Вторник, 09 июня 2015 18:09

Анджапаридзе Верико Ивлиановна

Автор 
Совет: А чтобы не потерять эту страницу, просто нажмите на кнопочку ниже, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соц.сети
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация об актрисе

Имя актрисы на русском (кириллицей): Верико Анджапаридзе
Полное имя актрисы на родном языке: ვერიკო ანჯაფარიძე
Имя при рождении:

Верико Ивлиановна Анджапаридзе

Когда родилась (Дата рождения):

23 сентября 6 октября 1897 1897-10-06

Где родилась (Место рождения):

Кутаис, Российская империя

Когда умерла (Дата смерти):

31 января 1987 1987-01-31 89 лет

Где умерла (Место смерти):

Тбилиси, Грузинская ССР, СССР

Кто по профессии:

актриса,
театральный режиссёр,
театральный педагог

Какое имеет гражданство:

Российская империя → СССР

Годы активности:

1918—1984

В каких театрах играла:

ГрАТ им. Ш. Руставели, ГрАТ им. К. Марджанишвили

Какие имеет награды:

Биография актрисы Анджапаридзе, Верико Ивлиановна

Верико́ Ивлиа́новна Анджапари́дзе (груз. ვერიკო ივლიანეს ასული ანჯაფარიძე; 23 сентября 1897 — 31 января 1987) — русская грузинская актриса театра и кино, театральный режиссёр, преподаватель. Народная артистка СССР (1950). Герой Социалистического Труда (1979).

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Семья
  • 3 Творчество
    • 3.1 Роли в театре
    • 3.2 Режиссёрские постановки
    • 3.3 Фильмография
  • 4 Признание и заслуги
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки

Биография

Родилась 23 сентября (6 октября) 1897 года (по другим данным — 6 октября 1900 года) в Кутаиси (сейчас в Грузии), в семье нотариуса. С юношества воспитывалась в творческой атмосфере.

После окончания заведения Святой Нино в Кутаиси, обучалась в Москве, в драматической студии актёра Малого театра С.В. Айдарова (1916—1917). Своим первым учителем считала И.Н. Певцова, который готовил с ней роль Саломеи в одноимённой пьесе О. Уайльда для собственного грядущего Музыкального театра драмы.

Революция помешала предстоящей учёбе. После возвращения в Грузию обучалась в студии актёра парижского театра «Антуан» Г. Джабадари в Тифлисе (1918—1920). Там встретила собственного грядущего супруга М. Э. Чиаурели.

После распада студии работала в Грузинском театре им. Ш. Руставели (Тифлис) под управлением С. Ахметели (1920—1926).

В 1922 году побывала в 5-месячной командировке в Берлине.

В 1926—1928 годах игралась в Батумском театре под управлением А. Пагава и Рабочем театре Тифлиса.

В 1928 году актриса познакомилась с основателем грузинского театра К. А. Марджанишвили, который приехал в Грузию со своим известным спектаклем «Фуэнте Овехуна» по пьесе Лопе де Вега. С этого же года — актриса 2-го Муниципального драматического театра в Кутаиси (сейчас Тбилисский академический театр имени К. Марджанишвили), которым управлял К.А. Марджанишвили. В 1930 году театр был переведён в Тифлис.

В 1932—1933 годах игралась в Столичном реалистическом театре под управлением Н. П. Охлопкова.

С 1933 года опять в Театре имени К.А.Марджанишвили. Работала и как актриса, и как режиссёр, в 1957—1960 годах была художественным управляющим театра.

С 1923 года снималась в кино.

Преподавала в Тбилисском театральном институте имени Ш. Руставели и театральных студиях.

Верико при жизни стала легендой и классиком грузинского театра и кино. В историю культуры XX века актриса с мировым именованием вошла просто как Верико. Время от времени её именуют «Матерью Грузии», хотя она обладала непростым независящим нравом, взрывным характером, острым насмешливым мозгом. Её жизнь в театре складывалась далековато не гладко, в юности она резко разорвала с режиссёром-новатором С. Ахметели, из-за ссоры с Н.П. Охлопковым сыграла только одну роль в его постановке (Мама по одноимённому роману М. Горьковатого, 1933).

Прожила практически 90 лет, из их 70 — на сцене. Дружила с Фаиной Раневской, Соломоном Михоэлсом, Марией Бабановой, с Василием Качаловым читала на эстраде «Ричарда III».

Существует легенда, что поэт Акакий Церетели в 1900 году по случаю торжества в честь нового столетия поднял на руки небольшую Верико и объявил её хорошей феей XX века: «Ты должна прославить свою родину в новеньком веке!»

В 1992 году энциклопедией «Who is Who» (Лондон) включена в 10-ку самых выдающихся актрис XX века.

Погибла 31 января 1987 года (по другим источникам 30 января) в Тбилиси. Похоронена в Пантеоне деятелей грузинской культуры на горе Мтацминда. На надгробном камне указаны годы рождения и погибели: 1897—1987.

Семья

  • отец — Ивлиан Григорьевич Анджапаридзе (1862 г.р.), дворянин, нотариус, председатель Кутаисского грузинского драматического общества, гласный городской думы
  • 1-ый супруг — Шалва Амиреджиби, поэт, публицист и политический деятель (с 1919 г.)
  • 2-ой супруг — Миша Чиаурели (1894—1974), режиссёр, актёр и сценарист, народный артист СССР (1948)
  • дочь — Софико Чиаурели (1937—2008), актриса театра и кино, народная артистка Грузинской ССР (1976) и Армянской ССР (1979)
  • сестра — Мери Анджапаридзе (1904—1980), кинорежиссёр
  • племянник — Жора Данелия (род. 1930), кинорежиссёр. Народный артист СССР (1989)

Творчество

Анджапаридзе представляла романтическое течение грузинского театра. Наделенная красивыми наружными данными, одухотворенной красотой, уникальным грудным голосом, она искусна сделать броский сценический образ, проникнутый узким лиризмом, убедительным психическим рисунком. Искрометно обладала актёрской техникой, «плела кружева» из филигранно отшлифованных деталей нрава: интонаций, жестов, мимики. Играя сложные роли мировой и российскей драматургии, стремительно захватила славу грузинской В. Ф. Комиссаржевской.

Роли в театре

  • 1921 — «Дурачок» Н.И. Шиукашвили — Лиз
  • 1925 — «Гамлет» У. Шекспира — Офелия
  • 1929 — «Уриэль Акоста» К. Гуцкова — Юдифь
  • 1932 — «Отелло» У. Шекспира — Дездемона
  • 1933 — «Мама» по М. Горькому — Мама
  • 1934 — «Гурия Ниношвили» Ш.Н. Дадиани — Гинатре
  • 1936 — «Далёкое» А.Н. Афиногенова — Женя
  • 1937 — «Из искры» Ш.Н. Дадиани — Цабу
  • 1937 — «Свадьба Фигаро» П. Бомарше — Графиня
  • 1937 — «Коварство и любовь» Ф. Шиллера — Луиза
  • 1938 — «Зависть» И. Вакели — Айше
  • 1939 — «Повесть о них» В.И. Габескирия — Дареджан
  • 1940 — «Дама с камелиями» по А. Дюма-сыну — Маргарита Готье
  • 1941 — «Рюи Блаз» В. Гюго — Царица
  • 1942 — «Правитель Ираклий» Л.П. Готуа — Ано
  • 1944 — «Бесприданница» А.Н. Островского — Лариса
  • 1945 — «Изгнанник» Важи Пшавелы — Джавара и Цыганка
  • 1947 — «Русский вопрос» К.М. Симонова — Джесси
  • 1948 — «Пастырь» А.М. Казбеги — Маквала
  • 1949 — «Комплот обречённы» Н.Е. Вирты — Ганна Лихта
  • 1951 — «Его звезда» И.О. Мосашвили — Дареджан
  • 1951 — «Антоний и Клеопатра» У. Шекспира — Клеопатра
  • 1952 — «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони — Мирандолина
  • 1954 — «Легенда о любви» Н. Хикмета — Мехмене Бану
  • 1955 — «Мария Стюарт» Ф. Шиллера — Мария Стюарт
  • 1957 — «Деревья погибают стоя» А. Касона — Бабушка Эухенья
  • 1962 — «Медея» Еврипида — Медея
  • 1965 — «Мать» К. Чапека — Мама
  • 1978 — «Привидения» Г. Ибсена — фру Альвинг
  • 1984 — ««Влияние палитра лучей на бледно-желтые ноготки»» П. Зиндела — Ненни
  • «Измена» А.И. Сумбатова-Южина — Зейнаб
  • «Потомки» А.В. Чхаидзе — Пати Гуриели
  • «Макбет» У. Шекспира — леди Макбет
  • «Пигмалион» Б. Шоу — миссис Хиггинс
  • «Королева пыток» М.Н. Мревлишвили — царица.

Возлюбленными ролями считала Юдифь, которую игралась в протяжении сорока лет, Гинатре, Маргариту Готье, Клеопатру, Бабушку (свою первую возрастную роль), а несыгранной — Джульетту (К. Марджанишвили собирался поставить трагедию У. Шекспира с Джульеттой — Н. Вачнадзе и Ромео — В. Анджапаридзе, но этот типичный проект остался неосуществленным). Верико была универсальной актрисой, искусна блеснуть и комедийными красками (Графиня в «Женитьбе Фигаро», 1937, Мирандолина в «Хозяйке гостиницы», где партнером Верико был Серго Закариадзе). Понятно, что когда Верико сыграла роль Маргариты в «Даме с камелиями», Вл. И. Немирович-Данченко произнес: «Наконец-то на старости лет я тебя увидел. Таким актрисам я при жизни ставил бы памятники». И сравнил её с Сарой Бернар.

Режиссёрские постановки

  • 1939 — «Сёстры Жерар» А. Деннери и Ф. Дюмануара
  • 1957 — «Деревья погибают стоя» А. Касона (совм. с Т. Кандинашвили)
  • 1961 — «В бурные дни» А. Агладзе
  • 1966 — «Измена» А.И. Сумбатова-Южина
  • 1972 — «Дон Карлос» Ф. Шиллера
  • 1972 — «Уриэль Акоста» К. Гуцкова
  • «Инженер Сергеев» Вс. Рока.

Фильмография

  • 1925 — Кошмары прошедшего — супруга Сандро
  • 1925 — Ценою тыщ — супруга крестьянина
  • 1926 — Дина Дза-дзу — Махалят, мама Дины
  • 1929 — Саба — Маро
  • 1929 — Трубка коммунара — тётка Луиза
  • 1933 — 20 6 комиссаров — супруга рабочего
  • 1934 — Последний маскарад
  • 1937 — Арсен — княжна Манана Бараташвили
  • 1937 — Золотистая равнина — Саломэ, мама Тэдо
  • 1941 — Каджана — гадальщица Бабеле
  • 1942 — Жора Саакадзе — Русудан
  • 1948 — Кето и Котэ — княгиня
  • 1949 — Падение Берлина — мама Ганса
  • 1949 — Счастливая встреча — Нино
  • 1950 — 2-ой караван (не был завершен)
  • 1953 — Величавый вояка Албании Скандербег — Дафина
  • 1957 — Отарова вдова — вдова
  • 1957 — Я скажу правду — гостья казино
  • 1958 — Мамлюк — Родами, мама князя Чаришвили
  • 1958 — Тяжелое счастье — бабушка Нагорного
  • 1959 — Можно ли его простить? — мама
  • 1960 — Повесть об одной девице — бабушка Мария
  • 1960 — Прерванная песня — Мариам, мама Элико
  • 1963 — Генерал и маргаритки — Марта Функ
  • 1965 — Другие сегодня времена — княгиня
  • 1966 — Встреча с прошедшим — Пелагея, супруга сельского богача Алмасхана
  • 1969 — Не тужи! — мама Коки Каландадзе
  • 1969-1970 — Десница величавого мастера — мама Арсанидзе
  • 1970 — Чермен — мама Чермена
  • 1971 — Гойя, либо Тяжкий путь зания — мама
  • 1972 — Старенькые зурначи — Бабале
  • 1982 — Дом Бернарды Альбы — Мария-Хосефа
  • 1984 — Легенда о Сурамской крепости — древняя гадальщица
  • 1984 — Покаяние — странница
  • 1985 — Семья (малометражный) — Русудан
  • Снималась в кино, в главном в фильмах у М.Э. Чиаурели. Сниматься в кино не обожала, она не ощущала логики сотворения нрава и реакции зрителя на её работу. Только роли Русудан (кинофильм «Жора Саакадзе») и вдовы в «Отаровой вдове» по драме И.Г. Чавчавадзе она признавала своими творческими фортунами, может быть поэтому, что судьбы героинь были близки её личной драме — потере уже взрослого отпрыска.

    Небольшим шедевром стал одноминутный эпизод в кинофильме «Покаяние» Т. Е. Абуладзе, где актриса произносит всего одну, ставшую афоризмом фразу: «Зачем нужна дорога, если она не ведёт к храму?». Последняя работа в кино — «Семья» Наны Джанелидзе, где сделала пронизывающий образ горьковатого старческого одиночества.

    С возрастом она стала играть проще, ушёл присущий ей романтичный пафос. «Теперь я играю в тапочках», — гласила она о собственных последних ролях.

    Признание и заслуги

    • народная артистка Грузинской ССР (1943)
    • народная артистка СССР (1950)
    • Герой Социалистического Труда (1979)
    • Сталинская премия первой степени (1943) — за выполнение роли Русудан в кинофильме «Георгий Саакадзе» (1 серия)
    • Сталинская премия первой степени (1946) — за выполнение роли Русудан в кинофильме «Георгий Саакадзе» (2 серия)
    • Сталинская премия 2-ой степени (1952) — за выполнение роли Дареджан в спектакле «Его звезда» И.О. Мосашвили
    • Муниципальная премия Грузинской ССР имени К. Марджанишвили (1975)
    • Муниципальная премия Грузинской ССР им. Шота Руставели (1979)
    • два ордена Ленина (1950, 1979)
    • три ордена трудового красноватого Знамени (14.4.1944 — за выполнение роли Русудан в кинофильме «Георгий Саакадзе»; 1950; 1958)
    • медаль «За доблестный труд в Величавой Российскей войне 1941—1945 гг.»
    • медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со денька рождения Владимира Ильича Ленина»
    • медаль «Ветеран труда»
    • Почётный гражданин Тбилиси (1980).

    Прочитано 1117 раз