Вторник, 09 июня 2015 19:10

Шарко Зинаида Максимовна

Автор 
Совет: А чтобы не потерять эту страницу, просто нажмите на кнопочку ниже, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соц.сети
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация об актрисе

Имя актрисы на русском (кириллицей): Зинаида Шарко

Зинаида Шарко в спектакле «Пять вечеров»
Когда родилась (Дата рождения):

14 мая 1929 1929-05-14 86 лет

Где родилась (Место рождения):

Ростов-на-Дону, РСФСР, СССР

Кто по профессии:

актриса

Какое имеет гражданство:

СССР →
Россия

Годы активности:

1947 — настоящее время

В каких театрах играла:

Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова

Какие имеет награды:

Биография актрисы Шарко, Зинаида Максимовна

Кинонаграды:
Ника — 2001

IMDb:

ID 0788835

Зинаи́да Макси́мовна Шарко́ (род. 14 мая 1929, Ростов-на-Дону) — русская и русская актриса театра и кино. Народная артистка РСФСР (1980), лауреат Интернациональной премии имени К. С. Станиславского «За вклад в театральное искусство» (1997).

В течение нескольких десятилетий, при Жоры Товстоногове, Зинаида Шарко была одной из ведущих актрис Огромного драматического театра; посреди наилучших театральных работ — Тамара и Ольга в знаменитых спектаклях Товстоногова «5 вечеров» и «Три сестры».

Кинозрителям известна сначала как исполнительница главной роли в кинофильме Киры Муратовой «Долгие проводы»; за главную женскую роль в кинофильме Виталия Мельникова «Луной был полон сад» удостоена ряда кинопремий, в том числе «Ники» и «Золотого овена».

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Путь в БДТ
      • 1.1.1 В театре Акимова
    • 1.2 В Большенном драматическом
      • 1.2.1 С Товстоноговым
      • 1.2.2 После Товстоногова
  • 2 Личная жизнь
  • 3 Творчество
    • 3.1 Театр
      • 3.1.1 «Пять вечеров» и «Божественная комедия»
      • 3.1.2 «Три сестры» и знаменитый «плач»
    • 3.2 Синематограф
    • 3.3 Роли в театре
    • 3.4 Работы на телевидении
    • 3.5 Фильмография
  • 4 Заслуги и звания
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки

Биография

Зинаида Шарко родилась в Ростове-на-Дону в семье военнослужащего. Любовь к театру будущей актрисе привила школьная учительница, она же ещё в предвоенные годы увлекла самодеятельностью, и после начала Величавой Российскей войны Зинаида Шарко с детским ансамблем песни и пляски участвовала в концертах для покалеченых в лазаретах. За эти концерты, в общей трудности 900, она была награждена медалью «За доблестный труд в Величавой Российскей войне», которую и 65 лет спустя назовёт самой дорогой из собственных наград.

Путь в БДТ

С конца 1930-х семья жила в Чебоксарах, отсюда в 1947 году, закончив с золотой медалью школу, Зинаида Шарко, с юношества мечтавшая о Художественном театре, несмотря на протесты родителей («мы задумывались, из тебя человек получится»), отправилась в Москву поступать в Школу-студию МХАТ. Но, лицезрев в приёмной секретаршу, позволившую для себя в «храме искусства» грызть солёный огурец, молодая Шарко в негодовании покинула «осквернённый храм». Годы спустя, полностью сознавая наивность и даже несправедливость собственной бескомпромиссности в голодном 1947-м, актриса ни о чём не жалела: конкретно с этого протеста, по свидетельству самой Шарко, началась та цепь счастливых случайностей, которая посодействовала ей отыскать «абсолютно своего» режиссёра. Поначалу этот протест привёл её в Ленинградский театральный институт, в мастерскую известного театрального преподавателя Б. В. Зона, который посодействовал собственной ученице, мечтавшей стать новейшей Аллой Тарасовой, обрести собственное лицо. По словам Шарко, Зон из собственных учеников растил не только лишь экспертов, да и людей, помогая им расширять своё «внутреннее пространство», не замыкаться на театре. Посреди однокурсниц была Эмма Попова, которую десятилетия спустя Зинаида Шарко назовёт «великой российской актрисой»; и уже в те годы им пришлось конкурировать — биться с переменным фуррором за колокольчик, который каждый год вручали наилучшему студенту.

В 1950 году Зон направил Шарко, студентку третьего курса, на практику в Ленинградский областной гастрольный театр, что было в те времена в институте быстрее исключением, чем правилом. На один из спектаклей с её ролью пришла популярная в то время эстрадная актриса и режиссёр Лидия Атманаки, искавшая артистов для нового эстрадного театра при Ленконцерте, аналогичного Театру миниатюр А. Райкина, — возможность сыграть восемь различных ролей в одном спектакле («Каждый день» по пьесе В. Полякова) увлекла начинающую актрису, как и перспектива гастролей по всей стране. Меньше всего Шарко, по собственному её признанию, заинтриговало имя режиссёра, ставившего спектакль; но им оказался Жора Товстоногов, в то время художественный управляющий Ленинградского театра им. Ленинского комсомола. Эта случайная встреча обусловила последующую судьбу актрисы, хотя и не сходу: пригласив Шарко в собственный театр и предложив для начала две достойные внимания роли, Товстоногов позднее телеграммой сказал, что происшествия поменялись и совместная работа откладывается «до наилучших времён». И Шарко в 1952 году приняла приглашение другого известного режиссёра — Николая Акимова, годом ранее возглавившего Театр им. Ленсовета.

В театре Акимова

Сотрудничество с Акимовым оказалось недолгим: уже в 1955 году он получил возможность возвратиться в возлюбленный Театр Комедии, и все же этот период в биографии Шарко был настолько же плодотворным, сколь и удачным: уже в первом спектакле, «Не называя фамилий» (1952), её увидели критики. Недочета в ролях Шарко не испытывала, но из спектаклей, поставленных основным режиссёром, ей довелось сыграть только в одном; на вопрос «почему?» Акимов, по свидетельству актрисы, ответил: «Зиночка, если я попрошу Короткевич встать на голову, она немедля встанет, а вы обязательно спросите: „Почему?“».

Уже в ранешних ролях критики отмечали склонность актрисы к эксцентрике, к внезапным раскрытиям нрава, её способность «взрывать» роль изнутри и обнаруживать драматизм в комедийных персонажах. «Многие режиссёры, — писала в 1973 году Т. Марченко, — на опыте узнали — стоит „впустить“ Шарко в спектакль, как она, того и гляди, перевернёт его „ввысь дном“». Претензии по этой части были не только лишь у Акимова к Шарко, да и у Шарко к Акимову: «Однажды он всё-таки отдал мне роль в своём спектакле. И на первую же репетицию принёс набросок моего персонажа — картину, маленький портретик. Он уже без меня вымыслил мой нрав, как живописец, нарисовал его на бумаге, и мне сейчас ничего не оставалось, как втиснуть себя в то, что он для себя представлял».

В Большенном драматическом

С Товстоноговым

В феврале 1956 года Жора Товстоногов был назначен художественным управляющим Огромного драматического театра им. Горьковатого и в том же году, в сентябре, пригласил в БДТ Шарко.

С Ефимом Копеляном в спектакле «5 вечеров», 1959 год

Независящего и уже поплатившегося за свою независимость Акимова раздражали спектакли, обеспечившие Товстоногову за годы работы в Ленинградском «Ленкоме» доброжелательность партийного управления городка: «Из искры…», «Дорогой бессмертия», «Гибель эскадры» и т. д.; когда Зинаида Шарко сказала о своём намерении перейти в БДТ, Акимов напутствовал её словами: «Ну что ж, если хочешь всю жизнь ходить под красноватыми знамёнами и петь революционные песни, то иди, благословляю».

Но переход Товстоногова в Большой драматический по времени совпал с началом «оттепели»; от постановок пропагандистского нрава никто не высвобождал его и в предстоящем, но не они определяли лицо театра, и десятилетия спустя Зинаида Шарко напутствие Акимова вспоминала с ухмылкой: «И я с готовностью встала „под знамёна“. Поначалу — володинских „5 вечеров“ с их „упадничеством, пессимизмом, рытьем в грязном бельишке каких-либо ничтожеств“, как утверждала русская пресса, и зрела свою „революционную песню“ — „Миленький ты мой“. Позже — „Трёх мешков сорной пшеницы“ с их „антисоветчиной, инсинуацией на наш строй, искажением исторических фактов, потому что всем понятно, что в 1947 году в стране не было голода — сложились подходящие климатические условия, обеспечившие обеспеченный сбор“, и зрела собственный плач… И в конце концов — „Римской комедии“, которую зритель не увидел вообщем: спектакль был запрещён ещё на генеральной репетиции».

В 1956 году Товстоногов ещё только начинал сформировывать свою труппу, и все же уже в первом поставленном им спектакле, комедии А. Жери «Шестой этаж», Шарко увидела «шесть восхитительных актрис самых различных амплуа». Неопределённость перспектив в таковой труппе Шарко не смутила: она отыскала собственного режиссёра, — который, невзирая на репутацию тирана и терана, ценил в актёрах способность к импровизационному поиску и умел сделать их соавторами спектакля. 31 декабря состоялся её дебют на сцене БДТ — в комедии Н. Винникова «Когда цветёт акация».

В 1-ый же год Шарко сыграла 5 ролей, в том числе Мели в «Эзопе» — спектакле, ставшем событием театральной и не только лишь театральной жизни; трудности начались позднее. В БДТ у Товстоногова, пишет Е. Горфункель, было несколько «главных» актрис: ещё до его прихода на сцене театра блестела кросотка Нина Ольхина, успела ярко заявить о для себя и Людмила Макарова, Шарко стала первой актрисой «товстоноговского призыва», но в 1959 году он пригласил Татьяну Доронину, а в 1962-м — Эмму Попову, ведомую актрису Театра им. Комиссаржевской; в 1966 году Доронина покинула БДТ, но пришла Валентина Ковель — колоритная соответствующая актриса. В другом театре неважно какая из их могла быть «примадонной», тут же приходилось разделять и роли, и фуррор — как в именитых товстоноговских «Трёх сёужас», где Ольгу игралась Шарко, Машу — Доронина, Иру — Попова, а Наташу — Макарова, и любая из их, по оценкам критиков, сыграла в спектакле одну из наилучших собственных ролей.

В 1970-х годах Шарко равномерно переходила на возрастные роли — не столько из-за возраста, он был невелик, сколько из-за повсевременно обострявшейся конкуренции: в пьесе И. Эркеня «Кошки-мышки» её героиня, Эржебет Орбан, была на 25 лет старше исполнительницы. На замену матерям и тётям («Валентин и Валентина» М. Рощина, «Фантазии Фарятьева» А. Соколовой, «Жестокие игры» А. Арбузова) равномерно приходили бабушки, и в чеховском «Дяде Ване» в 1982 году она уже игралась старенькую няню. По воззрению критика, на сцене БДТ Шарко сыграла меньше, чем могла бы сыграть, — но то же самое, считает Владимир Рецептер, можно было сказать о подавляющем большинстве актёров этой очень богатой колоритными особенностями труппы; часто по этой причине артисты покидали БДТ. В очах Шарко и неосуществлённые актёрские мечты искупались принадлежностью к «величайшей в мире труппе» «лучшего театра страны», — 30 три года под управлением Товстоногова актриса именует 30 3-мя годами счастья.

После Товстоногова
Жизнь кончилась в мае 1989-го. Я пару лет была в прострации. Чувство конца, чувство, что далее ничего не будет, и счастья, что это было. Личная драма? Одна завершилась — будет другая, а здесь ничего другого быть уже не могло. — З. Шарко.

23 мая 1989 года не стало Жору Товстоногова, сей день подвёл черту под «золотым веком» Огромного драматического; но заканчивалась и «великая эпоха» русского театра в целом. С началом экономических реформ перед БДТ встал уже вопрос не о лидерстве в российском театральном процессе, а о ординарном выживании; в протяжении 15 лет в театре не было головного режиссёра, — спектакли часто ставили режиссёры случайные. В 2000 году в одном из интервью Зинаида Шарко гласила: «Уже 10 лет мы без Товстоногова, и 10 лет приходят и уходят режиссёры. Всё упирается в средства. За постановку нужный режиссёр получает 15 тыщ баксов. Скажите, для чего ему эта дырка в голове под заглавием БДТ? Он же не Николай Павлович Акимов, для которого театр был жизнью…» Ну и режиссёрам было тяжело работать с ветеранами товстоноговской труппы: сопоставление оказывалось не в их пользу.

Спектакли, поставленные Товстоноговым либо при нём, равномерно сходили со сцены, новых ролей становилось всё меньше. В 2005 году Николай Пинигин поставил «Квартет» Р. Харвуда, в каком уже немолодые артисты — Зинаида Шарко, Алиса Фрейндлих, Олег Басилашвили и Кирилл Лавров (позднее его поменял Валерий Ивченко), помнившие наилучшие времена БДТ, — игрались звёзд оперной сцены, у каких триумфы и блистательные победы остались в прошедшем, — игрались, по словам критика, жизнь «после славы, либо после жизни», нарушенную внезапным предложением исполнить в концерте известный квартет из «Риголетто».

В январе 2006 года спектакль был показан в Москве, в помещении Театра Сатиры. «В конце, — писала в те деньки „Независящая газета“, — овация продолжается минут 10, не меньше. В столичном Театре Сатиры схожих аншлагов, молвят, и не помнят». Для Зинаиды Шарко самым красивым оказалось другое: «…Когда орали: „Браво БДТ!“ Не „Браво, Фрейндлих“ либо „Браво, Басилашвили“, а конкретно БДТ».

Недочет ролей в родном театре актриса компенсировала ролью в антрепризах, выступала на сцене петербургского театра «Приют Комедианта». С антрепризным спектаклем «Старая дева» по пьесе Н. Птушкиной «Пока она умирала», где её партнёршей стала Инна Чурикова, Шарко много и удачно гастролировала в Рф и за рубежом — в Германии, Канаде, США… Но, как утверждает А. Цыбульская в южноамериканском «Вестнике», это был фуррор не пьесы и не спектакля, а исполнителей основных ролей: «Актёрская игра как будто отделяется от драматургии, оставаясь высоко художественной и правдивой … Комедийно-лирические эпизоды актёры смогли расцветить богатством собственного духовного мира, живостью и психической точностью воображения. Притягательностью и глубиной собственных особенностей они заполнили, как досадно бы это не звучало, очевидно картонные клише».

В 2009 году, к юбилею, БДТ преподнёс Зинаиде Шарко подарок: возобновил спектакль «Кошки-мышки» по пьесе И. Эркеня, поставленный Юрием Аксёновым ещё в 1974 году.

Личная жизнь

В 1953 году Зинаида Шарко вышла замуж за актёра Театра им. Ленинского комсомола Игоря Владимирова, в 1956—1960 годах они служили в одном театре: перейдя в БДТ, Товстоногов взял с собой и Владимирова — в качестве режиссёра-стажёра. Шарко игралась в спектаклях, поставленных Владимировым в Большенном драматическом, — «Когда пылает сердце» по роману В. Кина «По ту сторону», «В поисках радости» В. Розова, «Дали неоглядные» Н. Вирты; но в 1960 году брак распался.

В 1961 году Шарко вышла замуж за партнёра по сцене — Сергея Юрского; совместно они выступали не только лишь на сцене БДТ, составив, а именно, блестящий дуэт в «Божественной комедии» И. В. Штока, да и на концертной эстраде, были обязательными участниками фаворитных в те годы актёрских капустников, которые ставил Александр Белинский; но и этот брак выдержал всего семь лет.

В браке с Владимировым Зинаида Шарко родила отпрыска Ивана, имеет внуков и правнуков и гордится тем, что ни отпрыска, ни внуков «не пустила» в актёры: очень зависимая и поэтому унизительная профессия.

Творчество

Театр

«Пять вечеров» и «Божественная комедия»
Это было красивое искусство актёров того направления, которое именуют искусством переживания... За простыми дискуссиями в каждой сцене пряталась такая боль, такая тоска либо такая удовлетворенность, что нереально было оставаться размеренным. — А. Эфрос

В творческой биографии Зинаиды Шарко не было роли, которая в одночасье сделала её известной: известность и признание приходили к ней равномерно, — но была роль, вошедшая в историю русского театра, описанная в учебниках, ставшая откровением, как и сам спектакль — «5 вечеров» по пьесе Александра Володина, один из числа тех спектаклей, которые, по словам А. Смелянского, «непререкаемо построили Товстоногова и его театр в ранг первой сцены страны».

Не все, отмечает Н. Старосельская, в 1959 году думали над тем, откуда после 17-летнего отсутствия возвратился герой Ефима Копеляна — Ильин, из каких таких далённых мест, и воспринимали на веру его слова о романтике далеких дорог — спектакль тревожил независимо от осознания подтекста, и сначала героиня Шарко: «Сколько же слёз, — пишет критик, — было пролито над её песенкой, в какой одинокая дама просила „миленького“ взять её в отдалёкие края… В этих словах была обычная история любви и одиночества, определённых вот так сложившимися обстоятельствами. Как у тыщ и тыщ дам, потерявших собственных возлюбленных не только лишь в войну…». А драматург потом гласил, что его Тамару сделала Шарко, открывшая в героине и в пьесе в целом нечто такое существенное, чего он и сам не подозревал.

Актриса широкого спектра, Зинаида Шарко с равным фуррором могла выступать в самых различных амплуа; Зон лицезрел в собственной ученице сначала соответствующую актрису, и 1-ые её роли, как в Театре им. Ленсовета, так и в БДТ, были в большей степени острохарактерными; сама Шарко боролась за право играть драматические роли, и это право признал за ней Товстоногов, поручив главную роль в «Пяти вечерах»; она всегда была и прелестной комедийной актрисой, хотя её роль в спектакле всякую комедию могло перевоплотить в трагикомедию. Вспоминая, как становилась «под знамёна» в товстоноговском БДТ, Шарко не упомянула спектакль, в каком знамёна реально присутствовали на сцене, — «Божественную комедию» Исидора Штока. Свидетели обрисовывают этот спектакль как праздничек театральности, сопоставимый с вахтанговской «Принцессой Турандот», и даже как актёрский капустник, дерзко выпущенный на огромную театральную сцену. «Во время первого посещения Богом земли, — пишет Н. Старосельская, — его встречала экзальтированная масса со знамёнами, на которых было начертано: „Да здравствует наш величавый бог, создатель и друг!“, а возникновение Господа в окружении „ангелов в гражданском“, оттиравших массу за кулисы, чтобы не мешали творцу рассматривать им сделанное, — было узнаваемо, актуально и поэтому по-настоящему смешно». Зинаида Шарко игралась в «Божественной комедии» 2-ух дам — самую первую, оказавшуюся очень своенравной, очень независящей и за то отправленную в небытие, и хитроумную Еву, которая, извлекая уроки из опыта предшественницы, обучалась двуличничать и управлять Адамом исподволь. «А в весёлую „капустническую“ атмосферу спектакля, — вспоминала Т. Марченко, — вдруг вторгалась пронзительная нота сожаления о первой — и сходу уничтоженной — людской личности».

«Три сестры» и знаменитый «плач»

Шарко во все времена предпочитала играть современниц и некомфортно ощущала себя в исторических костюмчиках; но современницами для неё были и Катя Редозубова в «оттепельных» «Варварах» А. М. Горьковатого — женщина, нашедшая внутри себя силы бежать от деспота-отца в некоторую не очень определённую «лучшую жизнь», и Ольга в чеховских «Трёх сёужас», бросившая, по словам критика, вызов жизни, но не нашедшая метода его реально выполнить.

В поисках внутренней свободы она может допустить хоть какое преувеличение. Но стоит ей почувствовать равновесие, как рваный набросок роли становится лаконичным, а резкость сменяется великодушной и заполненной сдержанностью — Р. Беньяш

«Три сестры», поставленные Товстоноговым на финале «оттепели», в 1965 году, стали, по определению А. Смелянского, катастрофой всеобщего паралича воли, неспособности к сопротивлению; Шарко игралась в этом спектакле «капитана тонущего корабля» (как обусловил её роль режиссёр), лучше всех сознающего иллюзорность надежд на спасение, да и ответственного — в прочтении Товстоногова — за то, что спасение не состоялось. Критики отмечали, что героини Шарко часто становились уязвимыми из-за своей твёрдости и упорства, — что полностью соответствовало нраву самой актрисы; и в «Трёх сёстрах» она оставалась верна для себя: её Ольгу, как будто закованную в броню — с напряжённо выпрямленной спиной и непоколебимо вскинутой головой, надламывали не столько происшествия, сколько собственная непреклонность, уровень и масштаб притязаний. «В споре из-за няньки, — писала Т. Марченко, — её Ольга и трагична, и забавна сразу. Вот она решительно двинулась навстречу Наташе, кажется, вот-вот поставит на место эту зарвавшуюся особу, но… внезапно свернула, прошла мимо, и язык её лепечет совершенно не те, какие следовало бы, слова. По другому она не может, пресечь чужую наглость ей мешает собственное воспитание, духовная деликатность, утончённость…». В этом жёстком и горьком спектакле роль Ольги добивалась от Шарко уже не драматического характера и даже не возможности открывать всю боль и всю тоску «за простыми разговорами», как в «Пяти вечерах», — тут режиссёр, по словам К. Л. Рудницкого, «по капельке цедил сценические секунды, прерывал дискуссии долгими, содержательными паузами», и у Шарко в этой роли, свидетельствует Т. Марченко, самыми сильными оказались паузы.

На сцене БДТ Зинаида Шарко сыграла много основных дамских ролей, в том числе в спектакле «Сколько лет, сколько зим» по пьесе В. Пановой и в «Четвёртом» К. Симонова, но одной из самых дорогих и самых запомнившихся — тем, кто лицезрел её в полном объёме, — стала маленькая и, как отметил критик, «странная, символическая» роль колхозницы Маньки, специально для неё сочинённая Товстоноговым, в спектакле «Три мешка сорной пшеницы» по повести Владимира Тендрякова. Этот спектакль — о послевоенном голоде в деревне и послевоенных репрессиях — вызвал сильное раздражение у партийных чиновников, Товстоногову с трудом, ценой бессчетных уступок, удалось спасти его, и чуть ли не посильнее всего раздражал переворачивавший душу «плач» Маньки (подслушанный Валерием Гаврилиным в российских деревнях) в сцене ареста председателя колхоза, не сдавшего государству, припрятавшего для умирающих от голода колхозников три мешка сорной пшеницы. В конце концов режиссёра принудили удалить Шарко из этой сцены. В собственных мемуарах актриса ведает, как умоляла Товстоногова хотя бы в одном спектакле разрешить ей сыграть роль с плачем: «Если кто-либо возникнет, валите на меня, скажите: у меня артистка дурочка, у неё бывают заскоки с памятью, в конце концов, добавьте, что я на учёте в Бехтеревке». Но, не хотя навлекать проблемы на возлюбленного режиссёра, «капризная и упрямая» Шарко за многие годы существования спектакля так никогда и не нарушила запрет, — слышанный немногими, этот плач стал одной из театральных легенд: другие уже и не помнят, кого конкретно оплакивала Манька и по какому поводу, но это уже непринципиально.

Синематограф

В кино Зинаида Шарко снималась сравнимо не достаточно, и не только лишь поэтому, что совершенно точно отдавала предпочтение театру: режиссёры находили её некиногеничной. Кинодебют Шарко состоялся в 1954 году в малеханькой, даже не обозначенной в титрах роли почтовой служащей в кинофильме «Мы с вами кое-где встречались». Такие же эпизодические роли в протяжении 50—60-х годов Шарко сыграла ещё в нескольких фильмах, в том числе продавщицу мороженого в «Старике Хоттабыче». Только в 1970 году Кира Муратова предложила ей главную роль в собственных «Длительных проводах»; но вышедший на экраны в 1971 году кинофильм был здесь же выслан на полку на долгие 16 лет; узреть наилучшую работу Шарко тогда успели только очень немногие. Но ещё в 1973 году критик Т. Марченко отмечала: «Шарко, в границах отведённого ей сценарного материала, игралась умопомрачительно тонко. Она открывала нрав слабенький — и по-детски конкретный, склонный к фантазиям и внезапным поступкам, духовно уязвимый и отчаянно безбашенный, открытый и закрытый сразу. Иногда кажется, что она молодее собственного сына-подростка, иногда отчётливо видно, какие глубочайшие борозды оставила на её лице и душе жизнь…» Похожими оказались не только лишь нравы героини и актрисы — Кира Муратова именовала Шарко капризной, упорной, взбалмошной и несуразной, — да и актуальные ситуации: как раз в это время отпрыск Ваня потянулся к папе. «Когда в перерывах меж съёмками приезжала домой, — вспоминала Шарко, — и у нас появлялись скандалы, он был убеждён, что я на нём репетирую, хотя это было страшное совпадение».

Невзирая на некиногеничность, с середины 70-х годов Зинаиду Шарко повсевременно приглашали в кино, правда, в большей степени на маленькие роли; после «Долгих проводов» более значимой работой стала ещё одна несуразная и злосчастная мама — в кинофильме Ильи Авербаха «Фантазии Фарятьева» (на сцене БДТ, в спектакле, поставленном Сергеем Юрским, Шарко в это время игралась тётю Фарятьева). Сергей Урсуляк, работавший с Шарко в кинофильме «Сочинение ко Деньку Победы», её делему обусловил по другому: очень колоритная особенность, «Зинаида Максимовна заполняет место собой».

Фуррор в синематографе к актрисе внезапно пришёл в 2000 году, с выходом на экраны кинофильма Виталия Мельникова «Луной был полон сад». Правда, сам кинофильм приглянулся не многим: «Конечно, — писала Н. Сиривля в журнальчике „Искусство кино“, — в кинофильме завлекает игра трёх незаурядных, может быть, величавых актёров: З. Шарко, Н. Волкова и Л. Дурова. Любой из их ведёт свою партию замечательно. Но на Волкова и Шарко порознь глядеть увлекательнее, в любовных сценах, построенных как набор лирических штампов, им некомфортно и тесно. Кажется, что любовная история для их — некая условность, формальный повод рассказать с экрана не столько о „свойствах страсти“, сколько о чём-то совсем ином». Все же за главную женскую роль в этом кинофильме Зинаида Шарко удостоилась целого ряда кинопремий, в том числе «Ники» (наилучшая женская роль, 2001) и «Золотого овена» (наилучшая актёрская работа, 2000); актёрский ансамбль в этом кинофильме был отмечен и особым призом XXII Столичного кинофестиваля.

Роли в театре

Ленинградский областной гастрольный театр

  • 1950/1951 — «Ночь ошибок» О. Голдсмита.

Театр эстрады Л. Атманаки

  • 1951 — «Каждый день» В. Полякова. Постановка Г. А. Товстоногова

Театр имени Ленсовета

  • 1953 — «Не называя фамилий» В. Минко.
  • 1955 — «До новых встреч» А. Гладкова — Люся Иванова.
  • 1956 — «Только правда»

Большой драматический театр им. Горьковатого

  • 1956 — «Когда цветёт акация» Н. Г. Винникова. Постановка Г. А. Товстоногова — Раиса Ковригина
  • 1957 — «Эзоп» Г. Фигейредо. Постановка Г. А. Товстоногова — Мели
  • 1957 — «Достигаев и другие» М. Горьковатого. Постановка Н. А. Рашевской (возобновление)— Шура Булычова
  • 1957 — «Когда пылает сердце», по роману В. П. Кина «По ту сторону». Постановка И. П. Владимирова— Варя
  • 1957 — «В поисках радости» В. С. Розова. Постановка И. П. Владимирова — Леночка
  • 1958 — «Дали неоглядные» Н. Е. Вирты. Постановка И. П. Владимирова — Настя
  • 1959 — «5 вечеров» А. М. Володина. Постановка Г. А. Товстоногова — Тамара (1-ая исполнительница роли)
  • 1959 — «Варвары» М. Горьковатого. Постановка Г. А. Товстоногова — Катя Редозубова
  • 1960 — «Иркутская история» А. Н. Арбузова. Постановка Г. А. Товстоногова — Зинка
  • 1960 — «Верю в тебя» В. Н. Коростылёва. Постановка Р. А. Сироты — Ира
  • 1961 — «Не склонившие головы» Н. Дугласа, Г. Смита. Постановка Г. А. Товстоногова — Дама
  • 1961 — «Четвёртый» К. М. Симонова. Постановка Г. А. Товстоногова — Дама, которую он обожал
  • 1961 — «Моя старшая сестра» А. М. Володина. Постановка Г. А. Товстоногова — Шура
  • 1962 — «Божественная комедия» И. В. Штока. Постановка Г. А. Товстоногова — Дама и Ева
  • 1962 — «Снежная королева» Е. Л. Шварца. Постановка Г. А. Товстоногова — Малая разбойница
  • 1963 — «Перед ужином» В. С. Розова. Постановка Г. А. Товстоногова — Эмма Константиновна
  • 1963 — «Карьера Артуро Уи» Б. Брехта. Постановка Э. Аксера — Докдейзи
  • 1964 — «Ещё раз про любовь» Э. Радзинского. Постановка Ю. Е. Аксёнова — Галя Острецова
  • 1965 — «Три сестры» А. П. Чехова. Постановка Г. А. Товстоногова — Ольга
  • 1966 — «Кретин» по Ф. М. Достоевскому. Постановка Г. А. Товстоногова — Варя Иволгина
  • 1966 — «Сколько лет, сколько зим!» В. Пановой. Постановка Г. А. Товстоногова — Ольга Шеметова
  • 1966 — «Традиционный сбор» В. Розова. Постановка Г. А. Товстоногова — Лиза Хренова
  • 1967 — «Правду! Ничего не считая правды!» Д. Н. Аля. Постановка Г. А. Товстоногова — Луиза Брайант
  • 1969 — «Повелитель Генрих IV» У. Шекспира. Постановка Г. А. Товстоногова — Молва
  • 1969 — «С вечера до полудня» В. С. Розова. Постановка Г. А. Товстоногова — Нина
  • 1971 — «Валентин и Валентина» М. М. Рощина. Постановка А. Г. Товстоногова — Мама Валентины
  • 1974 — «Кошки-мышки» И. Эркеня. Постановка Г. А. Товстоногова — Эржебет Орбан
  • 1974 — «Три мешка сорной пшеницы» В. Ф. Тендрякова. Постановка Г. А. Товстоногова — Манька
  • 1976 — «Дачники» А. М. Горьковатого. Постановка Г. А. Товстоногова — Калерия, Ольга Алексеева
  • 1976 — «Фантазии Фарятьева» А. Соколовой. Постановка С. Ю. Юрского — Тётя Фарятьева
  • 1977 — «Последний срок» В. Распутина. Постановка Е. А. Лебедева — Анна
  • 1978 — «Жестокие игры» А. Н. Арбузова. Постановка Г. А. Товстоногова — Мама Нели
  • 1978 — «Телевизионные помехи» К. Сакони. Постановка Г. А. Товстоногова — Супруга Бодога
  • 1979 — «Наш городок» Т. Уайлдера. Постановка Э. Аксера — Миссис Джиббс
  • 1982 — «Дядя Ваня» А. П. Чехова. Постановка Г. А. Товстоногова — Нянька
  • 1983 — «Мачеха Саманишвили» Д. Кладиашвили. Постановка Г. А. Товстоногова — Элене
  • 1983 — «Кафедра» В. В. Врублевской. Постановка М. Резниковича — Панченко
  • 1984 — «Порог» А. А. Дударева. Постановка Г. С. Егорова — Мама
  • 1987 — «Жанна» А. Л. Галина. Постановка Г. С. Мая — Сверчкова Светлана Васильевна
  • 1992 — «Дворянское гнездо» И. С. Тургенева. Постановка М. Ю. Резниковича — Пестова Марфа Тимофеевна
  • 1996 — «Антигона» Ж. Ануя. Постановка Т. Чхеидзе — Кормилица
  • 1997 — «Кадриль» В. П. Гуркина. Постановка А. Максимова — Лида Звягинцева
  • 2005 — «Квартет» Р. Харвуда. Постановка Н. Пинигина — Сессилия Робсон
  • 2009 — «Кошки-мышки» И. Эркеня. Постановка Ю. Е. Аксёнова (возобновление) — Эржебет Орбан

Другие театры

  • 1994 — «Жить можно» (моноспектакль) (Антреприза «Мастера петербургской сцены»)
  • 1994 — «Владимирская площадь» («Приют Комедианта»)
  • 1997 — «Она кидает вызов» по пьесе Д. Маррелла «Смех лангусты» («Мемуары»). Постановка В. Минкова — Сара Бернар («Приют Комедианта»)
  • 1998 — «Старая дева» по пьесе Н. Птушкиной «Пока она умирала». Постановка Б. Мильграма — Софья Ивановна (Антреприза)
  • 1994 — «Очам души твоей!..» («Приют Комедианта»)
  • 1999 — «О вы, которые обожали…». Постановка Г. Тростянецкого — Цыганка Таня (Пушкинский театральный центр, Дом Кочневой)
  • 2000 — «Голу́бки», по пьесе П. Вогил «Древнейшая профессия». Постановка В. Долгачёва — Майя («ТеатрДом»)
  • «Три высочайшие женщины» Э. Олби (Антреприза)
  • «Истинный Запад» С. Шепарда. Постановка В. Каминского — Ма

Работы на телевидении

  • 1963 — «Кюхля» по роману Ю. Тынянова (телеспектакль); режиссёр Александр Белинский — княгиня Трубецкая
  • 1965 — «Ужас и отчаяние в Третьей империи» Б. Брехта (телеспектакль); режиссёр Давид Карасик — фрау Фурке, знакомая четы Климбч, мама Клауса Генриха
  • 1965 — «Римские рассказы» по новеллам А. Моравиа; режиссёр Лев Цуцульковский — дочь Мелени
  • 1969 — «Машенька» А. Афиногенова (телеспектакль); режиссёр Иван Рассомахин
  • «Аглая» по роману Ю. Германа «Дорогой мой человек» (телеспектакль) — Алевтина
  • 1972 — «31-й отдел» (телеспектакль); режиссёр Юрий Аксенов — прошлый художественный редактор
  • 1981 — «Суицид» (телеспектакль); режиссёр Иван Рассомахин
  • 1983 — «Оловянные кольца» (телеспектакль); режиссёр Глеб Селянин — царица Януария
  • 1985 — «Преступный талант» (телеспектакль); режиссёр Ира Сорокина
  • 1992 — «Ричард II» (телеспектакль); режиссёр Евгений Злобин

Фильмография

Год Заглавие Роль
1954 ф Мы с вами кое-где встречались почтовая служащая
1956 ф Дорога правды Имя персонажа не обозначено
1956 ф Старик Хоттабыч продавщица мороженого
1957 ф Рядом с нами телеграфистка
1971 ф Долгие проводы Евгения Васильевна Устинова
1974 ф Денек приёма по личным вопросам Софья Михайловна
1975 ф Любовь с первого взора эпизод
1975 ф Полковник в отставке Анастасия Петровна
1975 ф Чужие письма Ангелина Григорьевна Егорова
1976 ф Всегда со мною… Нина Романовна
1977 ф Собака на сене Анарда
1977 ф Нос штабс-офицерша Подточина
1978 ф Случайные пассажиры Камелия Николаевна
1978 ф Прыжок с крыши бабушка Ксении, соседка
1979 ф Осенняя история Надежда Романовна, инспектор ГорОНО
1979 ф Сейчас и завтра санитарный доктор
1979 ф Фантазии Фарятьева мама сестёр
1980 ф Сергей Иванович уходит на пенсию Ксюша
1982 ф Место для манёвра Имя персонажа не обозначено
1982 ф Формула памяти Вера Алексеевна
1983 ф Уникум мама Павлика
1985 ф Я тебя помню Ася, мама Кима и Марата
1988 ф Полёт птицы Ираида Степановна
Год Заглавие Роль
1990 ф Маленькая игра мама Валеры Дьякова
1991 ф Математика убийства Варвара Петровна
1992 ф Ангелы в раю Имя персонажа не обозначено
1992 ф Рин. Легенда об иконе Аполлония
1993 ф Кинфия Имя персонажа не обозначено
1997 ф Цирк сгорел, и клоуны разбежались Зоя Васильевна, мама Николая
1998 ф Сочинение ко Деньку Победы Нина
1999 ф Агент государственной безопасности-1
(Доктор Фауст)
Людмила Григорьевна Петрашкуль
2000 ф Бандитский Петербург. Кинофильм 2. Юрист баба Дуся
2000 ф Луной был полон сад Вера Андреевна
2000 ф Механическая сюита мама Плюгановского
2002 ф Театральный роман Настасья Ивановна Колдыбаева
2003 ф Российские амазонки 2 Ольга Сергеевна
2003 ф Полосы судьбы баба Нюра
2004 ф Дунечка бабушка Дунечки
2004 ф Дурная привычка тётя Клава
2005 ф Пари Татьяна Алексеевна Кузина
2006 ф Грустный марафон Имя персонажа не обозначено
2006 ф Сонька Золотая Ручка Манька Портовая
2009 ф Аннушка Имя персонажа не обозначено
2009 ф Дилер (Старуха на обочине) Ефросинья Семёновна
2009 ф Банкрот ключница Фоминишна

Заслуги и звания

  • Заслуженная артистка РСФСР (8 марта 1960)
  • Народная артистка РСФСР (1980)
  • Медаль «За доблестный труд в Величавой Российскей войне 1941—1945 гг.»
  • Орден Дружбы (13 февраля 2004) — за большой вклад в развитие российского театрального искусства.
  • Орден Почёта (5 февраля 2009) — за большой вклад в развитие российского театрального искусства и многолетнюю плодотворную деятельность
  • Интернациональная премия имени К. С. Станиславского «За вклад в театральное искусство» (1997).
  • Премия «Кумир» в номинации «лучшая актриса» (1998)
  • Приз «Бриллиантовая роза» за наилучшую женскую роль на ОРКФ «Кинотавр» в Сочи (1998) — за роли в фильмах «Сочинение ко Деньку Победы» и «Цирк сгорел, и клоуны разбежались»
  • Приз «За верность эталону в искусстве» кинофестиваля «Виват кино Рф!» в Санкт-Петербурге (1999)
  • Государственная премия кинокритики и кинопрессы Рф «Золотой овен» за наилучшую актёрскую работу (2000) — за главную женскую роль в кинофильме «Луной был полон сад»
  • Приз за наилучшую главную женскую роль кинофестиваля «Созвездие» (2000) — за кинофильм «Луной был полон сад»
  • Приз за наилучшую женскую роль МКФ «Лістапад» в Минске (2000) — за кинофильм «Луной был полон сад»
  • Приз за наилучшую женскую роль ОКФ «Киношок» в Анапе (2000) — за кинофильм «Луной был полон сад»
  • Премия Ника за наилучшую женскую роль (2001) — за кинофильм «Луной был полон сад»
  • Высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой софит» (2001, 2006)
  • Художественная премия «Петрополь» «За поэтический набросок ролей в театре и кино последних лет» (2002)
  • Премия им. А. Володина (2004)
  • Государственная премия имени Е. А. Лебедева «За выдающийся вклад в развитие российского государственного театрального искусства» (2008)

Прочитано 1410 раз