Содержание
- 1 Биография
- 2 Творчество
- 2.1 Театральные постановки
- 2.1.1 «Пикколо-театр»
- 2.1.2 Оперные постановки
- 2.1 Театральные постановки
- 3 Признание
- 4 Примечания
- 5 Ссылки
Биография
Джорджио Стрелер родился в Италии, отец его был австрийцем, мама — словенкой, переселившейся в своё время во Францию. В семье гласили на нескольких языках: итальянском, французском и германском. Мама Стрелера — Альберта Лорич была известной виолончелисткой, музыкантом был и дед по материнской полосы. В 3-х летнем возрасте Стрелер растерял отца, которого ему поменял дед; четыре года спустя не стало и деда, — с 7 лет Стрелер воспитывался мамой и бабушкой в Милане.
В 1940 году Стрелер закончил Академию любителей драматического искусства в Милане и годом позднее выполнил свою первую постановку — в институтском театре Новары. Был призван в действующую армию, в 1943 году бежал в Швейцарию и под псевдоднимом Ж. Фирми совместно с другими эмигрантами в 1944 году организовал в Женеве итальянскую труппу. С этой труппой Стрелер поставил «Убийство в соборе» Т. С. Элиота, «Наш городок» Т. Уайлдера и в первый раз на сцене — «Калигулу» А. Камю.
В 1945 году Стрелер возвратился на родину; в 1947-м совместно с Паоло Грасси он основал в Милане «Пикколо-театр», ставший первым в Италии стационарным театром и открывшийся спектаклем «На деньке» по пьесе А. М. Горьковатого, — поставивший спектакль Стрелер сыграл в нём сыграл Алексея. Через некоторое количество дней основоположники представили публике комедию К. Гольдони «Слуга 2-ух господ», с Марчелло Моретти в главной роли, — спектакль, возрождавший дух комедии дель арте и принёсший славу «Пикколо-театру», ставший его «визитной карточкой». С этим спектаклем «Пикколо-театр» объездил весь мир; уже в 1-ые 10 лет собственного существования театр приобрёл, по словам П. Маркова, завидную популярность не только лишь на родине, да и за рубежом, в Италии практически возглавил целое театральное направление, стал прототипом для подражания.
В 1968 году Стрелер покинул собственный театр, на волне студенческого движения конца 60-х организовал молодёжную труппу «Группо театро ационе». Но в 1972 году он возвратился в «Пикколо», с которым связал всю свою последующую жизнь. Паоло Грасси возглавил «Ла Гора», и Стрелер стал единоличным управляющим «Пикколо-театра».
Сразу Стрелер много работал в опере, ставил спектакли в «Ла Скала» и других оперных театрах.
Погиб Джорджио Стрелер от инфаркта в швейцарском Лугано. Похороны прошли в Милане при большенном стечении людей и политиков. Его останки был захоронен на кладбище Триеста, рядом с могилой мамы.
Творчество
Своими учителями Стрелер называл Жака Копо, Луи Жуве и Бертольта Брехта. Пьесы Брехта он ставил в протяжении всей собственной жизни; нередко обращался и к российской классике: посреди поставленных им спектаклей — «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Гроза» А. Н. Островского, «Вишнёвый сад», «Платонов» и «Чайка» А. П. Чехова. Принципиальное место в репертуаре его театра всегда занимал и У. Шекспир.
Театральные постановки
«Пикколо-театр»- 1947 — «На деньке» М. Горкого
- 1947 — «Слуга 2-ух господ» К. Гольдони
- 1948 — «Ричард II» У. Шекспира
- 1948 — «Буря» У. Шекспира
- 1948 — «Чайка» А. Чехова
- 1948 — «Униженные и оскорбленные» по Ф. Достоевскому
- 1949 — «Сегодня мы импровизируем» Л. Пиранделло
- «Мещане» А. М. Горьковатого
- 1950 — «Смерть Дантона» Г. Бюхнера
- 1951 — «Гоп-ля, мы живем!» Э. Толлера
- 1951 — «Ричард III» У. Шекспира
- 1952 — «Макбет» У. Шекспира
- 1952 — «Шесть персонажей в поисках автора» Л. Пиранделло
- 1952 — «Ревизор» Н. Гоголя
- 1953 — «Юлий Цезарь» У. Шекспира
- 1955 — «Дом Бернарды Альбы» Ф. Лорки
- 1955 — «Вишнёвый сад» А. Чехова
- 1955 — «Наш Милан» К. Бертолацци
- 1956 — «Трёхгрошовая опера» Б. Брехта
- 1956 — «Гольдони и его шестнадцать новых комедий» Ferrari
- 1957 — «Кориолан» У. Шекспира
- 1958 — «Хороший человек из Сычуани» Б. Брехта
- 1959 — «Платонов» А. Чехова
- 1960 — «Визит старенькой дамы» Ф. Дюрренматта
- 1960 — «Швейк во 2-ой мировой войне» Б. Брехта
- 1961 — «Жизнь Галилея» Б. Брехта
- 1972 — «Святая Иоанна скотобоен» Б. Брехта
- 1972 — «Повелитель Лир» У. Шекспира
- 1972 — «Трёхгрошовая опера» Б. Брехта
- 1974 — «Вишнёвый сад» А. Чехова
- 1978 — «Буря» У. Шекспира
- 1981 — «Хороший человек из Сычуани» Б. Брехта
- 1987 — «Эльвира, либо Театральные страсти»
- 1991 — «Фауст» И. Гёте (куски)
- 1996 — «Добрый человек из Сычуани» Б. Брехта
- 1946 — «Жанна д’Арк на костре» Онеггера
- «Травиата» Д. Верди («Ла Гора»)
- 1949 — «Лулу» А. Берга
- 1955 — «Огненный ангел» С. Прокофьева
- 1957 — «История солдата» И. Стравинского
- 1964 — «Возвышение и падение городка Махагонни» К. Вайля
- 1965 — «Похищение из сераля» В. Моцарта
- 1966 — «Сельская честь» П. Масканьи
- 1969 — «Фиделио» Л. Бетховена
- 1973 — «Свадьба Фигаро» В. Моцарта
- 1974 — «Магическая флейта» В. Моцарта
- 1975 — «Макбет» Д. Верди
- 1980 — «Фальстаф» Д. Верди
- 1987 — «Дон Жуан» Моцарта
Признание
- Орден Почётного легиона (1985)
- Европейская театральная премия (1990)