Вторник, 09 июня 2015 19:50

Кадмина Евлалия Павловна

Автор 
Совет: А чтобы не потерять эту страницу, просто нажмите на кнопочку ниже, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соц.сети
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация об актрисе

Имя актрисы на русском (кириллицей): Евлалия Павловна Кадмина
Когда родилась (Дата рождения):

19 сентября 1853 1853-09-19

Где родилась (Место рождения):

Калуга, Российская Империя

Когда умерла (Дата смерти):

10 22 ноября 1881 1881-11-22 28 лет

Где умерла (Место смерти):

Харьков, Российская Империя

Кто по профессии:

оперная певица, актриса

Годы активности:

1873—1881


Биография актрисы Кадмина, Евлалия Павловна

Евлалия Павловна Кадмина (19 сентября 1853 — 10 (22) ноября 1881, Харьков) — российская певица, контральто, меццо-сопрано, драматическая актриса.

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 1-ые успехи
    • 1.2 Оперная карьера
      • 1.2.1 Москва
        • 1.2.1.1 Безумная Евлалия
      • 1.2.2 Санкт-Петербург
      • 1.2.3 Италия
      • 1.2.4 Киев
      • 1.2.5 Харьков
    • 1.3 Погибель
    • 1.4 Актёрские работы
  • 2 Выражения о Кадминой
  • 3 Произведения Кадминой
  • 4 Произведения, макетом героинь которых стала Кадмина
  • 5 Литература
  • 6 Примечания

Биография

Евлалия Кадмина в 1870

Евлалия Кадмина родилась в Калуге в семье калужского негоцианта Павла Максимовича Кадмина и цыганки Анны Николаевны. В XIX веке подобные союзы числились очень необыкновенными. Евлалия была младшей из 3-х сестер. С ранешнего юношества у неё стал проявляться буйный, очень гордый и независящий нрав.

Евлалия росла замкнутым, одиноким ребёнком, который не сходился совсем ни с кем, даже с родными сестрами. Она рано научилась читать и проводила все свободное время за книжками. Отец выделял её на фоне других деток, и в 12 лет устроил Евлалию в престижное учебное заведение — Столичный Елизаветинский институт.

Институт славился собственной серьезной дисциплиной и высочайшим уровнем образования. Для того чтоб молодых воспитанниц ничего не отвлекало от обучения, все окна заведения были густо замазаны мелом, так что выглянуть на улицу не было никакой способности. Выходя из стенок Елизаветинского института, девицы, обычно, становились гувернантками. Все отмечали, что это были «самые одичавшие гувернантки», потому что присутствие мужчины за столом приводило женщин в ужасное смущение. Девицы были неприспособлены к жизни. Выпускнице Кадминой уже подыскивали рабочее место, как произошла одна встреча, резко изменившая все.

Молодые воспитанницы нередко давали концерты для гостей. Владея восхитительным голосом, Евлалия нередко воспринимала в их роль. В 1870 году таковой самодеятельный утренник посетил Николай Григорьевич Рубинштейн. Пораженный пением Евлалии, он уверил её обязательно предназначить себя музыке и стать певицей.

1-ые успехи

Николай Рубинштейн принял самое активное роль в судьбе начинающей певицы. Невзирая на то, что после погибели отца в том же 1870 году, семья Кадминой осталась без средств, он посодействовал девице не только лишь стать студенткой Столичной консерватории по классу пения, но ещё и получать стипендию.

В числе учителей Кадминой были такие заслуженные деятели искусства как, Александра Александрова-Кочетова, Иван Самарин и Петр Ильич Чайковский. Потом, очарованный «бархатным богатым меццо-сопрано» Кадминой, Чайковский написал специально для неё музыку к вешней притче А. Н. Островского «Снегурочка».

В восемнадцать лет состоялся её сценический дебют. Николай Рубинштейн пригласил начинающую Кадмину на роль Орфея в опере Глюка «Орфей и Эвридика». Присутствовавшие в зрительном зале Петр Ильич Чайковский и Николай Кашкин в один глас отмечали:

«Сценическая игра и пение Кадминой выдают в ней полностью состоявшуюся актрису. Она обладает неестественным, выдающимся талантом драматической актрисы и внутренним чувством красивого на сцене. И в дополнении ко всему она необыкновенно привлекательна».

Оперная карьера

Москва Евлалия Кадмина в роли Вани в опере Глинки «Жизнь за царя» (1873)

После окончания консерватории с серебряной медалью в 1873 году Кадмина получает приглашение испытать себя на сцене Огромного Театра. Её 1-ое проф выступление состоялось 30 апреля (12 мая) 1873 года в опере М.Глинки «Жизнь за царя». Выполнение роли Вани было оценено по достоинству. «Бархатное богатое меццо-сопрано», — таковы были отзывы придирчивых критиков.

А далее были сударыня Морозова в «Опричнике» Чайковского, княгиня в «Русалке» А.Даргомыжского, Рогнеда в одноименной опере А.Серова и ещё много других ролей. Только вот ублажения почему-либо не было, Евлалия Павловна желала чего-то большего, она ощущала, что сцена Огромного театра не дает ей способности проявить собственный талант во всей полноте.

Безумная Евлалия

Уже тогда в эти молодые годы в ней проявились все гнусные черты примы, которые можно представить: она скандалила, впадала в истерики, очень пристально следила за тем, что о ней пишут в прессе и возмущалась, в случае мельчайшего критичного замечания, могла излупить зонтом журналиста, либо же накричать во время репетиции на статистов. Она сама понимала несносность собственного нрава, и в одной из официальных бумаг даже подписалась «сумасшедшая Евлалия». Где бы она ни работала, Кадмина ни с кем не могла ужиться.

Санкт-Петербург

В 1875 году Кадмина решает не продлять договор с Огромным Театром и воспринимает приглашение работать в Мариинском Театре в Санкт-Петербурге. Её исполнением роли сударыни Морозовой в «Опричинике» и Ратмира в опере «Руслан и Людмила» вначале восторгались. Но скоро стали звучать и нехорошие отзывы о её пении, все почаще ей ставили в упрек, что её глас недостаточно силен для сцены Мариинского театра.

Италия

В феврале 1876 года Кадмина внезапно для всех уходит из Правительского театра и ворачивается в Москву, где возникает в нескольких постановках Огромного театра, а потом инкогнито уезжает в Италию.

Она проводит в Италии два года (с весны 1876 г. по осень 1878 г), совершенствуя технику пения. Конкретно там она пробует петь роли сопрано. Вначале это естественно льстит её самолюбию, но в дальнейшем будет иметь самые томные последствия.

Кадмина поет в Неаполе, Турине, Флоренции и даже в Милане, и везде ей постоянно сопутствует громкий фуррор. Колоритная волшебная наружность актрисы из Рф направляет на себя внимание. Один из сограждан, увидевший Кадмину в Италии, писал:

«За российской кросоткой, которая чернее и огненнее итальянок, бегают восхищенные взоры».

Но после выступлений Кадмина все почаще ощущает себя одинокой. Будучи в Милане, она очень заболевает. Приглашенный к ней юный доктор Эрнесто Фалькони, страстно влюбляется в Кадмину. Она отвечает ему взаимностью, и скоро юные люди женятся.

Киев

В 1878 году Кадмина воспринимает приглашение работать в Киеве. Она переезжает туда с супругом, и скоро с огромным фуррором поет на сцене Киевского театра. На премьере оперы «Аида» занавес поднимали пятнадцать (!) раз. Потом была удачная партия Маргариты в «Фаусте» Ш.Гуно, позже были «Гугеноты» Мейербера и «Русалка». Она пробует себя и в драматическом театре, с фуррором сыграв в «Грозе» А. Н. Островского.

Но у Кадминой была конкурентка — носительница красивого голоса Эмилия Павловская. Её фанаты не воспринимали Кадмину, демонстративно её освистывали, подкупали прессу. В таковой напряженной обстановке, Евлалии было тяжело работать. В домашней жизни тоже начался разлад. Эрнесто Фальконе очень ревновал супругу, все почаще появлялись скандалы. В итоге, супруги со скандалом расстались. Фальконе уехал в Италию, а Кадмина воспринимает решение уехать в Харьков.

Харьков Евлалия Кадмина в роли Берты в опере Д. Мейереба «Пророк» (1880)

В 1880 году она уезжает в Харьковский оперный театр, где остается работать, но пропоет она там недолго, всего один сезон. Из-за увлечения партиями сопрано, певица начинает быстро терять глас. Оперу пришлось бросить и перейти в драматический театр.

Её дебютной ролью в качестве драматической актрисы стала роль Офелии в постановке «Гамлет» в декабре 1880 года. Игра Кадминой была очень благорасположенно принята критиками. В последующем 1881 году она сыграла более 20 ролей, включая пьесы А.Островского и И.Шпажинского. Везде её преследует фуррор, публика её любит, дежурит около дверей театра, но все почаще на актрису начинают накатывать тоска и одиночество. В личной жизни все далековато не так гладко.

Погибель

В 1881 году Кадмина страстно влюбляется в офицера. Вспыхивает роман. Её избранник, происходивший из обедневшего дворянского рода, скоро решает жениться и подыскивает прибыльную партию. Пытаясь уйти от духовных мук, Кадмина с головой погружается в работу.

Но 4 (16) ноября 1881 года офицер приходит совместно со собственной женой на спектакль, где игралась Кадмина. В тот денек она исполняла главную роль в пьесе А.Островского «Василиса Мелентьевна». В один момент в зрительном зале, она увидела в ложе возлюбленного с женой. В антракте Кадмина отыскала в уборной коробок спичек, отломила фосфорные головки, залила их чаем и испила эту смесь.

Прозвенел звонок, актриса вышла на сцену и даже начала играть, но к кошмару первых рядов, вдруг смертельно побледнела и свалилась без сознания. Занавес закрыли, спектакль, естественно, закончили. Доктора ничего не смогли сделать. Актриса погибла через 6 дней в ужасных муках. Ей только исполнилось 28 лет.

(Из письма Чайковского в ноябре 1881 года):

«О погибели Кадминой я вызнал уже в Киеве из газет. Скажу вам, что это весть меня жутко разочаровало, ибо жалко профессиональной, прекрасной, юный дамы, но удивлен я не был. Я отлично знал эту необычную, неспокойную, болезненно самолюбивую натуру, и мне всегда казалось, что она хорошем не кончит».

В реальный момент похоронена Евлалия Кадмина на 13-м городском кладбище Харькова. Первоначальное место упокоения — на Иоанно-Усекновенском кладбище, на месте которого разбит Молодёжный парк. Могила перенесена на сегодняшнее место в конце ул. Пушкинской посреди 1970-х годов.

Кадмина на харьковской сцене. Фото В. Досекина

Актёрские работы

Оперы:

  • «Русалка» А. Даргомыжского,
  • «Иван Сусанин» М. Глинки,
  • «Руслан и Людмила» М. Глинки,
  • «Опричник» П. Чайковского,
  • «Рогнеда» А. Серова, и другие.

Драмы:

  • Офелия в «Гамлете» Шекспира,
  • Лариса в «Бесприданнице» А. Островского,
  • Катерина в «Грозе» Островского,
  • Маргарита Готье в «Даме с камелиями» А. Дюма-сына,
  • Адриенна Лекуврер в одноименной пьесе Э. Скриба и Э. Легуве.

Выражения о Кадминой

В одном из писем Пётр Ильич Чайковский написал:

«Странная, неспокойная, болезненно самолюбивая натура, — мне всегда казалось, что она не хорошем кончит».

Величавый композитор предназначил актрисе собственный романс «Страшная минута».
  • "Комета чудной красы" . Анатолий Луначарский.
  • "Горестная легенда харьковской сцены". Александр Лейбфрейд.

Произведения Кадминой

  • Повесть «Диана Эмбриако».

Произведения, макетом героинь которых стала Кадмина

Суицид актрисы на сцене вызвало целую волну откликов в российской литературе, в житейской и драматической форме:

  • повесть Ивана Тургенева «После смерти» («Клара Милич») 1882,
  • 1-ый написанный рассказ юнкера Александра Куприна «Последний дебют» (1889) в журнальчике «Российский сатирический листок». За публикацию рассказа Куприн был выслан на гауптвахту — юнкера не имели права печатать свои произведения без разрешения начальства.
  • рассказ Николая Лескова «Театральный характер» 1884,
  • пьеса А. С. Суворина «Татьяна Репина», поставлена 16 января 1889 в Малом театре, в главной роли М. Н. Ермолова;
продолжение этой пьесы под этим же заглавием написал А. П. Чехов в 1889 (по цензурным условиям не публиковалась при жизни).
  • пьеса Н. Н. Соловцова-Фёдорова «Евлалия Радмина», поставлена 10 февраля 1884 в Москве на сцене «Нового театра» М. Лентовского, в главной роли М. Г. Савина.
  • А. И. Чепалов. Святая грешница Евлалия. Пьеса. 2005.
  • Документальный кинофильм «Евлалия Кадмина» (2005, Наша родина):

Из серии «Пленницы судьбы». Вып. 35. Наша родина, конец XIX века. Актриса Евлалия Кадмина убивает себя из-за злосчастной любви и рождается легенда, подхваченная российской традиционной литературой. —

В честь Евлалии Кадминой было дано имя актрисе Евлалии Ольгиной (Успенской), дочери проф революционеров.

Литература

Портал «Театр»
Портал «Персоналии»
Евлалия Кадмина на Викискладе?
Проект «Харьков»
  • Иннокентий Анненский. «Умирающий Тургенев (Клара Милич)».
  • Ю. Горбунов. «Евлакия Кадмина». Журнальчик «Уральский следопыт».
  • Л. Третьякова. «Вечный идол». 2003.
  • Яголим Б. С. Комета чудной красы: Жизнь и творчество Е. Кадминой. — М.: Искусство, 1970. — 168 с. — (Корифеи российской и забугорной сцены).

Прочитано 1165 раз