Суббота, 30 Май 2015 18:19

Любимов Юрий Петрович

Автор 
Совет: А чтобы не потерять эту страницу, просто нажмите на кнопочку ниже, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соц.сети
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация об актере

Имя актера на русском (кириллицей): Юрий Петрович Любимов
Имя при рождении:

Юрий Петрович Любимов

Когда родился (Дата рождения):

17 30 сентября 1917

Где родился (Место рождения):

Ярославль, Российская республика

Когда умер (Дата смерти):

5 октября 2014 97 лет

Где умер (Место смерти):

Москва, Россия

Кто по профессии:

театральный режиссёр, режиссёр оперы, актёр, театральный педагог

Какое имеет гражданство:

СССР, Россия,
Израиль, Венгрия

Годы активности:

1935—2014

В каких театрах играл:

Государственный академический театр имени Е. Вахтангова, Театр на Таганке

Какие имеет награды:

Биография актера Любимов, Юрий Петрович

Ю́рий Петро́вич Люби́мов (17 (30) сентября 1917(19170930), Ярославль — 5 октября 2014, Москва) — русский и русский театральный режиссёр, актёр и преподаватель. Народный артист Русской Федерации (1992).

Лауреат Сталинской премии 2-ой степени (1952), Гос премии Рф (1997).

Один из реформаторов русского театра.

В Величавую Русскую Войну был участником (конферансье и один из ведущих артистов) Ансамбля НКВД, выступавшего перед бойцами Красноватой Армии.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Семья
    • 2.1 Лишение гражданства и принужденная эмиграция
    • 2.2 Возвращение
    • 2.3 Конфликт с актёрами театра и отставка
    • 2.4 Новый период
  • 3 Творчество
    • 3.1 Театр
      • 3.1.1 Роли в театре
      • 3.1.2 Режиссёрские работы в театре
    • 3.2 Работы на телевидении
    • 3.3 Фильмография
  • 4 Заслуги
    • 4.1 1940-е
    • 4.2 1950-е
    • 4.3 1960-е
    • 4.4 1970-е
    • 4.5 1980-е
    • 4.6 1990-е
    • 4.7 2000-е
    • 4.8 2010-е
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

Биография

Юрий Любимов родился 17 (30) сентября 1917 года в Ярославле.

Отец — Любимов Пётр Захарович, закончил реальное коммерческое училище и был негоциантом — держал магазин в Охотном ряду в Москве, русская власть сделала его лишенцем; он прожил 72 года. Мама была учительницей младших классов. Старший брат — Давид.

Дед по мамы был цыганом, и много лет спустя Любимов вспоминал: «Меня в один прекрасный момент привели в театр „Ромэн“. И вот когда они начали свои дела — я весь заходился!»

В 1922 году семья переехала в Москву.

Когда Юрий Петрович был ребёнком, его предки были арестованы.

В 1924 году Юрий Любимов был на похоронах Ленина. Ребёнком лицезрел он Станиславского в роли Фамусова во МХАТе, в спектакле «Горе от разума».

В 1934 году был принят в студию при МХАТе 2-м, на сцене которого в 1935 году сыграл свою первую роль в спектакле «Мольба о жизни».

В 1936 году МХАТ 2-й был закрыт, и Любимов перевёлся в Театральное училище имени Б. В. Щукина при Театре им. Вахтангова, которое закончил в 1939 году.

Участвовал в Советско-финской войне; в период с 1941 по 1945 год в составе Ансамбля песни и пляски НКВД выступал конкретно на полосы фронта.

В 1946 году Любимов был принят в труппу Театра им. Вахтангова. Тут же в 1959 году он дебютировал как режиссёр, поставив пьесу А. Галича «Много ли человеку надо». С 1953 года преподавал в училище имени Щукина.

В 1963 году силами студентов курса А. А. Орочко поставил спектакль «Хороший человек из Сезуана» по пьесе Б. Брехта, исполнители которого в 1964 году составили ядро труппы Театра на Таганке.

Посреди наилучших постановок — «Жизнь Галилея» Б. Брехта, «Гамлет» У. Шекспира (1971), «А зори тут тихие…» по повести Б. Васильева, поэтические представления «Павшие и живые», «Послушайте!», «Товарищ, веруй…». «Ю. Любимов в высочайшей степени наделён чувством композиции. Он умеет статику поэтического эпизода перевести в действие даже там, где, на 1-ый взор, деяния нет. Он умеет сталкивать на сцене контрасты, остро ощущает эмоциональное состояние зрителя», — писал Давид Самойлов. Бескомпромиссные постановки Любимова получили огромную известность не только лишь в СССР, да и во всём мире, а его театр окрестили «островом свободы в несвободной стране». Спектакль по роману Достоевского «Преступление и наказание», показанный в 1983 в Лондоне, был удостоен премии Evening Standard.

Во время спектаклей режиссёр нередко посиживал в зале и, манипулируя включённым трёхцветным фонариком в руках, делал подсказки актёрам и поддерживал динамику их игры. Об этом вспоминает и наблюдавший это лично режиссёр Евгений Марчелли: «Ходил по балкону с фонариком во время спектакля и подавал знаки артистам. Вот он мигает — означает, давай, качай, поддавай пару!».

Как режиссёр Любимов много работал и в оперном театре. Первой постановкой стала опера итальянского авангардиста Луиджи Ноно «Под горячим солнцем любви» в «Ла Гора» в 1975 году. Также поставил оперы «Дон Жуан» В. А. Моцарта, «Саламбо» М. Мусоргского, «Енуфа» Л. Яначека, «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича, «Пиковая дама» П. Чайковского (в редакции Альфреда Шнитке), «Любовь к трём апельсинам» С. Прокофьева, «Набукко» Д. Верди и др.

В 1992 году Любимов удостоен звания народного артиста Русской Федерации.

Семья

Около 15 лет (1959—1975) Любимов прожил совместно с актрисой Людмилой Целиковской в фактическом браке. До брака с Целиковской уже имел отпрыска Никиту от предшествующей супруги, который жил раздельно от отца.

В 1978 году супругой Любимова стала Каталин (Катарин) Кунц (1946 г.р.), венгерская журналистка и переводчица. Они познакомились в 1976 году, когда театр на Таганке приехал в Венгрию на гастроли. Потом Каталин приехала в Москву как свой корреспондент венгерского журнальчика «Фильм, театр и музыка». Поженились они в Венгрии. В 62 года Юрий Петрович становится папой - 25 сентября 1979 года в Будапеште родился их отпрыск Пётр.


Лишение гражданства и принужденная эмиграция

В 1980-е годы, после погибели В. С. Высоцкого, обстановка вокруг театра накалилась. Власти воспретили спектакль, посвящённый памяти артиста. Были запрещены также последующая постановка Юрия Любимова — пушкинский «Борис Годунов» (1982 год), репетиции булгаковского «Театрального романа» (1983 год).

Невзирая на собственный талант и награды, в 1984 году Юрий Петрович Любимов был лишён гражданства СССР. Это вышло после публикации в газете «Times» в 1984 году интервью Любимова Брайану Эпплъярду (Bryan Appleyard), в каком режиссёр высказывал свою критичную позицию по поводу культурной политики в СССР.

В момент лишения гражданства Любимов находился в Лондоне, решение было принято заочно, оформлено в виде Указа Президиума Верховного Совета СССР, за подписью Черненко. Так его «предательски, за спиной, освободили от должности художественного руководителя», а после чего лишили русского гражданства. Имя Любимова было снято со всех афиш и программ Театра на Таганке, и даже упоминание о нём было поставлено под запрет. Заместо него художественным управляющим Театра на Таганке был назначен Анатолий Эфрос.

Позднее в собственных записках к отпрыску Юрий Любимов напишет:

«1984 г., 16 июля. В сей день, Петя, стал я человеком без гражданства. Пришла итальянская милиция. Сказала, что звонил русский консул Турина, напористо просил позвонить. Сухо, твёрдо довёл до моего сведения Указ о лишении гражданства СССР. Востребовал встречи и сдачи паспорта. Оставлю как сувенир, а позже поглядим, что будет через год-два. Спросил, кем же вы меня сделали: грузином, таджиком, французом. Я как был русским, так и остался. Совершенно распоясались после погибели Андропова. „В Рф нет Закона, есть столб, а на столбе корона. А. С. Пушкин“. Вот и завершилась двадцатилетняя борьба с обалдевшим русским правительством».

После лишения гражданства он работал в Израиле, США, Великобритании, Скандинавии, Франции, Италии, Германии. Ставил как драматические, так и оперные спектакли. В том числе, в Ковент-Гардене, Ла Гора и Гранд-опера. Рядом с режиссёром была его супруга Каталин Любимова (Кунц), венгерская журналистка и переводчица, и их общий отпрыск Петя. Каталин молодее Ю. П. Любимова на 30 лет, и их знакомство — случайность. И невзирая на прошлые романы, сам Любимов предпочитает гласить только об одной даме в собственной жизни — о Каталин (Кате).

Запад с наслаждением принял Ю. Любимова — Израиль предоставил ему своё гражданство, ему доступны именитые и наилучшие театральные сцены, его постановки пользуются огромным фуррором.

«Мы облагодетельствованы его изгнанием!» — заявил Запад в ответ на изгнание Любимова. В принужденной эмиграции режиссёр провёл длительных семь лет. «Как бродяга мотался по Европе», — произнесет он позднее. Да и Европа, и США, и Япония были в экстазе от решения русских властей: его спектакль «Преступление и наказание» в Австрии, Великобритании, США и Италии был удостоен высших театральных премий, по приглашению Ингмара Бергмана в Стокгольмском Царском драматическом театре он поставил «Пир во время чумы» и «Мастера и Маргариту», а «Бесы» очень длительно и удачно гастролировали по всему миру.

Предпосылкой опалы была штатская позиция Любимова, которой тот не скрывал, но поводом следующего изгнания, судя по всему, стала роль Любимова в организации похорон Владимира Высоцкого. В деньки Летней Олимпиады 1980 года Москва была закрытым городом, и власти старались тихо и неприметно похоронить артиста:

«Видимо, их мышление было таково, что как такового типа провозить мимо Кремля на Ваганьковское кладбище. Потому они — раз, и в туннель юркнули. Стали выламывать его портрет, который выходит на втором этаже, поливочные машины стали смывать цветочки, которые люди сберегали зонтами, так как была ужасная жара… И вот эта масса большая, которая вела себя просто совершенно, начала орать на всю площадь: „Фашисты! Фашисты!“. Этот кадр обошёл весь мир, и это, естественно, они затаили. Вроде бы я был виновник, а позже моя жизнь, естественно, стала совершенно невыносимой».

Любимов почти все сделал для становления творческой личности Высоцкого. В собственной книжке «Владимир, либо Прерванный полёт» Марина Влади пишет: «Твои дела с Любимовым углубляются из года в год. Он становится для тебя малость папой, которого у тебя никогда по-настоящему не было. Ты восхищаешься им и побаиваешься его. Он любит тебя, как профессионального отпрыска, с которым, правда, морок не оберёшься. Вы дополняете друг дружку в работе, и глядеть репетиции становится для меня реальным наслаждением». Высоцкий Любимову предназначил несколько песен, в том числе — «Ещё не вечер», «Як — истребитель» и «Юрию Петровичу Любимову с любовью в 60 его лет от Владимира Высоцкого», с известным рефреном: Скажи ещё спасибо, что живой!

Возвращение

Ю. П. Любимов и К. А. Кедров в кабинете Любимова в 2007 году

Когда в мае 1988 года Любимов приехал в Москву, его повстречали как фаворита. 23 мая 1989 года ему возвратили русское гражданство, а его имя вновь появилось на афишах Таганки в качестве художественного управляющего. Им были восстановлены запрещённые ранее спектакли «Борис Годунов», «Владимир Высоцкий», «Живой». «Любимов в современном мировом театре из живущих сейчас режиссёров, может быть, самый крупный», — в 1990 году писала Т. И. Бачелис Но когда режиссёр решил возвратиться навечно, к нему вдруг охладели, и началось предъявление счётов. В театре на Таганке вспыхнул острый конфликт, и последовал раскол, в итоге чего отделилась часть труппы под управлением Николая Губенко. Потом они образовали новый театр — «Содружество актёров Таганки», и разместились в новеньком здании Театра на Таганке. Любимов совместно с оставшимися актёрами и сотрудниками театра сделал новейшую команду Театра на Таганке и продолжил работу в древнем здании на Земельном Валу. Критика именовала 2000—2003 гг. специфичной Болдинской осенью Любимова, подарившей зрителю «мощное, глубоко личное художественное выражение режиссёра: 6 спектаклей огромного стиля и огромных тем».

Конфликт с актёрами театра и отставка

Любимов — приверженец контрактной системы и жёсткой дисциплины в театре. По его убеждению, качество неплохого режиссёра — сберегать профессиональных актёров, использовать к ним личный подход; а актёр должен или делать требования режиссёра, или уходить, не нарушая дисциплину в театре.

7 декабря 2010 года, на вручении премии «Звезда Театрала», Любимов в первый раз объявил о своём желании уйти в отставку с поста художественного управляющего Театра на Таганке. Своё решение он растолковал конфликтом с Департаментом культуры Москвы.

В июне 2011 года на гастролях в Чехии актёры театра прилюдно востребовали от Любимова дать им гонорар за сыгранный спектакль. Желание актёров оскорбило режиссёра и побудило его подать заявление об отставке. 6 июля 2011 года Департамент культуры Москвы сказал об освобождении Любимова от должности художественного управляющего и директора Театра на Таганке по собственному желанию. Главный режиссёр покинул Театр на Таганке 16 июля, не попрощавшись с актёрами. За ним последовали два актёра театра: Дмитрий Межевич и Алла Смирдан, также несколько административных работников.

После чего Любимов сказал о собственных творческих планах: поставить оперу «Кармен» и спектакль «Бесы».

Новый период

Юрий Любимов и Марк Захаров на церемонии вручения муниципальных наград в Кремле, 29 октября 2013.

В 2012 году 94-летний Любимов в театре им. Вахтангова представил 4-часовую эпическую постановку «Бесов» Фёдорвея Достоевского, которая, по воззрению критиков, в его полувековой режиссёрской карьере открыла новейшую страничку, а «зрительский энтузиазм остался неизменным». «Любимов поставил серьезный, стильный и открытый ветру нашего времени спектакль», — написала «Русская газета».

23 октября 2012 года стало понятно, что Любимов находится в столичной городской медицинской поликлинике № 23 с сердечным приступом. За мед помощью он обратился ещё 12 октября. Тогда он сетовал на одышку, недомогание и боли в сердечко. Невзирая на проведённый курс насыщенной терапии, 30 октября режиссёр впал в кому. Вечерком 31 октября режиссёр вышел из комы и 26 ноября выписался из поликлиники после полутора месяцев исцеления.

На декабрь 2012 года была запланирована премьера оперы Александра Бородина «Князь Игорь» в Большенном театре в постановке Любимова, но из-за заболевания режиссёра дата премьеры была перенесена на июнь 2013 года.

Премьера оперы «Князь Игорь» в постановке Любимова на исторической сцене Огромного театра свершилась 8 июня 2013 года. Билеты на все представления были проданы за длительное время до премьеры, энтузиазм был величавый, а зал рукоплескал стоя. Как отмечали критики, «виден стиль Любимова: лаконичный, чёткий»: постановка существенно отличается от прежних версий (её окрестили «Любимовским князем Игорем»), сокращена на 1,5 часа и совпадает с видением самого Бородина. Чтоб очень удовлетворить энтузиазм зрителей к спектаклю, 16 июня 2013 года свершилась ровная трансляция «Князя Игоря» на своем канале ГАБТ на YouTube, также на телеканалах Mezzo (Франция) и «Культура» (Наша родина).

С середины июня 2013 года режиссёр отдыхал, проходил восстановительный курс, давал мастер-классы и готовился к новенькому оперному проекту в Италии, близ Болоньи, где и отметил своё 96-летие.

20 мая 2014 года в театре «Новенькая опера» свершилась премьера оперы-буфф «Школа жён» по комедии Мольера в постановке Любимова (музыка Владимира Мартынова).

2 октября 2014 года режиссёр был срочно госпитализирован в Городскую клиническую поликлинику им. С. П. Боткина в тяжёлом состоянии с диагнозом «сердечная дефицитность».

5 октября 2014 года в 11:40 Юрий Петрович Любимов скончался во сне.

8 октября 2014 года в театре им. Е. Вахтангова прошла церемония прощания с режиссёром. Похоронен Юрий Любимов на Донском кладбище.

Творчество

Театр

Роли в театре

МХАТ 2-й

  • 1935 — «Мольба о жизни» Ж. Деваль (реж. И. Берсенев) — Мальчишка у Парикмахера (студенческая работа).

Муниципальный академический театр имени Е. Вахтангова

  • 1936 — «Принцесса Турандот» К. Гоцци. Постановка Евг. Вахтангова — эпизодическая роль (студенческая работа, ввод в постановку 1922 года);
  • 1936 — «Много шума из ничего» У. Шекспира. Режиссёр И. Рапопорт — Клавдио (дебют, студенческая работа)
  • 1937 — «Человек с ружьём» Н. Погодина. Постановка Р. Симонов — Связист (студенческая работа)
  • 1939 — «Принцесса Турандот» К. Гоцци (реж. Евг. Вахтангов, худ. И. Нивинский) — Мудрец (студенческая работа, ввод в постановку 1922 г.);
  • 1939 — «Путь к победе» А. Толстого (реж. Р. Симонов, худ. В. Басов) — Офицер (студенческая работа);
  • 1939 — «Соломенная шляпка» Э. М. Лабиш (реж. А. Тутышкин, худ. С. Юнович) — Феликс (студенческая работа);
  • 1940 — «Мещане» М. Горьковатого (дипломный спектакль, сцена Училища при Театре им. Евг. Вахтангова) — Пекарь (дипломная роль);
  • 1947 — «Молодая гвардия» по А. Фадееву — Олег Кошевой;
  • 1948 — «Все мои сыновья» А. Миллера (реж. А. Ремизова, худ. Н. Акимов) — Крис;
  • 1948 — «Накануне» А. Арбузова по роману И. С. Тургенева (пост. Р. Симонов, реж. А. Габович, худ. В. Дмитриев) — Шубин;
  • 1949 — «Заговор обречённых» Н. Вирты (реж. Р. Симонов, худ. В. Рындин) — Марк Пино;
  • 1950 — «Миссурийский вальс» Н. Погодина (реж. Р. Симонов и И. Рапопорт, худ. В. Рындин) — Робин;
  • 1950 — «Первые радости» по роману К. А. Федина (реж. Б. Захава, худ. И. Федотов) — Кирилл Извеков;
  • 1950 — «Отверженные» инсценировка С. Радзинского романа В. Гюго (реж. А. Ремизова, худ. Н. Акимов) — Анжельрас;
  • 1951 — «Кирилл Извеков» по роману К. А. Федина «Необыкновенное лето» (реж. Б. Захава, худ. В. Рындин) — Кирилл Извеков;
  • 1951 — «Сирано де Бержерак» Э. Ростана (реж. Н. Охлопков, худ. В. Рындин) — Сирано (ввод в постановку 1942 г.);
  • 1951 — «Егор Булычов и другие» А. М. Горьковатого. Постановка Б. Захавы — Телятин;
  • 1952 — «Много шума из ничего» У. Шекспира (реж. И. Рапопорт, худ. В. Рындин, муз. Т. Хренников) — Бенедикт (ввод на новейшую роль в постановку 1936 г.);
  • 1952 — «Два веронца» У. Шекспира (реж. Е. Симонов, худ. Г. Федоров, муз. К. Хачатурян) — Валентин;
  • 1953 — «Раки» С. Михалкова (пост. Р. Симонов, Б. Захава и И. Ильинский, худ. Б. Ефимов) — Жезлов;
  • 1954 — «Чайка» А. П. Чехова (реж. Б. Захава, худ. Г. Мосеев) — Треплёв;
  • 1955 — «Человек с ружьём» Н. Погодина (реж. Р. Симонов, худ. В. Дмитриев, новенькая сценическая версия постановки 1937 г.) — Дымов;
  • 1956 — «Фома Гордеев» инсценировка Р. Симонова романа М. Горьковатого (реж. Р. Симонов, худ. К. Юон) — Юный мужчина;
  • 1956 — «Ромео и джульетта» У. Шекспира (реж. И. Рапопорт, худ. В. Рындин, муз. Д. Кабалевский) — Ромео;
  • 1957 — «После разлуки» бр. Тур (реж. А. Граве, худ. Н. Акимов) — Раймонд Де Эсперанж;
  • 1957 — «Две сестры» Ф. Кнорре (реж. А. Ремизова, худ. С. Ахвледиани) — Анатолий;
  • 1958 — «Вечная слава» Б. Рымаря (реж. Е. Симонов, худ. С. Ахвледиани) — Грицаенко;
  • 1958 — «Идиот» инсценировка Ю. Олеши романа Ф. М. Достоевского (реж. А. Ремизова, худ. И. Рабинович) — Ганя Иволгин;
  • 1959 — «Большой Кирилл» народная драма И. Сельвинского (реж. Р. Симонов, худ. И. Рабинович, муз. М. Блантер) — Манташёв (ввод в постановку 1957 г.);
  • 1959 — «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина. Постановка Е. Симонова — Моцарт;
  • 1959 — «Иркутская история» А. Арбузова. Постановка Е. Симонова — Виктор Бойцов;
  • 1960 — «Двенадцатый час» А. Арбузова (реж. Р. Симонов, худ. М. Виноградов) — Улыбышев;
  • 1962 — «Алексей Бережной» поэма для театра Е. Симонова (реж. Е. Симонов, худ. Е. Гранат) — Алёшка;
  • 1962 — «История одной семьи» Л. Кручковского (реж. И. Рапопорт, худ. М. Виноградов) — Вилли.

Берлинская академия искусств

  • 1995 — «Горе от ума» А. Грибоедова (театральный проект А. Шипенко, реж. А. Шмидт) — Фамусов.

Театр на Таганке

  • 1998 — «Шарашка» по роману А. Солженицына «В круге первом»; режиссёр Ю. Любимов — Сталин, Создатель
Режиссёрские работы в театре

Муниципальный академический театр имени Е. Вахтангова

  • 1959 — «Много ли человеку надо» А. Галича
  • 2012 — «Бесы» по Ф. М. Достоевскому.

Театр на Таганке

  • 1964 — «Хороший человек из Сезуана» Б. Брехта. Живописец Б. Бланк
  • 1964 — «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Живописец В. Доррер
  • 1965 — «Антимиры» А. Вознесенского. Живописец Э. Стенберг
  • 1965 — «Десять дней, которые потрясли мир» по Д. Риду. Живописец А. Тарасов
  • 1965 — «Павшие и живые». Поэтическое представление. Живописец Ю. Васильев
  • 1966 — «Жизнь Галилея» Б. Брехта. Живописец Э. Стенберг
  • 1967 — «Послушайте!» по Вл. Маяковскому. Живописец Э. Стенберг
  • 1967 — «Пугачёв» по С. Есенину. Живописец Ю. Васильев
  • 1968 — «Живой» Б. Можаева. Живописец Д. Боровский. Спектакль был запрещён; премьера свершилась только 23 февраля 1989 года.
  • 1968 — «Тартюф» Ж.-Б. Мольера. Оформление М. Аникста и С. Бархина
  • 1969 — «Мать» по А. М. Горькому. Живописец Д. Боровский
  • 1969 — «Час пик» Е. Ставинского. Живописец Д. Боровский
  • 1970 — «Берегите ваши лица» А. Вознесенского. Живописец Э. Стенберг
  • 1970 — «Что делать?» по Н. Чернышевскому. Живописец Д. Боровский
  • 1971 — «А зори тут тихие» Б. Васильева. Живописец Д. Боровский
  • 1971 — «Гамлет» У. Шекспира. Живописец Д. Боровский
  • 1972 — «Под кожей скульптуры Свободы» Е. Евтушенко. Живописец Д. Боровский
  • 1973 — «Товарищ, веруй…» по А. Пушкину. Живописец Д. Боровский
  • 1973 — «Бенефис» по А. Островскому. Живописец Э. Стенберг
  • 1974 — «Деревянные кони» Ф. Абрамова. Живописец Д. Боровский
  • 1975 — «Пристегните ремни!» Г. Бакланова и Ю. Любимова. Живописец Д. Боровский.
  • 1976 — «Обмен» по Ю. Трифонову. Живописец Д. Боровский
  • 1977 — «Мастер и Маргарита» по М. Булгакову. Живописцы М. Аникст, С. Бархин, Д. Боровский, Ю. Васильев, Э. Стенберг
  • 1977 — «Перекрёсток» по В. Быкову. Живописец Д. Боровский.
  • 1978 — «Ревизская сказка» по Н. Гоголю. Живописец Э. Кочергин
  • 1979 — «Грех и наказание» по Ф. Достоевскому. Живописец Д. Боровский
  • 1979 — «Турандот, либо Конгресс обелителей» Б. Брехта. Живописец Д. Боровский
  • 1980 — «Дом на набережной» по Ю. Трифонову. Живописец Д. Боровский
  • 1981 — «Три сестры» А. Чехова. Декорации Ю. Кононенко
  • 1981 — «Владимир Высоцкий», поэтическое представление. Живописец Д. Боровский (запрещён; выпущен в 1988 году)
  • 1982 — «Борис Годунов» А. Пушкина (запрещён; выпущен в 1988 году)
  • 1989 — «Пир во время чумы» А. Пушкина. Живописец Д. Боровский. Живописец по костюмчикам С. Бейдерман
  • 1989 — «Дочь, отец и гитарист» Б. Окуджавы (пантомима с песнями). Живописец Д. Боровский
  • 1990 — «Самоубийца» Н. Эрдмана. Живописец Д. Боровский
  • 1992 — «Электра» Софокла. Живописец Д. Боровский
  • 1993 — «Живаго» по Б. Пастернаку. Живописец А. Шлиппе
  • 1995 — «Медея» Еврипида. Живописец Д. Боровский
  • 1996 — «Подросток» по Ф. Достоевскому. Живописец А. Шлиппе
  • 1997 — «Братья Карамазовы (Скотопригоньевск)» по Ф. Достоевскому. Живописец В. Карашевский.
  • 1998 — «Марат и Маркиз де Сад» П. Вайса. Живописец В. Бойер
  • 1998 — «Шарашка» (главы романа А. И. Солженицына «В круге первом»). Живописец Д. Боровский
  • 2000 — «Евгений Онегин», роман в стихах по А.С. Пушкину
  • 2000 — «Театральный роман», ироничное повествование вне жанра по мотивам романа М. Булгакова
  • 2000 — «Хроники», свободная композиция и постановка Юрия Любимова по У. Шекспиру
  • 2001 — «Сократ/Оракул», мистерия К. Кедрова и Ю. Любимова. Премьера свершилась в Афинах, у Парфенона
  • 2002 — «Фауст», свободная композиция в музыкальных и пластических этюдах по И. Гёте
  • 2004 — «До и после», бриколаж по стихам поэтов Серебряного века.
  • 2004 — «Идите и остановите прогресс» (обэриуты), по произведениям А. Введенского, Д. Хармса, Н. Заболоцкого, А. Крученых, Н. Олейникова.
  • 2005 — «Суф(ф)ле», свободная фантазия на тему произведений Ф. Ницше, Ф. Кафки, С. Беккета, Д. Джойса
  • 2006 — «Антигона» Софокла
  • 2007 — «Горе от разума — Горе разуму — Горе ума» по А. Грибоедову. Выставка рисунков Рустама Хамдамова.
  • 2008 — «Замок» по Ф. Кафке.
  • 2009 — «Сказки» по произведениям Г. Х. Андерсена, О. Уайльда и Ч. Диккенса
  • 2009 — «Арабески» по Н. Гоголю.
  • 2010 — «Мёд» по Тонино Гуэрре.
  • 2011 — «Маска и Душа» по рассказам ранешнего Чехова, повести «Степь» и кускам поэмы Д. Байрона «Каин».

Театр «Ла Гора»

  • 1975 — «Под горячим солнцем любви» Л. Ноно
  • 1979 — «Борис Годунов» М. Мусоргского
  • 1981 — «Хованщина» М. Мусоргского
  • 1985 — «Страсти по Матфею» И. С. Баха

Штатсопер, Бонн, Германия

  • 1987 — «Евгений Онегин» П. Чайковского
  • 1993 — «Енуфа» Л. Яначека
  • 1996 — «Пиковая дама» П. Чайковского
  • 1997 — «Набукко» Дж. Верди

Другие театры

  • 1974 — «Ярославна» (балет) Б. Тищенко — Малый театр оперы и балета
  • 1977 — «Десять дней, которые потрясли мир» по Д. Риду — Гавана, Куба
  • 1978 — «Преступление и наказание» по Ф. Достоевскому — Театр Вигсинхаз, Будапешт, Венгрия
  • 1979 — «Обмен» по Ю. Трифонову — Театр Сиглигети, Сольнок, Венгрия
  • 1981 — «Трёхгрошовая опера» Б. Брехта — Государственный театр, Будапешт, Венгрия
  • 1982 — «Четыре грубияна» Э. Вольф-Феррари — Штатсопер, Мюнхен, Германия
  • 1982 — «Дон Жуан» В. Моцарта — Венгерская Государственная опера, Будапешт, Венгрия
  • 1983 — «Саламбо» М. Мусоргского — Театр Сан Карло, Неаполь, Италия
  • 1983 — «Лулу» А. Берга — Театр Реджио, Турин, Италия
  • 1983 — «Преступление и наказание» по Ф. Достоевскому — Театр Лирик, Хаммерсмис, Лондон, Англия
  • 1983 — «Тристан и Изольда» Р. Вагнера — Театр Коммунале, Болонья, Италия
  • 1984 — «Риголетто» Дж. Верди — Театр Коммунале, Флоренция, Италия
  • 1984 — «Преступление и наказание» по Ф. Достоевскому — Академический театр, Вена, Австрия
  • 1985 — «Бесы» по Ф. Достоевскому — Театр Альмида, Лондон, Англия; Театр Европы, Париж, Франция; Арена дель Соле, Болонья, Италия; Пикколо Театр, Милан, Италия. Европейское турне
  • 1985 — «Пир во время чумы» А. Пушкина — Арена дель Соле, Болонья, Италия
  • 1985 — «Фиделио» Л. Бетховена — Штатсопер, Штутгарт, Германия
  • 1986 — «Ревизская сказка» по Н. Гоголю — Бургтеатр, Вена, Австрия
  • 1986 — «Мастер и Маргарита» Р. Кунада — Оперный театр, Карлсруэ, Германия
  • 1986 — «Енуфа» Л. Яначека — Оперный театр, Цюрих, Швейцария
  • 1986 — «Саламбо» М. Мусоргского — Гранд Опера, Париж, Франция
  • 1986 — «Закат» И. Бабеля — Театр «Габима», Тель-Авив, Израиль
  • 1986 — «Енуфа» Л. Яначека — Ковент-Гарден, Лондон, Англия
  • 1986 — «Пир во время чумы» А. Пушкина — Царский Драматический театр, Стокгольм, Швеция
  • 1987 — «Преступление и наказание» по Ф. Достоевскому — Арена Огейдж, Вашингтон, США
  • 1987 — «Лулу» А. Берга — Лирик-опера, Чикаго, США
  • 1988 — «Тангейзер» Р. Вагнера — Штатсопер, Штуттгарт, Германия
  • 1988 — «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта — Театр «Габима», Тель-Авив, Израиль
  • 1988 — «Золото Рейна» Р. Вагнера — Ковент-Гарден, Лондон, Англия
  • 1988 — «Мастер и Маргарита» по М. Булгакову — Царский Драматический театр, Стокгольм, Швеция
  • 1989 — «Гамлет» У. Шекспира — Театр Хэймаркет, Лестер, Англия
  • 1990 — «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича — Штатсопер, Гамбург, Германия
  • 1990 — «Пиковая дама» П. Чайковского — Штатсопер, Карлсруэ, Германия
  • 1991 — «Любовь к трём апельсинам» С. Прокофьева — Штатсопер, Мюнхен, Германия
  • 1991 — «Подросток» по Ф. Достоевскому — Государственный театр, Хельсинки, Финляндия
  • 1992 — «Комедианты» по А. Островскому — Государственный театр, Хельсинки, Финляндия
  • 1993 — «Живаго» по Б. Пастернаку. Живописец А. Шлиппе — Венский фестиваль, Бена, Австрия
  • 1993 — «Чайка» А. Чехова — Театр Дионисия, Афины, Греция
  • 1994 — «Кредиторы» А. Стриндберга — Театр Дионисия, Афины, Греция
  • 1995 — «Медея» Еврипида. Живописец Д. Боровский — Театр Мегаро, Афины, Греция
  • 1995 — «Птицы» Аристофана (куски) — Театральный фестиваль в Дельфах, Греция
  • 1995 — «Вишнёвый сад» А. Чехова — Театр Кати Дандулаки, Афины, Греция
  • 1997 — «Пиковая дама» П. Чайковского — Новенькая опера, Москва
  • 2013 — «Князь Игорь» Александра Бородина — Большой театр
  • 2014 — «Школа жён» (по комедии Мольера, музыка В. Мартынова) — Новенькая опера

Работы на телевидении

  • 1955 — «Много шума из ничего» У. Шекспира (телеспектакль) — Бенедикт
  • 1973 — «Всего несколько слов в честь государя де Мольера» по М. Булгакову; режиссёр А. Эфрос (телеспектакль) — Мольер и Сганарель

Фильмография

Год Заглавие Роль
1941 ф Цветные киноновеллы Царевич (новелла «Свинопас»)
1945 ф Поединок Сотрудник наружного наблюдения госбезопасности у гостиницы «Москва»
1945 ф Деньки и ночи Миша Масленников
1946 ф Неспокойное хозяйство Французский лётчик Лярошель
1946 ф Голубые дороги Веткун
1947 ф Робинзон Крузо Пятница
1948 ф Мичурин Переводчик
1948 ф Мальчишка с окраины Костя
1948 ф Три встречи Рудников
1949 ф Кубанские казаки Андрей
1951 ф Белинский Фролов
1951 ф Прощай, Америка! Блейк (корреспондент)
1952 ф Композитор Глинка Даргомыжский
1956 ф На подмостках сцены Граф Зефиров
1958 ф Город зажигает огни Алексей Иванович Бойков, фронтовик-капитан, декан факультета института
1958 ф Человек с планетки Земля Пётр Петрович Бабурин
1963 ф Каин XVIII Премьер-министр
1970 ф Хуторок в степи Пётр Петрович Бачей

Заслуги

1940-е

  • Медаль «За оборону Ленинграда» (1943 год)
  • Медаль «За оборону Москвы» (1944 год)
  • Медаль «За Победу над Германией в Величавой Российскей войне 1941-1945 гг.» (1945 год)
  • Медаль «За доблестный труд в Величавой Российскей войне 1941—1945 гг.» (1946 год)
  • Медаль «В память 800-летия Москвы» (1947 год)

1950-е

  • Сталинская премия 2-ой степени (1952 год) — за роль Тятина в спектакле «Егор Булычов и другие» М. Горьковатого (Муниципальный академический театр имени Е. Вахтангова)
  • Заслуженный артист РСФСР (июль 1954 года)

1960-е

  • Диплом I-ой степени фестиваля «Московская театральная весна» — за спектакль «Добрый человек из Сезуана» (Москва, 1964 год)
  • Особый диплом фестиваля «Московская театральная весна — 1965» — за режиссёрское решение спектакля «Антимиры» (Москва, 1965 год)
  • 1-ая премия на Всесоюзном конкурсе — за спектакль «Десять дней, которые потрясли мир» (Москва, 1965 год)
  • Диплом I-ой степени фестиваля «Московская театральная весна — 1967» — за постановку спектаклей «Жизнь Галилея», «Послушайте!» (Москва, 1967 год)

1970-е

  • 1-ая премия на фестивале «Московская театральная весна — 1971» — за спектакль «А зори тут тихие». Спектакль выдвинут на соискание Гос премии СССР (Москва, 1971 год)
  • Гран-при X Интернационального театрального фестиваля «БИТЕФ» — за постановку спектакля «Гамлет» У. Шекспира в Театре на Таганке (Югославия, Белград, 1976 год);
  • Орден Трудового Красноватого Знамени (1977 год)
  • Признан наилучшим режиссёром — за постановку спектакля «Преступление и наказание» Ф. Достоевского в Театре Вигсинхаз (Венгрия, Будапешт, 1978 год)

1980-е

  • 1-ая премия II Интернационального театрального фестиваля «Варшавские театральные встречи» — за спектакли «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта, «А зори тут тихие» Б. Васильева и «Гамлет» У. Шекспира в Театре на Таганке (Польша, 1980 год)
  • Признан наилучшим оперным режиссёром — за постановку спектакля «Четыре грубияна» Э. Вольфа-Феррари в театре Штатсопер (Германия, Мюнхен, 1982 год)
  • Признан наилучшим оперным режиссёром — за постановку спектакля «Лулу» А. Берга в Театре Реджио (Италия, Турин, 1983 год)
  • Лауреат премии «Evening Standard Award» в номинации «Best Director» («Лучший режиссёр года») — за постановку спектакля «Преступление и наказание» Ф. Достоевского в английском Театре Лирик (Англия, 1983 год)
  • Признан наилучшим режиссёром — за постановку спектакля «Преступление и наказание» Ф. Достоевского в Театре Арена дель Соле (Италия, Болонья, 1984 год)
  • Премия Иосифа Кайнца — за постановку спектакля «Преступление и наказание» Ф. Достоевского в венском «Бургтеатре» (Австрия, 1985 год)
  • Признан наилучшим оперным режиссёром — за постановку спектакля «Енуфа» Л. Яначека в Оперном театре Цюриха (Швейцария, 1986 год)
  • Признан наилучшим оперным режиссёром — за постановку спектакля «Енуфа» Л. Яначека в Театре Ковент Гарден (Англия, Лондон, 1986 год)
  • Признан наилучшим режиссёром — за постановку спектакля «Преступление и наказание» Ф. Достоевского в театре «Арена Стейдж» (США, Вашингтон, 1987 год)

1990-е

  • Признан наилучшим оперным режиссёром — за постановку спектакля «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева в театре Штатсопер (Германия, Мюнхен, 1991 год);
  • Народный артист Русской Федерации (28 сентября 1992 года) — за огромные награды в области театрального искусства
  • Юбилейная медаль «50 лет Победы в Величавой Российскей войне 1941—1945 гг.» (1995 год)
  • Приз зрительских симпатий Интернационального театрального фестиваля в Афинах — за постановку спектакля «Медея» Еврипида в рамках совместного проекта Театра на Таганке и греческого театра «Мегаро» (Греция, 1995 год)
  • Медаль Жукова (1996 год)
  • Признан наилучшим оперным режиссёром — за постановку спектакля «Пиковая дама» П. Чайковского в театре Штатсопер (Германия, Бонн, 1996 год);
  • Орден «За награды перед Отечеством» III степени (16 сентября 1997 года) — за большой личный вклад в развитие театрального искусства
  • Муниципальная премия Русской Федерации в области литературы и искусства 1996 года (29 мая 1997 года) — за создание новаторского театрального направления на базе традиций Евг. Вахтангова, Вс. Мейерхольда, Б. Брехта
  • Знатная золотая медаль Президента Венгерской Республики (1997 год)
  • Признан наилучшим оперным режиссёром — за постановку спектакля «Набукко» Д. Верди в театре Штатсопер (Германия, Бонн, 1997 год)
  • Орден Святого Константина (1998 год)
  • Лауреат Почтенной премии X интернационального фестиваля в Стамбуле «За вклад в развитие мирового театра» (Турция, 1998 год)
  • Гран-при Интернационального театрального фестиваля в Бонне — за постановку спектакля «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского в Театре на Таганке (Германия, 1998 год)
  • Лауреат премии «Триумф» — за постановку спектакля «Марат и маркиз де Сад» П. Вайса в Театре на Таганке (Москва, 1998 год)
  • Лауреат Театральной премии «Чайка» в номинации «Патриарх Искусства» (Москва, 1999 год)
  • Лауреат Царскосельской художественной премии (Санкт-Петербург, 1999 год)
  • Лауреат премии интернационального фестиваля «Балтийский дом» — за постановку спектакля «Марат и маркиз де Сад» П. Вайса в Театре на Таганке (Санкт-Петербург, 1999 год)
  • Гран-при Интернационального театрального фестиваля в Греции — за постановку новейшей редакции спектакля «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта в Театре на Таганке (Салоники, 1999 год)

2000-е

  • Лауреат Театральной премии «Золотая Маска» в номинации «За честь и достоинство» (Москва, 2000 год)
  • Лауреат Русской Государственной премии «Золотой микрофон» (Москва, 2000 год)
  • Лауреат театральной премии редакции газеты «Столичный комсомолец» в номинации «За творческое долголетие» (Москва, 2000 год)
  • Гран-при Интернационального театрального фестиваля в Хорватии — за постановку спектакля «Хроники» У. Шекспира в Театре на Таганке (Загреб, 2000 год)
  • Звание реального члена Американской Академии Искусств имени Пушкина (New-york, 2001 год)
  • Диплом Американской Академии Искусств имени Пушкина за постановку спектакля «Евгений Онегин» А. Пушкина в Театре на Таганке (New-york, 2001 год)
  • Лауреат театральной премии редакции газеты «МК» в номинации «Человек года» (Москва, 2002 год)
  • Орден Наград (командорский крест со звездой) — за вклад в развитие венгерской культуры и мирового театра (2002 год)
  • Командор ордена искусств и литературы (2002, Франция)
  • Величавый офицер ордена «Звезда итальянской солидарности». Этой высшей заслугой Италии, в первый раз врученной гражданину Русской Федерации, удостаиваются итальянские и забугорные деятели культуры за особенные награды в распространении искусства, литературы и науки меж народами (2003 год)
  • Орден Креста земли Марии (Эстония, 2003 год)
  • Медаль «За труды и Отечество» I степени — за выдающиеся награды перед Отечеством (Москва, 2003 год)
  • Премия Интернационального Фонда К. С. Станиславского «За выдающийся вклад в развитие мирового театрального искусства» (Москва, 2003 год)
  • Орден Наград перед Республикой Польша (Кавалерский Крест) — за выдающиеся награды в развитии польско-российского культурного сотрудничества (Польша, 2004 год)
  • Командорская степень Царского ордена Полярной звезды — за значимый вклад в развитие сотрудничества в области культуры меж Швецией и Русской Федерацией (Швеция, 2004 год)
  • Офицерский крест ордена «За награды перед Федеративной Республикой Германия» (Москва, 2005 год)
  • Нагрудный символ «За боевое траление» (Москва, 2005 год)
  • Командорский символ Ордена Финского Льва — за выдающийся вклад в театральный обмен меж Финляндией и Россией(Москва, 2006 год)
  • Орден «За честь и доблесть», Основная Всероссийская Премия «Российский государственный олимп» (Москва, 2006 год)
  • Каждогодная Интернациональная Премия «Персона года — 2006» в номинации «Персона в культуре» (Москва, 2007 год)
  • Премия председателя СТД РФ — за выдающийся вклад в мировое театральное искусство (Москва, 2007 год)
  • Орден Восходящего солнца 4 класса (Золотые лучи с розеткой) (Япония, 2007) — за выдающийся вклад в укрепление культурных связей меж Россией и Японией
  • Знатный член Столичной Академии Художеств (Москва, 2007 год)
  • Символ отличия «За награды перед Москвой» (Москва, 18 сентября 2007 года) — за награды в развитии театрального искусства, большой вклад в культурную жизнь столицы и многолетнюю творческую деятельность
  • Почётная грамота Столичной городской Думы (19 сентября 2004 года) — за награды перед городским обществом
  • Орден «За награды перед Отечеством» II степени (25 сентября 2007 года) — за выдающийся вклад в развитие театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность
  • Орден «Почетный Кавалер» Италии, также присвоено звание «Почетный гражданин Санто-Стефано ди Сессаньо» (Италия, 2007 год)
  • Интернациональная премия ЮНЕСКО Золотая медаль Моцарта (Москва, 2007 год)
  • Золотой символ СТД — за вклад в развитие театрального искусства Рф (Москва, 2007 год)
  • Золотая медаль Русской Академии Художеств (Москва, 2007 год)
  • Лауреат Интернационального конкурса «ПИЛАР» в номинации «За роль в социально-экономических программках по преобразованию городка Москвы, возрождению России» и калоритные свойства профессионального артиста (Москва, 2007 год)
  • Общероссийская общественная премия «Национальное величие» и орден «Звезда Величавой России» (Москва, 2007 год)
  • Большой Серебряный Знатный Символ — за награды перед Австрийской Республикой (Москва, 2007 год)
  • Знатный гражданин городка Будапешта (Будапешт, 2007 год)
  • Особая государственная премия «Кремлёвский Гранд — 2007» (Москва, 2007 год)
  • Орден Преображения Интернациональной лиги стратегического управления, оценки и учета (Москва, 2007 год)
  • Интернациональная премия «Стиль Года — 2007» (Москва, 2008 год)
  • Премия «Звезда Театрала» в номинации «Легенда театра» (Москва, 2008 год)
  • Лауреат премии имени Людвига Нобеля — за индивидуальные награды на ниве служения собственному делу (2008 год)
  • Почётный член Русской академии художеств

2010-е

  • Юбилейная медаль «65 лет Победы в Величавой Российскей войне 1941—1945 гг.» (2010 год)
  • Памятная медаль, учрежденная Столичным Художественным Театром в честь 150-летия со денька рождения А. П. Чехова, «за большой личный вклад в развитие театрального искусства» (Москва, 2010 год)
  • Премия «Звезда Театрала» в номинации «Звездное притяжение» — за спектакль «Мед» (Москва, 2010 год)
  • Лауреат специальной интернациональной премии «Европа — Театру» (Санкт-Петербург, 2011 год)
  • Мейерхольдовская премия — за новации в театральной сфере (Москва, 2011 год)
  • Лауреат премии имени Н. В. Гоголя в Италии 2011 года (Рим, 2011 год)
  • Орден «За награды перед Отечеством» IV степени (29 июня 2013 года) — за большой вклад в развитие российского театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность

См. также

  • Шестидесятники

Прочитано 1032 раз