Содержание
- 1 Роли в театре
- 1.1 Александринский театр
- 1.2 театр "Монплезир"
- 2 Роли в кино
- 3 Признание
- 4 Педагогическая деятельность
- 5 Мемуары
- 6 Достойные внимания факты
- 7 Рецензии, биографическая литература
- 8 Примечания
- 9 Ссылки
Роли в театре
Александринский театр
Галина Тимофеевна Карелина принадлежит к плеяде восхитительных мастеров александринской сцены, которые являют собой пример беззаветного служения профессии, театру, воспитавшему их и ставшему для их лабораторией неизменного творческого поиска. За 50 лет на сцене Александринского театра сыграла более 60 ролей современного и традиционного репертуара, явившихся видными вехами театральной истории.
«Не пересчитать героинь, наших современниц, которых довелось за свою творческую жизнь сыграть на александринской сцене Галине Карелиной. Актрисе в особенности отлично удавались нравы сильные, императивные, за сдержанной, чуток холодноватой манерой ее героинь всегда угадывались страстная, инициативная натура, способная подчинять для себя происшествия и превозмогать удары судьбы. Эти свойства присущи и самой актрисе, не теряющей острого чувства времени.»
Галина Тимофеевна КарелинаАктрисе лирико-комедийного плана оказались близки сильные, неунывающие нравы, но равномерно в её творчестве проявились драматические нотки. Карелину отличают элегантность и в то же время надрывно-хрупкий спектр личности.(М. И. Андреев „Российский драматический театр: энциклопедия“, 2001)
- 1959 - Ольга (А. Н. Арбузов „Годы странствий“)
- 1959 - Поликсена (А. Н. Островский „Правда - отлично, а счастье лучше“)
- 1962 - Донна Анна (А. С. Пушкин „Мелкие катастрофы“)
- 1962 - (А. Н. Арбузов „Потерянный отпрыск“)
- 1963 - Инкен Петерс (Г. Гауптман „Перед заходом солнца“)
- 1965 - Тетушка (И. А. Гончаров „Обычная история“)
- 1966 - Анна (М. Фриш „Бидерман и поджигатели“)
- 1966 - Госпожа Н. (Л. Малюгин „Жизнь Сент-Экзюпери“) - спектакль прошёл более 800 раз
- 1967 - Ольга (И. С. Тургенев „Нахлебник“)
- 1967 - Елизавета (И. А. Гончаров „Обычная история“)
- 1970 - Зося (Е. Ставинский „Час пик“)
- 1971 - Юлия Тугина (А. Н. Островский „Последняя жертва“), постановка И. В. Мейерхольд
«... Артистка Г. Карелина, очень сдержанно и тактично вела свою роль. Выступавшим на обсуждении критикам показалось, что актриса «рвет страсть в клочки», так как она «плачет реальными слезами». За этим страхом перед «настоящими слезами» стоит все то же отделение приема от системы и строительство его в абсолют. В этом случае — это техно методика сценического движения, проявления актером эмоций («биомеханика»), разрабатывавшаяся В. Э. Мейерхольдом.» После премьеры спектакля „Последняя жертва“ режиссер Ира Всеволодовна Мейерхольд подарила Галине Тимофеевне Карелиной янтарную брошь.
- 1973 - Ира (Л. Моисеев „Иней на стогах“)
- 1975 - Ксюша (К. Симонов „Из записок Лопатина“)
- 1976 - Лена Николаевна (М. Горьковатый „Детки солнца“)
- 1977 - Майя (Д. Храбровицкий „Пока бьется сердечко“)
- 1977 - Хендрике (Д. Б. Кедрин „Рембрандт“)
- Галина Тимофеевна Карелина, Василий Васильевич Меркурьев 1978 - Анна Петровна (А. П. Чехов „Иванов“)
- 1983 - Васса Железнова (М. Горьковатый „Васса Железнова“)
- 1985 - Фру Алвинг (Г. Ибсен „Привидения“)
- Галина Тимофеевна Карелина, Василий Васильевич Меркурьев, спектакль "Последняя жертва" 1986 - Матрёна (Л. Н. Толстой „Власть тьмы“)
- 1988 - моноспектакль "Я вас обожал" (по документам, письмам, поэзии А. С. Пушкина)
- 1990 - Аркадина (А. П. Чехов „Чайка“)
«В политре нрава Аркадиной (Галина Карелина) преобладает вялая истерия в феноминальном сочетании с остервенелым равнодушием. Каждый выход ее подается режиссером как мгновение фанфарно-казенной торжественности: свет каждый раз нарочито угасает, а когда сцена освещается вновь, в ее центре (обязательно — в центре) оказывается Основная Артистка Казенного Театра. У нее сероватое лицо, мутные глаза, она повсевременно «держит спину» и, даже рыдая, остается убийственно черства.»
- 1991 - Круглова (А. Н. Островский „Не все коту масленица“)
- 1994 - Княгиня Лиговская (М. Ю. Лермонтов „Monsieur Жорж. Российская драма“)
- 1996 - Хлёстова (А. С. Грибоедов „Горе от разума“)
- 2001 - Бабушка (А. Касона „Деревья погибают стоя“, режиссёр Владимир Голуб)
«Кульминационную сцену - героиня выгоняет из дома блудного внука, оказавшегося негодяем, - актриса проводит с таким драматизмом, что в зале воцаряется напряженная тишь. Бабушка не плачет, не обливается слезами, она как будто каменеет, даже делается ниже ростом от горя. А когда решительным взмахом зонта показывает внуку на дверь, то зал взрывается сочувственными рукоплесканиями.»
- 2002 - миссис Седли (У. Теккерей „Ярмарка тщеславия“, режиссёр Александр Белинский)
- 2005 - няня Анна-Мария (Г. Ибсен „Нора“, режиссёр Александр Галибин)
- 2005 - Клара Олсуфьевна (Ф. М. Достоевский „Двойник“, режиссёр Валерий Фокин)
- 2007 - Муха-Цокотуха (И. А. Бродский, К. И. Чуковский "Муха", режиссёр Олег Ерёмин), 100-й спектакль 29.12.2013
«Ближе к концу Муха вскрывает очередное яичко. В нем - перепутанный клубок старенькой киноплёнки. Карелина с грустью всматривается в кинокадры. Может быть, ей видится, как она игралась Инкен в гауптмановском "Перед заходом солнца", Донну анну в "Малеханьких трагедиях". В горестном произведении поэта Карелина очевидно находит близкие по чувству строчки. Она передает осеннее настроение "Мухи", с которой идентифицировал себя создатель. особенным чувством окрашена фраза: "Не дохни! Сопротивляйся, ползай!" И она вправду сопротивляется ударам времени, судьбы. Карелина - мужественная актриса, отчаянная. Охотно участвовала в рискованных опытах Игоря Ларина ("Пиковая дама", "Чайка"), сейчас согласилась поддержать юного Ерёмина. Самоотверженно играет бессловесную роль в ансамбле "двойника". И хотя органично сплести два очень различных поэтических текста режиссеру не удалось, за отзвук "прелестной старенькой культуры" спасибо.»
«На дощатом помосте в панцире сероватого костюмчика, дотошно воспроизводящего строение мушиного тельца, увеличенного в пару раз, стоит Галина Карелина. В ее больших очах застыло неподдельное отчаяние. Как 1-ая группа зрителей рассаживается по местам, коридор взрывается разбитной мелодией и люди-насекомые бросаются к вам, выкрикивая неразличимые в общем шуме слова, предлагая вашему вниманию картину с изображением Александринского театра, фарш из пластилиновых божьих коровок, который, отрадно похрюкивая, изготовляют на ваших очах, что-то еще — не успеваю увидеть: меня штурмует жучок с мясорубкой. Тем, кто по филистерской привычке протолкнулся в лифт первым, не позавидуешь. Злость со стороны небезобидных козявочек они переживают три раза, пока все 20 зрителей не займут в конце концов свои места. Галина Карелина, смотря вдаль неописуемо грустными очами, плывет вперед по узенькому помосту, не без усилий двигая перед собой костюм-панцирь. Низким грудным срывающимся голосом она повторяет пару раз: «Конец прелестной эры… конец прелестной эры…». Я отрадно цепляюсь за возникшую ассоциацию, предложенную уже потрясенным сознанием идея — кое-где под крышей академического театра бродит призрак взрослой актрисы, которая встречает собственный закат в эру нечутких, меркантильных людей-насекомых, варваров и садистов. Им наплевать на величавую историю величавого театра. Уходит в прошедшее вправду красивая эра. Человек на закате жизни вспоминает, перепроверяет, осуждает и оправдывает себя за всю свою жизнь. А фантомы из прошедшего (грехи?) либо грядущего (люди размельчали и поголовно обречены на кафкианское перевоплощение?) истязают его, не дают успокоиться, уйти с миром. Все, что происходит далее в течение часа, разбивает театроведческие логические конструкции и описанию поддается с трудом...» За эту роль в феврале 2008 года Галина Карелина была награждена призом зрительских симпатий общества "Театрал".
- 2009 - Бабушка (В. Леванов „Ксюша. История любви“, режиссёр Валерий Фокин)
- 2011 - Мария Ивановна, Прапрапрапрабабушка Тильтиля и Митиль (А. Могучий, К. Филиппов „Счастье“, режиссёр Андрей Могучий)
- Галина Карелина (Дама) и Полина Теплякова (Племянница) в спектакле Валерия Фокина "Мемуары грядущего", 2014 2014 - Дамa в спектакле Валерия Фокина "Мемуары грядущего" по драме Миши Лермонтова "Маскарад" и спектаклю Всеволода Мейерхольда 1917 года.
- Г. Карелина в сцене из спектакля «Последний срок». 2014 - Анна в спектакле режиссера Людмилы Манониной "Последний срок" по одноименной повести Валентина Распутина (театральная компания "Ковчег").
-
Cпектакль Людмилы Манониной «Последний срок» по Распутину следует традиции психического театра. Потому предназначение на роли распутинских старух Анны и Миронихи Галины Карелиной и Иры Соколовой - изначальный риск со стороны режиссера: одна из актрис всю жизнь работала для «юного зрителя», в театре острейшей игровой формы, другая - в Александринке (а можно ли представить создателя более чуждого имперским александринским просторам, чем Распутин?). Людмила Манонина и попробовала соединить различные типы театров, различные степени условности. С одной стороны, «человечное» и достоверное существование актеров, с другой — врезающиеся в психическую ткань видеопроекции; гиперреалистично воссозданная комната - но и видная символика. Скрестить различные начала пока не удалось. Спектакль разнороден по актерской игре, время от времени он кажется коллажем, состоящим из ролей различных фактур. «Центром тяжести» стала Галина Карелина в роли Мамы (Анны). Даже когда сначала она неподвижно лежит на кровати, закрыв глаза, взор зрителя невольно притягивается к ней — такая бытийная энергия исходит от Карелиной. По ее техничности, чувству формы, красочной пластике, декламационной манере видно, что это александринская актриса. Но это тот случай, когда в роли как бы проявляется актерское сверх-я, когда сценический образ — поверх наружного рисунка и сюжетных связей — осеняется творческой и людской эссенцией актрисы. Карелина стала лауреатом «Рождественского парада» в номинации «Лучшая роль в драматическом спектакле». Есть своя краса в том, что когда-то Галина Тимофеевна участвовала в фестивале как актриса — играя в спектаклях Игоря Ларина, позже не один раз была в составе жюри, становилась президентом фестиваля, а в сей раз вновь участвовала как актриса. (Кстати, мысль поставить с Карелиной «Последний срок» зародилась у Людмилы Манониной «в недрах» фестиваля.)
театр "Монплезир"
- 1996 - все дамские роли (А. П. Чехов „Чайка“, режиссёр Игорь Ларин)
«В 1990-е годы талант и мастерство актрисы были нужны современной авангардной режиссурой. Скандальная постмодернистская "Чайка" Игоря Ларина прозвучала типичным манифестом театрального авангарда 1990-х, принеся актрисе заслуженный фуррор на многих интернациональных театральных фестивалях (Гран-при Интернационального театрального фестиваля "Пьятра Нямц", Румыния, 1998). В этой необыкновенной экспериментальной постановке Галина Карелина сыграла обобщенный образ Дамы, вобравший в себя все дамские роли пьесы - от Нины Заречной до Аркадиной. В воспаленном сознании головного героя героиня Галины Карелиной представала то видением Мировой души, то юной любимой, то скорбящей о отпрыску, всепрощающей мамой, а то оборачивалась вдруг саркастической, лицедействующей комедианткой, ведущей бесконечный диалог с "деспотом"-режиссером.»
- 1998 - Графиня (А. С. Пушкин „Пиковая дама“, режиссёр Игорь Ларин)
«Метаморфозы, происходящие с героиней Галины Карелиной, фантастичны и неожиданны. Поначалу на сцену ворвется и застынет в горделивой позе графиня в атласной накидке и остроконечном высочайшем парике XVIII века. Сказать про графиню Галины Карелиной - "старуха" - язык не поворачивается. Сначала она аристократка, запальчивая и надменная, ей ничего не стоит отхлестать кнутиком круглолицего мальчишку в паричке... Ночкой же, как будто оборотень, графиня перевоплотится в хохочущую полусумасшедшую старуху с вылезшими седыми волосами, которая спрятав за спину куколку, коварно, как ребенок указывает ручки Лизе: дескать, нет ничего.» За роль Графини Галина Карелина была удостоена премии "за наилучшую женскую роль" на Международном фестивале "Рождественский Парад" (1999).
Роли в кино
- Карелина Галина Тимофеевна, "Бессмертная песня", 1957 1957 — Бессмертная песня — казачка
- 1957 — Всего дороже — Ира, основная роль
- 1958 — Песня жизни
- 1959 — Жеребёнок, малометражный - казачка
- 1960 — III Интернационал
- 1961 — У нас первоклассник, малометражный — мать
- 1962 — Порочный ангел — мама Веры Телегиной
- 1970 — Горьковатая судьбина
- 1974 — Мир Николая Симонова, документальный
- 1975 — Васса Железнова — Васса
- 1976 — Если я полюблю... — мама Шуры
- 1978 — Пока бьется сердечко, фильм-спектакль — Майя Андреевна, пациентка
- 1981 — Предел вероятного, фильм-спектакль — Людмила Сергеевна
- 2000 — Пиковая дама, фильм-спектакль
- 2002 — Улицы разбитых фонарей-4, Везет же людям!, 14-я серия — мама Короткова
- 2003 — Кретин — Княгиня Белоконская
- 2004 — Улицы разбитых фонарей-6 — Екатерина Александровна, наркодилер, Самый близкий друг человека, 19-я серия
- 2006 — Скрытая служба Его Величества, Пистолет Морозова, 5-я серия — Мария Морозова, мама Саввы Морозова
- 2007 — Бандитский Петербург- 10 (Расплата), 3-я серия, 6-я серия, 12-я серия — Марья Михайловна, мама Нефёдова
- 2011 — Возмездие, эпизод
- 2013 — Василий Васильевич Меркурьев, документальный
Признание
- 1973 Орден «Знак Почёта» (1973)
- 1974 Заслуженная артистка РСФСР (23.01.1974)
- 1980 Народная артистка РСФСР (23.07.1980)
- 1998 Гран-при Интернационального театрального фестиваля "Пьятра Нямц", Румыния
- 1999 Премия "За наилучшую женскую роль" на Международном фестивале "Рождественский Парад"
- 2003 Золотая медаль "Г. Р. Державин" Академии российской словесности и роскошных искусств им. Г. Р. Державина
- 2005 Золотая юбилейная медаль "С. А. Есенин" Академии российской словесности и роскошных искусств им. Г. Р. Державина
- 2006 Орден Дружбы (Указ Президента Русской Федерации № 392 от 17 апреля 2006 г.)
- 2008 Приз зрительских симпатий общества "Театрал"
- 2013 Приз имени Льва Иосифовича Гительмана "За благородство и верность театру" от оргкомитета и жюри ХХ-го театрального фестиваля "Рождественский парад"
- 2014 Лауреат 21-го каждогоднего фестиваля "Рождественский парад" в номинации "Наилучшая роль в драматическом спектакле" за роль Мамы в спектакле режиссера Людмилы Манониной "Последний срок" по одноименной повести Валентина Распутина (театральная компания "Ковчег"). В составе жюри aктер Огромного драматического театра им. Г. А. Товстоногова, заслуженный артист Рф Миша Морозов (председатель), театральные критики Евгений Авраменко, Анна Константинова, Алексей Пасуев, режиссер Александр Савчук.
- 2015 Медаль «За награды в культуре и искусстве» (Заслуга Интернационального Общества писательских союзов)
Педагогическая деятельность
- 2005 - мастер-класс, Факультет театрального искусства, Балтийский институт зарубежных языков и межкультурного сотрудничества, спектакли "За чем пойдешь, то и отыщешь" А. Н. Островского и "Дом Бернарды Альбы" Ф. Г. Лорки
- "Школа Российской Драмы" имени И. О. Горбачёва (Факультет театрального искусства, Санкт-Петербургский муниципальный институт сервиса и экономики)
«Обучаться у Галины Карелиной
Всякий раз, когда Народная артистка Рф Галина Карелина приглашает меня на зачетные спектакли собственных учеников, я откладываю все свои дела, та как знаю-меня ожидает от всей души подлинное искусство, какое сейчас я вижу изредка на других сценах. Одна из хранительниц наилучших традиций российской театральной школы, ведущая актриса Александринского театра Галина Карелина, о которой когда-то величавый актер К.Симонов произнес: "Любая ее роль открытие новейшей грани актрисы, каждый ее спектакль, где мы с ней играем, - новый взлет энергии и подлинной жизни!", уже издавна занимается педагогической деятельностью. Она находит в педагогике путь к утверждению и сохранению реалистической традиции жизни на сцене. Она с огромным мастерством передает юным людям, обучающимся в театральных университетах, истоки появления жизни людского духа в предлагаемых обстоятельствах. Она учит их искусству актерского перевоплощения, ибо на данный момент, к огорчению, подлинное перевоплощение на сцене, и, в особенности в кино, стало редкостью. ... Итак в Театральном институте " Школа Российской Драмы" имени И.О.Горбачева не так давно прошел спектакль "Пути небесные" по роману И. С. Шмелева (инсценировка Г. Карелиной и Л. Филиппова). Практически два часа будущие актеры утверждали на сцене те нескончаемые людские ценности и нравственное начало человека, которые так сейчас нужно нашему обществу.»
Мемуары
- Карелина Г. Т. // Василий Васильевич Меркурьев: мемуары, статьи, Всерос. театральное об-во, 1986.
- Карелина Г. Т. // Малютин Я. О. Звезды и созвездия / Ред.-сост. Т. Б. Забозлаева. СПб.: Издательство писателей "Дума", 1996
- Карелина Г. Т. Величавые александринцы: взор изнутри.Сборник трудов Третьей конференции АРСИИ им. Г.Р. Державина, под общей редакцией проф. Д.Н. Киршина, 2006
- Карелина Г. Т. Памяти Тамары Алешиной
«Все, что остается от актера, — это память. От художника — картины, от писателя либо драматурга — сочинения, а от актера — только память, одна из самых ценных вещей. Поколение, которое на данный момент уходит от нас (а оно уходит, и с этим ничего не поделаешь — такая жизнь), — это вправду были величавые актеры. А нам, моему поколению, судьба подарила счастье работать, служить в Александринском театре рядом с ними. Николай Симонов, Юрий Толубеев, Николай Черкасов, Константин Скоробогатов, Александр Борисов… я могу еще продолжать. На данный момент понимаешь, что это вправду были гении. И рядом с ними были дамы — приятные, необычные. Различные, но все красивые, не похожие друг на друга (разумеется, Л. С. Вивьен так подбирал труппу). Любая женщина-актриса занимала свое место, свою нишу — так в храме любая икона висит на собственном месте. Это были Мадонны. «Чистейшей красоты чистейший эталон… » И о каждой из их можно слагать поэмы, стихи. Тамара Ивановна Алешина была в плеяде этих дам.»
- Воспоминание о Николае Константиновиче Симонове в восьмой передаче из цикла "Театральная гостиная" Рудольфа Фурманова (https://www.youtube.com/watch?v=JaZNKEKWFks 33:13-36:01)
Достойные внимания факты
- 1956 - окончание Ленинградского театрального института им. А.Н.Островского (преподаватели: Б. Петровых, А. Авербух, М. Чежегов).
- 2008 - член жюри Конкурса любительских театров Санкт-Петербурга «Театральный Бой»
- 2010 - В год 105-летия со денька рождения Иры Всеволодны Мейерхольд в экспозиции российской драмы при Александринском театре появился ценный экспонат. Это украшение - янтарная брошь - принадлежала известному театральному преподавателю и супруге актера Василия Меркурьева. Драгоценную в прямом и переносном смысле вещь преподнесла в дар народная артистка Галина Карелина, которая игралась на одной сцене с Василием Меркурьевым и в спектаклях Иры Всеволодовны. Вкупе с янтарной брошью Карелина передала в музей и визитную карточку народного артиста СССР. На оборотной стороне рукою Иры Всеволодовны выведены слова: «Любимой актрисе, прекрасному человеку в память о лебединой песне моей».
- 2011 - 2013 - член жюри Интернационального певческого конкурса-фестиваля студентов творческих вузов «Поющая маска» имени Андрея Петрова (СПбГАТИ)
- 2012 - член жюри Фестиваля новых театров, театров-студий и студийных работ «Рождественский парад-2012»
Рецензии, биографическая литература
- „Петербургский дом“ №12, 2006, журнальчик ООО Издательство "Диалог"
- Дженни Николаевна Катышева // Мистика таланта: (очерки о величавых артистах театра, кино, балета, телевидения ХХ века), СПб.: Нестор, 2005, С. 37-44.
- 2001 Спектакль „Деревья погибают стоя“
- 2007 Спектакль „Муха“