Содержание
- 1 Биография
- 2 Фильмография
- 3 Премии и заслуги
- 4 Сочинения
- 5 Литература
- 6 Ссылки
Биография
Нагиса Осима родился в Киото 31 марта 1932 года в семье штатского служащего, в 1954 году закончил Киотский институт, где изучал политическую историю. Во время учёбы он участвовал в студенческом движении левого толка, из-за чего после окончания института не мог отыскать работу. От отчаяния он решил пройти вступительные тесты на студии Shochiku и в конечном итоге получил должность помощника режиссёра, тут же в 1959 году снял собственный 1-ый кинофильм. Наряду с 1956 года занимался кинокритикой, редактировал журнальчик о кино Eiga hihyo. К началу 1960-х годов Осима получил известность как один из фаворитов и основателей так именуемой «японской новейшей волны» (Nūberu bāgu, сам он отторгал этот термин), поднимая в собственных фильмах препядствия японской молодёжи и критикуя послевоенное японское общество (один из ярчайших примеров — «История беспощадной молодости», 1960).
После того, как его четвёртый кинофильм, «Ночь и туман в Стране восходящего солнца» (1960), посвященный разобщенности японского левого движения, был снят студией с проката всего через три денька после выхода, Осима покинул Shochiku и основал свою компанию Sozosha. Уже в собственном первом независящем кинофильме, «Содержание скотины» (1961), снятом по рассказу Кэндзабуро Оэ, Осима начал исследование расизма и беспощадности (коллективной либо персональной), которое продолжал в протяжении всего десятилетия. Одной из вершин этого исследования стала авангардная лента «Смертная казнь через повешение» (1968), показанная во внеконкурсной программке Каннского кинофестиваля и принесшая режиссёру определенную известность на Западе.
В 1973 году Sozosha была распущена, а спустя два года была базирована студия Oshima Productions, на которой в 1976 году Осима снял собственный, пожалуй, самый узнаваемый кинофильм — «Империя эмоций», представляющий из себя своеобразную комбинацию искусства и порнухи. В этой картине режиссёр вновь обратился к теме «секс и политика», которая подымалась в ряде его ранешних кинофильмов. В следующие годы Осима поучаствовал ещё в нескольких интернациональных проектах — снял такие киноленты, как «Империя страсти» (1978), военная драма «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс» (1983) и сатирическая лента «Макс, моя любовь» (1986). Последняя была плохо принята критикой, из-за чего режиссёр на много лет ушел из кино, работая в главном на телевидении.
Осима был женат на актрисе Акико Кояме.
Фильмография
- 1959 — Улица любви и надежды / 愛と希望の街
- 1960 — История беспощадной молодости / 青春残酷物語
- 1960 — Кладбище солнца / 明日の太陽
- 1960 — Ночь и туман в Стране восходящего солнца / 日本の夜と霧
- 1961 — Содержание скотины / 飼育
- 1962 — Восстание христиан / 天草四郎時貞
- 1963 — 1-ое приключение ребёнка / 小さな冒険旅行
- 1965 — Наслаждения плоти / 悦楽
- 1965 — Ежедневник Юнбоги / ユンボギの日記
- 1966 — Насилие в полдень / 白昼の通り魔
- 1967 — Военное искусство Ниндзя. Альбом / 忍者武芸帖
- 1967 — Исследование неприличных японских песен / 日本春歌考
- 1967 — Лето в Стране восходящего солнца: двойное суицид / 無理心中 日本の夏
- 1968 — Смертная казнь через повешение / 絞死刑
- 1968 — Возвращение троих запивох / 帰ってきたヨッパライ
- 1969 — Ежедневник вора из Синдзюку / 新宿泥棒日記
- 1969 — Мальчишка / 少年
- 1970 — История, рассказанная после Токийской войны / 東京戦争戦後秘話
- 1971 — Церемония / 儀式
- 1972 — Летняя сестра / 夏の妹
- 1975 — Цусимская битва / The Battle of Tsushima
- 1976 — Империя эмоций / 愛のコリーダ
- 1978 — Империя страсти / 愛の亡霊
- 1983 — Счастливого Рождества, мистер Лоуренс / 戦場のメリークリスマス
- 1986 — Макс, моя любовь / マックス、モン・アムール
- 1991 — Киото, родина моей мамы / Kyoto, My Mother’s Place
- 1994 — 100 лет японскому кино / 100 Years of Japanese Cinema
- 1999 — Табу / 御法度
Премии и заслуги
- Приз за наилучшую режиссуру Каннского кинофестиваля (1978)
Сочинения
- Sengo eiga: Hakai to sozo . — Tokyo, 1963.
- Taikenteki sengo eizo ron . — Tokyo, 1975.
- Ecrits (1956—1978): Dissolution et jaillissement / translated by Jean-Paul Le Pape. — Paris, 1980.
- Cinema, Censorship, and the State : The Writings of Nagisa Oshima, 1956—1978 / edited and with an introduction by Annette Michelson, translated by Dawn Lawson. — Cambridge, Massachusetts, 1992.
Литература
- Sato T. Oshima Nagisa no sekai . — Tokyo, 1973.
- Magrelli E., Martini E. Il Rito, il rivolta: Il cinema di Nagisa Oshima. — Rome, 1984.
- Danvers L., Tatum C. Nagisa Oshima. — Paris, 1986.
- Cheryn Turim M. Films of Oshima Nagisa: Images of a Japanese Iconoclast. — Berkeley, 1998.
- Macnab G. C., Hong G.-J. Oshima, Nagisa // International Dictionary of Films and Filmmakers. — 4th ed. — St. James Press, 2001. — Vol. 2. — P. 725—729.
- Катасонова Е. Л. Осима Нагиса: наперекор всем табу // Япония 2012. Ежегодник. — М.: АИРО-XXI, 2012. — С. 205—222. — 450 с. — 300 экз. — ISBN 978-5-91022-159-2.