Содержание
- 1 Биография
- 2 Память
- 3 Заслуги и премии
- 4 Творчество
- 4.1 Роли в театре
- 4.1.1 Тифлисский театр российской драмы
- 4.1.2 Театр Корша
- 4.1.3 Малый театр
- 4.1.4 Другие роли
- 4.1 Роли в театре
- 5 Книжка
- 6 Примечания
- 7 Источники
- 8 Ссылки
Биография
Александра Яблочкина родилась 3 (15 ноября) 1866 года в Санкт-Петербурге в семье актёра и режиссёра Александра Яблочкина и Серафимы Яблочкиной, урожденной Сорокиной. Актёрскому искусству обучалась у собственного отца и актрисы Малого театра Г. Н. Федотовой, которую в символ благодарности называла «матерью».
В 1885 году Яблочкина выступала на сцене Тифлисского театра российской драмы. С 1886 года — в Москве; была актрисой Театра Корша, где сыграла одну из наилучших собственных ролей — Софью в «Горе от разума» А. С. Грибоедова. С 1888 года и до конца жизни служила в Малом театре; её партнёрами по сцене были Мария Ермолова, Александр Ленский, Александр Южин, Ольга Садовская и другие корифеи Малого театра.
В 1915 году Яблочкина возглавила Российское театральное общество (РТО, с 1932 — Всероссийское театральное общество) и была его председателем до конца жизни.
Александра Александровна Яблочкина скончалась 20 марта 1964 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 3).
Память
- На доме, где в 1906—1964 годах жила Яблочкина (улица Большая Дмитровка, 4/2), — мемориальная доска.
- Имя Яблочкиной присвоено Дому актёра, столичному Дому ветеранов сцены.
- С 1995 года Дом актёра присуждает премии имени А. А. Яблочкиной.
Заслуги и премии
- заслуженная артистка Республики (1922)
- народная артистка Республики
- народная артистка СССР (1937)
- Сталинская премия первой степени (1943) — за долголетние выдающиеся заслуги в области искусства
- три ордена Ленина (1937, — в связи с 50-летием; 1949, — в связи с 125-летием Малого театра; 1957)
- два ордена Трудового Красноватого Знамени (1937; 1946, в связи с 60-летием ВТО и 30-летием пребывания на посту председателя ВТО)
- медаль «За оборону Москвы»
- медаль «За доблестный труд в Величавой Российскей войне 1941—1945 гг.»
- медаль «В память 800-летия Москвы».
Творчество
В роли Натальи Дмитриевны в комедии «Горе от разума», 1911 годРоли в театре
Тифлисский театр российской драмыВ 1885 году игралась роли, приготовленные вкупе с папой:
- Катарина — «Укрощение строптивой» У. Шекспира
- Наташа — «Своя семья» А. С. Грибоедова, Н. И. Хмельницкого, А. А. Шаховского
- Эмма — «Три пощечины» П. Григорьева.
1886—1888
- Любовь Гордеевна — «Бедность не порок» А. Н. Островского
- Оленька — «Благородный театр» А. А. Шаховского
- Марина Мнишек — «Борис Годунов» А. С. Пушкина
- Саша — «Заварила кашу — расхлебывай» В. А. Крылова
- Пашенька — «Кручина» — И. В. Шпажинского
- Зоринская — «Кому жить?» Николаева
- Лиза — «Лиза Фомина» М. Каменской
- Люсиль — «Мещанин во дворянстве» Мольера
- Машенька — «На всякого мудреца достаточно простоты» А. Н. Островского
- Софья — «Недоросль» Д. И. Фонвизина
- Женин —«Пансионерка» К. А. Тарновского
- Баронесса — «Победителей не судят», переделка Самойлова
- Наташа — «Своя семья» А. С. Грибоедова, Н. И. Хмельницкого, А. А. Шаховского
- Элиза — «Скупой» Мольера
- Штопнова — «Соколы и вороны» А. И. Сумбатова
- Надя — «Сорванец» В. А. Крылова
- Лелия — «Сюлливан» (Любовь и предрассудок) Малевиля
- Чонская — «Так на свете все превратно» В. А. Крылова
- Эмма — «Три пощечины» П. Григорьева
- Лиза — «Фруфру» (Ветерок) A. Мельяка и Л. Галеви
- Баронесса Фицгейм — «Чад жизни» Б. Маркевича
- Софья Павловна — «Горе от разума» А. С. Грибоедова.
Эта статья либо раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в согласовании с правилами написания статей. |
- 1888 — «Цепи» А. И. Сумбатова — Быкаева
- 1888 — «Много шума из ничего» Шекспира — Беатриче
- «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Софья Павловна
- «Волки и овцы» А. Н. Островского — Меропия Давыдовна Мурзавецкая, позднее Глафира Алексеевна
- 1889 — «Ревизор» Н. В. Гоголя — Марья Антоновна
- 1892 — Жадный Мольера — Элиза
- 1894 — «Гамлет» Шекспира — Офелия
- 1895 — «Король Лир» Шекспира — Корделия
- 1896, 1903 — «Старый закал» А. И. Сумбатова — Вера Борисовна
- 1897 — «Король Ричард III» Шекспира — леди Анна, позднее Баронесса Йоркская
- 1897 — «Подорожник» Е. П. Гославского — Варвара Денисовна
- 1900 — «Отелло» Шекспира — Дездемона, позднее Эмилия
- 1900 — «Дело» А. В. Сухово-Кобылина — Лидия Петровна Муромская
- 1902 — «Школа злословия» Р. Шеридана — леди Снируэл
- 1902 — «Кориолан» Шекспира — Виргилия
- 1904 — «Новый скит» П. П. Гнедича — Наталья Константиновна
- «Кумир» Борисова — Карская
- «Наездница» Поля — Фон Витох
- пролог «Торжество муз» М. А. Дмитриева — Талия (это произведение в первый раз прозвучало еще в празднестве по случаю открытия Огромного театра 6 января 1825 года)
- «Мнимый больной» Мольера — Анжелика
- «Сон в летнюю ночь» Шекспира — Оберон
- «Федра» Ж. Расина — Арикия
- «В ответе» П. Д. Боборыкина — Вава
- «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого — Анна Павловна Звездинцева, Толстая барыня
- «Приличия» В. В. Билибина — Званцева
- 1904 — «Бешеные деньги» А. Н. Островского — Лидия Юрьевна (c 1944 года — Надежда Антоновна Чебоксарова)
- 1907 — «На всякого мудреца достаточно простоты» А. Н. Островского — Клеопатра Львовна Мамаева, позднее Софья Игнатьевна Турусина
- 1907 — «Праздник жизни» Г. Зудермана, пер. с нем. А. А. Заблоцкой — Рафаэлла
- 1907 — «Невольницы» А. Н. Островского — Евлалия
- 1908 — «Без вины виноватые» А. Н. Островского — Нина Павловна Коринкина
- 1909 — «Сестры из Бишофсберга» Г. Гауптмана, пер. с нем. Э. М. Бескина — Сабина
- 1910 — «Женитьба Фигаро» П. Бомарше — графиня Розина
- 1910 — «Мария Стюарт» Ф. Шиллера — Елизавета I
- 1910 — «Светлая личность» Е. П. Карпова) — Зимина
- 1911 — «Горе от мозга» А. С. Грибоедова— Наталья Дмитриевна
- 1911 — «Прохожие» В. Рышкова — Светланова
- 1914 — «Василиса Мелентьева» — Василиса (режиссер С. В. Айдарова
- 1914 — «Соломенная шляпка» Э. Лабиша и Марк-Мишеля — Аспазия Бопертюи,
- 1917 — «Закат» А. И. Сумбатова — Княжна Сосо
- 1917/1918 — «Цена жизни» А. И. Сумбатова и Вл. И. Немировича-Данченко — Анна Викторовна
- 1919 — «Ревизор» Н. В. Гоголя — Анна Андреевна
- 1920/1921 — «Холопы» П. П. Гнедича — Lise и Плавунцова
- 1921/1922 — «Измена» А. И. Сумбатова — Рукайя и Зейнаб
- 1923 — «Стакан воды» Э. Скриба — Анна Стюарт
- 1924 — «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина — Анна Антоновна Атуева
- 1924 — «Уриэль Акоста» К. Гуцкова — Эсфирь (режиссер Л. М. Прозоровский)
- 1924/1925 — «Серебряная коробка» Дж. Голсуорси — Мисс Бартвис
- 1925 — «Женитьба Белугина» А. Н. Островского, Н. Я. Соловьева — Кармина;режиссер Л. М. Прозоровский
- 1926 — «Любовь Яровая» К. А. Тренёва — Лена Горностаева
- 1927 — «Золото» Ю. О’Нила — Сара Бартлет
- 1929 — «Огненный мост» Б. С. Ромашова — Ксюша (режиссер Л. М. Прозоровского)
- 1933/1934 — «Скутаревский» Л. М. Леонова — Скутаревская
- 1937 — «Лес» А. Н. Островского — Раиса Павловна Гурмыжская; режиссер Л. М. Прозоровский
- 1937/1938 — «На берегу Невы» К. Тренева — Капитолина
- 1938 — «Горе от разума» А. С. Грибоедова. Режиссёр: Пров Садовский — Старуха Хлёстова, свояченица Фамусова
- 1941 — «Варвары» М. Горьковатого — Татьяна Николаевна Богаевская
- 1949 — «Рюи Блаз» В. Гюго — Казильда
- 1951 — «Живой труп» Л. Н. Толстого — Анна Дмитриевна Каренина
- 1955 — «Стакан воды» Э. Скриба — Анна Стюарт, Придворная дама
- Агнесса Сорель — «Орлеанская дева» Ф. Шиллера
- Дездемона — «Отелло» У. Шекспира
- Нина Васильевна Смельская и Александра Николаевна Негина — «Таланты и фанаты» А. Н. Островского
- Ренева — «Светит, да не греет» А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева
- Анна Павлловна Вышневская — «Доходное место» А. Н. Островского
- Ольга Александровна — «Бабье лето» А. Н. Канаева
- Ия Петровна — «В плену» Н. Осипова
- Паранька — «Правительница Софья» В. А. Крылова и Н. А. Полевого
- Эмма — «Супруги в западне» П. А. Каратыгина
- Луиза — «Чрезвычайное происшествие» П. А. Каратыгина
- Анна — «Теофано» Д. В. Аверкиева
- Соня — «Божья коровка» П. Д. Боборыкина
- Розза — «Севильский обольститель» А. Н. Бежецкого
- Соколова — «Симфония» М. И. Чайковского
- Анна — «Виндзорские проказницы» У. Шекспира
- Орловская — «Жрица искусства» Н. Карпова
- Хильдечарда — «Кольцо любви» В. А. Крылова
- Вера Алексеевна — «Перекати-поле» П. П. Гнедича
- Антонида — «Венецианский истукан» П. П. Гнедича
- Зоя — «Расплата» Е. П. Гославского
- Ольга Андреевна — «Бэби» Северина
- Софья Андреевна — «Лопухи» П. П. Гнедича
- Катя — «Общество поощрения скуки» В. А. Крылова
- Петрова — «Она жизнь поняла» Л. Г. Жданова
- Графиня — «Сиятельный зять» Э. Ожье и Сандо
- Донна Соль — «Эрнани» В. Гюго
- Васильчикова — «Горящие письма» П. П. Гнедича
- Ольга Петровна — «Жизнь» И. Потапенко
- Баронесса Пуф — «Лолотта» Г. Мельяка и Л. Галеви
- Графиня Анна — «Он в отставке» А. Суворина
- Анна — «Тёмная сила» И. Шпажинского
- Леля — «Кому забавно живойётся» В. А. Крылова
- Эмма Леопольдовна — «Джентльмен» А. Сумбатова
- Сесиль-Генриетта — «Кто любит мир — тот любит ссору» Пальерона
- Ленавцева — «Питомка» И. Шпажинского
- Мишлина — «Тёща» Э. Ожье
- Елизавета Владимировна — «Волшебная сказка» И. Потапенко
- Калерия Павловна — «Две судьбы» И. Шпажинского
- Мадлена — «Дитя», перевод с британского Райского
- Юлия — «Идеальная жена» М. Прага
- Лаура — «Каменный гость» А. С. Пушкина
- Калерия — «Ложь» Зеланд (Дубельт)
- Царевна Ксюша — «Царь Борис» А. К. Толстого
- Лена Кефельд — «Кин» А.Дюма
- Маша — «Глухая стена» Шапир
- Аглая — «Идиот» по Ф. М. Достоевскому
- Клара Шпор — «Вечная любовь» Г. Фабера
- Придворная дама — «Зимняя сказка» У. Шекспира
- Парфения — «Ингомар» Гальма
- Княжна Ольга — «Накипь» П. Д. Боборыкина
- Лидия Петровна Муромская — «Отжитое время» (Дело) А. В. Сухово-Кобылина
- Анна Григорьевна — «Разговор 2-ух дам» Н. В. Гоголя
- Анна Болейн — «Король Генрих VIII» У. Шекспира
- Александра — «Победа» Трахтенберга
- Марион де Лорм — «Сен-Марс» В. В. Капниста
- Фернанда — «Сын Жибуайе» Э. Ожье
- Фру Фанни — «Джон Габриэль Боркман» Г. Ибсена
- Бабашина — «Упразднители» П. Д. Боборыкина
- Ольга — «Для счастья» С. Пшибышевского
- Виолетта — «Мастер» Г. Бара
- Овиновская — «Невод» А. Сумбатова
- Сигрид — «Борьба за престол» Г. Ибсена
- Элен — «Над жизнью» Шкляра
- Леди Риджлей — «Хозяйка в доме» А. Пинеро
- Фрейбальцен — «Борьба за мужчину» К. Фибих
- Марина — «Вожди» А. И. Сумбатова
- Лидия — «Казённая квартира» В. Рышкова
- 1-ая дама —«Театральный разъезд» Н. В. Гоголя
- Барсукова — «Утро делового человека» Н. В. Гоголя
- Ната Клевцова — «Болотные огни» П. П. Гнедича
- Вера — «Жёны» Д. Айзмана
- Леди Чилтерн — «Идеальный муж» О. Уайлда
- Громбицкая — «Жулик» И. Потапенко
- Панни Варвара — «Каштелянский мед» Ю. Крашевского
- Агнесса — «Бесчестье» Ф. Филиппи
- Лена Николаевна Попова — «Медведь» А. П. Чехова
- Княгиня Чемизова — «Наследники» Хин
- Жанна — «Убеждение госпожи Обрей» А. Дюма
- Гофрайтер — «Обширная страна» А. Шницлера
- 1-ая сударыня и инокиня Марфа — «1613 год» Н. Чаева
- Моника Фельт — «Порыв» Кистмекера
- Леди Миллиган — «Добродетель и добродетель» А. Сутро
Княгиня Евпраксия — «Чародейка» И. В. Шпажинского
- Острогина — «Ночной туман» А. И. Сумбатова
- Клитемнестра — «Электра» Г. Гофмансталя
- Графиня — «Дамская война» Э. Скриба
- Кальпурния — «Юлий Цезарь» У. Шекспира
- Ульяна — «Семь жён Иоанна Грозного» Д. П. Смолина
- Тарабаева — «Наследие времён» И. С. Платона
- Минкина — «Аракчеевщина» И. С. Платона
- Муза — «Сигнал» Полякова
- Варвара — «Богдан Хмельницкий» А. Е. Корнейчука
- миссис Хиггинс — «Пигмалион» Б. Шоу
- Александра Алексеевна Горицвет — «Крылья» А. Е. Корнейчука
- Мисс Кроули — «Ярмарка тщеславия» по У. Теккерею — 1961 год, последняя роль, которую Яблочкина сыграла, по словам театроведа П. А. Марков, «с неиссякающим трогательным блеском и добродушным юмором».
Книжка
- Яблочкина А. 75 лет в театре. М., 1977