Вторник, 09 июня 2015 18:26

Бертини Франческа

Автор 
Совет: А чтобы не потерять эту страницу, просто нажмите на кнопочку ниже, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соц.сети
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация об актрисе

Имя актрисы на русском (кириллицей): Франческа Бертини
Полное имя актрисы на родном языке: Francesca Bertini

В фильме «Ассунта Спина»
Когда родилась (Дата рождения):

11 апреля 1888 1888-04-11

Где родилась (Место рождения):

Флоренция, Италия

Когда умерла (Дата смерти):

13 октября 1985 1985-10-13 97 лет

Где умерла (Место смерти):

Рим, Италия

Какое имеет гражданство:

Италия

Кто по профессии:

актриса

Карьера (с какого - по какое):

1907—1976


Биография актрисы Бертини, Франческа

Франческа Бертини (итал. Francesca Bertini; урождённая Элена Серачини Витьелло, итал. Elena Seracini Vitiello; 11 апреля 1888 либо 1892, Флоренция, Италия — 13 октября 1985, Рим, Италия) — итальянская актриса театра и кино, звезда («чуда») немого кино, также 1-ая итальянская женщина-режиссёр, продюсер и сценарист. Признаётся первой в истории кинозведой, определившей парадокс системы звёзд как итальянского кино, так и иных государственных кинематографий. Одна из более влиятельных персон итальянского синематографа 1910-х годов.

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Ранешние годы
    • 1.2 Чуда «Celio»
    • 1.3 Расцвет творчества
    • 1.4 Закат эры «див»
    • 1.5 Окончание активной карьеры
    • 1.6 Последние годы
  • 2 Избранная фильмография
    • 2.1 Режиссёрская
    • 2.2 Продюсерская
    • 2.3 Актёрская
  • 3 Оценки и представления
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки

Биография

Ранешние годы

Уроженка Флоренции, Элена Серачини Витьелло, с 7 лет использовавшая имя Франческа с разными вариациями фамилий до обретения той, под которой вошла в историю, начинала выступать в театрах Неаполя, где провела юношеские годы. В 1904 году, переехав с мамой и отчимом, театральными деятелями, в Рим, дебютировала в пьесе Сальваторе Ди Джакомо «Ассунта Спина», в какой позднее, обратив на себя внимание самого драматурга, начнёт играть большую роль и, уже посреди последующего десятилетия, прославится в её экранизации. В 1907 либо 1908 году, убеждённая Ди Джакомо, Франческа в первый раз попробовала себя в кино, сыграв в не сохранившейся короткометражке «Богиня моря». Этот опыт оставался единственным в протяжении трёх лет; Бертини продолжала играть в театре, а именно, в труппе Альфредо Кампиони, чередуя амплуа девицы из народа, отточенного ею в бытность актрисой неаполитанского «Народного театра», с утончёнными ролями из традиционных произведений. В 1910-м Франческа ворачивается в кино и в один календарный год снимается в 7 фильмах, быстро выходя на видные позиции в государственном кино: от эпизода в виде юной рабыни в «Саломее» Уго Фалены до главной роли в «Лукреции Борджиа» Марио Казерини пролегли считанные месяцы. Завершая 1-ый год активной кинокарьеры ролью Корделии в «Короле Лире», экранизации Джероламо Ло Савио, Бертини отдаляется от театра. В 1911 году она развивает фуррор: на счету актрисы удачные роли Франчески да Римини в одноимённом кинофильме Уго Фалены, режиссёра, с которым ей приходилось работать в этот период почаще, чем с другими, и Изольды в экранной версии известного рыцарского романа, поставленной так же Фаленой. В 1912 году Франческа Бертини заключила 1-ый долгий проф договор: она стала актрисой кинофирмы «Celio», возглавляемой режиссёром Бальдассаре Негрони.

Чуда «Celio»

1912-й в карьере Бертини отмечен 20 фильмами с ней в главной либо одной из основных ролей. Оказавшаяся чуть ли не первой итальянской киноактрисой, подошедшей к юному искусству со всей серьёзностью, смогшая всеобъемлюще выразить в новых критериях универсальный сценический талант, Франческа становится первой дивой компании Негрони. Неповторимой флорентийке, по воспитанию темпераментной неаполитанке, ей посвящаются 1-ые экзальтированные отзывы, подписанные критиками, режиссёрами и рядовыми зрителями. В складывающейся в том числе и под воздействием фуррора Бертини системе див в итальянском кино ей самой оказывается отведённым исключительное место: в отличие от Лиды Борелли, Пины Моникелли либо Эсперии Сантос, ставших известными позже, Франческа перебирает конструктивно разные образы в самых различных жанрах и всюду оказывается убедительной. Восторженная, под стать животрепещущему моменту игра в одних случаях сменялась опережающим своё время натурализмом — в других. Варьируя исторические сюжеты и современные, драмы — и комедии, размашисто, по-прежнему, перемещаясь на той стороне экрана по всей социальной лестнице, непринуждённо крейсируя меж самым дном и высшим обществом, не брезгуя отступать в тень и разрабатывать второплановые образы, Бертини с течением времени обнаруживает свою нишу в становящейся уже классической для итальянского кино салонной мелодраме, но трактует её согласно своим представлениям об этом жанре и о тех перспективах, которые он таит. Но перед тем, как состоится премьера главного кинофильма Франчески, ей доведётся выиграть скопище исторических и литературных героинь, принять роль в нескольких 10-ках продукций достигающей собственного пика киноиндустрии, в числе иных — сняться у Джованни Пастроне в маленький роли в колоссальной «Кабирии», и приступить к постижению азов других кинопрофессий, столкнувшись на этом пути с известным недопониманием. В год выхода эпохального пеплума Бертини покинула кинофирму Негрони, предстоящее творческое и проф развитие в рамках которой стало для кинематографистки в некий момент неосуществимым, и перебежала на «Caesar Film». Одной из последних важных работ Франчески для «Celio» стала роль Пьеро в кинофильме Негрони «История Пьеро».

Расцвет творчества

Интересы Франчески Бертини и управляющих «Caesar Film» во главе с Джузеппе Бараттоло будто бы бы совпали: 2-ые в собственной продукции делали упор на веризм и намеревались навести талант и возможности именитой актрисы, воспринимаемой сначала неаполитанкой, дамой «из народа» на укрепление собственных позиций в этом направлении, что повстречалось с желанием первой синтезировать накопившиеся выработки в декадентской эстетике, сведя их конкретно к реалистическому, тому же веристскому знаменателю. Компания пошла далее собственных конкуренток и предоставила ведущей актрисе полную свободу действий в процессе работы над кинофильмами. Таким макаром, Бертини получила возможность, кроме лицедейства, заняться написанием сценариев, продюсированием и режиссурой. Премьера magnum opus Франчески Бертини, картины «Ассунта Спина», квинтэссенции театрального и синематографического опыта актрисы, в первый раз в карьере выступившей тут в качестве режиссёра и сценариста, с триумфом свершилась 28 октября 1915 года в Риме. К съёмкам в качестве исполнителя главной мужской партии и со-режиссёра Бертини завлекла известного актёра Густаво Серену, имевшего в активе несколько самостоятельных, но не очень успешных постановок и знакомого с Франческой со времён совместных работ над фильмами для «Celio». «Ассунта Спина», ставшая в конечном итоге основным произведением веристского кино и ретроспективно признанная провозвестницей итальянского неореализма, прославила Серену как режиссёра и закрепила за Бертини славу главной дивы итальянского кино, не имеющей для себя равных, не говоря о том, что раскрыла другие её возможности, кроме актёрских. Но тот же фуррор стал для Франчески началом конца творческой свободы. Мощнейший соц посыл «Ассунты Спины» в купе с совершенством реализации плана вызвал сдержанную реакцию владельцев «Caesar Film»: потенциальные последствия воздействие кинофильма на умонастроения представителей бедноты и малообеспеченных слоёв населения оказались имеющими большее значение для шефов кинофирмы, чем впечатляющая кассовая и художественная победа. Политика «Caesar Film» резко поменялась и место произведений на социальную тему заняли всё те же салонные мелодрамы, костюмные киноленты и пеплумы. Связанная договором, Бертини была обязана бросить работу по развитию и продвижению реалистического кино и сосредоточиться на лишённых и намёков на злободневность бульварных жанрах, от которых в своё время бежала. Вобщем, за ней оставалось право заниматься сценарной и другой неактёрской деятельностью, но в границах не ею обозначенной и ею не очень принимаемой жанрово-стилистической концепции. Но окно способностей, все же, она использовала, перенаправив свои творческие устремления на синтетические, натуралистические экранизации применимых новым форматом «Caesar Film» традиционных произведений, в том же, 1915 году организовав постановку «Дамы с камелиями», хорошо осуществлённую Сереной, а годом позднее с его же помощью перенеся на экран «Федору». В общем потоке монотонной продукции с Бертини на основных ролях эти примерные работы, но, терялись. Управлением «Caesar Film» было изготовлено почти все либо даже больше для того, чтоб восполнить принужденный конформизм, на который оно обрекло Франческу, мощной в истории итальянской киноиндустрии маркетинговой кампанией, прославляющей и фактически обожествляющей актрису, что практически заложило базы выросшей немногим позднее в тыщах километрах от Апеннин, в Голливуде, системы кинозвёзд.

Закат эры «див»

К концу 1910-х годов Бертини свыклась со своим статусом и, больше того, вошла во вкус, не понарошку, в виде, а в реальности обратившись капризной кинодивой, использующей своё положение на «Caesar Film» периодически в ущерб выпускаемым компанией фильмам. Дотоле фактически не присутствовавшее в её жизни соперничество с другими дивами вышло сейчас чуть ли не на 1-ый план в карьере Франчески. Все же, этот период в биографии Бертини и истории итальянского кино, с этого момента погружающегося в упадок, вызванный в том числе и гипертрофикацией роли «дивизма» в государственном киноискусстве, оказался очень плодовитым в смысле экспорта соответствующих образов и стилистических клише на различные кинематографии по обе стороны Атлантики. Часто подавляя всех и вся, сосредотачивая в собственных руках кинопроцесс и выстраивая его только себе и во имя себя, Франческа должна была нести полную ответственность и за беды, и за становящиеся всё более редчайшими творческие победы. К последним можно отнести вариацию «Тоски», снятую при помощи Альфредо Де Антони в 1918 году, где непреходящая харизматичность Бертини органичнее всего сошлась с той особенной экспрессией, которую она производила в постановках, в главном проходных, последних лет, сейчас отставив в сторону связавшийся было с нею штамп романтичной героини, но, как проявили следующие роли, совсем не преодолев его. После «Тоски» Франческа Бертини достигнула официальной самостоятельности от Джузеппе Бараттоло, организовав подчинённый лично ей филиал кинофирмы «Caesar Film», получивший заглавием «Bertini Film». Картины, выпущенные там в следующие годы, не считая первого большого предприятия для новейшей компании, принципиального четырёхсерийного кинофильма «Семь смертных грехов», отличались низким качеством, но приносили Бертини заработок, как минимум сопоставимый с прибылью ведущих итальянских продюсеров.

Окончание активной карьеры

В 1921 году, выйдя замуж за швейцарского банкира Поля Картье, плохо относившегося к синематографу, Франческа свела к минимуму количество кинофильмов, в работе на которыми была задействована, и согласилась на переезд в Швейцарию. В 1922-м и 1923-м годах выходят по два кинофильма с её ролью, в 1924-м — один. Разведясь с Картье, имея отпрыска на руках, с 1925-го по 1931 годы Бертини решает бессчетные пробы вновь заявить о для себя в кино, но не в Италии, а во Франции. Франческа работает в насыщенном графике, но безрезультативно: достигнуть реанимации карьеры и тем паче прежней славы ей не удалось. В 1935 году, после четырёхлетнего перерыва в актёрской деятельности, Бертини в первый раз снимается в звуковом кинофильме, в «Одетте» у Жака Уссена. Новый опыт оказался плохим: к говорящему кино звезда немого приспособиться не смогла, и озвучена была другой актрисой. На этом активная карьера Франчески Бертини, либо, что точнее, активные пробы эту карьеры возродить, завершилась. После войны, на волне всеобщего энтузиазма к итальянскому неореализму и истории его зарождения, восходящей к работам Бертини на «Caesar Film», у Франчески появился шанс возвратиться в кино, но сейчас уже ей самой это было не очень любопытно, и от предложений по заключению новых договоров она отказалась. Но Бертини продолжала появляться в кино, правда, только символически, по одному разу в десятилетие, до 1970-х годов включительно. Пожив во Франции и Испании, в 1953 году Бертини возвратилась на родину и до конца собственных дней вела уединённый стиль жизни, оказавшись практически позабытой и неведомой для новых поколений итальянских, не говоря уже о глобальных ценителей кино.

Последние годы

Всплеск энтузиазма в Италии к киноискусству домуссолиниевского периода и, а именно, творчеству Франчески Бертини случился после выхода в 1976 году эпического кинофильма Бернардо Бертолуччи «Двадцатый век», в каком знаменитая актриса, с трудом убеждённая режиссёром оборвать свою изоляцию, исполнила эпизодическую роль сестры Дезолаты.

Уникальное, серьезное телеинтервью актрисы для Джанфранко Мингоцци вошло в хронометраж сделанного данным создателем документального кинофильма «Последняя чуда: Франческа Бертини», вышедшего в 1982 году.

Избранная фильмография

Режиссёрская

  • 1915 — «Ассунта Спина» (итал. Assunta Spina), вместе с Густаво Сереной
  • 1918 — «Тоска» (итал. Tosca), вместе с Альфредо Де Антони

Продюсерская

  • 1918 — «Семь смертных грехов» (итал. I sette peccati capitali, реж.: Альфредо Де Антони, Эдоардо Бенчивенга и др.)
  • 1920 — «Марион, артистка кабаре» (итал. Marion, artista di caffè-concerto, реж.: Роберто Роберти), вместе с Джузеппе Бараттоло

Актёрская

  • 1910 — «Лукреция Борджиа» (итал. Lucrezia Borgia, реж.: Марио Казерини)
  • 1910 — «Король Лир» (итал. Re Lear, реж.: Джероламо Ло Савио)
  • 1912 — «Трагическая идиллия» (итал. Idillio tragico, реж.: Бальдассаре Негрони)
  • 1914 — «История Пьеро» (фр. Histoire d'un Pierrot, реж.: Бальдассаре Негрони)
  • 1914 — «Кабирия» (итал. Cabiria, реж.: Джованни Пастроне)
  • 1915 — «Ассунта Спина» (итал. Assunta Spina, реж.: Густаво Серена, Франческа Бертини)
  • 1915 — «Дама с камелиями» (итал. La signora delle camelie, реж.: Густаво Серена)
  • 1916 — «Одетта» (итал. Odette, реж.: Джузеппе Де Лигуоро)
  • 1916 — «Федора» (итал. Fedora, реж.: Джузеппе Де Лигуоро, Густаво Серена)
  • 1917 — «Процесс Клемансо» (итал. Il processo Clémenceau, реж.: Альфредо Де Антони)
  • 1918 — «Тоска» (итал. Tosca, реж.: Альфредо Де Антони)
  • 1924 — «Последняя мечта» (итал. Ultimo sogno, реж.: Роберто Роберти)
  • 1925 — «Юность дьявола» (итал. La giovinezza del diavolo, реж.: Роберто Роберти)
  • 1930 — «Женщина на одну ночь» (фр. La femme d'une nuit, реж.: Марсель Л’Эрбье)
  • 1957 — «На юге без перемен» (итал. A sud niente di nuovo, реж.: Джорджо Симонелли)
  • 1976 — «Двадцатый век» (итал. Novecento, реж.: Бернардо Бертолуччи)

В общей трудности Франческа Бертини снялась в 147 фильмах (из их 142 — относящихся к эре немого кино), значимая часть которых числятся утраченными.

Оценки и представления

Луи Деллюк, кинорежиссёр, кинокритик, теоретик кино:

Вот киноактриса, заслужившая свою славу. Я не берусь судить, есть ли у неё талант. Но в ней есть всё, что необходимо киноактрисе: сдержанность, пластичность, искренность. Кто может проявить эти свойства в таковой мере? Это благородство её жестов – дар природы и, возможно, также итог работы над собой. Она любит выставлять напоказ платьица, манто, шапки, что должно было бы нас выводить из терпения, а кажется нам очень поэтичным, очень современным. В этом одна из сторон, восхищающих нас в таких актёрах, как Сара Бернар либо де Макс. Интересно, что эта второстепенная нотка либо, если желаете, аккомпанемент доведён у Франчески Бертини до того, что подчиняет для себя всё остальное и в итоге становится её настоящим нравом. Ибо для кино Франческа Бертини в драматическом и пластическом плане – нрав. Она же в совершенстве обобщает в кино пластическую красоту. «Федора» типична для этого периода в кинематографии и для расцвета Франчески Бертини. «В бездне жизни», «Подружка Нелли», «Цыганочка», «Одетта», «Дама с камелиями», «Дело Клемансо», «Соглашение», «Тоска», «Фруфру» стоят маленькой библиотеки. И только позже усвоют, что необходимо учить полное собрание произведений Франчески Бертини...

Жорж Садуль, историк кино:

Франческа Бертини, разумеется, добивалась, чтоб сценаристы делали для неё роли, играя которые она представала бы перед зрителями во всех видах, во различной одежке и в разных публичных положениях. Она считала, что и сияние и бедность нужны для оценки всесторонности её таланта. Но независимо от того, имелось при всем этом в виду расширение репертуара либо нет, она вкладывала своё мастерство в ничтожные, глуповатые вещи. В 1950 году оказалось, что все итальянские стильные актрисы плохо перенесли испытание временем, а Франческа Бертини как и раньше очень хороша в чёрной блузке обычной работницы. Она находила средства, чтоб стать величавой катастрофической артисткой в мелодраме...

Прочитано 1369 раз
Другие материалы в этой категории: « Бетти Лаура Беллуччи Моника »