Невзирая на скоротечность карьеры — Бара интенсивно снималась в протяжении всего 5 лет, с 1915 по 1919 год, — она была одной из самых фаворитных актрис собственного времени и одним из первых секс-символов синематографа. Она носила прозвище Вампирша, что на сленге тех лет было синонимом каверзной обольстительницы парней, и вошла в число первых актрис, сформировавших на дисплее образ женщины-вамп (см. также Луиза Глаум, Барбара ла Марр). Потом его развили актрисы Пола Негри, Нита Нальди и, в ранешних фильмах, Мирна Лой.
Содержание
- 1 Биография
- 1.1 Голливуд
- 1.2 Секс-символ эры
- 1.3 Окончание карьеры
- 1.4 Личная жизнь
- 2 Достойные внимания факты
- 3 Фильмография
- 4 Примечания
- 5 Ссылки
Биография
Будущая актриса родилась 29 июля 1885 года в Цинциннати, штат Огайо, США, в семье польского эмигранта-еврея Бернарда Гудмана и его супруги Полины Луизы, швейцарки франко-немецкого происхождения. Её отец работал закройщиком в ателье, мама занималась созданием париков. Теодосия была старшим ребенком в семье, в 1888 году у неё появился брат Марк, а в 1897 — сестра Эстер, которая позже тоже стала играть в кино.
Теда Бара в 1915 годуВ 1903 году Теодосия закончила школу и поступила в Институт Цинциннати, параллельно выступая на сцене театра, пока через два года к немалому огорчению отца её не отчислили из института. Уехав из Цинциннати на поиски славы, 18 августа 1908 года Теодосия под псевдонимом Тео де Коппе дебютировала на нью-йоркской сцене в спектакле «Дьявол» по пьесе венгерского драматурга Ференца Мольнара и потом в протяжении 9 лет игралась в театре, но каких-то значимых фурроров на этом поприще не достигнула.
Голливуд
Возраст актрисы уже приближался к 30, когда в 1914 году на следующем кастинге она познакомилась с режиссёром Фрэнком Пауэллом и произвела на него такое сильное воспоминание, что он немедля снял её в эпизодической роли в картине «Пятно», а в 1915 году пригласил на роль Вампирши — женщины-хищницы, которая совращает парней и, бросая, уничтожает их жизни — в драматическую картину «То был дурачина», экранизацию пользующейся популярностью бродвейской пьесы тех лет.
Кинофильм снискал неописуемый фуррор у публики, и Теда в одночасье стала звездой. В протяжении последующих 5 лет она появилась в 30 восьми фильмах, превратившись в одну из основных актрис студии Fox Film. Её гонорар поднялся со 150 баксов в неделю до 4 тыщ баксов — столько она получала, сыграв в 1917 году королеву Египта в кинофильме «Клеопатра».
В кинофильме «Кармен» (1915)Секс-символ эры
Красивая грубоватая краса Теды, насыщенная глубочайшим эротизмом, её манера густо подводить глаза, как нельзя лучше подходили к её типажу, и студия беспощадно эксплуатировала этот образ. Более соответствующими работами Теды в амплуа женщины-вамп были киноленты с говорящими наименованиями «Ликвидирование» (1915), «Грех» (1915), «Лисица» (1916) и «Кровавая роза» (1917). Не считая того актриса воплотила на киноэкране образы величавых дам, как измышленных, так и реально существовавших — Клеопатру, Кармен, Эсмеральду, Саломею, Джульетту, мадам Дюбарри и Маргерит Готье.
Энтузиазм публики к актрисе дополнительно подогревался разными романтическими слухами о её прошедшем. Так к примеру, на студии была выдумана более нетривиальная версия её происхождения — типо она родилась в 1892 году в сени пирамид и была дочерью художника-итальянца и актрисы-француженки. Невзирая на то, что Теда никогда не была в Европе, числилось, что ранее она блестела на сцене театров Парижа.
В кинофильме «Клеопатра» (1917)Сценические костюмчики Теды были довольно провокационными для тех лет и нередко фактически вполне обнажали тело — один из нарядов королевы в «Клеопатре» состоял из полупрозрачной юбки и лифа в виде переплетённых змей. Сохранились фото Теды, на которых она позирует со скелетом, змеями, хрустальными волшебными шарами и иными романтическими атрибутами.
Окончание карьеры
Утомившись играть калоритные, но одинаковые роли, Теда не раз пробовала поменять амплуа и пару раз добивалась собственного, сыграв в кинофильме «Кэтлин Мавурнин» (1919) невинную ирландскую крестьянку, а в картине «Под 2-мя флагами» (1916) — отважную даму из Зарубежного легиона.
Во время Первой мировой войны актриса с огромным энтузиазмом занималась публичной деятельностью, посещая военные лагеря и жертвуя часть собственных гонораров на военные нужды. В 1918 году она находилась на пике карьеры и уступала в популярности только Чарли Чаплину и Мэри Пикфорд, но уже через год Уильям Фокс, основоположник студии Fox Film, растерял энтузиазм к актрисе и звезда Теды закатилась настолько же стремительно, сколь взошла. С того времени она появилась на киноэкране ещё два раза — в драме «Непокорённая дама» (1925) и комедии «Мадам Потаенна» (1926).
Фото со скелетомЛичная жизнь
В 1921 года Теда вышла замуж за кинорежиссёра и сценариста английского происхождения Чарльза Брабина. Он не был размещен использовать супругу в собственных фильмах, и Теда прожила остаток жизни в праздности, превратив свои дома в Голливуде и Нью-Йорке в престижные салоны, где собирался цвет синематографического общества. Её брак, в отличие от многих актёрских союзов, оказался крепким — супруги были вкупе до самой погибели Теды от рака желудка в 1955 году. Чарльз пережил её на два года и погиб в 1957 году.
Достойные внимания факты
- Предки окрестили дочь в честь Теодосии Барр Элстон, дочери 3-го вице-президента США Аарона Барра, которая катастрофически погибла в 1812 году во время пиратского нападения на корабль.
- Карьера Теды закончилась ещё до начала эры звукового кино, потому — вместе с Барбарой ла Марр, Уоллесом Рейдом и некими другими звёздами немого кино — она заходит в число тех актёров, голоса которых зрителю уже не судьба услышать.
- Утерянный кинофильм Теды Бары «Клеопатра» (1917) заходит в 10-ку самых разыскиваемых кинофильмов в перечне Южноамериканского института кино.
- В 30-х годах Теда написала автобиографическую книжку «О чём молчат женщины» (англ. What Women Never Tell).
- Актриса была удостоена звезды на Голливудской Аллее Славы.
Фильмография
Плакат кинофильма «Саломея» (1918) «Клеопатра» (1917) Фото с малышомК огорчению большая часть плёнок с фильмами Теды Бары сгорела во время пожара на студии Fox Film. Из перечисленных сохранились только «Непокорённая женщина», «Ист-Линн», «То был дурак» и «Пятно».
Год | Российское заглавие | Оригинальное заглавие | Роль | |
---|---|---|---|---|
1914 | ф | Пятно | The Stain | Gang moll |
1915 | ф | Сирены ада | Siren of Hell | — |
1915 | ф | Жил-был дурачина | A Fool There Was | Вампирша |
1915 | ф | Крейцерова соната | The Kreutzer Sonata | Селия Фридлендер |
1915 | ф | Дело Клеменсо | The Clemenceau Case | Иза |
1915 | ф | Дочь беса | The Devil’s Daughter | Джоконда |
1915 | ф | Две сироты | The Two Orphans | Генриетта |
1915 | ф | Секрет леди Одли | Lady Audley’s Secret | Хелен Талбойс |
1915 | ф | Грех | Sin | Роза |
1915 | ф | Кармен | Carmen | Кармен |
1915 | ф | Каторжанин | The Galley Slave | Франческа Бработ |
1915 | ф | Ликвидирование | Destruction | Фернада |
1916 | ф | Искуситель | The Serpent | Ваня Лазар |
1916 | ф | Золото и дама | Gold and the Woman | Джульет де Кордова |
1916 | ф | Бессмертная Сапфо | The Eternal Sappho | Лора Браффинс |
1916 | ф | Ист-Линн | East Lynne | Леди Изабелла Карлайл |
1916 | ф | Под 2-мя флагами | Under Two Flags | Cigarette |
1916 | ф | Её двойная жизнь | Her Double Life | Мэри Дун |
1916 | ф | Ромео и Джульетта | Romeo and Juliet | Джульетта |
1916 | ф | Лисица | The Vixen | Элси Драммонд |
1917 | ф | Кровавая роза | The Rose of Blood | Лиза Тапенко |
1917 | ф | Любовь Парижа | The Darling of Paris | Эсмеральда |
1917 | ф | Тигрица | The Tiger Woman | Принцесса Петрович |
1917 | ф | Её наибольшая любовь | Her Greatest Love | Хэзел |
1917 | ф | Душа и сердечко | Heart and Soul | Джесс |
1917 | ф | Дама с камелиями | Camille | Маргерит Готье |
1917 | ф | Клеопатра | Cleopatra | Клеопатра |
1917 | ф | Мадам Дюбарри | Madame Du Barry | Жанна Вобернье |
1918 | ф | Когда дама грешит | When a Woman Sins | Лилиан Марчард |
1918 | ф | В ярме | Under the Yoke | Мария Вальверда |
1918 | ф | Дьяволица | The She Devil | Лоретта |
1918 | ф | Запрещенная тропа | The Forbidden Path | Мэри Линд |
1918 | ф | Душа Будды | The Soul of Buddha | Жрица |
1918 | ф | Саломея | Salome | Саломея |
1919 | ф | Песнь сирены | The Siren’s Song | Мари Бернес |
1919 | ф | Тяга тщеславия | The Lure of Ambition | Ольга Долан |
1919 | ф | Свет | The Light | Бланшетт Дюмон |
1919 | ф | Когда мужчины хотят | When Men Desire | Мари Лор |
1919 | ф | Там была дама | A Woman There Was | Принцесса Зара |
1919 | ф | Кэтлин Мавурнин | Kathleen Mavourneen | Кэтлин Кавано |
1919 | ф | Красивая российская | La Belle Russe | Флеретт Сактон |
1925 | ф | Непокорённая дама | The Unchastened Woman | Кэролайн Ноллис |
1926 | ф | Мадам Потаенна | Madame Mystery | Мадам Мистеро |