Жизнь и творчество
Будущий артист получил образование сначала в Столичном институте, потом обучался в Петербургском институте путей сообщения. После чего уезжает в Париж, где в 1904—1908 годах обучается на юридическом факультете института. В 1908 году ворачивается в Россию и в Петербурге начинает сотрудничать с театром В. Ф. Комиссаржевской. Позже поступает в актёрскую труппу «Передвижного театра» П. П. Гайдебурова и Н. Ф. Скарской.
В 1912 году Питоев в Санкт-Петербурге создаёт из юных режиссёров и актёров «Наш театр», где поставил ряд пьес российских и забугорных создателей. В конце 1914 года он по семейным происшествиям покидает Россию, отправившись сначала в Париж, а потом в Женеву. На этом завершается «русский» период жизни актёра. Во Франции Жора знакомится с российской Людмилой Смановой, ставшей в 1915 году его супругой и прославившейся как популярная французская актриса. С июля 1915 по январь 1922 года Питоевы работали в Швейцарии, давая спектакли в главном в пригороде Женевы Пленпале, а с 1919 — и в Париже. В репертуаре их труппы были пьесы таких создателей: Чехов, Лев Толстой, Максим Горьковатый, Бернард Шоу, Ибсен, Бьёрнсон, Метерлинк, Стриндберг, Синг. Была осуществлена также постановка нескольких пьес У.Шекспира — «Макбет», «Гамлет», «Мера за меру».
В декабре 1921 года, по приглашению владельца парижского «Театра Елисейских полей» Жака Эберто, труппа Питоевых переезжает во Францию. 1 февраля 1922 года состоялось праздничное открытие театра Жоржа Питоева. Более важными посреди первых спектаклей, поставленных в Париже Ж.Питоевым, были чеховские «Дядя Ваня» и «Чайка». Играя при небогатых декорациях и тяжёлых занавесях, деливших сцену на 1-й и 2-й план, Питоев смог показать французскому зрителю узкий психологизм чеховской драмы; он был первым режиссёром, по-настоящему познакомившим французов с наследием А. П. Чехова. Питоев не только лишь ставил Чехова, но сам потрясающе сыграл много ролей в этих постановках.
Со 2-ой половины 20-х годов в спектаклях, поставленных Ж.Питоевым, начинают изменяться акценты. Так, если в первых постановках «Гамлета» 1920 года воспевалось величие людской личности, борьба за справедливость, то в «Гамлете» года 1926 главный герой, искрометно сыгранный Ж.Питоевым — это личность сломленная, чьи эталоны были разрушены при столкновении с реальностью ожесточенного мира. Приблизительно в том же ключе, ключе катастрофы, ставились Питоевым и чеховские пьесы этого периода («Три сестры», 1929). Последней пьесой, поставленной уже смертельно нездоровым режиссёром в 1939 году, был ибсеновский «Враг народа», где Питоев «по Станиславскому» сыграл роль Доктора Стокмана.
Литература
Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его. |
- История забугорного театра. М.: Просвещение, 1986. Ч.3.