Суббота, 30 мая 2015 20:48

Озаровский Юрий Эрастович

Автор 
Совет: А чтобы не потерять эту страницу, просто нажмите на кнопочку ниже, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соц.сети
Оцените материал
(1 Голосовать)


Краткая информация об актере

Имя актера на русском (кириллицей): Юрий Георгий Эрастович Озаровский
Юрий  Георгий  Эрастович Озаровский.jpg
Когда родился (Дата рождения):

1869 1869

Где родился (Место рождения):

Санкт-Петербург, Российская империя

Когда умер (Дата смерти):

1924 1924

Где умер (Место смерти):

Париж, Третья французская республика

Кто по профессии:

актёр, театральный режиссёр

Какое имеет гражданство:

Российская империя

Годы активности:

1891-1915

В каких театрах играл:

Александринский театр


Биография актера Озаровский, Юрий Эрастович

Ю́рий (Жора) Эра́стович Озаро́вский (1869, Санкт-Петербург, Русская империя — 1924, Париж, Франция) — драматический актёр, преподаватель, театровед, знаток российской старины, режиссёр Александринского театра.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Музыка живого слова
  • 3 Связи, знакомства и последователи
  • 4 Семья
  • 5 Исследование наследства
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

Биография

  • Родился в 1869 году в семье офицера под Санкт-Петербургом.
  • В 1887 организует кружок любителей художественного чтения, в каком ставит задачку соединения слова с интонацией подобно соединению поэзии с музыкой.
  • В конце 1890-х годов начинает собирать древную мебель, антикварные предметы быта и церковной утвари. В 1910-е годы в своем одноэтажном домике в Соляном переулке создаёт личный музей мебели — «Старенькый домик», в каком экскурсоводом был он сам. Данный музей отличался от другим тем, что демонстрировал «старинные интерьеры» — на самом деле, исторические реконструкции помещений того либо другого времени. В собрании Эрмитажа находится много предметов из коллекции Ю. Э. Озаровского. Дом находился на месте сегодняшнего дома № 8 (музей «Старый домик»), в текущее время не сохранился.
  • С 1901 до 1912 года был женат на Дарье Михайловне Мусиной-Пушкиной (Озаровской), которая с 1901 по 1908 годы также была актрисой оперной труппы Александринского театра.
  • Пребывал в Санкт-Петербурге на Соляном переулке.
  • Преподавал на Драматических курсах при Петербургском театральном училище, также в драматической школе Поллак.
  • В 1908 году печатает статью в журнальчике «Старенькые годы. Ежемесячник для любителей искусства и старины».
  • В 1911 году издаёт в Санкт-Петербурге театральное пособие с режиссурой, постановкой, костюмчиками, гримом, декорациями пьесы Д. Фонвизина «Недоросль».
  • В 1913 году издает брошюру «Мелодекламация», также печатается в художественно-литературном журнальчике «Аполлон» (№ 8-10), где выходит его статья «Музыка мысли и чувства в искусстве живой речи».
  • В 1914 году издает книку «Музыка живого слова. Базы российского художественного чтения», в какой предлагает развернутую теорию художественного чтения. Книжка содержит два отдела. В отделе первом (Декламация) тщательно рассматриваются логика, психология и эстетика художественного чтения, внимание уделяется как общим положениям, таким как логический центр, логическая пауза, гармония и тембр чтения, так и положениям, касающимся отдельных жанров: басня, сатира, поэма и т. д. В отделе втором (Дикция) Озаровский обрисовывает такие характеристики людского голоса, как подвижность, сила, полнота, гласит о тератологии звука, дает советы по постановке правильного произношения. Не считая того, в книжке содержится библиографическая заметка, включающая литературу по теории декламации, также словарь чтеца и словарь имен.
  • 1915 — педагог Дамского педагогического института.
  • После революции эмигрировал, основал в Париже русскую драматическую школу. Не оставлял театральной деятельности, а именно в эмигрантской газете «Руль», в номере от 27 февраля 1923 года вышло объявление о постановке в берлинской «Карусели» оперы-пародии А. И. Лабинского «Невеста Африканская», режиссёром которой указан Ю. Э. Озаровский.
  • Личный архив с 1890 по 1914 годы хранится в Центральном муниципальном историческом архиве СССР в Ленинграде.
  • В текущее время идеи и мысли Озаровского не утратили собственной актуальности. А именно они приводятся в пример в учебном пособии для студентов «Методика выразительного чтения».
  • Погиб в Париже в 1924 году.

Музыка живого слова

В вступлении к собственному монументальному труду по мелодекламации, нужному до настоящего времени, Озаровский писал:

Настоящiй мой трудъ — плодъ выше двадцатилетнихъ занятiй моихъ изученiемъ и преподаванiемъ искусства художественнаго чтенiя.

Онъ издавна былъ задуманъ мной. Синтезъ началъ этого искусства сталъ вырисовываться передо мной летъ 10 назадъ, и еще въ ноябре 1900 г., выпуская въ светъ вторую книжку моихъ "Вопросовъ выразительнаго чтенiя" (Спб. 1901), въ предисловiи къ ней, я говорилъ:

«Съ выходомъ въ светъ истинной книжки является для меня возможнымъ приступить къ исполненiю издавна задуманнаго мною труда, посвященнаго периодическому изследованiю теорiи художественнаго чтенiя, что именуется, ab оvo.»

Не мне, естественно, судить, как лежащая передъ читателемъ книжка разрешаетъ вопросъ о таковой — несколько, быть можетъ, честолюбивой задачке, но последовательнымъ установленiемъ взора на художественное чтенiе, какъ на видъ музыкально-пластическаго искусства, со всеми вытекающими отсюда последствiями, во всякомъ случае, предуказывается планъ теорiи художественнаго чтенiя, С этого момента искусство это не будетъ уже стоять оторваннымъ отъ его бесспорной родины: мысли и эмоцiи-музыки и мимики.

Видную роль въ уясненiи теоретическихъ основъ художественнаго чтенiя сыграли для создателя лекцiи и занятiя его въ Императорскомъ Женскомъ Педагогическомъ Институте, где, благодаря широте педагогическихъ взглядовъ директора его, глубокочтимаго С. Ф. Платонова, дело преподаванiя художественнаго чтенiя обставлено такимъ вниманiемъ, какому можетъ позавидовать хоть какой деятель искусства. Потому желанiе создателя украсить свою книжку именемъ этого замечательнаго историка нашего и преподавателя есть только слабенький знакъ бескрайней благодарности ему за такое вниманiе.

— Юрiй Озаровскiй. С.-Петербургъ. iюнь 1918 г.

Связи, знакомства и последователи

Борис Васильевич Варнеке в собственных «Неизданных мемуарах об Иннокентии Анненском» упоминает тот факт, что Озаровский косвенно поспособствовал его первому знакомству с Анненским:

Поздней осенью 1899 г., возвратившись с последнего магистерского экзамена, я читал его (Иннокентия Анненского) перевод «Ифигении в Авлиде», а за некоторое количество дней ранее мой компаньон Ю. Э. Озаровский слезно умолял меня подыскать ему какую-нибудь пьесу пооригинальнее для спектакля с ролью В. Ф. Коммиссаржевской. Она пригласила его режиссировать, но ни она сама, ни он ни на какой определенной пьесе не тормознули. Чем далее читал я «Ифигению», тем больше казалась мне подходящей эта роль для В. Ф., и, чуть дочитав пьесу до конца, поторопился с книгой журнальчика к Озаровскому. Он, перед этим с учениками казенных курсов ставивший в переводе Мережковского «Антигону» Софокла, пришел в экстаз от перевода Анненского. Не меньше приглянулась и пьеса и роль Коммиссаржевской, и вот в наиблежайшее воскресенье я отправился в Царское к Анненскому с просьбой разрешить постановку пьесы. Тот согласился с живейшей радостью, и так завязалось наше знакомство.

— Б. В. Варнеке

Учениками Ю.Э.Озаровского можно считать Всеволода Николаевича Всеволодского-Гернгросса, русского актёра и театроведа, обучавшегося у Озаровского в 1905—1908 годах на Драматических курсах при Петербургском театральном училище. По его словам конкретно Озаровский привил ему любовь к театральной старине (в особенности XVIII в.), реконструкции, стилизации этого века и истории вообщем.. Также в классе Озаровского учился Борис Сергеевич Глаголин, российский драматург, кинематографист, теоретик театра.

Семья

Отец военный, офицер. Служил в Тифлисе, Санкт-Петербурге.

  • Александр Эрастович Озаровский — брат, генерал-майор, орденоносец, участник Первой мировой войны, педагог Константиновского артиллерийского училища, создатель «Краткой исторической памятки дворян и константиновцев». Кавалер орденов Святого Станислава 2-й степени (1897 год), Святой Анны 2-й степени (1901 год), Святого Владимира 4-й степени (1904 год
  • Ольга Эрастовна Озаровская — сестра, исполнительница северных народных сказок, собирательница фольклора. Нашла и «открыла» миру сказительницу былин Марью Дмитриевну Кривополенову
  • Озаровский, Николай Юрьевич — отпрыск, офицер Русского правительского флота, капитан I ранга в Рабоче-Крестьянском Красноватом Флоте. В годы Величавой Российскей войны - командир канонерской лодки "Бурея" и дивизиона канонерских лодок Ладожской военной флотилии. Кавалер Ордена Ленина и Ордена Боевого Красноватого Знамени.
  • Озаровский, Василько Васильевич — племянник, русский серпентолог, в первый раз получивший приплод в неволе от эфы и гюрзы

Исследование наследства

Личность Ю.Э. Озаровского завлекала исследователей исходя из убеждений его театральной деятельности в императорском Александринском театре. Его творческой биографии посвящена статья В.В. Соминой История формирования его коллекции антиквариата завлекла во 2-ой половине ХХ века внимание служащих Муниципального Эрмитажа, которые занимались поиском документации и самих предметов из его собрания. В первый раз огромное количество материалов по коллекции Ю. Э. Озаровского и музею «Старый домик» было введено в научный оборот сотрудниками Муниципального Эрмитажа Н. Ю. Гусевой в 2001 году и Н. С. Онегиным . В 2011 г. была защищена магистерская диссертация, посвященная коллекции Озаровского. В работе раскрываются неведомые ранее биографические данные, вводятся в научный оборот письма и документы, касающиеся жизни Ю. Э. Озаровского как сборщика старины. В текущее время длится исследовательская работа, направленная на исследование как биографии Озаровского-режиссера, так и истории Озаровского-коллекционера.

Прочитано 2192 раз