Содержание
- 1 Биография
- 2 Записки
- 3 Достойные внимания факты
- 4 Литература
- 5 Ссылки
Биография
Из семьи кочевых актеров и ярмарочных плясунов Жана Батиста Лаланна и Элен Масгомьери, у её отца, выступавшего на сцене под именованием Navarin le Fameux, брал уроки танца брат короля Людовика XVI граф д’Артуа. Девченка выступала на арене с пятилетнего возраста. Приехала в Париж с родителями. В труппе актера и танцовщика Жана-Батиста Николе Grands-Danseurs du Roi, членами которой состояли её предки, познакомилась с Пьером Саки, за которого вышла замуж в 1805 году. Её выступления на проволоке (а она давала там целые представления) имели большой фуррор, в особенности славились военные номера мадам Саки, в том числе на темы животрепещущей политики вроде битвы под Ваграмом либо взятия Сарагосы. У Саки появились соперники, тогда она стала активнее выступать в провинции и за рубежом — в Руане, Генте, Брюсселе, Льеже, в конце концов, в Лондоне, где она сразила Воксхолл и Ковент-Гарден. В представлениях учавствовали её супруг и молодая дочь.
В 1816 году открыла свой театр на парижском бульваре дю Тампль — известном скоплении столичных театров и театралов. Театр Мадам Саки (официально он именовался Театром акробатов) давал представления до 1830 года. Потом мадам Саки путешествовала со своими номерами по всему миру, в декабре 1850 года её выступления прошли в Мадрасе, в 1852 году она отправилась в турне по Испании и т. п.
Продолжала плясать на проволоке до 75 лет.
Похоронена на кладбище Пер-Лашез.
Записки
Её «Записки» издал в 1907 году Поль Жинисти.
Достойные внимания факты
Как знаменитость эры упомянута в повести Бальзака «Полковник Шабер» и его романе «Утраченные иллюзии», в «Отверженных» Гюго (кн. III, гл.1), в переписке Флобера и Жорж Санд, в романе Теккерея «Ярмарка тщеславия» (гл. VI), романах Поля Феваля и других литературных произведениях. Упоминание могилы «канатной плясуньи» есть в «Кладбищенских историях» Б. Акунина.
Литература
- Ginisty P. Memoires d’une danseuse de corde: Madame Saqui. Paris: Librairie Charpentier et Fasquelle, 1907
- McCormick J. Popular theatres of nineteenth-century France. London; New York: Routledge, 1993, p.34-38 ()