Суббота, 30 мая 2015 18:19

Маяковский Владимир Владимирович

Автор 
Совет: А чтобы не потерять эту страницу, просто нажмите на кнопочку ниже, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соц.сети
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация об актере

Владимир Маяковский
Имя при рождении:

Владимир Владимирович Маяковский

Когда родился (Дата рождения):

7 19 июля 1893

Где родился (Место рождения):

Багдати,
Кутаисская губерния,
Российская империя

Когда умер (Дата смерти):

14 апреля 1930 36 лет

Где умер (Место смерти):

Москва, СССР

Какое имеет гражданство подданство :


Чем занимается (Род деятельности):

поэт, публицист, драматург, актёр, режиссёр

Годы творчества:

1912—1930

Направление работы:

кубофутуризм
русский футуризм

Жанр:

стихотворение, поэма, агитпроп, пьеса

Язык произведений:

русский

Премии:

Какие имеет награды:

медаль «За усердие» 1917

Произведения на сайте Lib.ru
Произведения в Викитеке

Биография актера Маяковский, Владимир Владимирович

Влади́мир Влади́мирович Маяко́вский (7 июля 1893, Багдати, Кутаисская губерния — 14 апреля 1930, Москва) — российский русский поэт, один из огромнейших поэтов XX века.

Кроме поэзии ярко показал себя как драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, живописец, редактор журналов «ЛЕФ» («Левый Фронт»), «Новый ЛЕФ».

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Личная жизнь
    • 2.1 Детки
  • 3 Суицид
  • 4 Творчество
    • 4.1 Главные издания
  • 5 Маяковский в синематографе
    • 5.1 Киновоплощения
    • 5.2 Документальные киноленты
    • 5.3 Учебные киноленты
  • 6 Роль в антирелигиозной кампании
  • 7 Увековечение памяти
    • 7.1 Музеи
    • 7.2 В филателии
    • 7.3 В нумизматике
  • 8 Достойные внимания факты
  • 9 Примечания
  • 10 Литература
    • 10.1 Книжки
    • 10.2 Статьи и куски
  • 11 Ссылки

Биография

Владимир Маяковский родился в селе Багдати Кутаисской губернии (в русское время посёлок именовался Маяковский) в Грузии, в семье Владимира Константиновича Маяковского (1857—1906), служившего лесничим третьего разряда в Эриванской губернии, с 1889 в Багдатском лесничестве. Мама поэта, Александра Алексеевна Павленко (1867—1954), из рода кубанских казаков, родилась на Кубани, в станице Терновская. Одна из бабушек, Ефросинья Осиповна Данилевская, — двоюродная сестра создателя исторических романов Г. П. Данилевского. У грядущего поэта было две сестры: Людмила (1884—1972) и Ольга (1890—1949), и два брата: Константин (погиб в трёхлетнем возрасте от скарлатины) и Александр (погиб во младенчестве).

В 1902 году Маяковский поступил в гимназию в Кутаиси. Свободно обладал грузинским языком. Участвовал в революционной демонстрации, читал агитационные брошюры. В феврале 1906 года от инфецирования крови погиб его отец после того, как уколол палец иголкой, сшивая бумаги. С того времени Маяковский вытерпеть не мог булавок и заколок, бактериофобия осталась бессрочной. Ростом будущий поэт был около 2-ух метров.

В июле такого же года Маяковский совместно с матерью и сёстрами переехал в Москву, где поступил в IV класс 5-й традиционной гимназии (сейчас столичная школа № 91 на Поварской улице), где обучался в одном классе с братом Б. Л. Пастернака Шурой. Семья жила в бедности. В марте 1908 года был исключён из V класса из-за неуплаты за обучение.

1-ое «полустихотворение» Маяковский напечатал в незаконном журнальчике «Порыв», который издавался Третьей гимназией. По его словам, «вышло неописуемо революционно и в таковой же степени некрасиво».

В Москве Маяковский познакомился с революционно настроенными студентами, начал увлекаться марксистской литературой, в 1908 году вступил в РСДРП. Был пропагандистом в торгово-промышленном подрайоне, в 1908—1909 годах три раза арестовывался (по делу о подпольной типографии, по подозрению в связи с группой анархистов-экспроприаторов, по подозрению в пособничестве побегу женщин-политкаторжанок из Новинской кутузки). По первому делу был освобождён с передачей под надзор родителей по приговору суда как несовершеннолетний, действовавший «без разумения», по второму и третьему делу был освобождён за недочетом улик.

В кутузке Маяковский «скандалил», потому его нередко переводили из части в часть: Басманная, Мещанская, Мясницкая и, в конце концов, Бутырская кутузка, где он провёл 11 месяцев в одиночной камере № 103.

Маяковский в 1910 году

В кутузке в 1909 году Маяковский опять стал писать стихи, но был недоволен написанным. В мемуарах он пишет:

Вышло ходульно и ревплаксиво. Что-то вроде:

В золото, в пурпур леса одевались,
Солнце игралось на главах церквей.
Ожидал я: но в месяцах деньки потерялись,
Сотки томительных дней.

Исписал таким целую тетрадку. Спасибо надзирателям — при выходе отобрали. А то б ещё напечатал!

— «Я сам» (1922—1928)

Невзирая на настолько критическое отношение, Маяковский конкретно с этой тетрадки исчислял начало собственного творчества.

Семья Маяковских, Кутаиси, 1905 год

Из кутузки после третьего ареста он был освобождён в январе 1910 года. После освобождения он вышел из партии. В 1918 году писал в автобиографии: «Отчего не в партии? Коммунисты работали на фронтах. В искусстве и просвещении пока соглашатели. Меня отправили б ловить рыбу в Астрахань».

В 1911 году подруга поэта богемная художница Евгения Ланг вдохновила поэта на занятия живописью.

Маяковский учился в предварительном классе Строгановского училища, в студиях живописцев С. Ю. Жуковского и П. И. Келина. В 1911 году поступил в Столичное училище живописи, ваяния и зодчества — единственное место, куда приняли без свидетельства о благонадёжности. Познакомившись с Давидом Бурлюком, основоположником футуристической группы «Гилея», вошёл в поэтический круг и примкнул к кубофутуристам. 1-ое опубликованное стихотворение именовалось «Ночь» (1912), оно вошло в футуристический сборник «Пощёчина публичному вкусу».

30 ноября 1912 года состоялось 1-ое общественное выступление Маяковского в артистичном подвале «Бродячая собака».

Сборник стихов Маяковского «Я!»

В 1913 году вышел 1-ый сборник Маяковского «Я» (цикл из четырёх стихотворений). Он был написан от руки, снабжён рисунками Василия Чекрыгина и Льва Жегина и размножен литографическим методом в количестве 300 экземпляров. В качестве первого раздела этот сборник вошёл в книжку стихов поэта «Простое как мычание» (1916). Также его стихи появлялись на страничках футуристских альманахов «Молоко кобылиц», «Дохлая луна», «Рыкающий Парнас» и др., начали печататься в повторяющихся изданиях.

В этом же году поэт обратился к драматургии. Была написана и поставлена программная катастрофа «Владимир Маяковский». Декорации для неё писали живописцы из «Союза молодёжи» П. Н. Филонов и И. С. Школьник, а сам создатель выступил режиссёром и исполнителем главной роли.

В феврале 1914 года Маяковский и Бурлюк были исключены из училища за общественные выступления. В 1914—1915 годах Маяковский работал над поэмой «Скопление в брюках». После начала Первой мировой войны вышло стихотворение «Война объявлена». В августе Маяковский решил записаться в добровольцы, но ему не позволили, объяснив это политической неблагонадёжностью. Скоро своё отношение к службе в королевской армии Маяковский выразил в стихотворении «Вам!», которое потом стало песней.

В. В. Маяковский в 1930 году Фото 1918 года и оно же после ретуши в 1960-х годах

29 марта 1914 года Маяковский совместно с Бурлюком и Каменским прибыл с гастролями в Баку — в составе «знаменитых столичных футуристов». Вечерком такого же денька в театре братьев Маиловых Маяковский читал доклад о футуризме, иллюстрируя его стихами.

В июле 1915 года поэт познакомился с Лилей Юрьевной и Осипом Максимовичем Бриками. В 1915—1917 годах Маяковский по протекции М. Горьковатого проходил военную службу в Петрограде в Учебной авто школе. Бойцам печататься не разрешали, но его выручил Осип Брик, который выкупил поэмы «Флейта-позвоночник» и «Скопление в брюках» по 50 копеек за строчку и напечатал. Антимилитаристическая лирика: «Мать и убитый германцами вечер», «Я и Наполеон», поэма «Война и мир» (1915). Воззвание к сатире. Цикл «Гимны» для журнальчика «Новый Сатирикон» (1915). В 1916 году вышел 1-ый большой сборник «Простое как мычание». 1917 год — «Революция. Поэтохроника».

3 марта 1917 года Маяковский возглавил отряд из 7 боец, который арестовал командира Учебной авто школы генерала П. И. Секретева. Интересно, что незадолго ранее, 31 января, Маяковский получил из рук Секретева серебряную медаль «За усердие». В течение лета 1917 года Маяковский энергично заботился о признании его негожим к военной службе и осенью был освобожден от неё.

Маяковский в 1918 году снимался в трёх фильмах по своим сценариям. В августе 1917 года замыслил написать «Мистерию Буфф», которая была закончена 25 октября 1918 года и поставлена к годовщине революции (реж. Вс. Мейерхольд, худ. К. Малевич)

Маяковский. Казань, февраль 1914 года

17 декабря 1918 года поэт в первый раз прочёл со сцены Матросского театра стихи «Левый марш». В марте 1919 года он переезжает в Москву, начинает интенсивно сотрудничать в РОСТА (1919—1921), оформляет (как поэт и как живописец) для РОСТА агитационно-сатирические плакаты («Окна РОСТА»). В 1919 году вышло 1-ое собрание сочинений поэта — «Всё сочинённое Владимиром Маяковским. 1909—1919». В 1918—1919 годах выступает в газете «Искусство коммуны». Пропаганда мировой революции и революции духа. В 1920 году окончил писать поэму «150 000 000», в какой отражена тема мировой революции.

В 1918 году Маяковский организовал группу «Комфут» (коммунистический футуризм), в 1922 году — издательство МАФ (Столичная ассоциация футуристов), в каком вышло несколько его книжек. В 1923 году организовал группу ЛЕФ (Левый фронт искусств), толстый журнальчик «ЛЕФ» (в 1923—1925 годах вышло семь номеров). Интенсивно печатались Асеев, Пастернак, Осип Брик, Б. Арватов, Н. Чужак, Третьяков, Левидов, Шкловский и др. Пропагандировал лефовские теории производственного искусства, общественного заказа, литературы факта. В это время издаются поэмы «Про это» (1923), «Рабочим Курска, добывшим первую руду, временный монумент работы Владимира Маяковского» (1923) и «Владимир Ильич Ленин» (1924). При чтении создателем поэмы о Ленине в Большенном театре, сопровождавшемся 20-минутной овацией, находился Сталин. О самом «вожде народов» Маяковский упоминал в стихах только два раза.

Годы штатской войны Маяковский считает наилучшим временем в жизни, в поэме «Отлично!», написанной в благополучном 1927 году, есть ностальгические главы.

В 1922—1923 годах в ряде произведений продолжал настаивать на необходимости мировой революции и революции духа — «IV интернационал», «5-ый интернационал», «Моя речь на генуэзской конференции» и др.

В 1922—1924 годах Маяковский сделал несколько поездок за границу — Латвия, Франция, Германия; писал очерки и стихи о европейских впечатлениях: «Как работает республика демократическая?» (1922); «Париж (Разговорчики с Эйфелевой башней)» (1923) и ряд других. В 1925 году состоялось самое долгое его путешествие: поездка по Америке. Маяковский посетил Гавану, Мехико и в течение трёх месяцев выступал в разных городках США с чтением стихов и докладов. Позднее были написаны стихи (сборник «Испания. — Океан. — Гавана. — Мексика. — Америка») и очерк «Моё открытие Америки». В 1925—1928 годах он много ездил по Русскому Союзу, выступал в самых различных аудиториях. В эти годы поэт опубликовал такие произведения, как «Товарищу Нетте, пароходу и человеку» (1926); «По городкам Союза» (1927); «Рассказ литейщика Ивана Козырева…» (1928). С 17 до 24 февраля 1926 года Маяковский побывал в Баку, выступал в оперном и драматическом театрах, перед рабочими-нефтяниками в Балаханы.

В 1922—1926 годах интенсивно сотрудничал с «Известиями», в 1926—1929 годах — с «Комсомольской правдой». Печатался в журнальчиках: «Новый мир», «Юная гвардия», «Огонёк», «Крокодил», «Красная нива» и др. Работал в агитке и рекламе, за что подвергался критике Пастернака, Катаева, Светлова.

В 1926—1927 годах написал девять киносценариев.

В 1927 году вернул журнальчик ЛЕФ под заглавием «Новый ЛЕФ». Всего вышло 24 номера. Летом 1928 года Маяковский разочаровался в ЛЕФе и ушёл из организации и журнальчика. В этом же году он начал писать свою личную биографию «Я сам». С 8 октября по 8 декабря — поездка за границу, по маршруту Берлин — Париж. В ноябре вышел в свет I и II том собрания сочинений.

Сатирические пьесы «Клоп» (1928) и «Баня» (1929) были поставлены Мейерхольдом. Сатира поэта, в особенности «Баня», вызвала травлю со стороны рапповской критики. В 1929 году поэт организовал группу «РЕФ», но уже в феврале 1930 года ушёл из неё, вступив в РАПП.

В. Маяковский занимается агитацией народа.

Многие исследователи творческого развития Маяковского уподобляют его поэтическую жизнь пятиактному действу с прологом и эпилогом. Роль собственного рода пролога в творческом пути поэта сыграла катастрофа «Владимир Маяковский» (1913), первым актом стали поэмы «Облако в штанах» (1914—1915) и «Флейта-позвоночник» (1915), вторым актом — поэмы «Война и мир» (1915—1916) и «Человек» (1916—1917), третьим актом — пьеса «Мистерия-буфф» (1-ый вариант — 1918, 2-ой — 1920—1921) и поэма «150 000 000» (1919—1920), четвёртым актом — поэмы «Люблю» (1922), «Про это» (1923) и «Владимир Ильич Ленин» (1924), пятым актом — поэма «Хорошо!» (1927) и пьесы «Клоп» (1928—1929) и «Баня» (1929—1930), эпилогом — 1-ое и 2-ое вступления в поэму «Во весь голос» (1928—1930) и предсмертное письмо поэта «Всем» (12 апреля 1930 года). Другие произведения Маяковского, в том числе бессчетные стихотворения, тяготеют к тем либо другим частям этой общей картины, базу которой составляют большие произведения поэта.

В собственных произведениях Маяковский был бескомпромиссен, потому и неудобен. В произведениях, написанных им в конце 1920-х годов, стали появляться трагические мотивы. Критики называли его только «попутчиком», а не «пролетарским писателем», каким он себя желал созидать. В 1930 году он организовал выставку, посвящённую 20-летию его творчества, но ему всячески мешали, а саму экспозицию никто из писателей и управляющих страны не посетил.

Весной 1930 года в Цирке на Цветном бульваре готовилось потрясающее представление «Москва горит» по пьесе Маяковского, генеральная репетиция намечалась на 21 апреля, но поэт до неё не дожил.

Маяковский стоял у истоков русской рекламы. За маркетинговую и агитационную деятельность поэт подвергался критике со стороны Б. Пастернака, В. Катаева и М. Светлова.

Личная жизнь

В протяжении долгого периода творческой жизни Маяковского его музой была Лиля Брик.

Маяковский и Лиля Брик познакомились в июле 1915 года на даче её родителей в Малаховке под Москвой. В конце июля сестра Лили Эльза, у которой с поэтом был поверхностный роман, привела не так давно прибывшего из Финляндии Маяковского в петроградскую квартиру Бриков на ул. Жуковского, 7. Брики, отдалёкие от литературы люди, занимались предпринимательством, унаследовав от родителей маленькой, но доходный коралловый бизнес. Маяковский прочел у их дома ещё не размещенную поэму «Облако в штанах» и после экзальтированного восприятия предназначил её хозяйке — «Тебе, Лиля». Сей день поэт позже именовал «радостнейшей датой». Осип, супруг Лили, в сентябре 1915 года издал поэму маленьким тиражом. Увлёкшись Лилей, поэт поселился в отеле «Пале Рояль» на Пушкинской улице в Петрограде, так и не возвратившись в Финляндию и оставив там «даму сердца». В ноябре футурист переехал ещё поближе к квартире Бриков — на Надеждинскую улицу, 52. Скоро Маяковский познакомил новых друзей с друзьями, поэтами-футуристами — Д. Бурлюком, В. Каменским, Б. Пастернаком, В. Хлебниковым и др. Квартира Бриков на ул. Жуковского становится богемным салоном, который посещали не только лишь футуристы, да и М. Кузмин, М. Горьковатый, В. Шкловский, Р. Якобсон, также другие литераторы, филологи и живописцы.

Скоро меж Маяковским и Лилей Брик при тривиальном попустительстве Осипа вспыхнул бурный роман. Этот роман нашёл своё отражение в поэмах «Флейта-позвоночник» (1915) и «Человек» (1916) и в стихотворениях «Ко всему» (1916), «Лиличка! Заместо письма» (1916). После чего Маяковский все свои произведения (не считая поэмы «Владимир Ильич Ленин») стал посвящать Лиле Брик. В 1928 году, при публикации его первого собрания сочинений, Маяковский предназначил ей и все произведения, сделанные до их знакомства.

В 1918 году Лиля и Владимир снялись в киноленте «Закованная фильмой» по сценарию Маяковского. К истинному времени кинофильм сохранился фрагментарно. Уцелели также фото и большой плакат, где нарисована Лиля, опутанная плёнкой.

С лета 1918 Маяковский и Брики жили вместе, втроём, что полностью укладывалось в пользующуюся популярностью после революции брачно-любовную концепцию, известную как «Теория стакана воды». В это время все трое совсем перебежали на большевистские позиции. Сначала марта 1919 года они переехали из Петрограда в Москву в коммуналку в Полуэктовом переулке, 5, а потом, с сентября 1920-го основались в 2-ух комнатах в доме на углу Мясницкой улицы в Водопьяном переулке, 3. Потом все трое переехали в квартиру в Гендриковом переулке на Таганке. Маяковский и Лиля работали в «Окнах РОСТА», а Осип некое время служил в ЧК и состоял в партии большевиков.

Невзирая на тесное общение с Лилей Брик, личная жизнь Маяковского ею не ограничивалась. Согласно показаниям и материалам, собранным в документальном кинофильме Первого канала «Третий лишний», премьера которого показана к 120-летию поэта 20 июля 2013 года, Маяковский является родным папой русского архитектора Глеба-Никиты Лавинского (1921—1986). С мамой Глеба-Никиты художницей Лилей Лавинской поэт близко познакомился в 1920 году, работая в Окнах сатиры РОСТА.

По мемуарам А. А. Вознесенского:

Уже в старости Лиля Брик потрясла меня таким признанием: «Я обожала заниматься любовью с Осей. Мы тогда запирали Володю на кухне. Он рвался, желал к нам, царапался в дверь и плакал» … «Она казалась мне монстром, — признавался Вознесенский. — Но Маяковский обожал такую. С хлыстом…»

Но по показаниям, приведённым в документальном кинофильме Первого канала «Третий лишний» (2013), дело обстояло как раз напротив: в период совместного проживания Бриков и Маяковского в квартире на Таганке конкретно Осип по ряду обстоятельств, связанных в том числе и со здоровьем, уступил свою супругу Маяковскому — как более сильному и юному партнёру, который, к тому же, после революции и до смерти вещественно содержал всё семейство.

Потому что с 1922 года Маяковского стали много печатать в «Вестей» и других больших изданиях, он мог для себя позволить совместно с семейством Бриков нередко и длительно проживать за границей.

В 1922 году Лиля опубликовала в рижской газете «Новый путь» огромную статью о футуристах и о Маяковском. Она же организовала ему выступления. Все девять дней они жили в отеле «Бельвю», и там же была закончена поэма «Люблю».

В конце 1922 года Брик сразу с Маяковским имела долгий и серьёзный роман с управляющим Промбанка А. Краснощёковым. Этот роман чуть не привёл к разрыву отношений с Маяковским. Два месяца Маяковский и Брики жили раздельно. Эта история отыскала своё отражение в поэме «Про это».

В узеньком кругу Лиля Юрьевна позволяла для себя такие выражения о Маяковском:

«Вы для себя представляете, Володя таковой кислый, он даже устраивает сцены ревности»; «Какая разница меж Володей и извозчиком? Один управляет лошадью, другой — рифмой». Что касается его переживаний, то они, видимо, не достаточно трогали Лилю Юрьевну, напротив — она лицезрела в их своеобразную «пользу»: «Страдать Володе полезно, он помучается и напишет отличные стихи».

В 1923 году, после написания поэмы «Про это», страсти понемногу улеглись, и их дела вступили в размеренный, размеренный период.

Летом 1923 года Маяковский и Брики вылетели в Германию. Это был один из первых полётов «Дерулюфта» из СССР. 1-ые три недели они провели под Гёттингеном, позже направились на север страны, на полуостров Нордерней, где отдыхали вкупе с Виктором Шкловским и Романом Якобсоном.

В 1924 году в стихотворении «Юбилейное» Маяковский писал: «Я сейчас свободен от любви и от плакатов», и ещё: «..вот и любви пришёл конец, дорогой Владим Владимыч». Как считает литературовед К.Карчевский, эти произведения знаменуют «неисправимый перелом» в отношениях поэта с Лилей Брик, после которого к прежней близости они уже не ворачивались.

В 1926 году Маяковский получил квартиру в Гендриковом переулке, в какой они втроём с Бриками жили до 1930 года (сейчас переулок Маяковского, 15/13). В этой квартире раз в неделю проходили собрания участников «ЛЕФ». Лиля, формально не числясь в сотрудниках, воспринимала самое инициативное роль в разработке журнальчика.

В 1927 году вышел кинофильм «3-я Мещанская» («Любовь втроём») режиссёра Абрама Роома. Сценарий написал Виктор Шкловский, взяв за базу отлично ему известную «любовь втроём» Маяковского с Бриками.

В это время Лиля Юрьевна занимается также писательской, переводческой деятельностью (переводит с германского Гросса и Виттфогеля) и издательскими делами Маяковского.

В 1927 году в 13—14 главах поэмы «Хорошо!» в последний раз в творчестве Маяковского появляется тема любви к Лиле Брик.

Невзирая на долгие дела с Лилей Брик, у Маяковского было много других романов и увлечений, как на родине, так и за границей — в США и Франции. В 1926 году от российской эмигрантки Элли Джонс (Елизаветы Зиберт) в Нью-Йорке родилась его дочь Элен-Патрисия, её Маяковский единственный раз увидел в 1928 году в Ницце. Другие возлюбленные — Софья Шамардина, Наталья Брюханенко. С ними Лиля Брик до конца собственных дней сохранит дружественные дела. В Париже Маяковский знакомится с российской эмигранткой Татьяной Яковлевой, в которую влюбляется и посвящает ей два стихотворения: «Письмо из Парижа о сути любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой» (размещено через 26 лет). Вкупе с Татьяной Маяковский избрал Лиле в Париже подарок — автомобиль Рено. Брик станет 2-ой женщиной-москвичкой за рулём.

По приезде в Москву Маяковский пробует уговорить Татьяну Яковлеву возвратиться в Россию, но эти пробы не увенчались фуррором. В конце 1929 года поэт был должен приехать за ней, но не сумел этого сделать из-за визовых заморочек.

Последним романом Маяковского стала юная и прекрасная актриса МХАТа Вероника Полонская (1908—1994). В пору их первой встречи ей было 21, ему — 36. Полонская была замужем за актёром Мишей Яншиным, но не уходила от супруга, понимая, что роман с Маяковским, нрав которого Вероника оценивала как непростой, неровный, с перепадами настроений, в хоть какой момент может прерваться. Так и случилось: спустя год точку в их отношениях и в жизни поэта поставил товарищ Маузер.

В 1940 году Л. К. Чуковская вспоминала, как ездила в Москву к Брикам по поводу издания однотомника В. Маяковского: «Разговаривать с ними было мне тяжело, весь стиль дома — не по нраву. Мне показалось к тому же, что Лиля Юрьевна безо всякого энтузиазма относится к стихам Маяковского. Не приглянулись мне и рябчики на столе, и смешные рассказы за столом…»

Малыши

Маяковский не состоял ни в каком зарегистрированном браке. Понятно о 2-ух его детях:

В. В. Маяковский на собственной выставке «20 лет работы», 1930
  • Отпрыск Глеб-Никита Антонович Лавинский (1921—1986)
  • Дочь Патрисия Томпсон (Лена Владимировна Маяковская) (род. 1926)

Суицид

1930 год начался безуспешно для Маяковского. Он много болел. В феврале Лиля и Осип Брик уехали в Европу. Маяковского жёстко прорабатывали в газетах как «попутчика русской власти» — в то время как он сам лицезрел себя пролетарским писателем. Произошёл конфуз с его давно ожидаемой выставкой «20 лет работы», которую не посетил никто из видных литераторов и управляющих страны, на что возлагал надежды поэт. Без фуррора в марте прошла премьера пьесы «Баня», провал ждал и спектакль «Клоп». Сначала апреля 1930-го из свёрстанного журнальчика «Печать и революция» изъяли приветствие «величавому пролетарскому поэту по случаю 20-летия работы и публичной деятельности». В литературных кругах циркулировали дискуссии о том, что Маяковский исписался. Поэту отказали в визе для зарубежной поездки. За два денька до самоубийства, 12 апреля, у Маяковского свершилась встреча с читателями в Политехническом институте, на которой собрались, в главном, комсомольцы; прозвучало много беспардонных выкриков с мест. Поэта всюду преследовали ссоры и скандалы. Его духовное состояние становилось всё более тревожным и угнетающим.

С весны 1919 года Маяковский, невзирая на то, что повсевременно жил с Бриками, располагал для работы малеханькой комнатой-лодочкой на четвёртом этаже в коммунальной квартире на Лубянке (сейчас это Муниципальный музей В. В. Маяковского, Лубянский проезд, д. 3/6 стр.4). В этой комнате и произошла катастрофа.

С утра 14 апреля у Маяковского было назначено свидание с Вероникой (Норой) Полонской. С Полонской поэт встречался уже 2-ой год, настаивал на её разводе и даже записался в писательский кооператив в проезде Художественного театра, куда совместно с Норой собирался переехать жить.

Как в 1990-м году вспоминала 82-летняя Полонская в интервью журнальчику «Русский экран» (№ 13 — 1990), в то роковое утро поэт заехал за ней в восемь часов, так как в 10.30 у неё в театре была назначена репетиция с Немировичем-Данченко.

Я не могла запоздать, это злило Владимира Владимировича. Он запер двери, упрятал ключ в кармашек, стал добиваться, чтоб я не прогуливалась в театр, и вообщем ушла оттуда. Рыдал… Я спросила, не проводит ли он меня. «Нет»,— произнес он, но обещал позвонить. И ещё спросил, есть ли у меня средства на такси. Средств у меня не было, он отдал 20 рублей… Я успела дойти до парадной двери и услышала выстрел. Заметалась, страшилась возвратиться. Позже вошла и увидела ещё не рассеявшийся дым от выстрела. На груди Маяковского было маленькое кровавое пятно. Я ринулась к нему, я повторяла: «Что вы сделали?..» Он пробовал приподнять голову. Позже голова свалилась, и он стал жутко белеть… Появились люди, мне кто-то произнес: "Бегите, встречайте карету «Скорой помощи»… Выбежала, встретила. Возвратилась, а на лестнице мне кто-то гласит: «Поздно. Погиб…»

— Вероника Полонская

Предсмертное письмо, заготовленное 2-мя деньками ранее, понятное и подробное (что, по воззрению исследователей, исключает версию о спонтанности выстрела), начинается словами: «В том, что умираю, не вините никого, и, пожалуйста, не злословьте, мертвец этого страшно не обожал…». Поэт именует Лилю Брик (также Веронику Полонскую), мама и сестёр членами собственной семьи и просит все стихи и архивы передать Брикам. На похороны Брики успели прибыть, срочно прервав европейское турне; Полонская же, напротив, не отважилась находиться, так как мама и сёстры Маяковского считали её виновницей смерти поэта. Три денька при бесконечном человеческом потоке прощание шло в Доме писателей. К Донскому кладбищу поэта в металлическом гробу под пение «Интернационала» провожали 10-ки тыщ поклонников его таланта. По драматичности судьбы, «футуристический» металлический гроб Маяковскому сделал скульптор-авангардист Антон Лавинский, супруг художницы Лили Лавинской, родившей от связи с Маяковским отпрыска.

Поэт был кремирован в открытом 3-мя годами ранее первом столичном крематории в Донском монастыре. Сначало останки находился в колумбарии Нового Донского кладбища, но в итоге напористых действий Лилии Брик и старшей сестры поэта Людмилы урна с прахом Маяковского 22 мая 1952 года была перенесена и захоронена на Новодевичьем кладбище.

Творчество

Преждевременное творчество Маяковского было экспрессивно и метафорично («Пойду плакать, что перекрёстком распяты городовые», «А вы могли бы?»), соединяло энергию митинга и демонстрации с лиричнейшей камерностью («Скрипка издёргалась упрашивая»), ницшеанское богоборчество и кропотливо замаскированное в душе религиозное чувство («Я, воспевающий машину и Великобританию / Может быть просто / В самом обычном Евангелии / Тринадцатый апостол»).

По признанию поэта, всё началось со строчки Андрея Белоснежного «В небеса запустил ананасом». Давид Бурлюк познакомил юного поэта с поэзией Рембо, Бодлера, Верлена, Верхарна, но решающее воздействие оказал свободный стих Уитмена. Маяковский не признавал классические стихотворные размеры, он придумывал для собственных стихов ритм; полиметрические композиции соединяются воединыжды стилем и единой синтаксической интонацией, которая задаётся графической подачей стиха: сначала разделением стиха на несколько строк, записываемых в столбик, а с 1923 года известной «лесенкой», которая стала «визитной карточкой» Маяковского. Лесенка помогала Маяковскому вынудить читать его стихи с правильной интонацией, потому что запятых время от времени было недостаточно.

После 1917 года Маяковский стал много писать, за 5 предреволюционных лет им написан один том стихов и прозы, за двенадцать послереволюционных лет — одиннадцать томов. К примеру, в 1928 году он написал 125 стихотворений и пьесу. Много времени он проводил в разъездах по Союзу и за рубежом. В поездках порою проводил по 2-3 выступления в денек (не считая роли в диспутах, собраниях, конференциях и т. д.) Но потом в работах Маяковского стали появляться тревожные и неспокойные мысли, он уличает пороки и недочеты нового строя (от стихотворения «Прозаседавшиеся», 1922, до пьесы «Баня», 1929). Считается, что посреди 1920-х годов он начал разочаровываться в социалистическом строе, так именуемые его зарубежные поездки воспринимают как пробы убежать от себя, в поэме «Во весь голос» находится строка «роясь в нынешнем закаменевшем говне» (в подкорректированном цензурой варианте — «дерьме»). Хотя стихи, проникнутые официальной бодростью, в том числе посвящённые коллективизации, продолжал создавать до последних дней. Ещё одна особенность поэта — сочетание пафосности и лиричности с ядовитейшей щедринской сатирой.

Лирическая сторона Маяковского раскрылась в «Неоконченном» (1928—1930)…

пускай седины обнаруживает стрижка и обриватьё
Пусть серебро годов вызванивает
уймою
надеюсь верую вовеки не придёт
ко мне зазорное благоразумие

— Неоконченное. I. «Любит? не любит? Я руки ломаю…»

Ты взгляни какая в мире тишина
Ночь обложила небо звездной данью
в такие вот часы встаёшь и говоришь
векам истории и мирозданию

— Неоконченное. IV. «Уже 2-ой должно быть ты легла…»

Лирические строки из южноамериканского цикла, написанные ещё в 1925 году:

Я желаю быть понят родной государством,
а не буду понят —
что ж?!
По родной стране
пройду стороной,
как проходит
косой дождик.

создатель тогда не отважился включить в текст стихотворения, но в 1928 году опубликовал их в составе критичной статьи, хотя и с пояснением: «Несмотря на всю романсовую чувствительность (публика хватается за платки), я эти прекрасные, подмоченные дождиком пёрышки вырвал». Существует мировоззрение, что даже в панегирической поэме «Хорошо» Маяковский глумится над парадным официозом: «Жезлом правит, чтобы на право шёл. / Пойду вправо. / Очень хорошо».

В поэме «Во весь голос» (1930) — утверждение искренности собственного пути и надежда быть понятым в «коммунистическом далеке». Но загадочным образом пропала поэма «Плохо». Маяковский все свои записные книги хранил. Из репертуара были изъяты его резко сатирические пьесы «Клоп» и «Баня». Из уже отпечатанного журнальчика по распоряжению сверху были вырваны его юбилейные портреты. Не считая того, от Лубянки поступила странноватая посылка с пистолетом.

Маяковский оказал огромное воздействие на поэзию XX века. В особенности на Кирсанова, Вознесенского, Евтушенко, Рождественского, Кедрова, также внёс большой вклад в детскую поэзию.

Маяковский бесстрашно обратился к потомкам, в отдалёкое будущее, уверенный, что его будут держать в голове через сотки лет:

Мой стих
трудом
громадину лет прорвёт
и явится
весомо,
грубо,
видимо,
как в наши деньки
вошёл водопровод,
сработанный
ещё рабами Рима.

— Во весь глас

Главные издания

  • Маяковский В. В. Полное собрание сочинений в 13 томах. — М., ГИХЛ, 1955—1961.
  • Маяковский В. В. Собрание сочинений в 12 томах. — М.: Библиотека «Огонёк», 1978. — 600 000 экз.

Маяковский в синематографе

  • 1914 год — «Драма в кабаре футуристов № 13». Маяковский исполнил в картине «демоническую» роль.

В 1918 году Маяковский написал сценарий для кинофильма «Не для средств родившийся» по мотивам романа Джека Лондона «Мартин Иден». Поэт сам сыграл главную роль Ивана Нова. Не сохранилось ни одной копии этого кинофильма.

  • 1918 год — «Закованная фильмой». Сохранился кусок первой части (с ролью Маяковского).
  • 1918 год — «Дама и хулиган». Режиссёры кинофильма Владимир Маяковский и Евгений Славинский. В базе сюжета рассказ Эдмонда д’Амичиса «Учительница рабочих». Сценарий Владимира Маяковского, в больших ролях — он и Александра Ребикова.
  • 1928 год — «Октябрюхов и Декабрюхов». Сценарий этой эксцентрической комедии был написан Владимиром Маяковским к десятилетию Октябрьской революции.
  • 1928 год — «Три комнаты с кухней». По мотивам сценария В. В. Маяковского «Как поживаете?».
  • 1955 год — «Они знали Маяковского», историко-революционный кинофильм режиссёра Николая Петрова, Ленинградская студия кинохроники.
  • 1958 год — «Маяковский начинался так». Фильм-биография по мотивам автобиографической повести Маяковского «Я сам». В роли Маяковского — Родам Челидзе. Грузия-фильм.
  • 1962 год — «Летающий пролетарий», мульт по мотивам одноимённой поэмы.
  • 1962 год — «Баня», мульт по мотивам одноимённой пьесы.
  • 1970 год — «Дама и хулиган», телефильм-балет на базе сценария 1918 года режиссёра Аполлинария Дудко.
  • 1975 год — «Маяковский смеётся, либо Клоп-75». Фильм-коллаж режиссёра Сергея Юткевича снят по пьесе «Клоп» и сценарию «Позабудь про камин» Владимира Маяковского.
  • 1977 год — «Вперед, время!». Мульт по мотивам стихотворений Владимира Маяковского.

Киновоплощения

Год Страна Заглавие Режиссёр Владимир Маяковский Комменты
1947 СССР СССР Свет над Россией Сергей Юткевич Борис Ливанов
1955 СССР СССР Они знали Маяковского Николай Петров Николай Черкасов Телефильм по одноименной пьесе В. Катаняна в постановке Ленинградского театра им. А. С. Пушкина
1958 СССР СССР Маяковский начинался так Константин Пипинашвили Родам Челидзе Производства «Грузия-фильм»
1975 СССР СССР Маяковский смеётся, либо Клоп-75 Сергей Юткевич
Анатолий Каранович
Анатолий Переверзев
1989 СССР СССР
Польша Польша
Дежа вю Юлиуш Махульский Анатолий Котенёв
2002 Англия Англия
США США
Германия Германия
Доктор Живаго Джакомо Кампиотти Kaрел Хороший
2004 Наша родина Наша родина Грехи отцов Алла Плоткина,
Пётр Кротенко,
Станислав Либин,
Александр Смирнов,
Максим Мокрушев,
Роман Нестеренко,
Владимир Филимонов,
Вера Харыбина
Дмитрий Ермилов Телероман
2004 Наша родина Наша родина Погибель Таирова Борис Бланк Роман Агеев
2005 Наша родина Наша родина Есенин Игорь Зайцев Евгений Дятлов
2012 Наша родина Наша родина Маяковский. Два денька Дмитрий Томашпольский
Алёна Демьяненко
Андрей Чернышов Сериал, 8 серий

Документальные киноленты

  • 1955 — Маяковский
  • 1972 — Живой Маяковский
  • 1976 — Маяковский с нами
  • 1984 — Музей Маяковского в Москве
  • 1990 — Владимир Маяковский
  • 2002 — Смертельная игра Маяковского
  • 2002 — Маяковский. Погибель поэта
  • 2005 — Живой Маяковский
  • 2006 — Про это, про поэта и про Лилю Брик
  • 2013 — Владимир Маяковский. 3-ий излишний
  • 2013 — Маяковский. Последняя любовь, последний выстрел

Учебные киноленты

  • 1971 — Маяковский. Товарищу Нетте
  • 1980 — Рассказ о Кузнецкстрое и людях Кузнецка

Роль в антирелигиозной кампании

В 1928—1929 годах произошли серьёзные конфигурации во внутренней политике СССР: был свернут НЭП, началась коллективизация сельского хозяйства (местами — насильная), в газетах появились материалы показательных судебных процессов над «вредителями».

В 1929 году вышло Постановление ВЦИК «О религиозных объединениях», ухудшавшее положение верующих. В том же году была отредактирована ст. 4 Конституции РСФСР: заместо «свободы религиозной и антирелигиозной пропаганды» в республике признавалась «свобода религиозных вероисповеданий и антирелигиозной пропаганды».

В итоге в государстве появилась потребность в антирелигиозных художественных произведениях, отвечающих идейным изменениям. На эту потребность откликнулся ряд ведущих русских поэтов, писателей, журналистов и кинематографистов. В числе их был и Маяковский. В 1929 году он написал стихотворение «Нужно биться», в каком заклеймил верующих и призвал к богоборчеству.

В том же 1929 году он вкупе с Максимом Горьковатым и Демьяном Бедным принял роль во II съезде Союза воинствующих безбожников. В собственном выступлении на съезде Маяковский призвал писателей и поэтов к роли в борьбе с религией.

«Мы можем уже безошибочно различать за церковной сутаной маузер фашиста. Мы можем уже безошибочно за поповской рясой различать обрез кулака, но тыщи других хитросплетений через искусство опутывают нас той же самой окаянной магией. Если ещё можно так либо по другому осознать безмозглых из паствы, вбивающих в себя религиозное чувство в течение целых 10-ов лет, так именуемых верующих, то писателя-религиозника, который работает сознательно и работает всё же религиозничая, мы должны квалифицировать либо как шарлатана, либо как дурачины.

Товарищи, обычно дореволюционные ихние собрания и съезды кончались призывом „с богом“,- сейчас съезд кончится словами „на бога“. Вот девиз нынешнего писателя».

Увековечение памяти

Памятная доска в Ростове-на-Дону
  • В честь Владимира Маяковского названа малая планетка (2931) Маяковский, открытая 16 октября 1969 года Л. И. Темных.
  • В 1954 году Столичный театр драмы переименован в Столичный театр им. Вл. Маяковского, в 1964 году театр получил статус академического.
  • В 1958 году на площади Маяковского (сейчас Триумфальная площадь) в Москве поэту был установлен монумент. На этой же площади находится восточный (старенькый) вестибюль станции метро «Маяковская». В столице также есть переулок Маяковского, нареченный так в 1935 году.
  • В 1960 году в сквере имени Маяковского в городке Уфа был установлен монумент Маяковскому В. В. Монумент в Уфе представляет собой один из вариантов творения архитектора Кибальникова. Дочери Маяковского Лене, ездившей в 2002 году в Давлеканово на родину мамы, этот монумент приглянулся больше столичного. По её воззрению, из-за низкого постамента поэт кажется поближе к народу.
  • В 1961 году 1-й Заполярный драматический лагерь был переименован в Норильский Заполярный театр драмы им. Вл. Маяковского.
  • В Тбилиси есть монумент Маяковскому.
  • В Тбилиси и в Кутаиси есть улицы Маяковского.
  • На станции метро
    • Станция метро «Маяковская» есть и в Петербургском метрополитене. Неподалеку размещена улица Маяковского, на которой находится монумент поэту.
    • В 1937 году была сотворена Библиотека-музей В. В. Маяковского в Москве, в 1968 году она преобразована в Муниципальный музей В. В. Маяковского.
    • Улица Маяковского — распространённое заглавие улиц в Рф и многих странах бывшего СССР.
    • В 1983 году в Киеве именованием Владимира Маяковского назван проспект (жилой массив Троещина, Деснянский район).
    • В Одессе есть переулок Маяковского.
    • В 1940 году его имя присвоено Муниципальному русскому драматическому театру в Душанбе.
    • В 1953 году имя В. В. Маяковского присвоено Центральной городской общественной библиотеке в Санкт-Петербурге.
    • В 1997 году была учреждена «Всероссийская литературная премия имени В. В. Маяковского».
    • 14 апреля 2005 года компанией «АнТроп» был выпущен альбом-трибьют «Живой Маяковский» — диск с песнями на его стихи, музыку к которым сочинили современные музыканты. 19 июля 2008 года в свет вышел 2-ой диск.
    • B 1997 году группa «Банда Четырёх» выпустила песню про Маяковского — «Маяковка» (альбом «Безобразное время»).
    • В Новокузнецке на площади Маяковского поэту установлен монумент. В микрорайоне Абашево есть Дворец культуры имени Маяковского.
    • В Екатеринбурге есть ЦПКиО им. Маяковского (Центральный парк культуры и отдыха). Также в данном парке установлен монумент Владимиру Маяковскому.
    • В городке Белоснежная Калитва Ростовской области главный городской парк назван в честь поэта — «Парк культуры и отдыха им. Маяковского»
    • В Новосибирске и Омске есть кинозал им. Маяковского.
    • В русское время родной посёлок поэта носил заглавие Маяковский. Его имя также носит село в Калининградской области.
    • У Егора Летова есть песня «Самоотвод», посвященная Маяковскому.
    • У рок-группы «Сплин» есть песня «Маяк» на стихотворение Маяковского «Лиличка. Заместо письма».
    • В городке Запорожье именованием Маяковского назван один из центральных проспектов.
    • В городке Хмельницкий есть переулок Маяковского.
    • В городке Туапсе есть улица Маяковского и переулок Маяковского.
    • В городке Дзержинске Нижегородской области есть улица Маяковского и одноименная площадь с монументом поэту.
    • У харьковской музыкальной арт-рок группы «Оркестр Че» есть песня и клип «Гутен Морген, Маяковский», в клипе применены архивные кадры.
    • У панк-группы «Последние танки в Париже» есть одноимённая песня на стихотворение Маяковского «Вам!»
    • В 1986—1990 годах была рок-группа «Мистерия-Буфф». Большая часть их репертуара — песни на стихи Маяковского.
    • В честь В. В. Маяковского названо воздушное судно А330 VQ-BCU, принадлежащее Аэрофлоту.
    • Рок-группа «Правъ» написала песню «Левый марш», слова которой — стихи Маяковского.
    • В Калининграде есть библиотека, нареченная в честь В. В. Маяковского.
    • В Кисловодске есть улица, нареченная в честь Маяковского В. В.
    • Музей Маяковского в Москве

    • Монумент Маяковскому в Москве на Триумфальной площади

    • Памятник Маяковскому перед музеем его имени в Москве, Лубянский пр. 3/6

    • Мемориальная доска с барельефом Маяковского и памятным текстом на азербайджанском и российском языках в Баку, на стенке, на боковом фасаде древнего строения сегодняшнего Азербайджанского муниципального педагогического института

    • В городке Самара есть сквер Маяковского. Ранее в центре сквера находилась гипсовая скульптура поэта, но в 2003 она была демонтирована из-за отвратительного состояния.
    • В Донецке есть проспект Маяковского.
    • В Берлине есть улица Majakowskiring
    • Пароход, затонувший в Риге в 1950-м, был назван в честь Маяковского.
    • В Баку, на стенке, на боковом фасаде древнего строения сегодняшнего Азербайджанского муниципального педагогического института установлена мемориальная доска с барельефом Маяковского и памятным текстом на азербайджанском и российском языках: «Здесь, в большенном зале Азербайджанского педагогического института, не один раз читал свои произведения величавый русский поэт Владимир Владимирович Маяковский».
    • В честь поэта назван четырёхпалубный круизный теплоход 301 проекта, построенный в Германии в 1978 году.
    • В Рузаевке есть улица имени В. В. Маяковского, на которой стоит городская поликлиника.
    • В честь поэта названа N 1 школа городка Джермук (Армения).

    Музеи

    В 1937 году была открыта Библиотека-музей Маяковского в Москве (прошлый Гендриков переулок, сейчас переулок Маяковского). В январе 1974 года в Москве открыт Муниципальный музей Маяковского (на Большой Лубянке). В 2013 году главное здание музея закрылось на реконструкцию, но выставки как и раньше проходят. Посетить их можно по адресу: Москва, Малая Дмитровка 29, стр.4 («Домик Чехова»). В 1941 году Музей Маяковского открыт в селе Багдади в Грузии.

    В филателии

    • Почтовая марка СССР,
      1940 год

    • Почтовая марка СССР,
      1940 год

    • Почтовая марка СССР,
      1940 год

    • Почтовая марка СССР,
      1940 год

    • Почтовая марка СССР,
      1943 год

    • Почтовая марка СССР,
      1943 год

    • Почтовая марка СССР, 1953 год:
      60 лет со денька рождения Маяковского. Живописец Дубасов

    • Почтовая марка СССР,
      1955 год

    • Почтовая марка СССР, 1959 год: монумент Маяковскому в Москве

    • Почтовая марка Венгрии, 1959 год

    • Почтовая марка СССР,
      1963 год

    • Почтовая марка Рф, 2000 год:
      Владимир Маяковский и Окна РОСТА.

    Маяковский также изображен на почтовой марке Болгарии 1955 года.

    В нумизматике

    • 1 рубль. 100-летие со денька рождения В. В. Маяковского. (Дата выпуска 14.07.1993; материалы медь, никель; качество пруф, анциркулейтед; серия Выдающиеся личности Рф). Живописец А. А. Колодкин.
    • Жетон 2009 г. Водочные жетоны. Серия «Культура и искусство».

    Достойные внимания факты

    • Выдержка из книжки «Маяковский едет по Союзу»:

    В воскресенье, на розвальнях направились глядеть могилу последнего российского царя. Но мне принципиально дать чувство того, что ушла от нас вот тут лежащая последняя гадина последней династии, столько крови выпившей в течение веков.

    • Маяковский обожал азартные игры и увлекался игрой на бильярде. Играл он для уровня любителя прекрасно, у него был поразительно четкий и сильный удар. С проф игроками он играл изредка, потому что ему претили ухищрения проф игры. Да и игры «пустой», другими словами без всякой ставки, он тоже не обожал. По его воззрению некий, пусть хоть небольшой «интерес», другими словами какая-то вещественная заинтригованность в игре у игроков должна быть. Исключения он делал только для партнеров заранее слабеньких, так он играл, к примеру, с Луначарским, который игру очень обожал, воспользовался хоть какой свободной минуткой, чтоб «покатать шарики», но играл очень слабо.

    На стихи и отрывки из поэмы «Хорошо» Владимира Маяковского Жора Свиридов написал «Патетическую ораторию» для баса, меццо-сопрано, хора и симфонического оркестра.

    5009-0008-reverse.png 5009-0008-front.png

    Прочитано 2667 раз