Вторник, 09 июня 2015 19:10

Белёвцева Наталия Алексеевна

Автор 
Совет: А чтобы не потерять эту страницу, просто нажмите на кнопочку ниже, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соц.сети
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация об актрисе

Имя актрисы на русском (кириллицей): Наталия Алексеевна Белёвцева

Наталия Алексеевна Белёвцева в роли Юдифи в спектакле "Уриэль Акоста" К. Гуцкова 1924
Когда родилась (Дата рождения):

20 января 1895 1895-01-20

Где родилась (Место рождения):

Москва,
Российская империя

Когда умерла (Дата смерти):

8 августа 1974 1974-08-08 79 лет

Где умерла (Место смерти):

Москва, СССР

Кто по профессии:

актриса

Какое имеет гражданство:

СССР

Годы активности:

1913—1972

В каких театрах играла:

Малый театр

Какие имеет награды:

IMDb:


Биография актрисы Белёвцева, Наталия Алексеевна

Наталия Алексеевна Белёвцева при рождении Гессинг (1895—1974) — русская актриса театра и кино. Артистка столичного Малого театра. Народная артистка РСФСР (1954).

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Творчество
    • 2.1 Роли в театре
      • 2.1.1 Роли в Драматическом театре (1916—1919)
      • 2.1.2 Муниципальный Показательный театр
      • 2.1.3 Курский Городской театр имени М. С. Щепкина
      • 2.1.4 Малый театр
    • 2.2 Роли в кино
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки

Биография

Наталия Белёвцева происходила из дворянской семьи российской интеллигенции XIX века. Тогда много внимания в воспитании уделялось литературе, и актриса сама писала стихи, отлично знала французский. По мемуарам её подруги и партнёрши по сцене Малого театра Иры Ликсо она в молодые годы много путешествовала (побывала даже в Китае, Индии) и интересно говорила о собственных поездках. Выпускница Алфёровской гимназии, где много игралась в гимназическом театре под управлением А. Д. Алфёрова.

О собственной жизни Наталье Алексеевна поведала сама в мемуарной книжке «Глазами актрисы» (Н. А. Белевцева «Глазами актрисы». М., ВТО, 1974).

Она была поздним ребёнком в семье; когда родилась, старшей сестре Анне (по-домашнему Оня) было 22 года. Та окончила учёбу в театральном училище в классе А. П. Ленского и поступила в труппу правительского Малого театра, где игралась под сценическим псевдонимом Матвеева (Матвеева, Анна Алексеевна с 1898 по 1916 г. работала в Малом театре). Посреди её ролей: Агафья Тихоновна в «Женитьбе» Гоголя, Чебоксарова в «Обезумевших деньгах», Хлестова в «Горе от мозга», Кабаниха в «Грозе», Звездинцева в «Плодах просвещения». Наталья пошла по пути старшей сестры и через какое-то время вкупе с ней игралась в одних спектаклях. С юношества она была знакома со многими актёрами труппы Малого театра — сослуживцами старшей сестры. Посреди их был и Н. М. Падарин, который, фактически, и увидел дарование юной Натальи, копировавшей забавно и точно воспоминания от окружавших её на отдыхе в Крыму людей. По его призыву она поступила в театральную школу Фёдорвея Акимовича Ухова в Мерзляковском переулке, где в то время преподавала старшая сестра.

А скоро, в том же 1913 году состоялся дебют Наталии в Сергиевском Народном доме в поставленном старшей сестрой водевиле «Шашки». Летом последующего 1914 года старшая сестра, организовавшая гастрольную поездку актёров Малого театра по провинциальным городкам Рф, взяла с собой молоденькую актрису младшую сестру. Невзирая на начавшуюся войну, артистичная жизни в Москве длилась. Осенью такого же 1914 года Оня открыла свою драматическую школу. Это было просторное помещение бывшей Адашевской школы, оно занимало целый этаж огромного дома Фабрициуса, что на Арбатской площади. Тут же и поселились обе сестры: одна преподаватель школы, 2-ая ученица. Посреди учителей юной Натальи той поры: Н. М. Падарин, И. Н. Худолеев и И. Н. Певцов.

«Ещё будучи студенткой сыграла Таню в спектакле „Грех да неудача на кого не живойёт“ А. Н. Островского. После спектакля к ней за кулисы пришла сама Е. Д. Турчанинова. „Я счастлива за вас, дорогая. Это отлично“, произнесла именитая артистка. И подарила Наташе небольшой брелок, принадлежавший ранее её покойной дочери. Так часто в те времена „старики“ напутствовали юных талантов»

Официальный веб-сайт Малого театра дает об актрисе такую информацию: в 1916 закончила драматические курсы E. Музиль в Москве. В том же году дебютировала в Столичном драматическом театре.

Сама же о для себя актриса говорила в мемуарной книжке: «По классу Певцова я сдавала пролог из „Орлеанской девы“. Илларион Николаевич устроил наш экзамен на сцене Столичного Драматического театра, где он сам в то время работал. Зрительный зал был переполнен, мы были взволнованы, игрались с подъёмом и имели фуррор. Ко мне за кулисы пришла директриса Драматического театра Е. М. Суходольская с приглашением зайти к ней в наиблежайшие деньки для переговоров.

Через некоторое количество дней со словами: „Вот вам Офелия и Корделия“ Певцов ввел меня в директорский кабинет Столичного Драматического театра. Я заключила мой 1-ый договор на 75 рублей за месяц, на роли инженю. Была весна 1916 года».

В Столичном Драматическом театре Наталья Белёвцева игралась до 1919 года, пережив тут надвинувшуюся революцию, в какой ничего не понимала, занятая собственной артистичной деятельностью. Правда, одно лето 1917 года она выступала в городке Лубны в драматической труппе А. А. Матвеевой.

Недолгое время работала в Курске.

С 6 июня 1922 года по 14 июня 1972 года Наталья Белёвцева актриса столичного Малого театра, где проработала 50 лет и вошла в число корифеев театра.

Но невзирая на внешнюю удачливость актёрской карьеры и занятость в основных ролях, не все в её судьбе складывалось так, как хотелось бы ей самой. Интеллигентный, узкий и духовно ранимый человек, ей иногда очень тяжело приходилось в официально-официозном театре русской поры. Довольно ясно об этом произнесла много работавшая с ней Ира Ликсо: «Но её жизнь в театре не всегда складывалась гладко. Случались и длительные „окна“, когда не было ролей. Человек пикантный, она не искусна постоять за себя и тяжело переживала обязанные простои. Смышленый человек, она писала не только лишь лирические, да и сатирические стихи и эпиграммы, отзывалась на различные театральные действия. Помню, как на одной из встреч Нового года она читала очень четкие эпиграммы на исполнителей не так давно состоявшейся постановки „Горя от мозга“. … Актёры, которые не могут за себя постоять, нередко лишаются не только лишь ролей. Но, с другой стороны, во что перевоплотился бы мы и наши театры, если б все вдруг научились расталкивать друг дружку? Бесспорное достоинство Натальи Алексеевны, кроме всего, состояло как раз в том, что она была человеком умопомрачительно пикантным, интеллигентным, умеренным, узким, благородным».

Ушла из жизни 8 августа 1974 года. Похоронена на Ваганьковском кладбище, участок № 35.

Творчество

Роли в театре

Роли в Драматическом театре (1916—1919)

Сезон 1916/1917 года

  • «Хамелеон» E.П.Карпова — Глаша
  • «Горсть пепла» И. А. Новикова — Татьяна Страхова
  • «Касатка» А. Н. Толстого — Раиса Глебовна
  • «Странный человек» М. Ю. Лермонтова — Княжна Софья
  • «Изнанка жизни» X. Бенавенте — Сильвия
  • «Псиша» Ю. Д. Беляева — Псиша
  • «Мисс Гоббс» Д.-К. Джерома — Мисс Гоббс
  • «Певец собственной печали» — Шейна

Сезон 1917/1918 года

  • «Тот, кто получает пощечины» Л. Н. Андреева — Консуэлла
  • «Тени прошлого» А. Измайлова — Ирина, племянница Ашанина
  • «Дама с камелиями» А. Дюма-сына — Нишетта

Сезон 1918/1919 года

  • «Грех да неудача на кого не живойёт» А. Н. Островского — Татьяна Даниловна
  • «Дворянское гнездо» по И. С. Тургеневу — Лиза
  • «Савва» Л. Н. Андреева — Олимпиада
  • «Павел I» Д. С. Мережковского — Елизавета, супруга Александра
  • «Последние» М. Горьковатого — Надежда
  • «Лесные тайны» Е. Н. Чирикова Зорька, Алёнушка
Муниципальный Показательный театр

Сезон 1919/1920 года

  • «Мера за меру» У. Шекспира — Изабелла
  • «Дикие лебеди» по Г.-Х. Андерсену — Принцесса Элиза
Курский Городской театр имени М. С. Щепкина

Сезоны 1920/1921 и 1921/1922 годов

  • «Гроза» А. Н. Островского — Катерина
  • «Роман» Э. Шелдона — Рита Ковалини
  • «Мечта любви» А. Косоротова — Мари Шардэн
  • «Три сестры» А. П. Чехова — Маша
  • «Сестры Кедровы» Н. Григорьева-Истомина — Таня
  • «Дворянское гнездо» по И. С. Тургеневу — Лиза
  • «Тот, кто получает пощечины» Л. Н. Андреева — Консуэлла
Малый театр Сезон 1922/1923 года
  • «Снегурочка» А. Н. Островского. Режиссёр: П. М. Садовский — Снегурочка
  • «Недоросль» Д. И. Фонвизина. Режиссёр: Н. О. Волконский — Софья
  • «Венецианский негоциант» Шекспира — Порция
  • «На всякого мудреца достаточно простоты» А. Н. Островского. Режиссёр: И. С. Платон — Машенька

Сезон 1923/1924 года

  • «Железная стена» Б. К. Рынды-Алексеева. Режиссёр: И. С. Платон — Лена Либгантен
  • «Медвежья свадьба» А. В. Луначарского — Мария
  • «Бедность не порок» А. Н. Островского. Постановка И. С. Платона и Л. М. Прозоровского — Любовь Гордеевна
  • «Горе от разума» А. С. Грибоедова. Режиссёр: А. А. Санин — Софья

Сезон 1924/1925 года

  • «Уриэль Акоста» К. Гуцкова. Постановка Л. М. Прозоровского — Юдифь
  • «Матрос» Т. Соважа и Э. Делюрье. Постановка И. С. Платона — Жанетта
  • «Заговор Фиеско в Генуе» Ф. Шиллера. Постановка Н. О. Волконского — Леонора

Сезон 1925/1926 года

  • «Обетованная земля» С. Моэма. Пост. Н. О. Волконского — Нора Марш
  • «Загмук» А. Г. Глебова. Постановка Н. О. Волконского — Ильтани
  • «Собор Парижской богоматери» по В. Гюго. Постановка И. С. Платона и Н. Ф. Костромского — Эсмеральда

Сезон 1926/1927 года

  • «Доходное место» А. Н. Островского. Постановка Н. О. Волконского — Вышневская
  • «Грех да неудача на кого не живойёт» А. Н. Островского. Постановка М. С. Нарокова — Татьяна Даниловна
  • «Бесприданница» А. Н. Островского — Лариса
  • «Бархат и лохмотья» А. В. Луначарского и Э. Штуккена. Постановка Н. О. Волконского — Рахильда

Сезон 1929/1930 года

  • «Растеряева улица» по Г.Успенскому. Создатель инсценировки и режиссёр: М. С. Нароков — Липочка
  • «Обыватель во дворянстве» Ж.-Б. Мольера. Постановка Н. А. Попова — Люсиль

Сезон 1930/1931 года

  • «Смена героев» Б. С. Ромашова. Постановка М. С. Нарокова — Белопольская

Сезон 1931/1932 года

  • «Ясный лог» К. А. Тренева. Постановка Л. М. Прозоровского — Наталья

Сезон 1932/1933 года

  • «Стакан воды» Э. Скриба — Царица Анна

Сезон 1933/1934 года

  • «Неприятели» М. Горьковатого. Режиссёр: К. П. Хохлов — Татьяна
  • «Дон Карлос» Ф. Шиллера. Режиссёр К. А. Марджанов — Елизавета Валуа

Сезон 1934/1935 года

  • «Волки и овцы» А. Н. Островского. Постановка К. П. Хохлова — Купавина

Сезон 1936/1937 года

  • «Слава» В. М. Гусева, постановка К. П. Хохлова — Лена
  • «Лес» А. Н. Островского. Постановка Л. М. Прозоровского —Аксюша

Сезон 1938/1939 года

  • «Горе от разума» А. С. Грибоедова. Постановка П. М. Садовского. Режиссёры И. Я. Судаков и С. П. Алексеев — Наталья Дмитриевна
  • «Евгения Гранде» О. де Бальзака. Режиссёр: К. А. Зубов — Евгения

Сезон 1940/1941 года

  • «Варвары» М. Горьковатого. Режиссёры: К. А. Зубов и И. Я. Судаков — Лидия (в 1953 году спектакль был записан на кинопленку — «Варвары. Сцены в уездном городе», студия им. Горьковатого

Сезон 1946/1947 года

  • «За Камою-рекой» В. А. Тихонова. Постановка Е. П. Велихова. Режиссёр А. П. Грузинский — Матильда Ивановна

Сезон 1948/1949 года

  • «Бесприданница» А. Н. Островского. Постановка К. А. Зубова. Режиссёры Л. М. Прозоровский и Б. И. Никольский — Огудалова
  • «Коварство и любовь». Ф. Шиллера. Спектакль возобновлен В. И. Цыганковым — Госпожа Миллер
  • «Заговор обреченных» Н. Е. Вирты. Постановка К. А. Зубова. Режиссёры М. Е. Турбина (Гер) и М. Н. Гладков — Мина

Сезон 1949/1950 года

  • «Тайная война» В. С. Михайлова и Л. С. Самойлова. Постановка Е. И. Страдомской — Туманова

Сезон 1950/1951 года

  • «Горе от мозга» А. С. Грибоедова — Графиня-внучка

Сезон 1951/1952 года

  • «Живой труп» Л. Н. Толстого. Постановка Л. А. Волкова — Каренина

Сезон 1952/1953 года

  • «Стакан воды» Э. Скриба. Спектакль возобновлен Б. П. Бриллиантовым — Царица Анна

Сезон 1953/1954 года

  • «Шакалы» А. М. Якобсона. Постановка Б. И. Равенских. Режиссёр М. Н. Гладков — Дорис

Сезон 1954/1955 года

  • «Пигмалион» Б. Шоу — Миссис Хиггинс

Сезон 1955/1956 года

  • «Воспитанница» А. Н. Островского. Режиссёры: В. И. Цыганков и М. Н. Гладков — Уланбекова
  • «Доктор философии» Б. Нушича. Постановка К. А. Зубова — Мара

Сезон 1956/1957 года

  • «Одна ночь» Б. Л. Горбатова. Постановка В. И. Цыганкова — Лариса Даниловна

Сезон 1958/1959 года

  • «Почему улыбались звезды» А. Е. Корнейчука. Постановка Б. И. Равенских. Режиссёр М. Е. Турбина — Зинаида Николаевна
  • «Веер леди Уиндермиер» О.Уайльда. Режиссёр: В. Г. Комиссаржевский — Баронесса Бервик

Сезон 1959/1960 года

  • «Свои люди — сочтемся» А. Н. Островского. Постановка Л. А. Волкова — Устинья Наумовна
  • «Село Степанчиково и его обитатели» по Ф. М. Достоевскому. Постановка Л. А. Волкова — Прасковья Ильинична

Сезон 1960/1961 года

  • «Живой труп» Л. Н. Толстого. Режиссёр: Л. А. Волков (возобновление). — Каренина

Сезон 1961/1962 года

  • «Крылья» А.Корнейчука. Режиссёры: К. А. Зубов и В. И. Цыганков — Горицвет
  • «Ярмарка тщеславия» У.Теккерея. Режиссёры: И. В. Ильинский и В. И. Цыганков — Мисс Кроули

Сезон 1962/1963 года

  • «Горе от разума» А.Грибоедова. Режиссёр: Е. Р. Симонов — Графиня-бабушка
  • «Нас кое-где ждут» А. Н. Арбузова. Постановка Е. Р. Симонова. Режиссёр М. М. Новохижин — Тетя Паша

Сезон 1963/1964 года

  • «Главная роль» С. И. Алешина. Постановка Л. В. Варпаховского. — Вера Антоновна

Сезон 1964/1965 года

  • «Правда — отлично, а счастье лучше» А. Н. Островского. Постановка Б. А. Бабочкина — Мавра Тарасовна

Сезон 1967/1968 года

  • «Джон Рид» Е. Р. Симонова. Режиссёр он же — Донья Луиса

Сезон 1970/1971 года

  • «Достигаев и другие» М. Горьковатого. Постановка Б. А. Бабочкина — Ксюша

Роли в кино

  • 1917 — Кира Зубова — Нина
  • 1918 — Драма на охоте — Ольга
  • 1918 — Живой труп — Саша
  • 1954 — Анна на шейке — Княгиня

Прочитано 1135 раз
Другие материалы в этой категории: « Булгакова Майя Григорьевна Бабич Рушанна »