Вторник, 09 июня 2015 18:52

Орлова Любовь Петровна

Автор 
Совет: А чтобы не потерять эту страницу, просто нажмите на кнопочку ниже, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соц.сети
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация об актрисе

Имя актрисы на русском (кириллицей): Любовь Орлова
Имя при рождении:

Любовь Петровна Орлова

Когда родилась (Дата рождения):

29 января 11 февраля 1902 1902-02-11

Где родилась (Место рождения):

Звенигород, Московская губерния, Российская империя

Когда умерла (Дата смерти):

26 января 1975 1975-01-26 72 года

Где умерла (Место смерти):

Москва, СССР

Какое имеет гражданство:

Российская империя → СССР

Кто по профессии:

актриса, пианистка, певица, танцовщица

Направление работы:

социалистический реализм, романс

Какие имеет награды:

Биография актрисы Орлова, Любовь Петровна

Любо́вь Петро́вна Орло́ва (29 января 1902 — 26 января 1975) — русская актриса театра и кино, пианистка, певица, танцовщица. Лауреат 2-ух Сталинских премий первой степени (1941, 1950). Народная артистка СССР (1950).

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Творчество
    • 2.1 Роли в кино
    • 2.2 Роли в театре
  • 3 Заслуги и премии
  • 4 Личная жизнь
  • 5 Память
  • 6 Киноленты и передачи об Орловой
  • 7 Литература
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки

Биография

Любовь Орлова родилась 29 января (11 февраля) 1902 года в подмосковном Звенигороде (сейчас Столичная область) в дворянской семье. Её отец Пётр Фёдорович Орлов, потомственный дворянин, служил в военном ведомстве и имел высочайшие королевские заслуги. Мама Евгения Николаевна Сухотина (отец Сухотин, Николай Николаевич, начальник Николаевской Академии Генерального штаба, член Муниципального совета, генерал от кавалерии), происходила из древнего дворянского рода, состоящего в родстве с семейством графа Л. Н. Толстого. В доме Орловых хранилась книжка «Кавказский пленный», подписанная лично писателем и подаренная малеханькой Любови Орловой.

Предки желали, чтоб дочь научилась актёрскому мастерству, потому что Любовь была профессиональной девченкой с самого рождения. В домашнем спектакле Любови Орловой досталась роль репки. В гостях у семьи Орловых нередко бывал Фёдорвей Шаляпин, когда он увидел домашний спектакль с ролью Орловой, он подошёл к Любови и произнес, что её ждет превосходная актёрская слава в дальнейшем и порекомендовал родителям актрисы записать свою дочь в театральную студию. Тем временем, предки желали, чтоб дочь стала проф пианисткой, и, когда ей исполнилось семь лет, дали её в музыкальную школу.

Любочка Орлова. Уроки фортепиано

В 1919—1922 годах Любовь Орлова обучалась в Столичной консерватории по классу фортепиано. Из-за сложного вещественного положения учёба в консерватории не была окончена. С 1922 года по 1925 год обучается на танцевальном отделении Столичного театрального техникума имени А. В. Луначарского (сейчас ГИТИС), параллельно берёт уроки актёрского мастерства у преподавателя Е. С. Телешовой, режиссёра Художественного театра. С 1920 года по 1926 год работает педагогом музыки и тапёром (музыкальное сопровождение немых кинофильмов) в кинозалах Москвы: «Унион» (позже — кинозал Повторного кинофильма), «Арс», «Великий Немой», «Орфеум» и выступает концертными номерами перед киносеансами в кинозале «Арс».

С 1926 года по 1933 год — хористка, потом актриса Музыкального театра (сначало — Музыкальной студии при МХАТе) под управлением В. И. Немировича-Данченко.

После окончания Столичного театрального техникума в 1926 году, была принята хористкой в Музыкальную студию при МХАТе имени В. И. Немировича-Данченко (сейчас Столичный академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко).

и Григорий Александров

Будучи артисткой хора и кордебалета, Орлова была занята в главном в эпизодических ролях. Но даже в этих ролях музыкальный и драматический талант её многим кидался в глаза. В 1932 году роль Периколы в одноимённой оперетте Жака Оффенбаха вывела Орлову из состава хора и сделала солисткой.

В 1933 году свершилась решающая встреча Любови Орловой с юным начинающим режиссёром Григорием Васильевичем Александровым, которая сыграла решающую роль в её предстоящей судьбе. Она стала его супругой, он снял её в собственных фильмах.

В один из вешних дней 1933 года живописец Пётр Вильямс порекомендовал Александрову сходить в музыкальный театр при МХАТе, где в спектакле «Перикола» блестела 31-летняя Любовь Орлова. Режиссёр последовал этому совету, пришёл на спектакль и сразу был пленён не только лишь талантом актрисы, да и её наружностью. В тот же денек они познакомились. Колебаний в том, кто будет играть роль Анюты в его новеньком кинофильме, у Александрова после чего не осталось.

Становление и быстрый подъём русского синематографа в 1930-х годах немыслим без роли Л. П. Орловой. Почти во всем благодаря высочайшему артистичному мастерству, очень выигрышной наружности Орловой, синематограф стал популярнейшим видом искусства в СССР, уже в 1930-е годы серьёзно потеснившим театр по количеству зрителей и кассовым сборам. Типаж Орловой — человек нового времени, энергичный, жизнеутверждающий, очаровательный, забавно и напористо шагающий в светлое истинное и будущее.

Любовь Орлова
в кинофильме «Веселые ребята», 1934 год

В то же время, как отмечал узнаваемый театровед и критик Виталий Вульф, «…Александров слепил её конкретно по эталону Марлен Дитрих. Скажем, в „Радостных ребятах“ у неё был именитый цилиндр — и исключительно в конце 1960-х годов стало ясно, что это тот цилиндр, в каком выступала Марлен Дитрих в „Голубом ангеле“. В „Цирке“ Орлова снимает собственный чёрный парик и остается блондиночкой — у неё половина головы чёрная, а половина платиновая, — это тоже кадр из кинофильма Марлен. Но русский зритель не знал, кто такая Марлен Дитрих. Очень узенький круг людей, в том числе людей искусства, лицезрели западные киноленты, когда их для избранных демонстрировали в Управлении кинематографии в Гнездниковском переулке. Страна этого не знала. Страна обожала Орлову (…) Никому из западных звезд она не завидовала. Неприязнь у неё вызывала только Марлен Дитрих. У Дитрих была какая-то труднодоступная Орловой форма дамского мироощущения, дерзкое свободомыслие.

Она — германка, эмигрировавшая в Америку, жившая в Париже, — открыто презирала Гитлера и Геринга и во всеуслышание об этом гласила. А Орлова на для себя испытала, что такое быть супругой неприятеля народа, но молчала. Марлен Дитрих — ослепительная, раскрепощенная, меняющая возлюбленных, владевшая европейскими языками (а Орлова только немножко гласила по-французски), — раздражала Орлову. Они встречались в Америке и фотографировались вкупе, но Орлова не обожала гласить о Дитрих.»

Актриса мастерски пела (лирико-колоратурное сопрано), игралась на фортепиано, плясала, исполняла акробатические трюки. Роли Орловой в фильмах «Радостные ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Весна» до сего времени пользуются общенародной любовью.

на фронте, 1944 год

Орлова кропотливо хлопотала о собственной наружности, следила за модой, использовала все доступные мед средства продления юности кожи и тела. Орлова в протяжении многих лет была примадонной русского киноэкрана, отличаясь неповторимой аристократической наружностью и ухоженностью.

В 1934—1945 годах — работала актрисой на студии «Мосфильм». В 1945—1949 годах — актриса Гос студии киноактера, параллельно певица «Гастрольбюро». Во время Величавой Российскей войны Орлова выступала с концертами перед русскими бойцами фактически на всех фронтах: под Минском и Киевом, Соколом и Белгородом, Харьковом и Курском.

В 1949—1955 годах — актриса Театра-студии киноактера (сейчас Муниципальный театр киноактёра).

С 1955 года — актриса Академического театра имени Моссовета. Член Союза кинематографистов СССР.

Любовь Петровна Орлова скончалась 26 января 1975 года от рака поджелудочной железы. Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 3).

В 2014 году юрист Александр Добровинский купил дачу во Внуково, ранее принадлежавшую Любови Орловой и Григорию Александрову, также личный архив актрисы и режиссёра.

Творчество

Роли в кино

Любовь Орлова
в кинофильме «Цирк»
  • 1933 — Любовь Алёны — миссис Эллен Гетвуд, супруга южноамериканского инженера
  • 1934 — Петербургская ночь — Грушенька
  • 1934 — Весёлые ребята — Анюта
  • 1936 — Цирк — Марион Диксон
  • 1937 — Наш цирк (малометражный) — Марион Диксон
  • 1938 — Волга-Волга — письмоносица Дуня Петрова («Стрелка»)
  • 1939 — Ошибка инженера Кочина — Ксюша Лебедева, сотрудница авиационного института
  • 1940 — Светлый путь — Таня Морозова «Золушка»
  • 1941 — Боевой киносборник № 4 — письмоносица Дуня Петрова («Стрелка»), ведущая сборника
  • 1941 — Дело Артамоновых — танцовщица Паула Менотти
  • 1943 — Одна семья (не вышел на экраны, в 1990-х гг. демонстрировался по телевидению) — Катя
  • 1943 — Каспийцы (документальный)
  • 1947 — Весна — актриса Вера Шатрова / учёный Ира Никитина
  • 1949 — Встреча на Эльбе — Джанет Шервуд, журналистка
  • 1950 — Мусоргский — Юлия Фёдоровна Платонова, певица, прима Мариинки
  • 1952 — Композитор Глинка — Людмила Ивановна, сестра композитора
  • 1960 — Российский сувенир — Варвара Комарова (мисс Барбара)
  • 1974 — Скворец и Лира — Людмила Грекова («Лира»)

Роли в театре

  • «Перикола» — Перикола
  • «Дочь мадам Анго» — Герсилья
  • «Корневильские колокола» — Серполетта
  • 1927 — «Соломенная шляпка» Эжена Лабиша и Марк-Мишеля. Режиссёр: Леонид Баратов — Жоржета (Музыкальный театр им. Немировича-Данченко)
  • «Российский вопрос» — Джесси
  • «Сомов и другие» — Лидия
  • «Нора» — Нора
  • 1955 — «Лиззи Мак-Кей», по пьесе Ж.-П.Сартра «Добродетельная шлюха». Режиссёр: Ира Анисимова-Вульф — Лиззи
  • 1963 — «Милый лгун» — Патрик Кэмпбэлл
  • 1972 — «Странноватая миссис Сэвидж» Дж. Патрика. Режиссёр: Леонид Варпаховский — Этель Сэвидж (ввод)

Заслуги и премии

Григорий Александров на Красноватой площади,
7 ноября 1935 года
  • Заслуженная артистка РСФСР (1935)
  • Народная артистка РСФСР (1947)
  • Народная артистка СССР (1950)
  • Сталинская премия первой степени (1941) — за выполнение роли Марион Диксон в кинофильме «Цирк» (1936) и роли Стрелки в кинофильме «Волга — Волга» (1938)
  • Сталинская премия первой степени (1950) — за выполнение роли американской журналистки Джаннетт Шервуд в кинофильме «Встреча на Эльбе» (1949)
  • Орден Ленина (1939)
  • Два ордена Трудового Красноватого Знамени (1938, ?)
  • Юбилейный значок «ХХ лет русской кинематографии» (1940)
  • Медаль «За оборону Кавказа» (1944)
  • Медаль «За доблестный труд в Величавой Российскей войне 1941—1945 гг.» (1945)
  • Медаль «В память 800-летия Москвы» (1947)
  • Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со денька рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)
  • VIII Интернациональный кинофестиваль в Венеции (1947, особый приз фестиваля за наилучшую женскую роль (в кинофильме «Весна») (поделила с Ингрид Бергман).
  • IV Интернациональный кинофестиваль в Марианске-Лазне (1949, премия Мира за кинофильм «Встреча на Эльбе»)
  • Почётная грамота Русского комитета защиты мира (1960).

Личная жизнь

С 1926 года по 1930 год — брак с Андреем Гаспаровичем Берзиным (1893—1951), заместителем начальника административно-финансового управления Наркомата земледелия. В 1930 году Берзин был арестован по делу Трудовой фермерской партии и в 1931 году был сослан в Казахстан, где он работал экономистом-плановиком в «Союзпромкорме».

С 1932 года по 1933 год — штатский брак с Францем, австрийским импресарио.

С 1933 года по 1975 год — брак с кинорежиссёром Григорием Васильевичем Александровым (1903—1983).

Малышей не было.

Память

  • В Звенигороде, на родине артистки открыт Культурный центр имени Любови Орловой.
  • На доме, где в 1966—1975 годы жила Любовь Орлова (Большая Бронная улица, дом 29), установлена мемориальная доска.
  • В 2001 году в честь Л. Орловой была выпущена почтовая марка Рф.
  • В 1976 году на верфи в Югославии было спущено на воду круизное судно, нареченное «Любовь Орлова».
  • В 1989 году композитор и певец Игорь Николаев написал и исполнил песню «Бенгальские огни» (другое заглавие — «Любовь Орлова»). Эту песню он предназначил памяти Любови Орловой. Создатели слов — Игорь Николаев и Игорь Кохановский.
Могила актрисы Любови Орловой.JPG
Памятная монета Банка Рф, посвящённая 100-летию со денька рождения Л. П. Орловой. 2 рубля, серебро, 2002 год Почтовая марка Рф,
2001 год
Мемориальная доска на
ул. Большая Бронная, дом 29
Монумент
на Новодевичьем кладбище

Киноленты и передачи об Орловой

  • 1963 — Мелодии Дунаевского
  • 1969 — Любовь Орлова. Передача о творчестве
  • 1983 — Любовь Орлова
  • 1996 — В поисках утраченного. Любовь Орлова
  • 2002 — Воплощённое счастье. Любовь Орлова
  • 2005 — Три любви Любови Орловой
  • 2006 — Как уходили кумиры. Любовь Орлова
  • 2006 — Утёсов. Песня длиною в жизнь (сериал), Украина. В роли Любови Орловой — Людмила Смородина
  • 2007 — Притча о Золушке либо Фемина Совьетика
  • 2007 — Три персонажа в поисках роли
  • 2015 — Орлова и Александров (сериал). В роли Любови Орловой — Олеся Судзиловская

Литература

  • Иван Фролов. «Любовь Орлова». — М.: Панорама, 1997. — 272 с. — ISBN 5-85220-535-4.
  • Дмитрий Щеглов. «Любовь и маска». — М.: Олимп, Русич, 1998. — ISBN 5-7390-0512-4.
  • Юрий Сааков. «Любовь Орлова». — М.: Метод, 2002. — 56 с. — ISBN 5-9265-0053-2.
  • Александр Xoрт. «Любовь Орлова». — М.: Юная гвардия, 2007. — 400 с. — ISBN 978-5-235-03020-6.
  • Юрий Сааков. «Неизвестная Орлова». — М.: Майор, 2011. — 288 с. — ISBN 978-5-699-53554-5.
  • Николай Надеждин. «Григорий Александров и Любовь Орлова:«Любовь на двоих». — М.: Метод; Эксмо, 2010. — ISBN 978-5-98551-101-7.
  • Нонна Голикова. «Любовь Орлова». — М.: Юная гвардия, 2014. — 240 с. — ISBN 978-5-235-03745-8.
  • Марк Кушниров. «Любовь Орловой и Александрова. Жизнь как кино». — М.: Эксмо, 2015. — 384 с. — ISBN 978-5-699-79331-0.

Прочитано 1169 раз