Вторник, 09 июня 2015 18:52

Раневская Фаина Георгиевна

Автор 
Совет: А чтобы не потерять эту страницу, просто нажмите на кнопочку ниже, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соц.сети
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация об актрисе

Имя актрисы на русском (кириллицей): Фаина Раневская

Раневская в 1950-х годах
Имя при рождении:

Фанни Гиршевна Фельдман

Когда родилась (Дата рождения):

15 27 августа 1896

Где родилась (Место рождения):

Таганрог, Область Войска Донского, Российская империя

Когда умерла (Дата смерти):

19 июля 1984 87 лет

Где умерла (Место смерти):

Москва, РСФСР, СССР

Какое имеет гражданство:


Кто по профессии:

актриса

Карьера (с какого - по какое):

1920—1983

Какие имеет награды:

Биография актрисы Раневская, Фаина Георгиевна

Фаи́на Гео́ргиевна (Григо́рьевна) Ране́вская (урождённая Фанни Ги́ршевна Фе́льдман; 15 (27) августа 1896, Таганрог — 19 июля 1984, Москва) — русская актриса театра и кино. Современными журналистами нередко называется «одной из величайших российских актрис XX века» и «королевой второго плана». В сознании русского общества Раневскую, наверняка, в большинстве случаев связывают со обилием её афоризмов, большая часть из которых стали крылатыми.

Один из биографов Фаины Георгиевны Матвей Гейзер писал: «Самое феноминальное в актерской судьбе Раневской — то, что она сыграла в театре и кино 10-ки таких ролей, о которых писатель-юморист Эмиль Смиренный увидел: „Имя её не сходило с афиши, где она постоянно фигурировала в числе „и др.““».

Зрители и режиссёры заметили актрису уже после ее первой роли в кино — госпожи Луазо в немой драме Миши Ромма «Пышка» (1934). В кино она игралась не так нередко, как в театре, говоря, что «деньги съедены, а позор остался». Все же, на киноэкране Раневская перевоплощалась в большое количество персонажей: она была, кроме иных, запальчивой Лялей в комедии «Подкидыш» (1939), экономкой Маргаритой Львовной в музыкальной комедии «Весна» (1947), злой мачехой в традиционной притче «Золушка» (1947). Приметным низким голосом Раневской гласит «домомучительница» Фрекен Бок в мульте «Карлсон возвратился» (1970).

Практически четверть века Фаина Георгиевна проработала в Театре имени Моссовета, на сцене которого исполнила свои самые прославленные театральные роли: миссис Сэвидж («Странноватая миссис Сэвидж») и Люси Купер («Далее — тишь»).

Итогом 60-летней актёрской карьеры Раневской стали 10-ки ролей на сцене и около 30 - в кино. Актриса была удостоена звания Народной артистки СССР (1961) и трёх Сталинских премий ( в 1949 и два раза в 1951 году).

Фаина Георгиевна скончалась 19 июля 1984 года в Кунцевской поликлинике Москвы в итоге инфаркта и пневмонии.

В родном Таганроге её именованием названа улица, ей установлен монумент, на доме, в каком она родилась, помещена мемориальная доска.

В 1992 году британская энциклопедия «Кто есть кто» включила Фаину Георгиевну в перечень 10 самых выдающихся актрис XX века.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Семья
  • 3 Фильмография
    • 3.1 Киножурнал «Фитиль»
    • 3.2 Озвучивание мультов
  • 4 Роли в театре
    • 4.1 «Летний театр», Малаховка
    • 4.2 «Первый русский театр» в Крыму (1920—1924)
    • 4.3 Смоленск, Архангельск, Сталинград, Баку (1925—1937)
    • 4.4 Камерный театр
    • 4.5 Центральный театр Красноватой Армии (1935—1939)
    • 4.6 Театра драмы (1943—1949)
    • 4.7 Театр имени Моссовета (1949—1955, 1963—1984)
    • 4.8 Столичный драматический театр имени А. С. Пушкина (1955—1963)
  • 5 Заслуги
  • 6 Достойные внимания факты
  • 7 Память
    • 7.1 Таганрог
    • 7.2 Документалистика
    • 7.3 Киновоплощения
  • 8 Литература
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки

Биография

Гирш Хаимович Фельдман Милка Рафаиловна Заговайлова
Фаина (слева) с гувернанткой, сестрой Беллой и братом Яковом.
Таганрог, 1900 год.
Если б я, уступая просьбам, стала писать о для себя, это была бы жалобная книжка «Судьба — шлюха». Фаина Раневская

Фаина Раневская (урожденная Фельдман) родилась 15 (27) августа 1896 года в Таганроге в безбедной еврейской семье. Предки — уроженец местечка Смиловичи Игуменского уезда Минской губернии Гирш Хаимович Фельдман (1863—?) и уроженка Лепеля Витебской губернии Милка Рафаиловна Заговайлова (1872 — после 1957) — поженились 26 декабря 1889 года. Кроме Фаины в семье было три отпрыска (Яков, Рудольф и Лазарь) и дочь Белла. На момент рождения Фаины её отец, почётный член Ведомства учреждений Императрицы Марии, был обладателем фабрики сухих и масляных красок, нескольких домов, магазина строй материалов и парохода «Святой Николай». В 1898 году семья переселилась в поновой отстроенный по заказу отца дом по улице Николаевской 12, до того принадлежавший негоцианту Мише Николаевичу Камбурову.

Дом семьи Фельдманов
в Таганроге
на ул. Николаевской.

Училась Фаина в таганрогской Мариинской женской гимназии, так и не закончив её. В то же время она получила обыденное для девченки из обеспеченной семьи домашнее воспитание: училась музыке, пению, зарубежным языкам. Театром Фатна увлекалась с 14 лет, посещая занятия в личной театральной студии А. Ягелло (А. Н. Говберга).

В 1915 году Раневская уехала в Москву. Она жила в комнатке на Большой Никитской. В эти годы она познакомилась с Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Владимиром Маяковским, в первый раз повстречалась с В. И. Качаловым. Судя по ее мемуарам, она была влюблена в Качалова и восторгалась его игрой.

Предки и брат Раневской в послереволюционные годы покинули Россию и поселились в Праге.

В один прекрасный момент осенью молодая Фая Фельдман подписала на актёрской бирже договор на работу в керченской труппе мадам Лавровской. Актриса приглашалась «на роли героинь-кокетт с пением и танцами за 35 рублей со своим гардеробом». Работа в Керчи не задалась: к новейшей труппе публика не проявила огромного энтузиазма.

В один прекрасный момент, будучи на прогулке на гору Митридат с некоторым «опытным трагиком» из театра Лавровской, она решила заглянуть в банк (мама Раневской тайком от отца посылала дочери валютные переводы). Фаина Георгиевна вспоминает :

Когда мы вышли из мощных банковских дверей, то порыв ветра вырвал у меня из рук купюры — всю сумму. Я тормознула, и, следя за улетающими банкнотами, произнесла:

— Средств жалко, зато как прекрасно они улетают!
— Да ведь Вы Раневская! — воскрикнул спутник. — Только она могла так сказать!
Когда мне позднее пришлось выбирать псевдоним, я решила взять фамилию чеховской героини. У нас есть с ней что-то общее, далековато не всё, совершенно не всё…

Фаина Раневская в Баку. 1920-е годы.

Так и не закончив личную театральную школу, Раневская стала играть в почти всех театрах, начиная с провинциальных (Подмосковье (Малаховский дачный театр) (1915)), Керчь, Феодосия (1915—1916), Ростов-на-Дону (1916—1917), Передвижной «Первый русский театр» (1918—1924), Бакинский рабочий театр (1925—1927 и 1929—1931), Архангельский драматический театр (1927), Смоленский драматический театр (1927—1928), Сталинградский драматический театр (1928—1929), а потом в столичных, включая Театр Столичного отдела народного образования (1924), Камерный театр (1931—1935), Центральный театр Красноватой Армии (1935—1939), Театр драмы (сейчас им. Маяковского) (1943—1949), Театр им. А. С. Пушкина (1955—1963), Театр им. Моссовета (1949—1955 и 1963—1984).

Её основным учителем была Павла Леонтьевна Вульф.

Пребывание Раневской в Театре им. Моссовета сопровождалось частыми конфликтами с основным режиссёром Ю. А. Завадским (что отыскало отражение в бессчетных фольклорных рассказах и анекдотах). Конфликты порождались несходством их творческих способов: решение ролей, предлагавшееся Раневской, было органично, быстрее, театру брехтовского типа.

Раневская театрально переосмысляла и свою ежедневную жизнь, превращая её иногда в типичный трагикомический «спектакль»; в этой особенности и кроется, по-видимому, секрет её личной популярности, ставшей независящей от сценической известности. Типичный стиль речи и поведения Раневской отразился в большенном по объёму фольклоре, где не все эпизоды полностью достоверны. Многие выражения Раневской (равно как и приписываемые ей) перевоплотился в крылатые выражения, чему содействовали их ёмкость и образность, равно как и отсутствие у актрисы внутренней цензуры, свобода ее суждений (напр., в виде присутствия "сниженной" лексики). Стилистическое чутокё позволяло Раневской выступать в жанре пародии, при этом не только лишь сценической; известен цикл пародийных писем измышленного ею провинциала А. Кафинькина, адресованных журналистке Т. Тэсс.

«Александр Пархоменко».
1942 год.

Актриса обожала читать Пушкина. По её мемуарам, «у их с Анной Андреевной Ахматовой была общая страсть — Пушкин».

В кино она дебютировала в 1934 году в кинофильме Миши Ромма «Пышка». В 1939—1941 гг. — актриса студии «Мосфильм», в 1941—1943 гг. — актриса Ташкентской студии. Член Союза кинематографистов СССР.

Фаина Георгиевна желала сыграть у Эйзенштейна, и в 1944 году была утверждена на роль Ефросиньи Старицкой в кинофильме «Иван Грозный», но её не пропустили высшие органы. Роль получила Серафима Бирман. Раневская растолковала это «пятым пт в паспорте»: у Бирман в этом пт стояло «молдаванка»

Раневская переживала трагическую погибель Соломона Михоэлса, их связывала искренняя дружба. В собственных мемуарах актриса обрисовывает один диалог, когда с присущим ей юмором она произнесла Михоэлсу: «Есть люди, в каких живойёт Бог, есть люди, в каких живойёт бес, а есть люди, в каких живут только черви. В Вас живойёт Бог!». На что режиссёр ответил: «Если во мне живойёт Бог, то Он в меня сослан». (запись датирована 14 января 1948 года).

Раневская учавствовала в озвучивании мультов (Фрекен Бок в «Карлсон возвратился»).

Незадолго до погибели Фаина Георгиевна с горьковатым сарказмом написала: «Когда умру, похороните меня и на монументе напишите: "Погибла от отвращения»".

Наружные изображения
Фаина Раневская с Мальчуганом.
Фигура собаки на монументе Фаины Раневской.
Монумент на могиле Фаины Раневской.

Фаина Георгиевна Раневская скончалась 19 июля 1984 года на 88-м году жизни (по другим источникам — 20 июля).

Единственным существом, скрашивавшим её одиночество, был пёс Мальчишка, подобранная ею на улице дворняжка.

Похоронена актриса в Москве на Новеньком Донском кладбище, там же, где похоронена ее сестра Изабелла (участок № 4). На могиле круглый год можно созидать живы цветочки от ее почитателей. На надгробии актрисе установлена фигура её возлюбленного Мальчугана.

Семья

  • Отец — Гирш Хаимович Фельдман (1863—?), негоциант 1-й гильдии, обладатель фабрики сухих красок, нескольких домов, магазина, мельницы Симановича на Александровской улице и парохода «Святой Николай», потом большой мануфактурщик, предводитель Таганрогской хоральной синагоги в Тургеневском переулке, 46 (1912—1917), почётный член Ведомства учреждений Императрицы Марии.
  • Мама — Милка Рафаиловна Заговайлова (1872 — после 1957).
    • Братья — Яков, Рудольф и Лазарь (1897—1900);
    • Сестра — Изабелла (Белла) Фельдман (в замужестве Аплеен, ?—1964).

Фильмография

Плакат кинофильма Кадр из кинофильма «Драма», 1960 г. Плакат кинофильма
  • 1934 — Пышка — госпожа Луазо
  • 1937 — Дума про казака Голоту — попадья
  • 1939 — Ошибка инженера Кочина — Ида Гуревич, супруга портного
  • 1939 — Подкидыш — Ляля
  • 1939 — Человек в футляре — супруга инспектора гимназии
  • 1940 — Возлюбленная женщина — Маня, тётка Добрякова, сотрудница роддома
  • 1941 — Мечта — Роза Скороход
  • 1941 — Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем — Горпина
  • 1942 — Александр Пархоменко — тапёрша
  • 1943 — Новые похождения Швейка («Солдатская сказка») — тётушка Адель
  • 1943 — Родные берега (новелла «Три гвардейца») — Софья Ивановна, директор музея
  • 1944 — Свадьба — Настасья Тимофеевна, мама жены
  • 1945 — Небесный тихоход — доктор медицины
  • 1945 — Слон и верёвочка — бабушка
  • 1947 — Весна — Маргарита Львовна, экономка
  • 1947 — Золушка — мачеха
  • 1947 — Рядовой Александр Матросов — военврач
  • 1949 — Встреча на Эльбе — миссис Мак-Дермот
  • 1949 — У их есть Родина — фрау Вурст
  • 1958 — Женщина с гитарой — Зоя Павловна Свиристинская
  • 1960 — Осторожно, бабушка! — бабушка
  • 1960 — Драма (малометражный) — Мурашкина
  • 1963 — Так и будет (телеспектакль)
  • 1964 — Лёгкая жизнь — Маргарита Ивановна, «королева Марго», спекулянтка
  • 1965 — 1-ый гость — древняя дама
  • 1966 — Сейчас — новый аттракцион — Ада Константиновна Бранд, директор цирка
  • 1978 — Далее — тишь… (фильм-спектакль) — Люси Купер
  • 1980 — Комедия издавна прошлых дней — применены архивные кадры
  • Киножурнал «Фитиль»

  • 1964 — Фитиль № 25. Сюжет «Карты не врут» — гадальщица
  • 1964 — Фитиль № 33. Сюжет «Не поеду» — гражданка Пискунова
  • Озвучивание мультов

  • 1943 — Притча о царе Салтане — сватья баба Бабариха
  • 1970 — Карлсон возвратился — фрёкен Бок
  • Роли в театре

    «Летний театр», Малаховка

    • 1915 — «Тот, кто получает пощёчину» Л. Андреева, постановка Иллариона Певцова — роль без слов

    «Первый русский театр» в Крыму (1920—1924)

    • «Вишнёвый сад» А. Чехова — Шарлотта Ивановна, гувернантка
    • «Три сестры» А. Чехова — Ольга, Наташа
    • «Чайка» А. Чехова — Маша
    • «Дядя Ваня» А. Чехова — Войницкая
    • «Иванов» А. Чехова — Зюзюшка
    • «Последняя жертва» А. Островского — Глафира Фирсовна
    • «Волки и овцы» А. Островского — Анфиса Тихоновна
    • «Без вины виновные» А. Островского — Галчиха
    • «На всякого мудреца достаточно простоты» А. Островского — Манефа
    • «Гроза» А. Островского — Безумная барыня
    • «На деньке» М. Горьковатого — Настя
    • «Ревизор» Н. Гоголя — Пошлёпкина, унтер-офицерская вдова
    • «Свадьба» Н. Гоголя — Сваха
    • «Роман» Э. Шелтон — Кавалини

    Смоленск, Архангельск, Сталинград, Баку (1925—1937)

    • «Коварство и любовь» (Ф. Шиллер) — Леди Мильфорд
    • «Бесприданница» (А. Н. Островский) — тётка Карандышева
    • «Дворянское гнездо» (И. С. Тургенев) — Лаврецкая
    • «Живой труп» (Л. Н. Толстой) — Маша
    • «Свадьба» (А. П. Чехов) — Змеюкина
    • «Юбилей» (А. П. Чехов) — Мерчуткина
    • «Гамлет» (В. Шекспир) — Царица
    • «Ярость» (Е. Г. Яновский) — Председатель колхоза
    • «Чудак» (А. Н. Афиногенов) — Трощина
    • «Любовь Яровая» (К. А. Тренёв) — Дунька
    • «Чудеса в решете» (А. Н. Толстой) — Марго

    Камерный театр

    • 1931 — «Патетическая соната» Н. Кулиша; постановка Александра Таирова — Зинка, путана

    Центральный театр Красноватой Армии (1935—1939)

    • 1935 — «Чужой ребёнок» В. Шкваркина — мама
    • 1935 — «Гибель эскадры» А. Корнейчука — Оксана
    • 1935 — «Последняя жертва» А. Островского — Глафира Фирсовна
    • 1936 — «Васса Железнова» М. Горьковатого; реж. Елизавета Телешева — Васса
    • 1936 — «Слава» В. Гусева — мама
    • «Беззащитное существо» А. Чехова — Щукина

    Театра драмы (1943—1949)

    • 1943 — «Молодая гвардия» A. Фадеева; реж. Николай Охлопков — бабушка Олега Кошевого
    • 1945 — «Лисички» Л. Хелман — Берди
    • 1946 — «Капитан Костров» А. Файко — свояченица
    • 1949 — «Закон чести» А. Штейна; реж. Н. Охлопков — супруга Лосева

    Театр имени Моссовета (1949—1955, 1963—1984)

    • 1949 — «Модная лавка» И. Крылова — Сумбурова
    • 1950 — «Рассвет над Москвой» A. Жестока — Агриппина Солнцева
    • 1951 — «Шторм» В. Билль-Белоцерковского — Манька-спекулянтка
    • 1953 — «Рассказы о Турции» (Н. Хикмета) — старуха Фатьма Нурхан
    • 1954 — «Сомов и другие» (А. М. Горьковатого) — Анна Сомова
    • 1964 — «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского — Марья Александровна
    • 1966 — «Странноватая миссис Сэвидж» Дж. Патрика — миссис Этель Сэвидж
    • 1969 — «Далее — тишь» Вина Дельмара; постановка Анатолия Эфроса — Люси Купер
    • 1973 — «Последняя жертва» А. Островского — Глафира Фирсовна
    • 1980 — «Правда — отлично, а счастье лучше» А. Островского; постановка Сергея Юрского — Филицата

    Столичный драматический театр имени А. С. Пушкина (1955—1963)

    • 1956 — «Игрок» Ф. Достоевского — Антонида Васильевна
    • 1958 — «Деревья погибают стоя» А. Касона — бабушка
    • 1960 — «Мракобесы» А. Н. Толстой — Прасковья Алексеевна

    Заслуги

    • 1937 — Заслуженная артистка РСФСР
    • 1946 — Медаль «За доблестный труд в Величавой Российскей войне 1941—1945 гг.»
    • 1947 — Орден «Знак Почёта»
    • 1947 — Народная артистка РСФСР
    • 1948 — Медаль «В память 800-летия Москвы»
    • 1949 — Сталинская премия 2-ой степени за выполнение роли супруги Лосева в спектакле «Закон чести» Александра Штейна
    • 1950, 1967 — Орден Трудового Красноватого Знамени
    • 1951 — Сталинская премия 2-ой степени за выполнение роли Агриппины Солнцевой в спектакле «Рассвет над Москвой» Анатолия Жестока
    • 1951 — Сталинская премия третьей степени за выполнение роли фрау Вурст в кинофильме «У их есть Родина»
    • 1961 — Народная артистка СССР
    • 1976 — Орден Ленина
    • В честь Ф. Г. Раневской назван астероид (6821) Ranevskaya, открытый астрологом Людмилой Карачкиной в Крымской Астрофизической Обсерватории 29 сентября 1986 г.

    Достойные внимания факты

  • Авторство крылатой фразы из кинофильма «Подкидыш» «Муля, не нервируй меня!» оспаривает любая из причастных к ней дам. В эфире «Кинопанорамы» 1964-го года Фаина Раневская поведала историю о том, как сама лично выдумала эту фразу, а после эфира программки поссорилась с создателем сценария кинофильма Агнией Барто, которая приписывала авторство фразы для себя. Также на авторство фразы претендует Рина Зелёная, будучи соавтором сценария кинофильма
  • Фраза «Муля, не нервируй меня!» всю оставшуюся жизнь преследовала Раневскую. Так орали мальчишки при виде её на улицах, эту фразу первой вспоминали при знакомстве с ней. Даже Леонид Брежнев на вручении ей в 1976 году (в связи с 80-летием) ордена Ленина заместо приветствия произнес: «А вот идёт наш Муля, не нервируй меня!». Раневская ответила: «Леонид Ильич, так ко мне обращаются либо мальчишки, либо хулиганы!». Генсек смутился и добавил: «Простите, но я Вас очень люблю».
  • Фаина Георгиевна была довольно самокритичной, ей принадлежит известное выражение: «Талант — это неуверенность внутри себя и мучительное недовольство собой и своими недочетами, чего я никогда не встречала у посредственности». Худсоветы и комиссии, в присутствии которых приходилось играть, в то время были обыденным делом, когда заместо любящей артиста аудитории на него смотрели «вершители судеб». Нередко после таких выступлений артист находился «в зажиме», но никак не Раневская: «Играю гнусно, глядит комитет по Сталинским премиям. Мерзкое чувство экзамена».
  • Раневская очень страшилась, что ей могут предложить сотрудничать с КГБ. В то время это было всераспространено. Один её знакомый порекомендовал в случае, если такое предложение поступит, сказать, что она орет во сне. Тогда предложение будет снято. В один прекрасный момент, когда Фаина Георгиевна работала в Театре имени Моссовета, к ней обратился парторг театра с предложением вступить в партию. «Ой, что вы, голубчик! Я не могу: я кричу во сне!» — воскрикнула Раневская. О том, слукавила ли она либо вправду спутала эти департаменты, можно только догадываться..
  • В мульте "Карлсон возвратился", в каком Раневская озвучивала фрекен Бок, есть две аллюзии на кинофильм "Весна", в каком Раневская игралась экономку главной героини. 1-ая - эпизод перед зеркалом: "Я сошла с разума, какая досада..." (в кинофильме "Весна" - сцена на лестнице: "Ничего такого особенного, я сошла с разума."). 2-ая - последний эпизод, после того, как Карлсон улетел: "Милый, милый..." (в кинофильме "Весна" - в прихожей, смотря на портрет возлюбленного: "Милый, милый...").
  • Память

    Марка 2001 года Монумент в Таганроге
    • В Тюмени открыта «Чайная у Раневской» с полным антуражем и обилием её цитат всюду. Наименования блюд взяты только из кинофильмов с ролью Фаины Георгиевны.
    • В репертуаре новосибирской культовой рок-группы «Коридор» есть песня «Как она играла», посвященная Фаине Георгиевне.
    • 27 августа 2011 года в честь 115-летия со денька рождения Фаины Раневской поисковик Гугл обнародовал логотип с изображением актрисы
    • Редакционным советом британской энциклопедии «Кто есть кто» в 1992 году она включена в 10-ку самых выдающихся актрис XX века.

    Таганрог

    • 1986, 29 августа — Мемориальная доска на доме, где родилась Фаина Георгиевна Раневская (г. Таганрог, ул. Фрунзе 10)
    • 2008, май — 1-ый интернациональный театральный фестиваль им. Фаины Раневской «Великая провинция»
    • 2008, 16 мая — Рядом с домом, в каком родилась Фаина Георгиевна, открыт 1-ый в Рф монумент Раневской (создатель — Давид Бегалов)
    • 2009 — Неподалёку от дома отца Раневской, открылась кофейня «Фрекен Бок» со известными плюшками в меню. Кофейня оформлена огромным количеством фото Раневской
    • Именованием Фаины Раневской названа одна из улиц в Таганроге.
    • В доме, в каком родилась Фаина Раневская, городские власти планируют открыть музей Фаины Раневской.

    Документалистика

    • 1990 — Документальный двухсерийный кинофильм студии «Экран» «Вспоминая Раневскую» (реж. Олег Дорман и Алексей Габрилович)
    • 2004 — Документальная программка Виталия Вульфа «Мой серебряный шар. Фаина Раневская» (реж. Светлана Кокотунова)
    • 2008 — Документальная программка «Великая и страшная Фаина Раневская» из цикла «Моя правда», канал 100ТВ (г. Санкт-Петербург)
    • 2015 — Документальный кинофильм «Короли эпизода. Фаина Раневская» (реж. Дмитрий Горин), канал ТВЦ.

    Киновоплощения

    • 2005 — «Звезда эры» (реж. Юрий Кара). В роли Раневской — Татьяна Васильева.
    • 2012 — «Анна Герман. Потаенна белоснежного ангела» (реж. Вальдемар Кшистек, Александр Тименко). В роли Раневской — Лена Бондарева-Репина.
    • 2015 — «Орлова и Александров» (реж. Виталий Москаленко). В роли Раневской — Юлия Рутберг.

    Литература

    • Шахов Г. А. Фаина Раневская. М.: ВБПК, 1985.
    • Владимирова М. Величавая провинция // Таганрогская правда. — 2008., 18 апреля.
    • Скороходов Г. Дискуссии с Раневской. — М.: Астрель: АСТ, 1999, 2007. — 411 с. — ISBN 978-5-17-047599-5.
    • Владимирова М. Котлостроители поставят Раневской монумент // Таганрогская правда. — 2007. — 14 ноября.
    • Раневская Ф. Г. Дневники на обрывках. — М.: Издательство Фонда российской поэзии при участии альманаха «Петрополь», 1999.
    • Щеглов Д. Фаина Раневская. Монолог. — М.: Олимп, Русич, 1998. — (Женщина-Миф).
    • Щеглов А. Раневская: Вся жизнь. — М.: Издательство Захаров, 2005. — ISBN 978-5-8159-0860-4..
    • Гейзер М. М. Фаина Раневская. — 2010. — 308 с. — 5000 экз., ил. — ISBN 978-5-235-03290-3
    • Гейзер М. М. Фаина Раневская. — Москва: «Молодая гвардия», 3-е изд. 2012. — 320 с. — 5000 экз., ил. — ISBN 978-5-235-03372-6
    • Д. А. Щеглов. «Судьба — шлюха» — М.: Астрель: АСТ, 2008. — 223 с.
    • Шляхов А. Л. Фаина Раневская: Любовь одинокой насмешницы. — М.: АСТ, Астрель, 2012. — 352 с. — (Кумиры. Истории величавой любви). — 3000 экз., ISBN 978-5-17-068561-5, ISBN 978-5-271-29220-0

    Прочитано 1440 раз