Суббота, 30 Май 2015 17:00

Гольдблат Моисей Исаакович

Автор 
Совет: А чтобы не потерять эту страницу, просто нажмите на кнопочку ниже, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соц.сети
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация об актере

Имя актера на русском (кириллицей): Моисей Гольдблат
Полное имя актера на родном языке: идиш משה גאָלדבלאַט
Когда родился (Дата рождения):

16 декабря 1896 1896-12-16

Где родился (Место рождения):

Герца, румынская Молдавия, Румыния ныне — Черновицкая область, Украина

Когда умер (Дата смерти):

1974 1974

Где умер (Место смерти):

Хайфа, Израиль

Кто по профессии:

актёр
театральный режиссёр, кинорежиссёр

Какое имеет гражданство:

Румыния,
СССР,
Израиль

Годы активности:

1925—1969

В каких театрах играл:

ГОСЕТ, «Ромэн», Государственный академический русский театр драмы имени М. Ю. Лермонтова, Харьковский русский драматический театр имени Пушкина

Какие имеет награды:

IMDb:


Биография актера Гольдблат, Моисей Исаакович

Моисей Исаакович Гольдблат (идиш משה גאָלדבלאַט — Мойше Голдблат; 16 декабря 1896, Герца, Молдавия, Румыния — 1974, Хайфа, Израиль) — актёр и режиссёр еврейского театра на идише, российского и цыганского театров. Создатель и 1-ый художественный управляющий столичного цыганского театра «Ромэн». Заслуженный артист РСФСР (1935), Народный артист Казахской ССР (1943), Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1945).

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Ранешние годы и Столичный ГОСЕТ
    • 1.2 Цыганский театр
    • 1.3 Биробиджанский и Киевский ГОСЕТ
    • 1.4 Последние годы
    • 1.5 Знатные звания
  • 2 Работа в кино
    • 2.1 Актёр
    • 2.2 Режиссёр
  • 3 Ссылки и дополнительная литература
  • 4 Примечания

Биография

Ранешние годы и Столичный ГОСЕТ

Хотя большая часть источников отмечают, что Мойше Гольдблат родился в Бессарабии, местом его рождения по всей вероятности стал северный молдавский городок Герца (сейчас райцентр Герцаевского района Черновицкой области Украины). Вырос же он по всей видимости в примыкающей Бессарабской губернии.

Ребенком примкнул к кочевой еврейской труппе, в 1918—1921 годах играл в еврейском передвижном театре, гастролировавшем в разных городах Украины. В 1924 году закончил театральную студию при Столичном Муниципальном еврейском театре (ГОСЕТе) под управлением Алексея Грановского; уже с 1923 года заходил в основной актёрский состав театра. В 1925 году снялся в одной из основных ролей в кинофильме «Еврейское счастье», снятом А. М. Грановским по мотивам произведений Шолом-Алейхема.

До 1937 года работал в Столичном ГОСЕТе и преподавал сценическое мастерство в Столичном Муниципальном еврейском театральном училище (МГЕТУ) при театре; был одним из ведущих актёров труппы в период её расцвета, пришедшегося на конец 1920-х — начало 1930-х годов, когда театром управлял Соломон Михоэлс.

Цыганский театр

Сразу, с проводимой тогда в СССР политикой поощрения культур государственных меньшинств, в 1929 году Гольдблат возглавил любительскую труппу начинающих цыганских артистов. Заручившись поддержкой наркома просвещения А. В. Луначарского, 24 января 1931 года на базе этой труппы Гольдблат сделал и возглавил театр-студию «Индо-ромэн» при Главискусстве Наркомпроса РСФСР. 16 декабря такого же года студия заполучила статус проф коллектива. Художником-оформителем театра был назначен художник-оформитель Столичного ГОСЕТа Александр Тышлер (1898—1980), музыкальным директором — фольклорист и композитор С. М. Бугачевский, заведующим литературной частью — Иван Ром-Лебедев, админом — наистарейшем еврейский актёр И. Д. Файль.

Моисей Гольдблат был художественным управляющим и основным режиссёром студии «Индо-ромэн» (также известного как индоромэнский театр-студия) до 1936 года. Спектакли в эти годы ставились на цыганском языке, начиная с первой инаугурационной постановки 30 апреля 1931 года — обзора цыганской русской жизни «Атася и дадывес» (Вчера и сейчас), написанного Э. Шолоком и М. Безлюдским. В постановке Гольдблата также вышли спектакли «Жизнь на колёсах» по пьесе А. В. Германо (1931, художественное оформление Александра Тышлера), «Фараоново племя» Сверчкова по мотивам рассказов А. И. Куприна (1933), «Между огней» по пьесе А. В. Германо (1934), инсценировка новеллы Проспера Мериме «Кармен», также пьесы И. И. Ром-Лебедева «Табор в степи» (1934), «Дочь степей» (1935) и «Свадьба в таборе» (1935). Последней работой Гольдблата в индоромэнском театре стала постановка поэмы А. С. Пушкина «Цыганы» (1936) с музыкой Александра Крейна и художественным оформлением А. Тышлера.

В 1935 году вместе с Евгением Шнейдером был режиссёром картины «Последний табор», поставленной на студии им. Горьковатого с ролью Николая Мордвинова, Миши Яншина, артистов театра «Индо-ромэн», во главе с прославившейся своим романсом на всю страну Лялей Чёрной (Надежда Киселёва). После ухода Гольдблата труппу «Индо-ромэн» возглавил М. М. Яншин и работа театра была переведена на российский язык.

Биробиджанский и Киевский ГОСЕТ

В 1937—1939 годах Мойше Гольдблат был художественным управляющим новообразованного Биробиджанского Муниципального еврейского театра (БирГОСЕТа), где как режиссёр вновь сконцентрировался на серьёзном драматическом материале. Тут им были осуществлены постановки пьес Мойше Кульбака (1896—1937) «Бойтрэ-газлен» (идиш: Разбойник Бойтрэ) и «Биньёмен Магидов» (обе в 1937 году), которые театр обязан был приостановить в связи с арестом драматурга. В 1938—1939 годах Гольдблат поставил «Тевье Дэр Милхикер» («Тевье-молочник») и «Мэнчн» (Люди) по мотивам произведений Шолом-Алейхема, пьесу К. Гуцкова «Уриэль Акоста». К оформлению постановок привлекались известные московские живописцы Н. А. Шифрин и И. Б. Рабичев, композитор Л. М. Пульвер и хореограф Я. Д. Ицхоки.

В конце такого же 1939 года Гольдблат возглавил Киевский муниципальный еврейский театр (ГОСЕТ), располагавшийся в центре городка по адресу Крещатик, 29. Первой постановкой на новейшей сцене стала историческая катастрофа Шмуэла Галкина «Бар-Кохба» по мотивам одноимённой пьесы Аврума Гольдфадена (живописец — Натан Альтман). В спектакле «Дэр Фаркишефтэр Шнайдэр» (Заколдованный портной, живописец — Натан Альтман, 1940) по Шолом-Алейхему Гольдблат выступил и как режиссёр и как исполнитель главной роли портного Шимен-Эле. Тут им были также поставлены спектакли «Десять заповедей», «Афн Бойдэм А Ярид» (Ярмарка на чердаке, другими словами обычное волшебство), «Кол-Нидрэй» (Поминальная молитва) Переца Маркиша, «Варто жити на світі» А. Губермана и другие. К этим постановкам Гольдблат сам писал музыку и слова песен.

С началом Величавой Российскей войны театр был эвакуирован в Джамбул (потом в Коканд и Фергану), а Гольдблат был по совместительству назначен художественным управляющим Казахского Муниципального театра драмы (1941—1944) в Алма-Ате. В 1942 году снялся в малометражной ленте режиссёра Бориса Барнета «Бесценная голова» (роль безымянного еврея) в Боевом киносборнике № 10 (студия ЦОКС, Алма-Ата). С окончанием военных действий на Украине Киевский ГОСЕТ был переведён в Черновцы и Гольдблат оставался его художественным управляющим прямо до закрытия театра вкупе со всеми еврейскими театрами страны в разгар борьбы с безродными космополитами 15 февраля 1950 года.

10 марта 1945 года 1-ый сезон театра (сейчас имени Шолом-Алейхема) в Черновцах начался с новейшей постановки спектакля по пьесе Мойше Пинчевского «Их Лэб…» (Я живу…, Гольдблат в главной роли пережившего войну Цале Шафира), скоро разгромленной в прессе за националистические мотивы, пессимизм, отсутствие идейного содержания и упадочничество. В первый раз постановку этой пьесы Гольдблат выполнил ещё в эвакуации в Казахстане. Другим фуррором Киевского ГОСЕТа периода после войны стала постановка шолом-алейхемовского «Тевье-молочника» (Тевье Дэр Милхикер) с Мойше Гольдблатом в роли Тевье, также «Блуждающих звёзд» (Ди Блонджендэ Штэрн) такого же Шолом-Алейхема о судьбе первых звёзд современного еврейского театра. В последний год собственного существования (1949) театр показал 13 премьер.

Последние годы

В конце 1940-х годов Гольдблат проходил по делу Еврейского Антифашистского комитета, но арестован не был. С 1951 по 1959 год был художественным управляющим Казахского Муниципального академического театра драмы (сейчас им. Мухтара Ауэзова) и сразу режиссёром-постановщиком Муниципального российского академического театра драмы им. Лермонтова в Алма-Ате; до 1969 года работал актёром Харьковского российского драматического театра.

Гольдблат — создатель мемуаров об актёрах Лесе Курбасе и Соломоне Михоэлсе (1969), также более поздних, неопубликованных мемуаров о Михоэлсе и Вениамине Зускине (1974). На идише составил обзор истории русского еврейского театра «Дэр уфкум ун умкум фун дэр идишер театэр-култур ин советн-фарбанд» (Восход и смерть еврейской театральной культуры в Русском Союзе, в архиве М. Гольдблата в Институте Диаспоры в Израиле). С 1972 года — в Израиле, поселился в Хайфе.

Знатные звания

  • Заслуженный артист РСФСР (5 марта 1935)
  • Народный артист Казахской ССР (1943)
  • Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1945)

Работа в кино

Актёр

  • 1925 — «Еврейское счастье». Режиссёр Алексей Грановский. В ролях Соломон Михоэлс, Моисей Гольдблат, Тамара Адельгейм. Создатель субтитров Исаак Бабель. Живописец Натан Альтман.
  • 1942 — «Бесценная голова». Боевой киносборник № 10 (в роли безымянного еврея). Режиссёр Борис Барнет. Студия ЦОКС, Алма-Ата.

Режиссёр

  • 1935 — «Последний табор» (вместе с Евгением Шнейдером). В ролях Александр Гранах (Данило), Ляля Чёрная, Николай Мордвинов (Юдко), Мария Синельникова, Миша Яншин (Иван Лихо), Пётр Савин (см. сюжет тут).

Ссылки и дополнительная литература

  • О работе в Киевском ГОСЕТе
  • О работе в Биробиджанском муниципальном еврейском театре (БирГОСЕТе)
  • Моисей Исаакович Гольдблат (англ.) на веб-сайте Internet Movie Database

Прочитано 655 раз
Другие материалы в этой категории: « Гуревич Моисей Вульфович Геллер Ури »