Содержание
- 1 Биография
- 1.1 В Театре им. Комиссаржевской
- 1.2 В Большенном драматическом
- 1.3 Кино и телевидение
- 2 Заслуги и звания
- 3 Творчество
- 3.1 Театральные работы
- 3.2 Работы на телевидении
- 3.3 Фильмография
- 4 Примечания
- 5 Литература
- 6 Ссылки
Биография
Эмма Попова родилась на Кубани; в 1947 году, сразу с Зинаидой Шарко, поступила на актёрский факультет Ленинградского театрального института, в мастерскую Б. В. Зона. Опытнейшего преподавателя, воспитавшего много восхитительных актрис, уже в те годы восхищала интуиция Поповой: «Не ты играешь — в для тебя играет». Закончила институт в 1951 году.
В Театре им. Комиссаржевской
В 1953—1962 годах Эмма Попова выступала на сцене Ленинградского театра им. В. Ф. Комиссаржевской; дебютировала в роли Лизы в водевиле Д. Т. Ленского «Лев Гурыч Синичкин», но этот ввод не был увиден критикой. О Поповой заговорили после сыгранной в том же 1953 году Тины Наморадзе в «Стрекозе» М. Бараташвили, и со 2-ой половины 50-х годов она была уже ведущей актрисой театра; игралась как соответствующие роли, в том числе донью Хуану в пьесе Тирсо де Молина «Дон Хиль Зеленоватые штаны» и Аниту в «Пятой колонне» Э. Хемингуэя, так и лирических героинь: Айтэн в пьесе Н. Хикмета «Первый денек праздника», Варю в «Дикарке» А. Островского, — часто противопоставляя режиссёрскому плану свою интуицию. «И с каждой новейшей ролью, — отмечала критик В. Иванова, — „процент драматизма“ в работах юный актрисы непреклонно повышался», — даже в смешных ролях. Кульминациии же достигнул в роли Лизы Протасовой в пьесе А. М. Горьковатого «Малыши солнца», где героиня Поповой, по словам критика, «все неудачи страдающего мира пропускала через собственное сердечко, испытывала стыд за чужие грехи, боль за чужую вину» и в конце концов лишалась рассудка, оказавшись не способен вынести эту тяжесть.
В Театре им. Комиссаржевской Эмма Попова репетировала и Офелию, но спектакль «Гамлет» не был выпущен. Одной из самых запомнившихся ролей, вместе с Лизой Протасовой, стала трагическая Вероника в спектакле «Вечно живы» по пьесе В. Розова; по словам В. Ивановой, Вероника Поповой «поразила и запомнилась больше, чем все другие исполнительницы этой роли», её не заслонила даже популярность Татьяны Самойловой, сыгравшей эту роль в именитом кинофильме М. Калатозова.
В Большенном драматическом
В Эмме Поповой многие отмечали наружное сходство с Верой Комиссаржевской, и в Театре им. Комиссаржевской ей никак не случаем поручали роли, некогда сыгранные «чайкой российской сцены» (Лизу Протасову, Варю в «Дикарке»); в одном из интервью она призналась: «Работая в театре, носящем имя величавой актрисы, я, естественно, находилась под воздействием этой незаурядной личности, этого большого катастрофического таланта. Я даже стала подражать её игре — в меру отпущенных мне сил и возможностей. Но позже я ощутила, что это увлечение — практически фанатическое — начинает подавлять моё актёрское „я“, и меня настигнул духовный кризис». Актриса решила навечно покинуть сцену; но случилось так, что как раз тогда Жора Товстоногов пригласил её в Большой драматический театр им. Горьковатого.
Она никогда не принадлежала и не принадлежит к актрисам-кумирам… Как это ни феноминально, помнят не актрису, а её сотворения. Люди, «осуществлённые» ею на сцене и на дисплее, беспокоят память многие годы, к ним охото возвратиться, чтоб ещё и ещё раз всмотреться в их духовный мир. — В. Иванова |
На сцене БДТ Эмма Попова дебютировала в феврале 1963 года в роли Ксюши Ивановны в «Палате» С. Алёшина и очень скоро стала одной из «звёзд» товстоноговской труппы, одной из «главных» её актрис. Посреди наилучших ролей, сыгранных, по определению критика, так, «словно их никто до неё не играл», — Анна в «Варварах» А. М. Горьковатого, Ира в чеховских «Трёх сёужас», Татьяна в «Мещанах», за какую Попова вкупе с режиссёром-постановщиком Г. Товстоноговым и исполнителем роли Бессеменова Евгением Лебедевым была удостоена Гос премии СССР. Если «Беспокойная старость» Л. Рахманова выдержала на сцене БДТ около 200 представлений, то шли зрители сначала на блестящий актёрский дуэт — Сергея Юрского (Полежаева) и Эмму Попову, — Марию Львовну в этом спектакле А. Свободин именовал «одной из самых тихих, да и самых блистательных удач» актрисы.
Сергей Юрский о собственной партнёрше по многим спектаклям потом писал: «Те, кто с ней играл, те, кто с ней общался на площадке, знают то, чего никогда не выяснят зрители… Партнерам вести взаимодействие с этим абсолютом было не просто просто, а появлялось чувство, что тебя подняло, ты находишься на ковре-самолете — и все мы разговариваем уже на совсем другом уровне». Он же отмечал необычную особенность актёрской природы Поповой: «Эмма, которая гениально игралась интеллигенток и аристократок, была, всегда оставалась и остаётся обычной казачкой, которая гласит „гекая“ и по другому не может. Куда это девалось на сцене — неясно, почему ворачивалось в жизни — тоже непонятно».
Актрисе редчайшего катастрофического характера, Эмме Поповой большой спектр, по свидетельству Р. Беньяш, позволял не терять непосредственности даже в ролях, заострённых до гротеска, вместе с хрупкой Ирой в «Трёх сёстрах» с блеском исполнять и острохарактерную роль Веры Сергеевны в сатирической комедии Василия Шукшина «Энергичные люди».
Неудачей Эммы Поповой критики считают роль Настасьи Филипповны, которую она игралась в очередь с Татьяной Дорониной во 2-ой редакции знаменитого товстоноговского «Кретина» в недолгое время существования этого спектакля (возобновлённого специально для забугорных гастролей). Актрисе, которой всякая роль была увлекательна сначала становлением и развитием нрава, героиня Ф. Достоевского, «человек с неожиданным поведением», оказалась совсем чужда; себе разъяснение этого нрава Попова смогла отыскать только в озлоблении и жажде мести, всем и вся, — что, но, противоречило плану Достоевского.
Кино и телевидение
Эмма Попова много работала на телевидении, сыграв в том числе и Веру Комиссаржескую в телеспектакле «Чайка российской сцены». В кино актриса снималась не достаточно, отдавая предпочтение театру. Дебютировала в 1957 году в главной женской роли в кинофильме Миши Дубсона «Шторм», где в первый раз повстречалась с Евгением Лебедевым, своим будущим партнёром по многим спектаклям БДТ. Критики особо отмечают Юлию Дмитриевну в «Поезде милосердия» — роль, которая исключала притягательность и которую по этой причине режиссёр кинофильма Искандер Хамраев не отваживался предложить Эмме Поповой; но чуждую кокетства актрису завлекла эта самая роль.
После погибели Жору Товстоногова в 1989 году Попова покинула сцену. В течение ряда лет вела актёрский курс в Институте театра, музыки и кинематографии.
Ещё в институте Эмма Попова вышла замуж за собственного однокурсника — актёра и режиссёра Наума Бирмана. Вторым её супругом был драматург и сценарист Александр Гладков; овдовев в 1976 году, больше замуж не выходила. Погибла в Доме ветеранов сцены в Санкт-Петербурге; похоронена на Волковском кладбище.
Заслуги и звания
- Заслуженная артистка РСФСР (1960)
- Народная артистка РСФСР (1971)
- Муниципальная премия СССР (1968) — за выполнение роли Татьяны в спектакле «Мещане» Огромного драматического театра им. М. Горьковатого.
Творчество
Театральные работы
Ленинградский драматический театр им. В. Ф. Комиссаржевской
- 1953 — «Лев Гурыч Синичкин» Д. Т. Ленского — Лиза (ввод)
- 1953 — «Не всё коту масленица» А. Н. Островского — Агния (ввод)
- 1953 — «Шельменко-денщик» — Мотря (ввод)
- 1953 — «Стрекоза» М. Бараташвили — Тина Наморадзе
- 1955 — «Дон Хиль Зеленоватые штаны» Тирсо де Молина. Постановка В. Андрушкевича и З. Корогодского — донья Хуана
- 1956 — «Вечно живы» В. Розова — Вероника
- 1959 — «Цимбелин» — Имогена
- «Первый денек праздника» Н. Хикмета — Айтэн
- «То, что знает любая женщина» Дж. Барри — Мэгги Шенд
- «Пятая колонна» Э. Хемингуэя — Анита
- 1960 — «Детки солнца» А. М. Горьковатого. Постановка М. Сулимова — Лиза Протасова
- 1961 — «После свадьбы» В. Розова — Тоня
- «Дикарка» А. Островского и И. Соловьева. Постановка В. Майковского — Варя
Большой драматический театр им. М. Горьковатого
- 1963 — «Палата» С. Алёшина. Постановка Г. А. Товстоногова, Е. А. Лебедева — Ксюша Ивановна
- 1963 — «Варвары» М. Горьковатого. Постановка Г. А. Товстоногова — Анна (ввод)
- 1965 — «Три сестры» А. П. Чехова. Постановка Г. А. Товстоногова — Ира
- 1966 — «Мещане» М. Горьковатого. Постановка Г. А. Товстоногова — Татьяна
- 1966 — «Ещё раз про любовь» Э. Радзинского. Постановка Ю. Е. Аксёнова — Наташа (ввод)
- 1966 — «Кретин» по Ф. М. Достоевскому (2-ая редакция спектакля). Постановка Г. А. Товстоногова — Настасья Филипповна
- 1968 — «Счастливые деньки несчастного человека» А. Н. Арбузова. Постановка Ю. Е. Аксёнова — Зимина Нина Павловна
- 1970 — «Беспокойная старость» Л. Рахманова. Постановка Г. А. Товстоногова— Марья Львовна
- 1973 — «Мольер» М. А. Булгакова. Постановка С. Ю. Юрскиого — Мадлена Бежар
- 1974 — «Энергичные люди» В. М. Шукшина. Постановка Г. А. Товстоноговп — Вера Сергеевна
- 1976 — «Дачники» М. Горьковатого. Постановка Г. А. Товстоногова — Ольга Алексеевна
- 1976 — «Фантазии Фарятьева» А. Соколовой. Постановка С. Ю. Юрского
- 1980 — «Волки и овцы» А. Н. Островского. Постановка Г. А. Товстоногова — Мурзавецкая
- 1985 — «Порог» А. Дударева. Постановка Г. Егорова — Мама (ввод)
- 1985 — «На всякого мудреца достаточно простоты» А. Н. Островского. Постановка Г. А. Товстоногова — Турусина
- 1987 — «На деньке» М. Горьковатого. Постановка Г. А. Товстоногова — Квашня
Работы на телевидении
- 1967 — «Чудаки» А. М. Горьковатого (телеспектакль); режиссёр Юрий Маляцкий
- 1970 — «Чайка российской сцены» (телеспектакль) — Вера Комиссаржевская
- 1971 — «Фиеста» по роману Э. Хемингуэя «И всходит солнце» (телеспектакль); режиссёр Сергей Юрский — Фрэнсис
- «Стакан воды» Э. Скриба (телеспектакль) — Царица
- «Госпожа министерша» Б. Нушича (телеспектакль)
- «Последние» А. М. Горьковатого (телеспектакль) — Софья
- «Домик» В. Катаева (телеспектакль)
- «Месяц в деревне» И. Тургенева (телеспектакль) — Наталья Петровна
- «Смуглая леди сонетов» (телеспектакль), режиссёр Александр Белинский — Елизавета
Фильмография
- 1957 — Шторм — Саша Карцева
- 1964 — Поезд милосердия — Юлия Дмитриевна
- 1965 — На одной планетке — Надежда Крупская
- 1968 — Гроза над Белоснежной — Софья Алексеевна Попова
- 1970 — Поезд в будущий день — Надежда Крупская