Государственная кинопремия (1977)
Filmfare Award
(1961, 1962, 1965, 1967, 1969, 1978)
Шри Мохаммед Рафи (в.-пандж. ਮੁਹੰਮਦ ਰਫ਼ੀ ?, хинди मोहम्मद रफ़ी, англ. Mohammed, Mohammad либо Mohd. Rafi; 1 мая 1919 года в дер. Котла Султан Сингх близ Амритсара, провинция Пенджаб, Английской Индии − 31 июля 1980 года, Бомбей, Махараштра, Индия) — узнаваемый индийский певец пенджабского происхождения, один из «золотых голосов» мужского закадрового выполнения индийского кино (вместе с Манна Деем, Мукешем и Кишором Кумаром), записавший за свою карьеру практически 5 тыщ певческих партий и удостоенный ряда синематографических премий (а именно, 6 призов Filmfare Award за наилучший мужской закадровый вокал — в 1961, 1962, 1965, 1967, 1969 и 1978 годах), также нескольких муниципальных наград, включая Падма Шри (1967).
Содержание
- 1 Биография
- 1.1 Детство и молодость
- 1.2 Начало карьеры (Бомбей, 1940-е годы)
- 2 Частичная фильмография
- 3 Аудиография/дискография
- 4 Номинации и заслуги
- 4.1 Проф
- 4.2 Муниципальные и правительственные
- 4.3 Публичное признание
- 5 Примечания
- 6 Дополнительная литература о Мохаммеде Рафи
Биография
Детство и молодость
Мохаммед Рафи родился в деревне Котла Султан Сингх (близ Амритсара в сегодняшнем индийском штате Пенджаб), пятым либо шестым из 6 отпрыской брадобрея и кулинара Хаджи Али Мохаммеда. Скоро после его рождения семья переехала в Лахор (сейчас в Пакистане), где по истинное время сохранился их родовой дом. Рафи в первый раз стал проявлять энтузиазм к пению в ранешном детстве, имитируя песнопения факиров на лахорских улицах. Его старший брат Мохаммеддин и его компаньон Абдул Хамид, обратив внимание на талант мальчугана, стали поощрять его пение и сыграли роль в уговорах родителей позволить отпрыску серьёзно осваивать эту профессию.
Рафи исследовал базы традиционного индийского вокала под наставничеством устадов Баде Гхулам Али Хана, Абдул Вахид Хана, пандита Дживанлала Матту и Фироза Низами. Его 1-ое общественное выступление состоялось в Лахоре, когда ему было 13, по другим данным — около 15 лет, когда на концерте певца Кунданлала Сайгала отключилось электричество и кто-то предложил Рафи спеть, чтоб развлечь нервничающую публику. Присутствовавший посреди зрителей Шьям Сундар, впечатлённый искусством юноши, пригласил его в Бомбей петь для кинофильмов и сделал его первую запись в качестве закадрового вокалиста в дуэте с Зинат Бегум «Soniye Nee, Heeriye Nee» для кинофильма на пенджаби «Gul Baloch» (в 1941; выпущен в прокат в 1944). В том же году Мохаммед Рафи был приглашён петь на лахорскую студию радиовещательной компании All India Radio.
Начало карьеры (Бомбей, 1940-е годы)
В 1944 году Рафи в сопровождении Абдул Хамида приехал в Бомбей, где они сняли на двоих комнату в густонаселённом районе Бхенди-Базар, известном своим тесноватым обществом музыкантов. Поэт Танвир Накви представил его нескольким кинопродюсерам, включая Абдуррашида Кардара и Мехбуб Хана, также актёру и режиссёру Назиру. Уже знакомый с юным музыкантом Шьям Сундар предоставил ему возможность спеть и записать дуэт с Г. М. Дуррани «Aji dil ho qaabu mein to dildar ki aisi taisi…» для кинофильма «Gaon Ki Gori», который стал первой певческой записью Мохаммеда для кино на хинди, за которой последовали и другие.
Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его. |
Частичная фильмография
(Полная фильмография включает более 860 кинофильмов, из которых около 55 окончены после погибели певца либо использовали для озвучивания его архивные записи)
1940-е годы- «Jugnu» (англ.) (1947) — студент
- «Лейли и Маджнун» (1949) — певец с бородой
- «Сезон дождей» (1949)
- «Бродяга» (1951)
- «Aan» (англ.) (1952)
- «Два бигха земли» (1953)
- «Туда-сюда» (1954)
- «Чистильщики обуви» (1954)
- «Jagriti» (англ.) (1954)
- «Shabaab» (англ.) (1954)
- «Государь 420» (1955)
- «Девдас» (1955)
- «Seema» (англ.) (1955)
- «Тайком от всех» (1956)
- «Basant Bahar» (англ.) (1956)
- «C.I.D.» (англ.) (1956)
- «Жажда» (1957)
- «Мама Индия» (1957)
- «Новый век» (1957)
- «Еврейка» (1958)
- «Ховрский мост» (1958)
- «Суджата» / «Неприкасаемая»(1959)
- «Полная луна» (1960)
- «Сын по неволе» (1960)
- «Чёрный рынок» (1960)
- «Barsaat Ki Raat» (англ.) (1960)
- «Bewaqoof» (англ.) (1960)
- «Chhalia» (англ.) (1960)
- «Ганга и Джамна» (1961)
- «Нас двое» (1961)
- «Boy Friend» (англ.) (1961)
- «Kabuliwala» (англ.) (1961)
- «Jab Pyar Kisi Se Hota Hai» (англ.) (1961)
- «Baat Ek Raat Ki» (англ.) (1962)
- «Твоё сердечко безумно» (1962)
- «Возлюбленная моя» (1963)
- «Не императивна над любовью власть» (1963)
- «Ромео и Джульета: новенькая история» (1963)
- «Phir Wohi Dil Laya Hoon» (англ.) (1963)
- «Читралекха» (1964)
- «Ayee Milan Ki Beta» (англ.) (1964)
- «Haqeeqat» (англ.) (1964)
- «Испытание временем» (1965)
- «Когда распускаются цветы» (1965)
- «Любовь в Кашмире» (1965)
- «Святой» (1965)
- «Семья» (1965)
- «Gumnaam» (англ.) (1965)
- «Да здравствует любовь» (1966)
- «Любовь в Токио» (1966)
- «Материнская любовь» (1966)
- «Teesri Manzil» (англ.) (1966)
- «Вечер в Париже» (1967)
- «Вокруг света» (1967)
- «Лицом к лицу» (1967)
- «Ночь и день» (1967)
- «Похититель ценностей» (1967)
- «Upkaar» (англ.) (1967)
- «Голубой лотос» / «Нилкамал» (1968)
- «В смятении» (1969)
- «Мечта» (1969)
- «Преданность» (1969)
- «Цветок и два садовника» (1969)
- «Pyar Ka Mausam» (англ.) (1967)
- «Война и любовь» (1970)
- «Красивый и упрямый» (1970)
- «Любовь и богатство» (1970)
- «Моё имя Клоун» (1970)
- «Опасное сходство» (1970)
- «Aan Milo Sajna» (англ.) (1970)
- «Ishq Par Zor Nahin» (англ.) (1970)
- «Jahan Pyar Mile» (англ.) (1970)
- «Джохар и Мехмуд в Гонконге» (1971)
- «Красный камень» (1971)
- «Моя родина» (1971)
- «Слоны мои друзья» (1971)
- «Andaaz» (англ.) (1971)
- «Jaane-Anjaane» (англ.) (1971)
- «Твоя краса опьяняет» (1972)
- «Gora Aur Kala» (англ.) (1972)
- «Гордыня» (1973)
- «Затянувшаяся расплата» (1973)
- «Найти друг друга» (1973)
- «Герой» (1974)
- «Друг» (1974)
- «Haath Ki Safai» (англ.) (1974)
- «Kunwara Baap» (англ.) (1974)
- «Us Paar» (англ.) (1974)
- «Гроза» (1975)
- «Испытание любви» (1975)
- «Geet Gaata Chal» (англ.) (1975)
- «Uljhan» (англ.) (1975)
- «Только любовь» (1976)
- «Bairaag» (англ.) (1976)
- «Амар, Акбар, Антони» (1977)
- «Нескончаемая притча любви» (1977)
- «Это жизнь» (1977)
- «Бриллиант „Шалимар“» (1978)
- «Внебрачный отпрыск» (1978)
- «Клятвы и обещания» (1978)
- «Ganga Ki Sauganhd» (англ.) (1978)
- «Чёрный камень» (1979)
- «Kartavya» (англ.) (1979)
- «Suhaag» (англ.) (1979)
- «Долг чести» (1980)
- «Абдулла» (1980)
- «Красивая жизнь» (1980)
- «Рам и Балрам» (1980)
- «Горячее сердце» (1981)
- «Крепкая дружба» (1981)
- «Калиа» (1981)
- «Судьба» (1981)
- «Katilon Ke Kaatil» (англ.) (1981)
- «Bhagawat» (англ.) (1982)
- «Desh Premee» (англ.) (1982)
Аудиография/дискография
Этот раздел статьи ещё не написан.
Согласно плану 1-го из участников Википедии, на этом месте должен размещаться особый раздел. Вы сможете посодействовать проекту, написав этот раздел. |
Номинации и заслуги
Проф
Индийская Государственная кинопремия за наилучший мужской закадровый вокалГод | Партия | Кинофильм | Композитор | Создатель слов | Итог | Ссылки |
---|---|---|---|---|---|---|
1978 | Kya Hua Tera Wada | Мы не ужаснее других (1977) | Рахул Дев Бамин | Маджрух Султанпури | Победа |
Год | Партия | Кинофильм | Композиторы | Создатели слов | Итог | Ссылки |
---|---|---|---|---|---|---|
1961 | Husnwale Tera Jawab Nahin | Домашняя обитель (1961) | Рави Шанкар Шарма | Шакил Бадаюни | Номинация | |
Teri Pyaari Pyaari Surat Ko | Sasural (1961) | Шанкар-Джайкишан | Хасрат Джайпури | Победа | ||
1962 | Chaudhvin Ka Chand Ho | Полная луна (1961) | Рави Шанкар Шарма | Шакил Бадаюни | Победа | |
1963 | Aye Gulbadan Aye Gulbadan | Доктор (1962) | Шанкар-Джайкишан | Хасрат Джайпури | Номинация | |
1964 | Mere Mehboob Tujhe Mere | Любовь моя (1963) | Наушад Али | Шакил Бадаюни | Номинация | |
1965 | Chahunga Main Tujhe Saanj Savere | Дружба (1964) | Лакшмикант-Пьярелал | Маджрух Султанпури | Победа | |
1966 | Chhoo Lene Do Nazuk Hothon Ko | Тени (1965) | Рафи Шанкар Шарма | Сахир Лудхианви | Номинация | |
1967 | Baharo Phool Barsao | Принцесса и разбойник (1966) | Шанкар-Джайкишан | Шайлендра | Победа | |
1969 | Main Gaoon Tum So Jao | Брахмачари (1968) | Шанкар-Джайкишан | Шайлендра | Номинация | |
Dil Ke Jharokhe Mein | Хасрат Джайпури | Победа | ||||
Babul Ki Duvayen | Нилкамал (1968) | Рави Шанкар Шарма | Сахир Лудхианви | Номинация | ||
1970 | Badi Mastani Hai | Jeene Ki Raah (1969) | Лакшмикант-Пьярелал | Ананд Бакши | Номинация | |
1971 | Khilona Jaan Kar | Игрушка (1970) | Лакшмикант-Пьярелал | Ананд Бакши | Номинация | |
1974 | Hum Ko To Jaan Se Pyaari | Naina (1973) | Шанкар-Джайкишан | Хасрат Джайпури | Номинация | |
1975 | Achha Hi Huva Dil Toot Gaya | Maa Bahen Aur Biwi (1974) | Шарда | Камар Джалалабади Ведпал Варма |
Номинация | |
1978 | Parda Hai Parda | Амар, Акбар, Антони (1977) | Лакшмикант-Пьярелал | Ананд Бакши | Номинация | |
Kya Hua Tera Wada | Мы не ужаснее других (1977) | Рахул Дев Бамин | Маджрух Султанпури | Победа | ||
1979 | Aadmi Musaafir Hai | Близкий человек (1977) | Лакшмикант-Пьярелал | Ананд Бакши | Номинация | |
1980 | Chalo Re Doli Uthao Kahaar | Злейший неприятель (1979) | Лакшмикант-Пьярелал | Варма Малик | Номинация | |
1981 | Dard-e-dil Dard-e-jigar | Долг Чести | Лакшмикант-Пьярелал | Ананд Бакши | Номинация | |
Maine Poocha Chand Se | Абдулла | Рахул Дев Бамин | Ананд Бакши | Номинация | ||
Mere Dost Kissa Yeh | Верные друзья | Лакшмикант-Пьярелал | Ананд Бакши | Номинация |
Год | Кинофильм | Композиторы | Создатели слов | Итог | Ссылки |
---|---|---|---|---|---|
1957 | Tumsa Nahin Dekha (1957) | Омкар Прасад Найяр | Маджрух Султанпури | Победа | |
1965 | Дружба (1964) | Лакшмикант-Пьярелал | Маджрух Султанпури | Победа | |
1966 | Любовь в Кашмире (1965) | Шанкар-Джайкишан | Хасрат Джайпури | Победа |
Год | Кинофильм | Композитор | Создатель слов | Итог | Ссылки |
---|---|---|---|---|---|
1965 | Читралекха (1964) | Рошан | Сахир Лудхианви | Победа |
Ряд источников упоминает также приз «Лучшему певцу», приобретенный им в 1974 году от журнальчика «Film World» за выполнение песни «Teree Galiyon Mein Na Rakhenge Qadam Aaj Ke Baad» композитора Уши Кханны.
Муниципальные и правительственные
- 1948 — серебряная медаль в честь первой годовщины независимости Индии (от премьер-министра Джавахарлала Неру).
- 1967 — Падма Шри от правительства Индии.
Публичное признание
Мохаммед Рафи не один раз рассматривался многими как наилучший певец Индии либо, по последней мере, индийского кино. Его популярность для аудитории выразилась а именно, в разделённом с Латой Мангешкар титуле «Лучшего певца тысячелетия» от журнальчика Stardust по результатам спонсированного компанией Hero Honda опроса 2001 года, также титуле «Лучшего певца кино на хинди» по результатам опроса 2013 года телеканала CNN-IBN.
Такого же представления в целом придерживались его более именитые коллеги по закадровому вокалу, а именно, владельцы высшей проф Премии имени Дадасахеба Фальке Лата Мангешкар (обратившаяся конкретно к его авторитету за поддержкой собственного представления о роялти для вокалистов, хотя это и вызвало в дальнейшем раздор меж ними) и Манна Дей (назвавший его «величайшим певцом, который когда или был у Индии»).
В 2000-х годах ряд публичных групп и деятелей, включая киноактёра Судипа Панди, парламентария Шайлендру Кумара, сенатора и министра Рам Виласа Пасвана и других, официально заявляли, что Мохаммед Рафи должен быть посмертно удостоен высшей штатской заслуги Бхарат Ратна, также премии Фальке, но к истинному времени правительством Индии такового решения принято не было.