Содержание
- 1 Биография
- 2 Творчество
- 2.1 Театральные постановки
- 2.2 Фильмография
- 3 Заслуги
- 4 Примечания
- 5 Ссылки
Биография
Эрих Энгель закончил в 1910 году театральную школу Л. Меснера в Гамбурге; театральную карьеру начинал там же как актёр, потом служил в берлинском «Маленьком театре под липами». В 1917—1918 годах Энгель управлял литературной частью гамбургского «Шаушпильхауза», в 1918 году в мюнхенском «Каммершпиле» дебютировал в качестве режиссёра. Известность принесли ему поставленные «Каммершпиле», где он работал до 1922 года, антимилитаристские пьесы экспрессионистов — Г. Кайзера и Э. Толлера.
В 1922—1924 годах Энгель был основным режиссёром мюнхенского Муниципального театра, где поставил несколько шекспировских пьес: «Мера за меру», «Макбет», «Юлий Цезарь». Тут же состоялось его знакомство с Бертольтом Брехтом, — в 1923 году Энгель поставил в мюнхенском Резиденцтеатре его пьесу «В почаще городов».
В 1924 году Энгель совсем поселился в Берлине, был неизменным режиссёром Германского театра, ставил спектакли на других столичных сценах. Вместе с Бертольтом Брехтом и Эрвином Пискатором Энгель стал практиком и теоретиком «эпического театра»; осуществлённую им в 1925 году в Берлине постановку шекспировского «Кориолана» Брехт именовал для эпического театра «решающе важной». Энгель был и одним из самых значимых сценических интерпретаторов драматургии Брехта, — в 1928 году сенсационный фуррор имела поставленная им в берлинском Театре на Шиффбауэрдамм «Трёхгрошовая опера». Леонгард Франк, чью пьесу «Карл и Анна» Энгель поставил годом позднее, отозвался о нём как об «особенно чутком» режиссёре
Могила Эриха Энгеля на кладбище ДоротеенштадтПосле прихода нацистов к власти в 1933 году Энгель остался в Германии и продолжал работать в театре, но ставил только традиционную драматургию.
После окончания 2-ой мировой войны режиссёр в 1945—1947 годах был интендантом мюнхенского театра «Каммершпиле», с 1947-го работал на студии DEFA, а в 1948 году, после возвращения из эмиграции Брехта, принял роль в разработке театра «Берлинер ансамбль», открывшегося в январе 1949 года спектаклем «Мама Кураж и её детки» по пьесе Брехта — совместной постановкой Энгеля и создателя. В «Берлинер ансамбль» Энгель поставил ряд спектаклей, в том числе вместе с Брехтом «Господин Пунтила и его слуга Матти» (1949) и «Жизнь Галилея» — спектакль, удостоенный в 1957 году Государственной премии. После погибели Брехта в 1956 году Энгель в течение 10 лет был художественным управляющим театра (при интендантстве Лены Вайгель).
В 1930 году фильмом «Убийца Дмитрий Карамазов» Энгель дебютировал в качестве кинорежиссёра. Посреди малочисленных снятых им кинофильмов преобладают лёгкие комедии. Большого фуррора в области кино Энгель достигнул, сняв в 1949 году кинофильм «Дело Блюма».
Творчество
Театральные постановки
Театр «Каммершпиле», Мюнхен (1918—1922)- «Газ I» Г. Кайзера
- «Газ II» Г. Кайзера
- «Перевоплощение» Э. Толлера
- «Морской бой» Геринга
- 1924 — «Смерть Дантона» Г. Бюхнера
- 1924 — «В почаще городов» Б. Брехта
- 1926 — «Убийство» В. Газенклевера
- 1927 — «Лилиан, либо Жёлтая роза» Корнфельда
- 1928 — «Трёхгрошовая опера» Б. Брехта и К. Вайля
- 1929 — «Счастливый конец» Э. Гауптман (вместе с Б. Брехтом)
- 1949 — «Мама Кураж и её малыши» Б. Брехта (вместе с Б. Брехтом)
- 1949 — «Государь Пунтила и его слуга Матти» (вместе с Б. Брехтом)
- 1957 — «Жизнь Галилея» Б. Брехта (вместе с Б. Брехтом)
- 1960 — «Трёхгрошовая опера» Б. Брехта — К. Вайля. Живописец Карл фон Аппен
- 1962 — «Швейк во 2-ой мировой войне» Б. Брехта
- 1923 — «В почаще городов» Б. Брехта. Живописец Каспар Неер — Резиденцтеатр, Мюнхен
- 1925 — «Кориолан» У. Шекспира — «Лессинг-театр», Берлин
- 1928 — «Человек есть человек» Б. Брехта. Живописец Каспар Неер — «Фолькобюне», Берлин
- 1929 — «Карл и Анна» Л. Франка — Муниципальный театр («Шаушпильхауз»), Берлин
Фильмография
- 1930 — Убийца Дмитрий Карамазов / Der Mörder Dimitri Karamasoff (Германия)
- 1935 — Пигмалион / Pygmalion (Германия)
- 1939 — Отель Захер / Hotel Sacher
- 1948 — Дело Блюма / Affaire Blum (Германия)
- 1949 — Бобровая шуба / Der Biberpelz (ГДР)
- 1958 — Эскадрилья «Летучая мышь» / Geschwader Fledermaus (ГДР)
Заслуги
- Государственная премия ГДР (1949, 1957) — за спектакли «Мамаша Кураж и её дети» и «Жизнь Галилея» в театре «Берлинер ансамбль»