни Рифеншталь)
Романы и другие сочинения Луиса Тренкера
- Meine Berge, 1931 (Мои горы)
- Berge in Flammen. Ein Roman aus den Schicksalstagen Südtirols, 1931 (Горы в огне. Роман о решающих деньках Южного Тироля)
- Kameraden der Berge, 1932 (Друзья гор)
- Der Rebell. Ein Freiheitsroman aus den Bergen Tirols, 1933 (Бунтарь. Роман о свободе из гор Тироля. - сценарий, переработанный в роман)
- Berge und Heimat, Das Buch von den Bergen und ihren Menschen, 1933 (Горы и родина. Книжка О ГОРАХ и их обитателях)
- Der verlorene Sohn, 1934 (Блудный отпрыск. - сценарий, переработанный в роман)
- Berge im Schnee. Das Winterbuch, 1935 (Горы в снегу)
- Helden der Berge, 1936 (Герои гор. - роман)
- Leuchtendes Land, 1937 (Земля в огнях. - роман)
- Sperrfort Rocca Alta. Der Heldenkampf eines Panzerwerkes, 1937 (Герои Рокка-Альты)
- Hauptmann Ladurner. Ein Soldatenroman, 1940 (Капитан Ладурнер. - роман)
- Der Feuerteufel. Ein Speckbacherroman, 1940 (Пламенный чёрт)
- Sterne über den Gipfeln, 1942 (Звезды над верхушками. - роман)
- Heimat aus Gottes Хэнд, 1948 (Родина из Божьих рук. - роман)
- Duell in den Bergen. Ein Roman aus den Dolomiten, 1951 (Дуэль в горах. Роман из Доломитов)
- Glocken über den Bergen, 1952 (Колокола над горами. - роман)
- Sonne über Sorasass. Ein heiterer Roman aus den Dolomiten, 1953 (Солнце над Соразасом. Безмятежный роман из Доломитов)
- Schicksal am Matterhorn, 1957 (Излом судьбы на Маттерхорне. - роман)
- Das Wunder von Oberammergau, 1960 (Волшебство Обераммергау. - роман)
- Sohn ohne Heimat, 1960 (Отпрыск без Отечества. - роман)
- Die Farm am Kilimandscharo, 1960 (Килиманджарская ферма)
- Der Kaiser von Kalifornien, 1961 (Правитель Калифорнии. - сценарий, переработанный в роман)
- Alles gut gegangen. Geschichten aus meinem Leben, 1965 (Всё было отлично. Истории из моей жизни)