Содержание
- 1 Биография
- 1.1 Детство
- 1.2 Молодость
- 1.3 Акимов
- 1.4 После Акимова
- 1.5 Работа на радио
- 1.6 Работа в кино
- 2 Творчество
- 2.1 Роли в театре
- 2.1.1 Роли в спектаклях Н. Акимова
- 2.1.2 Роли в других театрах
- 2.2 Фильмография
- 2.1 Роли в театре
- 3 Заслуги и признание
- 4 Примечания
- 5 Ссылки
Биография
Детство
Вера Карпова родилась 6 февраля 1933 года в Ленинграде в именитом Ахматовском доме — это на данный момент, а тогда Фонтанный дворец графов Шереметевых именовался просто «Фонтанный» и жили в нём люди, хоть и не очень обыкновенные (к примеру, Анна Ахматова — к ней ребятня и молодая Вера в том числе прибегала «за стишками к празднику»), но не важнейшие.
Вера Карпова обучалась в женской школе № 216 на Фонтанке. В Дворец пионеров, располагавшийся напротив, прогуливалась на кружки: ботанический, кружок фото, жд, кружок фигурного катания, стрелковый кружок (где достигнула фурроров в виде III разряда), и, естественно, что стало важнейшим, драматический! Серёжа Юрский, Миша Козаков, Таня Доронина и Вера Карпова — выпускники 1-го и такого же драмкружка в Дворце пионеров на Фонтанке.
Молодость
В 1951 году, после окончания школы, Карпова поступила в Ленинградский юридический институт им. М. И. Калинина, но, проучившись один курс, покинула его, решив стать актрисой. В Ленинградский театральный институт не поступила, потому отправилась покорять Москву: там из четырёх ВУЗов, в которые подавала документы, была принята сходу в три. Вера Александровна избрала Училище имени Бориса Щукина (курс В. К. Львовой и В. И. Москвина). В 1956 году Карпова и её «звездный курс»: Нина Дорошина, Инна Ульянова, Александр Ширвиндт, Лев Борисов и другие — окончили Университет.
Акимов
На показе 1-го из дипломных спектаклей оказался Николай Акимов. Он пригласил юных однокурсниц Веру Карпову и Инну Ульянову к для себя в Ленинградский театр комедии. 1-ая же роль Карповой — Бетти в известнейшем спектакле Г. М. Козинцева «Опасный поворот» принёс ей фуррор. В звёздной труппе театра начала всходить еще одна звездочка. Ролями режиссёр Акимов молодую актрису не обходил: Маруся в «Повести о юных супругах», Аннунциата в «Тени» Е. Шварца; Она в «Рассказе одной девушки» А. Тверского, Оливия в «Двенадцатой ночи» У. Шекспира, Лида в «Свадьбе Кречинского» А. Сухово-Кобылина — наилучшие и главные роли в пьесах традиционного и современного репертуара.
Акимов был непредсказуем. Два раза два у него никогда не преобразовывалось в четыре — то 5, то семь. Недостающие единицы, которые появлялись непонятно откуда, это и был Акимов. Акимовские артисты — просто играть бытовую историю мы не могли, нам непременно нужна была некорректная математика.
— О работе с Н. П. (так приватно окрестили Акимова) Вера Александровна
После Акимова
Вера Карпова в спектакле «Мужчины в её жизни», 2005 г.После погибели Акимова в театре Комедии почти все поменялось. Осталось постоянным желание и трудоспособность Карповой работать. Ей нашлись наинтереснейшие роли в спектаклях Вадима Голикова, Петра Фоменко, Романа Виктюка и Юрия Аксёнова. В 1963 г. со Львом Лемке Вера Карпова соорудили маленькой спектакль по «Денискиным рассказам» Виктора Драгунского — «Рассказы взрослым о детях». И в том же году оба стали лауреатами Всероссийского конкурса артистов эстрады.
И на данный момент Вера Карпова выходит на сцену: сегодняшний художественный управляющий Театра Татьяна Казакова дает актрисе шанс показать собственный талант и незаурядную актёрскую особенность. Два спектакля (до 2005 г. — три. Спектакль «Мужчины в её жизни» сняли с репертуара относительно не так давно.): «Ретро» А. Галина и «Не всё коту масленица» А. Островского — часто собирают полные залы.
Работа на радио
В течение многих лет, с самого возвращения в Ленинград, Вера Карпова работает на Ленинградском радио (сейчас — оно носит заглавие «Радио Наша родина — Петербург»). В 90-е Вера Александровна вела передачу «Бибишка — славный дружок».
Работа в кино
Работа в кино складывалась по-разному. Сначала карьеры Веру Карпову часто звали на съёмки, но из-за невозможности отменить спектакли и репетиции в театре, приходилось много отрешаться. Все же появились запоминающиеся работы в «Неподдающихся» Ю. Чулюкина, «Шофёре поневоле» Н. Кошеверовой и «Осечке» В. Макарова.
Творчество
Роли в театре
Роли в спектаклях Н. Акимова- 1956 — «Опасный поворот» Дж. Пристли — Бэтти
- 1957 — «Повесть о юных супругах» Е. Л. Шварца — Маруся
- 1957 — «Кресло № 16» Д. Б. Угрюмова — Дуся
- 1958 — «Мы тоже не ангелы» К. Фехер — Дюри
- 1958 — «Ревизор» Н. Гоголь — Марья Антоновна
- 1959 — «Рассказ одной девушки» А. Тверской — Она
- 1960 — «Тень» Е. Шварца — Аннунциата
- 1961 — «Молодое дарование» П. Барийе и Ж.-П. Греди — Доминика
- 1962 — «Физики» Ф. Дюрренматт — Моника
- 1962 — «Лев Гурыч Синичкин» Д. Ленский, А. Бонди — Лиза
- 1963 — «После двенадцати» Б. Рацер и В. Константинов — Таня
- 1964 — «Двенадцатая ночь» У. Шекспир — Оливия
- 1966 — «Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылин — Лида
- 1964 — «Звонок в пустую квартиру» Д. Б. Угрюмова — Ксана
- 1967 — «Ничего не случилось» М. Гиндин и Г. Рябкин — Варя
- 1969 — «Дождь — не плохая погода» М. Шатерникова — Нина Ивановна
- 1970 — «Село Степанчиково и его обитатели» Ф. Достоевский — Татьяна Ивановна
- 1972 — «Тележка с яблоками» Б. Шоу — Царица
- 1973 — «Троянской войны не будет» Ж. Жироду — Кассандра
- 1973 — «Пёстрые рассказы» А. Чехов — Ниночка
- 1976 — «Характеры» В. Шукшин — Поля Тепляшина
- 1979 — «Добро, хорошо, хорошо» В. Белов — Акимовна
- 1980 — «Тёркин-Тёркин» А. Твардовский — Погибель
- 1983 — «Льстец» К. Гольдони — Донна Аскария
- 1983 — «Мельница счастья» В. Мережко — Бабка Щепка
- 1984 — «Синее небо, а в нём облака» В. Арро — Ася
- 1984 — «Родненькие мои» А. Смирнов — Свекровь
- 1985 — «День победы посреди войны» И. Гаручава, П. Хотяновский — Поэт
- 1985 — «Расследование» С. Лобозёров — Бабка Феня
- 1986 — «Всё о Еве» М. Орр, Р. Дэнхем — Карэн
- 1989 — «Биография» М. Фриш — Госпожа Хубалек
- 1993 — «Тартарен из Тараскона» А. Доде — Эмма
- 1996 — «Мужчины в её жизни» С. Берман — Минни
- 1999 — «Не всё коту масленица» А. Островский — Феона
- 2001 — «Дороги любви» С. Йоте — Нанна
- 2004 — «Ретро» А. Галин — Нина Ивановна
- 2001 — «На кабельных работах осенью 69 года» / «Москва — Петухи», по одноимённой поэме В.Ерофеева (реж. Жора (Юрий) Васильев, 2-я редакция) — «Белоснежный театр» / «Приют Комедианта»
Фильмография
- 1954 — Аттестат зрелости — Ёлочка
- 1955 — Отпрыск — школьница
- 1956 — Человек родился — медсестра
- 1957 — Улица полна неожиданностей — Лиза
- 1958 — Шофёр поневоле — Зоя
- 1959 — Неподдающиеся
- 1961 — Пёстрые рассказы — Ниночка
- 1964 — Вешние хлопоты — секретарша
- 1976 — 20 дней без войны — мачеха главной героини
- 1993 — Осечка — супруга А. А. Когана, члена ЦК Бунд
- 1994 — Последнее дело Варёного — Евгения Ивановна
- 1999 — Улицы разбитых фонарей. Новые приключения Ментов: Добросовестное пионерское — Барышева Дарья Семёновна
- 2000 — Луной был полон сад — школьная учительница
- 2003 — Бедный, бедный Павел — баронесса Ливен
- 2003 — Ушла — древняя актриса
- 2006 — Улицы разбитых фонарей. Новые приключения Ментов: Источник инфы — Репина
- 2006 — Улицы разбитых фонарей. Новые приключения Ментов: 2-ая степень секретности — Репина
- 2006 — Опера. Хроники убойного отдела: «Воспитатель» — француженка из туристической группы
- 2006 — Мечта («Двое с лицами молодых преступников») — древняя актриса
- 2007 — Грех и наказание — старуха-процентщица
Заслуги и признание
- Заслуженная артистка РСФСР (1967)
- Народная артистка РСФСР (1986)
- Орден Почёта (2004)
- Орден Дружбы (2009)
- Лауреат Всероссийского конкурса артистов эстрады (за спектакль «Рассказы взрослым о детях», реж.: Л. Лемке) в 1963 году
- Премия кинофестиваля «Созвездие» в номинации «Лучшая эпизодическая роль» (за роль в кинофильме В. Мельникова «Луной был полон сад») в 2000 г.
- Высшая театральная премия Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучшая женская роль» (за работу в спектакле «Ретро», реж.: В. Туманов)