Содержание
- 1 Биография
- 2 Карьера
- 3 Фильмография
- 4 Заслуги
- 5 Примечания
- 6 Литература
- 7 Ссылки
Биография
Дилип Кумар родился 11 декабря 1922 года в районе Рынка Квисса Хавани в Пешаваре (сейчас территория провинции Хайбер-Пахтунхва Пакистана), в том же городке, где родился Радж Капур. На данный момент его дому присвоен статус объекта культурного наследства. От рождения он носил имя Мухаммад Юсуф Хан и был пятым из 13-ти деток в семье. Его отец Лала Гхулам Сарвар Хан был торговцем фруктами и обладал фруктовыми садами в Пешаваре и Деолали (Махараштра, Индия). Его мама звали Айеша Бегум. Потому что она болела астмой, семья через пару лет переехала в место с более мягеньким климатом — Деолали, маленькой городок неподалеку от Насика, где Дилип учился в престижной школе-интернате Лорда Баннера. В конце 1930-х его семья опять переехала, сейчас в Бомбей. Там он попал в одну среднюю школу вкупе со своим земляком Раджем Капуром — The Khalsa College.
После окончания учёбы в течение 2-ух лет Дилип жил в Пуне, где начал своё дело, как обладатель столовой и поставщик сухих фруктов. В 1943 году актриса Девика Рани, которая обладала студией Bombay Talkies (англ.)русск., увидела Дилипа Кумара в столовой Пуны и пригласила его на главную роль в кинофильм «Морской прилив» («Jwar Bhata», 1944). Но по её воззрению имя Юсуф Хан не подходило для романтичного героя. Дебютант согласился взять псевдоним, потому что это посодействовало бы скрыть связь с кино от отца, который презирал кинематографистов. Поэт Пандит Нарендра Шарма (англ.)русск. предложил три варианта экранных имени, из которых было выбрано «Дилип Кумар».
Дилип Кумар обладает рядом языков: английским, хинди, урду (межнациональный язык общения в Пешаваре), хиндко (язык Пешаварских индусов), пушту (язык Пешаварских мусульман) и маратхи (язык общения в Деолали и Пуне). Он также изучал бенгальский язык для съёмок в региональных фильмах.
У Дилипа был бурный роман с его партнёршей по нескольким фильмам Мадхубалой, который завершился во время съёмок киноленты «Великого Могол». В это время они должны были сниматься совместно в кинофильме «Новый век». Было снято уже несколько сцен, когда она вышла из проекта по настоянию собственного отца. Потому что ею был подписан договор на роль в кинофильме, последовало судебное разбирательство, длившееся около года, где Дилип Кумар выступал на стороне режиссёра Б.Р. Чопры (англ.)русск.. Это стало концом их отношений. По одной версии Дилип предложил ей выйти за него замуж с условием, что она оставит работу и порвёт связь с её папой, с которым он не мог отыскать общего языка, но Мадхубала не могла бросить родных, которые жили только благодаря её заработкам. По другой версии, рассказанной сестрой актрисы, Мадхубала востребовала от Дилипа, чтоб он принёс извинения её папе после окончания судебной тяжбы, но он отказался.
В 1966 году Дилип женился на актрисе Сайре Бану (англ.)русск., которая была в два раза младше его (Ей было 22 года, в то время как ему 44). В 1980 году он привёл в дом вторую супругу Асму, но этот брак продлился недолго и завершился разводом.
15 сентября 2013 года Дилип Кумар был доставлен в лазарет Лилавати в Мумбаи с сердечным приступом. За 14 лет ранее он перенёс операцию на сердечко.
Карьера
Его дебютный кинофильм «Морской прилив» (Jwar Bhata, 1944), ассистентом режиссёра в каком был его давнешний знакомый Радж Капур, прошёл незамеченным. Первым фуррором в прокате стал «Jugnu» (1947), где он сыграл главную роль вкупе с Нур Йехан (англ.)русск.. За ним последовала экранизация романа Тагора «Milan» («Стрела», 1947), осуществлённая режиссёром Нитином Боссом (англ.)русск.. Но решающим прорывом стала роль в кинофильме «Репутация» (1949) Мехбуба Хана (англ.)русск.. Это история богатой девицы, которая заводит дружбу с бедным мужиком, будучи помолвленной с другим человеком, равным ей по положению. Дилип Кумар пришёл в кинофильм по советы композитора Наушада (англ.)русск.. Другие главные роли сыграли Радж Капур и Наргис. Возникновение 2-ух друзей в одном кинофильме вызвало горячие споры поклонников и критиков о том, чья игра лучше. После чего Дилип никогда не снимался вкупе Раджем, невзирая на уговоры режиссёров и продюсеров, включая самого Капура, и даже отказался от роли в его кинофильме «Сангам» (англ.)русск. (1964).
В паре с Наргис в 1948—1952 годах Дилип появился в 6 фильмах, посреди которых «Ярмарка» (1948), «Отчий дом» и «Йогиня» (1950), «Встреча» и «Переполох» (1951). После того как сформировалась экранная пара Наргис-Радж Капур, Дилип отыскал новейшую партнершу — Виджаянтималу, совместно с которой сделал семь кинофильмов. Его партнершами также было огромное количество других ведущих актрис тех пор, включая Камини Каушал, Мину Кумари и Мадхубалу. С Камини Каушал он в первый раз появился совместно в кинофильме «Мученик» (Shaheed, 1948). В базу сюжета был положен рассказ о революционере, с орудием в руках боровшимся за свободу и отдавшим за неё жизнь. Пронизанная духом настоящего патриотизма, кинолента была очень успешна в прокате.
Дилип Кумар был очень успешен в 1950-х, играя трагические роли в таких фильмах как «Клеймо позора» (англ.)русск. (1952), «Девдас» (1955), «Еврейка» и «Мадхумати» (англ.)русск. (1958). Он также сыграл отрицательного персонажа в «Амар» (1954) Мехбуба Хана. Он был первым актером, выигравшим Filmfare Award за наилучшую мужскую роль в кинофильме «Клеймо позора» в 1954 году. Воплощение на дисплее таких серьёзных катастрофических ролей в скором будущем заявило о для себя: у Дилипа Кумара появились затяжные депрессии и нервные срывы. По совету психиатра он переключился на более легкие музыкальные киноленты, такие как «Гордость» (1952), его 1-ый цветной кинофильм, где он сыграл роль крестьянина-сорвиголовы. В предстоящем его ожидал фуррор с ролями в «Азад» (англ.)русск. (1955), Insaniyat (1955), «Новый век» (англ.)русск. (1957), Musafir (1957) и «Кохинур» (англ.)русск. (1960). За роль в последнем он опять получил статуэтку Filmfare.
В 1960 году, после более 10 лет съёмок, вышел высокобюджетный эпический исторический кинофильм «Великий могол» К. Азифа (англ.)русск.. Картина представляла собой синематографическую адаптацию пользующейся популярностью в 1920—1930-х годах драмы «Анаркали», повествующей историю любви царевича Салима и придворной танцовщицы. Их имена стали нарицательными и заняли место посреди имен величавых возлюбленных всех времен и народов. Азиф вначале не желал снимать Дилипа Кумара в роли царевича Салима. Сам Дилип тоже не желал играть в историческом костюмированном кинофильме. То, что он в конце концов попал в кинофильм, — награда нового продюсера кинофильма Шаупрджи Палонджи. Съёмки давались Дилипу нелегко, в особенности тяжелыми оказались съёмки на натуре в Раджастане, где стояла мучительная жара, а актеру приходилось носить тяжёлые доспехи. В конечном итоге эта работа считается одной из наилучших в его кинокарьере, хотя Дилип не был героем картины в принятом смысле слова. Заглавие кинофильма относится к Величавому Моголу Акбару, сама пьеса «Анаркали» ставила во главу угла даму, и темой этой пьесы было самопожертвование во имя любви. Но игра Дилипа сделала его третьим, если не первым, основным героем картины. Конкретно его царевич Салим становится комментатором внутреннего конфликта Акбара Величавого — конфликта меж любовью к отпрыску и долгом.
Кроме «Великого Могола» одним из основных кинофильмов в карьере Дилипа был «Ганга и Джамна» (англ.)русск. (1961), где Дилип был продюсером и создателем сценария, также сыграл главные роли совместно со своим братом Насир Ханом. Кинофильм говорил трагическую историю 2-ух братьев, из которых один — полицейский, другой — бандит. Этот сюжет потом не раз обретал экранную жизнь, к примеру, в «Стенке» (1975) Яша Чопры. Дилип также был неофициальным режиссёром «Ганги и Джамны» и провалившегося в прокате Dil Diya Dard Liya. Kalinga, который был должен стать его официальным режиссёрским дебютом, был закрыт после того как сняли всего несколько сцен.
В 1962 году английский режиссёр Дэвид Лин предложил ему роль шерифа Али в кинофильме «Лоуренс Аравийский», но Дилип отказался. В конечном итоге роль досталась египетскому актёру Омару Шарифу. Последующий кинофильм Дилипа «Заговор» (англ.)русск. (1964) по результатам проката был оценен как «ниже среднего». А роли близнецов, разбитых при рождении, в кинофильме «Рам и Шиам» (1967), именуют последними успешными главными ролями актёра.
В 1970-х его карьера пошла на спад, когда киноленты «История любви» (1972) и «Судьбы не избежать» (англ.)русск. (1976), в последнем из которых он сыграл тройную роль, провалились в прокате. Провальными вышли также «Гопи» (англ.)русск., в каком он снялся вкупе со собственной супругой Сайрой Бану (англ.)русск., и бенгальский кинофильм «Сагина Махато» (англ.)русск.. Публика уже не принимала пятидесятилетнего актера в качестве романтичного героя. После чего Дилип взял пятилетний перерыв в съемках с 1976 по 1981 год.
Он возвратился в кино в 1981 году с фильмом «Горячее сердце», который стал наикрупнейшим хитом года. Появившись в составе актерского ансамбля, включавшего Маноджа Кумара (англ.)русск., Шаши Капура, Хему Малини и Шатругхана Синха (англ.)русск., он сыграл главную роль — революционера, борющегося за независимость Индии от Английского правления. Потом он плодотворно сотрудничал с Субхашем Гхаи, снявшись во «Всемогущем» (англ.)русск. (1982), вместе с Санджаем Даттом, Сандживом Кумаром и Шамми Капуром. В этом же году он сыграл отца Амитабха Баччана в «Шакти» режиссёра Рамеша Сиппи (англ.)русск.. Один из сценаристов «Шакти» Салим Кхан (англ.)русск., гласил: «Мы были удивлены, что он придал нраву, сделанному нами, совсем новые очертания. Очень изредка случается, что у вас на руках компетентный сценарий, а кинофильм выходит за рамки выдуманного вами. Все же, Дилип Кумар сообразил свою роль и усилил её в присущей ему манере». Кинофильм не сделал огромные сборы, но Дилип закономерно получил за работу свою последнюю заслугу Filmfare за наилучшую роль.
В 1984 году он сыграл в «Факеле» (англ.)русск. Яша Чопры и «Жестоком мире» Рамеша Талвара (англ.)русск. вкупе с Анилом Капуром и Риши Капуром соответственно. 2-ой раз он сотрудничал с Субхашем Гхаи в 1986 году в боевике «Карма». В этом кинофильме он сыграл тюремного смотрителя, который нанимает троих человек (в выполнении Насируддина Шаха, Джеки Шроффа и Анила Капура), чтоб они посодействовали ему отомстить за смерть семьи террористу Медику Дангу (Анупам Кхер). В 1991 году он снимался совместно в маститым актером Раджем Кумаром (англ.)русск. в «Торговце», его 3-ем и последнем кинофильме режиссёра Субхаша Гхаи. Это также был его 2-ой кинофильм с Раджем Кумаром после «Призыва» 1959 года. «Торговец» был последним фуррором Дилипа Кумара в прокате и его последним фильмом на пару лет.
В 1998 году он последний раз появился на дисплее в кинофильме Qila, где потрясающе сыграл двойную роль братьев-близнецов. В 2014 году на экраны кинозалов вышел его кинофильм Aag Ka Dariya, снятый в 1990, но не попавший в своё время в прокат из-за денежных разногласий.
Хотя Дилип Кумар никогда не жалел о своём решении, три кинофильма, от которых он отказался, потом стали знаковыми для синематографа Индии: «Мама Индия» Мехбуба Хана, «Жажда» Гуру Датта и «Сангам» Раджа Капура.
Фильмография
Год | Российское заглавие | Оригинальное заглавие | Роль | |
---|---|---|---|---|
1944 | ф | Jwar Bhata | Джагдиш / Jagdish | |
1947 | ф | Jugnu | Сурадж / Sooraj | |
1947 | ф | Milan | Рамеш / Ramesh | |
1948 | ф | Shaheed | Рам / Ram | |
1948 | ф | Ярмарка | Mela | Мохан / Mohan |
1949 | ф | Репутация | Andaz | Дилип / Dilip |
1950 | ф | Йогиня | Jogan | Виджай / Vijay |
1950 | ф | Отчий дом | Babul | Ашок / Ashok |
1951 | ф | Прозрение (Встреча) | Deedar | Шьяму / Shamu |
1951 | ф | Переполох | Hulchul | Кишор / Kishore |
1951 | ф | Тарана | Tarana | Доктор Мотилал / Dr. Motilal |
1952 | ф | Бессердечный | Sangdil | Тхакур Шанкар / Shankar |
1952 | ф | Клеймо позора | Daag | Шанкар / Shankar |
1953 | ф | Гордость | Aan | Джай Тилак / Jai Tilak |
1953 | ф | Тропа | Foot Path | Ношу Шарма / Noshu Sharma |
1954 | ф | Амар | Amar | Юрист Амар Натх / Advocate Amarnath |
1955 | ф | Девдас | Devdas | Девдас / Devdas |
1955 | ф | Insaniyat | Мангал / Mangal | |
1955 | ф | Азад | Azaad | Азад / Абдул Рахим Хан / Кумар |
1957 | ф | Musafir | Мангал / Raja | |
1957 | ф | Новый век | Naya Daur | Шанкар / Shankar |
1958 | ф | Еврейка | Yahudi | отпрыск правителя Маркус / Shehzada Marcus |
1958 | ф | Мадхумати | Madhumati | Ананд / Девен |
1959 | ф | Призыв | Paigham | Ратан Лал / Ratan Lal |
1960 | ф | Величавый могол | Mughal-E-Azam | Царевич Салим / Prince Saleem |
1960 | ф | Кохинур | Kohinoor | Царевич Девендра / Yuvraj Rana Devendra Bahadur |
1961 | ф | Ганга и Джамна | Gunga Jumna | Ганга / Gungaram |
1964 | ф | Комплот | Leader | Виджай / Vijay Khanna |
1966 | ф | Dil Diya Dard Liya | Шанкар / Shankar | |
1967 | ф | Рам и Шиам | Ram Aur Shyam | Рам, Шиам / Ram, Shyam |
1968 | ф | Революция | Sunghursh | Кундар Прасад / Бажранги |
1968 | ф | Человек | Aadmi | Раджеш / Rajesh / Raja Saab |
1972 | ф | История любви | Dastaan | Диванчик Анил Кумар, Арбитр Вишну Сахай (Сунил) |
1973 | ф | Гопи | Gopi | Гопирам «Гопи» / Gopiram 'Gopi' |
1974 | ф | Сагина Махато | Sagina | Сагина Махато / Sagina Mahato |
1976 | ф | Судьбы не избежать | Bairaag | Кайлаш, его сыновья Бхоленатх и Санджай |
1981 | ф | Горячее сердечко | Kranti | Санга / Кранти |
1982 | ф | Шакти | Shakti | инспектор Ашвини Кумар / DCP Ashwini Kumar |
1982 | ф | Всевластный | Vidhaata | Шамшер Сингх / Субрадж |
1983 | ф | Разнорабочий | Mazdoor | Динанатх / Dinanath Saxena |
1984 | ф | Факел | Mashaal | Винод Кумар / Vinod Kumar |
1984 | ф | Ожесточенный мир | Duniya | Мохан Кумар / Mohan Kumar |
1986 | ф | Карма | Karma | Вишванатх Пратап Сингх / Vishwa Pratap Singh (Rana) |
1986 | ф | Заступник веры | Dharm Adhikari | Дхарамрадж / Dharamraj |
1989 | ф | Месть именованием закона | Kanoon Apna Apna | Джагат Пратап Сингх / Collector Jagatpratap Singh |
1990 | ф | Почетаемый | Izzatdaar | Брахмдатт / Brahm Dutt |
1991 | ф | Торговец | Saudagar | Виру Сингх / Veeru Singh |
1998 | ф | Qila | Джагамнатх Сингх, Арбитр Амаранатх Сингх |
Заслуги
- 1954 — Filmfare Award за наилучшую мужскую роль — «Клеймо позора»
- 1956 — Filmfare Award за наилучшую мужскую роль — «Девдас»
- 1957 — Filmfare Award за наилучшую мужскую роль — «Азад»
- 1958 — Filmfare Award за наилучшую мужскую роль — «Новый век»
- 1961 — Filmfare Award за наилучшую мужскую роль — «Кохинур»
- 1965 — Filmfare Award за наилучшую мужскую роль — «Заговор»
- 1968 — Filmfare Award за наилучшую мужскую роль — «Рам и Шиам»
- 1983 — Filmfare Award за наилучшую мужскую роль — «Шакти»
- 1991 — 3-я по высоте штатская заслуга Индии Падма Бхушан
- 1993 — Filmfare Award за бессрочные заслуги
- 1994 — Премия имени Дадасахеба Фальке
- 1997 — Штатская муниципальная заслуга Пакистана Нишан-и-Имтиаз
- 1997 — Государственная премия НТР (Андхра-Прадеш)
- 2004 — Apsara Film & Television Producers Guild Award за выдающийся вклад в индийский синематограф
- 2004 — IIFA Award за выдающийся вклад в индийский синематограф
- 2011 — Jeevan Lokmat Gaurav Award за бессрочные заслуги
- 2015 — 2-ая по высоте штатская заслуга Индии Падма Вибхушан