Воскресенье, 31 мая 2015 13:27

Бандо Тамасабуро V

Автор 
Совет: А чтобы не потерять эту страницу, просто нажмите на кнопочку ниже, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соц.сети
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация об актере


Биография актера Бандо Тамасабуро V

Бандо Тамасабуро V (яп. 五代目 坂東 玉三郎 Годаймэ Бандо: Тамасабуро:?, род. 25 апреля 1950 года в Токио) — японский актёр нескольких разновидностей японского и традиционного театра и кино, также режиссёр театра и кино. Один из самых узнаваемых сейчас живущих актёров кабуки амплуа оннагата (дамских ролей), удостоенный в этом качестве статуса живого государственного сокровища (人間国宝 Ningen Kokuhō) Стране восходящего солнца.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Известные работы
    • 2.1 В качестве актёра
    • 2.2 В качестве режиссёра/постановщика/сценографа/художественного управляющего
  • 3 Отзывы о творчестве Бандо Тамасабуро
  • 4 Номинации и заслуги
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительные публикации и литература

Биография

Будущий актёр родился 25 апреля 1950 года в Токио под именованием Синъити Нирэхара. В ранешном детстве переболел в лёгкой форме полиомиелитом, после этого, в качестве формы реабилитации по совету доктора его родителям, начал заниматься обычным японским танцем у наставницы Касиэ Фудзимы, супруги актёра и театрального менеджера Ёсиюки Мориты (более известного по сценическому имени Морита Канъя XIV и носившего также, в числе иных, имя Бандо Тамасабуро IV).

Когда Синъити было 6 лет, Морита и его супруга, не имевшие собственных деток, усыновили мальчугана (изменив его имя на Синъити Морита), с чего и началось его вхождение в кабуки. Дебют молодого актёра на сцене состоялся в конце 1957 года в 7-летнем возрасте, под сценическим именованием Бандо Кинодзи, в роли Котаро в драме «Храмовая школа» на сцене «Тоёко Гэкидзё» (яп.). По неким сведениям, Бандо может претендовать и на сценическое имя Морита Канъя XV (имя Тамасабуро обычно бралось на относительно ранешном шаге карьеры, сменяясь позже более «зрелым»), но артист пару раз заявлял, что не хочет этого делать.

На церемонии имяположения/смены имён сюмэй в июне 1964 года в театре «Кабуки-дза» парень унаследовал от приёмного отца имя Бандо Тамасабуро, став его пятым носителем. Первыми ролями, сыгранными им под новым именованием (в тот же денек), стали персонажи Отамы и Омиё в постановках «Синдзю Яи ва Кори но Цуитати» и «Итикава Дандзюро VIII».

В протяжении 1960-х годов Тамасабуро играл роли различной направленности: в 1965 он и его приёмный отец (в большей степени специализировавшийся на юношеских ролях татияку) вкупе игрались дочь и мама в постановке «Тюсингуры» («47 ронинов»), в 1967 играл Сирагикумару в пьесе Цуруи Намбоку «Сакура-химэ адзумабунсё», а в 1969 играл в пьесе Юкио Мисимы «Месяц как будто натянутый лук» и юношескую, и женскую роли — царевича Сиротаэ и принцессы Сирануи. С конца же 1960-х Тамасабуро концентрируется на амплуа оннагата, играя дамские роли. К весомым ролям этого периода, кроме Сирануи, относятся образы принцессы Таэмы в постановке «Наруками» (1970) и принцессы Новакэ в пьесе «Сумидагава гонити но омокагэ» (1971).

Морита отличался консерватизмом в отношении форм театра, но после погибели приёмного отца в 1975 году Тамасабуро стал пробовать свои силы и в других жанрах, как в японском «новом театре» симпа (сыграв, к примеру, в «Веере для учения», 1975), так и в мировом традиционном театре, сыграв, а именно, таких различных персонажей, как древних Электру и Медею, шекспировских героинь Джульетту, Дездемону и леди Макбет, Маргариту Готье из «Дамы с камелиями» Дюма и других.

С конца 1970-х Бандо также снимается в кино, а в 1990-х годах и сам поставил несколько важных кинофильмов, удостоенных номинаций кинопремии Японской академии и представленных на нескольких интернациональных фестивалях. А именно, картина «Тоска» участвовала в основной конкурсной программке 43-го Берлинского кинофестиваля (1993).

Бандо Тамасабуро интенсивно участвует в интернациональной популяризации кабуки, участвовав в протяжении собственной карьеры в гастролях «Кабуки-дза» и других театров; а именно он участвовал в американских турах японских театров кабуки в 1982, 1984 (в New York Metropolitan Opera) и 1985 годов, общеевропейском туре 1989 года, кабуки-выступлениях во Франции, Англии и Польше 1986, 1991 и 1992 годов. В реальном Бандо также интенсивно участвует без помощи других в интернациональных проектах, в том числе, не связанных впрямую с театром, посреди которых выделяются, а именно:

  • Выполнение 2-ух основных ролей (Настасьи Филипповны и князя Мышкина — после 3-4-летних уговоров сыграть мужскую роль) в «Настасье» Анджея Вайды по роману Достоевского «Кретин» (1994).
  • Сотрудничество с виолончелистом Йо-Йо Ма, в процессе которого Тамасабуро исполнял обычный японский танец на музыку Баха (1996).
  • Совместная балетная постановка с Мишей Барышниковым (1998).
  • Роль в 2006 в глобальных гастролях на 25-летие известного ансамбля обычных японских огромных барабанов Kodo. Потом, с 2012, Бандо возглавил Kodo в качестве художественного управляющего.
  • Постановка и роль в главной роли в традиционной пьесе «Пионовая беседка» классической китайской оперы куньцюй, представленной на Шанхайском международном фестивале искусств в 2009 (получившая ряд положительных отзывов и позже поставленная также в Токио).

Известные работы

В качестве актёра

В кабуки
  • «Наруками» — паучья принцесса Таэма (Кумо-но-Таэма-химэ)
  • «Сакура-химэ адзумабунсё» — принцесса Сакура (Сакура-химэ)
  • «Ёсицунэ сэмбонзакура» — Сидзука Гозэн
  • «Даннора кабуто-гунки» — Акоя
  • «Каго цурубэ сато но эйзамэ» — Яцухаси
  • «Сатомоё адзами но иронуи» — Идзаёи
  • «Кёганоко мусумэдодзёдзи» — Сирабёси Ханако
  • «Саги-мусумэ» — Саги но Сэй
  • «Сукэроку юэн Едозакура» — Агэмаки
  • «Иваси ури которые хикиами» — Хотаруби
В симпа и традиционном театре
  • «Тенсю моногатари»
  • «Нихонбаси»
  • «Макбет» — леди Макбет
  • «Медея»
  • «Настасья» (театральная постановка А. Вайды) — князь Мышкин, Настасья Филипповна
  • «Нихонбаси»
  • «Голубий волк» (по одноимённому роману Ясуси Иноуэ о Чингисхане)
  • «Ромео и Джульетта» — Джульетта
  • «Куротокагэ» (по роману Эдогавы Рампо)
  • «Маркиза де Сад»
  • «Елизавета» (1993)
  • «Юдзуру»
  • Постановки барабанной шоу-группы Kodo — богиня Аматэрасу и др. роли (в разл. постановках)
  • «Пионовая беседка» (в стиле китайской оперы куньцюй /«куньшаньской оперы»/ по пьесе конца XVI века Тан Сяньцзу, для Шанхайского фестиваля искусств) — Ду Линян
В кино
  • 1979 — «Пруд беса» — деревенская кросотка Юри, принцесса-демон Сираюки
  • 1988 — «Токио: Последний мегалополис» — Кёка Идзуми
  • 1991 — «Юмэдзи» — Гёсю Инамура
  • 1994 — «Настасья» — князь Мышкин, Настасья Филипповна
  • 1995 — «Тенсю моногатари» — принцесса Томи (Томи-химэ)

В качестве режиссёра/постановщика/сценографа/художественного управляющего

В театре и др. сценических постановках
  • «Тенсю моногатари»
  • «Ромео и Джульетта» (1986)
  • «Хрустальная маска» (1988)
  • «Наётакэ»
  • «Куротокагэ»
  • «Кайдзин бэссо»
  • Мировые гастроли барабанной шоу-группы Kodo (2006; позже стал их неизменным художественным управляющим)
  • Китайская опера «Пионовая беседка» (2008—2009)
В кино
  • 1992 — «Операционная»
Кинофильм был представлен вне конкурса на 42-м Берлинале и 17-м кинофестивале в Торонто (1992), также получил премию за наилучший установка и ещё 4 номинации кинопремии Японской академии.
  • 1993 — «Тоска»
Кинофильм был представлен в основной конкурсной программке 43-го Берлинале (номинирован на «Золотого медведя»), также получил 6 номинаций кинопремии Японской академии.
  • 1995 — «Тенсю моногатари»
Кинофильм получил номинацию кинопремии Японской академии за наилучшую работу художника-постановщика.

Отзывы о творчестве Бандо Тамасабуро

Ещё в 1970 году, в период ранешней карьеры актёра, узнаваемый писатель и драматург Юкио Мисима отозвался о нём, как о потрясающем оннагате и одном из юных хранителей традиции кабуки в целом:

Оннагата — цветочки кабуки, и, при основополагающем вкладе корифеев прошедшего в этой области, если б не распускались их новые бутоны, кабуки был бы обречён. В текущее время, при всём желании культивировать эти цветочки, пропала историческая почва для их возникновения, и нам остаётся только возлагать на волшебство. Тамасабуро, родившийся для заполнения этих надежд — юный оннагата, чьё изящество и элегантность ассоциируются с шедеврами из слоновой кости, — есть живое доказательство тому, что театр кабуки ещё живой.

— Юкио Мисима, август 1970

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Номинации и заслуги

Проф (от театральных, синематографических и т. п. институций и публичных организаций)
  • 1971 — Golden Arrow Award от Ассоциации журнальных издательств Стране восходящего солнца в категории «Театр»
  • 1978 — Golden Arrow Award в категории «Театр»
  • 1981 — Премия исполнительских искусств имени Кунидзо Мацуо в категории «Выдающееся театральное исполнение»
  • 1997 — Премия искусств Майнити от издания «Майнити симбун»
  • 1997 — Театральная премия Ёмиури в категории «Лучший актёр» от издания «Ёмиури симбун» и телекомпании Nippon Television
  • 2009 — Премия имени Кикути Кана от издания «Бунгэй сюндзю» и Общества продвижения японской культуры
  • 2011 — Премия Киото в категории «Философия и искусства» от фонда Инамори

Зарубежные либо международные

  • 1991 — Почётная степень доктора словесности Китайского Института Культуры (Тайвань)
  • 1997 — Интернациональная премия культуры Mont Blanc
Муниципальные (городские и правительственные)
  • 1971 — Премия «Явление года» Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий Стране восходящего солнца (вместе с Адзумой Морисаки, Наоко Ихарой, Йоко Мориситой, Харухико Ясудой, Ацухиро Ногути, Акико Фудзисиро и Юдзо Абэ)
  • 1992 — Особая премия Литературной премии имени Кёки Идзуми (от муниципалитета городка Канадзава)
  • 2011 — Kyoto Prize за вклад в искусство.
  • 2012 — Статус и почётный титул «Живого государственного сокровища Японии».
  • 2014 — Медаль Почёта с пурпуровой лентой.

Зарубежные либо международные

  • 1991 — Кавалер ордена Искусства и литературы (Франция)
  • 2013 — Командор ордена Искусства и литературы

Прочитано 925 раз
Другие материалы в этой категории: « Вакаяма Томисабуро Асано Таданобу »