Содержание
- 1 Биография
- 1.1 Творчество
- 1.2 Подпольная деятельность
- 2 Память
- 3 Примечания
- 4 Литература
- 5 Ссылки
Биография
Александра Перегонец родилась 15 ноября 1895 года в Кузнецке (сейчас Новокузнецк).
Она была пятой дочерью исправника по горному делу Фёдорвея Егоровича и его супруги Марии Матвеевны. По данным на 1858 год: казначей в Перемышле Перегонец Егор Игнатьевич, коллежский асессор с 1846 г. (имел символ отличия за XXV л. безгрешной службы в 1851 г.)- может быть дед. В 1897 году семья переехала в Калугу.
В 1914 году Александра окончила Калужскую женскую гимназию, сейчас школа № 5 Калуги, со званием домашней учительницы. Выступала в самодеятельных спектаклях, занималась в театральной студии клуба офицеров.
Творчество
Осенью 1914 года Александра поступила в петербургскую «Школу сценического искусства», организованную в 1908 году Андреем Петровским. На театральной сцене она с фуррором исполняла роли Анны из «Вишнёвого сада», Норы и др.
С 1916 года работала в актёрском приятельстве Петрозаводска, потом в Петроградском театре миниатюр в амплуа травести и инженю. Вышла замуж за артиста Ивана Александровича Вольского, с которым рассталась в 1928 году.
С 1917 года Александра Перегонец работает в различных театрах — в Новороссийске, Киеве, Харькове, Екатеринодаре, Ростове на дону, Тифлисе; в то время актёров набирали, обычно, на один сезон. С 1922 года — в Столичном театре «Летучая мышь»
В 1924 году по советы драматурга Иосифа Прутка снялась в кинофильме Якова Протазанова «Аэлита», где исполнила роль служанки Аэлиты Ихошки. Согласно сценарию, героиня А. Перегонец гибнет от рук «марсианских фашистов»…
В 1920-е годы актриса работала в театрах Казани, Петрозаводска, Ленинграда (БДТ), Новосибирска, Иркутска. С 1931 года и до конца дней — актриса Крымского российского театра им. М. Горьковатого в Симферополе.
Сделала запоминающиеся образы Норы («Нора»), Луизы («Коварство и любовь»), Дианы («Собака на сене»), Насти («На деньке») и др. Заслуженная артистка Крымской АССР, по другим данным — Заслуженная артистка РСФСР.
Подпольная деятельность
В 1941 году симферопольский театр не сумел эвакуироваться — путь на Севастополь был отрезан. Труппа возвратилась в Симферополь, который был оккупирован 1 ноября 1941 года.
Во время оккупации 2-ой супруг актрисы, Заслуженный артист РСФСР Анатолий Иванович Добкевич отказался стать городским головой Симферополя и был казнён оккупантами.
В мае 1942 года театр возобновил работу под новым заглавием «Симферопольский российский театр драмы и комедии». А. Ф. Перегонец получила разрешение сделать при театре молодёжную студию, куда завлекла около 50 человек, спасая их тем от угона в Германию.
В 1943—1944 гг. А. Ф. Перегонец интенсивно участвовала в подпольной деятельности разведывательно-диверсионной группы «Соколы» (по другим данным, «Сокол», по подпольной кличке управляющего группы). Группу возглавлял майор НКГБ Гиссак Арабаджи.
В подпольную группу входили около 60 человек, в том числе 10 служащих театра: актёры Зоя Павловна Яковлева и Заслуженный артист РСФСР Дмитрий Константинович Добромыслов, костюмеры Илья Николаевич Озеров и Елизавета Кучеренко, машинист сцены Павел Ипполитович Чечёткин, уборщица Прасковья Тарасовна Ефимова, ученик художника Олег Савватеев.
Устроителями группы были главный живописец театра Николай Андреевич Барышев и актриса Александра Фёдоровна Перегонец.
Это был один из числа тех редчайших случаев, когда принципиальные задания были поручены не проф лазутчикам, а актёрам. А именно, планировалось проведение террористической операции — покушение на Гитлера осенью 1943 года, прибывающего в Крым на открытие моста через Керченский пролив. Но «крымский мост» был разрушен, Гитлер не приехал, операция отменена.
Подпольщики переориентировались на разведывательную работу, готовились к диверсионным актам. А именно, они подорвали здание областного архива, откуда при отступлении не успели вывезти скрытые документы. В целом группа «Соколы» организовала 45 больших диверсий, передала сотки разведывательных донесений.
В конце 1943 года Н. А. Барышев составил план Симферополя и нанёс на него разведывательные данные о военных объектах противника. Карта была передана партизанам и применена при освобождении городка 51-й армией в 1944 году. Подпольщики поддерживали связь с крымскими партизанами, с подпольным обкомом. В театре был сотворен тайник, куда упрятали богатую коллекцию из 5000 театральных костюмов, которую немцы планировали вывезти. В марте 1944 года гестапо напало на след группы. 18 марта, сходу после спектакля, подпольщиков арестовали. Удалось спастись только Е. Я. Кучеренко, которая при отступлении германцев выручила здание театра от пожара.
Кто выдал подполье — до сего времени не полностью ясно. Предательница, работница театра Каблукова из кинофильма «Они были актёрами» — менее чем художественный вымысел. Создатель книжки «В крымском подполье», секретарь Крымского подпольного центра Иван Андреевич Козлов (1888—1957) подозревал в провале группы связную под псевдонимом «Лесная». По сути под этим псевдонимом пряталась Скрипниченко Людмила Васильевна, офицер НКГБ. Она была убита в гестапо 29 марта 1944 года. В апреле умер и её супруг, Александр Иванович Скрипниченко, также проф лазутчик.
По данным архивов КГБ, группа «Соколы» выдана агентом абвера М.Ящининым, работавшим на Симферопольской электростанции.
А. Ф. Перегонец вынесла жуткие пытки, у неё были сожжены ноги. 10 апреля 1944 года, за три денька до освобождения Симферополя русскими войсками, подпольщики были расстреляны в урочище «Дубки», на местности совхоза «Красный».
А. Ф. Перегонец похоронена на 1-м штатском кладбище Симферополя.