Суббота, 30 мая 2015 18:19

Луспекаев Павел Борисович

Автор 
Совет: А чтобы не потерять эту страницу, просто нажмите на кнопочку ниже, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соц.сети
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация об актере

Имя актера на русском (кириллицей): Павел Борисович Луспекаев
Когда родился (Дата рождения):

20 апреля 1927

Где родился (Место рождения):

Большие Салы, Мясниковский район, Северо-Кавказский край, РСФСР, СССР ныне Ростовская область

Когда умер (Дата смерти):

17 апреля 1970 42 года

Где умер (Место смерти):

Москва, РСФСР, СССР

Какое имеет гражданство:

Кто по профессии:

актёр

Карьера (с какого - по какое):

1956—1970

Какие имеет награды:
посмертно

Биография актера Луспекаев, Павел Борисович

Па́вел Бори́сович Луспека́ев (20 апреля 1927, с. Огромные Салы, сейчас Ростовская область — 17 апреля 1970, Москва) — русский актёр театра и кино. Заслуженный артист РСФСР (1965), Лауреат Гос премии Рф (1997, за художественный кинофильм «Белоснежное солнце пустыни», посмертно). Участник Величавой Российскей войны.

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Детство и молодость
    • 1.2 Творческие годы
    • 1.3 Последние годы жизни и погибель
    • 1.4 Семья
  • 2 Творческая деятельность
    • 2.1 Основная роль П. Б. Луспекаева
    • 2.2 Последняя роль в кино
  • 3 Память
  • 4 Достойные внимания факты
  • 5 Театральные работы
  • 6 Работы на телевидении
  • 7 Фильмография
  • 8 Телеспектакли
  • 9 Книжки
  • 10 Примечания
  • 11 Литература
  • 12 Ссылки

Биография

Детство и молодость

Родился Павел 20 апреля 1927 года в селе Огромные Салы Мясниковского района Северо-Кавказского края (сейчас — в Ростовской области). Отец — Богдасар Гукасович Луспекян был родом из нахичеванских армян (из села Огромные Салы), работал мясником; мама Серафима Авраамовна Ковалева — донская казачка. Сначала 1940-х годов Павел поступил в Луганское ремесленное училище, позже вкупе с ним эвакуировался во Фрунзе, работал слесарем. (ссылка на веб-сайт "Нахичеванские вести" малоубедительна, в обозначенном селе родился отец П.Луспекаева, а сам Павел родился в Луганске, о чем указывал во всех документах)

В 1943 году пятнадцатилетним ребенком он ушёл добровольцем на фронт. Попал в один из партизанских отрядов, не один раз участвовал в боевых операциях в составе партизанской разведгруппы («опергруппа 00134»). Во время 1-го из боёв Павла тяжело ранило в руку разрывной пулей, раздробило локтевой сустав. Его выслали в саратовский военный лазарет, где срочно начали готовить к ампутации руки. Каким-то невообразимым усилием воли Паша выплыл из беспамятства и не позволил доктору дотронуться до собственной руки, пока тот не поклялся испытать обойтись без ампутации. Руку удалось спасти. После излечения П. Луспекаев был определён на службу в штаб партизанского движения 3-го Украинского фронта. В 1944 году, демобилизовавшись из армии, Павел переехал в Ворошиловград (сейчас Луганск).

Творческие годы

В 1946 году Луспекаев поступил в Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина (курс К. А. Зубова). Он приметно выделялся посреди сокурсников; по предмету «актёрское мастерство» преподаватели постоянно ставили ему «отлично».

Во время учёбы Павел познакомился со студенткой Инной Александровной Кирилловой, которая обучалась на два курса старше его. Скоро они поженились, и у их родилась дочь Лариса.

После окончания Щепкинского училища в 1950 году Павел Борисович с семьёй переехал в Тбилиси. В 1957 году Луспекаевы перебираются в Киев, а через два года, в 1959 году, оседают в Ленинграде.

В 1962 году скоро после окончания съёмок кинофильма «Капроновые сети» актёра положили в поликлинику. Во время войны в одном из разведывательных рейдов Павлу пришлось четыре часа бездвижно пролежать на снегу, и он очень обморозил ноги. С того времени кровообращение в ногах нарушилось, и уже в 26 лет у Луспекаева развился склероз сосудов ног. Сейчас же древняя болезнь обострилась. Ему были изготовлены две операции: поначалу на носоглотке, а потом на ногах — отрезали некие фаланги пальцев на ногах.

В 1966 году в самый разгар съёмок в кинофильме «Республика ШКИД» у Луспекаева вновь обострилась болезнь. Актёра опять положили в поликлинику. Докторы настаивали на ампутации обеих ног до колен. Но это поставило бы крест на Луспекаеве как на актёре. Только когда стало ясно, что выхода нет, а промедление угрожает смертью, Луспекаев согласился на страшный компромисс: на ампутацию пальцев ног. После чего его стала нестерпимо истязать фантомная боль. По советы докторов он стал принимать сильнодействующий болеутоляющий наркотик — пантопон. Когда доза дошла до шестнадцати ампул в денек, Павел Борисович твёрдо решил, что от этой ужасной зависимости нужно избавиться. Чтоб как-то отвлечь себя, Луспекаев попросил супругу принести ему мешок подсолнечных семечек. Но это посодействовало некординально. Неделю актёр находился в полубессознательном состоянии, отрешался от еды. Огромную помощь Павлу Борисовичу оказала министр культуры Екатерина Фурцева. Когда до неё дошли слухи о страдающем от болей актёре-самородке, который, невзирая на это, снимается в кино, министр распорядилась раздобыть для Луспекаева нужные лекарства за границей, также протезы из Франции. В своём дневнике актёр кропотливо записывал часы, а позже деньки, прожитые без наркотиков. Когда, в конце концов, Луспекаев ощутил, что освободился от наркотической зависимости, 1-ое за что он взялся, — начал отрисовывать для себя наброски протезов.

Последние годы жизни и погибель

В 1969 году во время съёмок кинофильма «Белоснежное солнце пустыни» здоровье Павла Луспекаева усугубилось. Его супруга носила с собой небольшой раскладной стул, потому что Павел Борисович обязан был отдыхать через каждые 20 шагов. Работа Луспекаева в кинофильме «Белое солнце пустыни» была подвигом, победой людского духа над безнадежными обстоятельствами. Снимаясь нездоровым, актёр сделал былинный образ живого человека со всеми его слабостями и силой, недюжинным оптимизмом и неизбывной грустью.

Погиб Павел Борисович 17 апреля 1970 года от разрыва сердечной аорты в гостинице "Минск" городка Москвы. Похоронен на Северном кладбище в Ленинграде..

Большой драматический театр Ленинграда отказался его хоронить, сославшись на то, что актёр у их не работает. Траурные хлопоты взял на себя «Ленфильм». Актёр погиб намедни столетия со денька рождения В. И. Ленина. По Союзу было объявлено общенародное празднование, и траур никак не вписывался в график праздничных мероприятий. Устроители похорон не знали, где устроить штатскую панихиду. Павла Борисовича перевезли в Ленинград и похоронили на Северном кладбище (Санкт-Петербург). На его могиле петербургские таможенники, которые именуют Луспекаева главнейшим таможенником Рф, поставили монумент с надписью: «С поклоном от таможенников Северо-Запада».

Семья

  • Жена Павла Луспекаева Инна Кириллова до выхода на пенсию работала в БДТ, потом вела драматический кружок в Ленинградском архитектурно-строительном техникуме. Погибла в 1988 году, похоронена рядом с супругом.
  • Дочь Лариса закончила исторический факультет Ленинградского муниципального института. Работает в гостиничном бизнесе.
  • Внучка Луспекаева Дарья окончила петербургский филиал Русской таможенной академии, работает по специальности в Пулковской таможне.
  • Внук Александр обучается в школе.

Творческая деятельность

В 1944 году Павел был зачислен в труппу Ворошиловградского областного российского драматического театра. В течение 2-ух лет, пока там находился, сыграл несколько ролей, посреди которых самыми видными были: Алёшка («На дне» М. Горьковатого) и Людвиг («Под каштанами Праги» К. М. Симонова).

С 1950 по 1957 годы Павел Борисович играл на сцене Тбилисского муниципального российского драматического театра имени А. С. Грибоедова. 1-ый выход Луспекаева на сцену театра состоялся 3 ноября в роли Мартына Кандыбы в спектакле по пьесе А. Корнейчука «Калиновая роща». После чего роли последовали одна за другой. Уже тогда репертуар юного актёра был значимый и необыкновенно различный: Вожеватов («Бесприданница», А. Н. Островского, 1951), Борейко («Порт-Артур», А. Н. Степанова), Хлестаков («Ревизор», Н. В. Гоголя, 1952), Тригорин («Чайка», А. П. Чехова), Алексей («Оптимистическая трагедия», В. В. Вишневского, 1953), Шок («В сиреневом саду», Ц. С. Солодаря, 1955).

В 1954 году состоялся кинодебют актёра. Он сыграл Бориса в кинофильме «Они спустились с гор» режиссёра Н. Санишвили. А в 1955 году Луспекаев снялся в «Тайне 2-ух океанов» режиссёра К. Пипинашвили. Но, невзирая на то, что картина имела большой фуррор у зрителей, роль Карцева, колоритно исполненная Луспекаевым, так и осталась незамеченной.

С 1957 по 1959 годы по приглашению Л. В. Варпаховского П. Луспекаев работал в киевском Театре российской драмы имени Леси Украинки. Там он с фуррором дебютировал в пьесе А. А. Крона «Второе дыхание» в роли Бакланова. Эта роль практически поразила театральный Киев. Актёр был так органичен в ней, что и зрители, и критики оказались идиентично восхищены его игрой.

Павел Луспекаев в роли Ноздрёва в спектакле «Мёртвые души» (телеспектакль, 1969 год)

В 1959 году по совету К. Ю. Лаврова приехал в Ленинград и был принят Г. А. Товстоноговым в труппу Огромного драматического театра. На сцене БДТ Павел Луспекаев дебютировал в роли Егора Черкуна в «Варварах» М. Горьковатого. Собственной игрой он захватил самые жаркие симпатии ленинградцев. Самыми видными были роли Галлена («Не склонившие головы», 1961), Бонара («Четвёртый», 1961), Нагульнова («Поднятая целина», 1964). В 1965 году Луспекаев покинул БДТ из-за разногласий с управлением и заболевания ног.

В 1962 году Луспекаев получил роль шофёра Степана в кинофильме Геннадия Полоки и Левана Шенгелия «Капроновые сети». Эта роль посодействовала Павлу Борисовичу раскрыть всю мощь собственного таланта. Потому что скоро после окончания съёмок актёра положили в поликлинику, роль Луспекаева в «Капроновых сетях» озвучивал Леонид Галлис.

В 1966 году актёр снялся в кинофильме Г. И. Полоки «Республика ШКИД» в роли КостАлМеда. Сначало предполагалось снять две серии, причём Луспекаеву отводилась одна из основных ролей. Его герой был должен пережить массу разных историй, посреди которых была и потаенная любовь к преподавательнице ЭлАнЛюм, трогательная дружба со шкидовцем Савушкой. Но болезнь помешала Луспекаеву окончить роль, она осталась практически в нескольких кадрах. Потому энтузиазм, проявленный к КостАлМеду критиками и зрителями на Всесоюзном кинофестивале, проходившем в Ленинграде в 1968 году, оказался для Павла Борисовича внезапным.

В конце 1969 года студия «Беларусьфильм» приступила к съёмкам художественного кинофильма «Вся царская рать». На главную роль губернатора Вилли Старка был приглашён Павел Борисович. Но всю роль Луспекаеву сыграть не довелось. Он погиб, когда было отснято около 30 процентов кинофильма.

Павел Луспекаев — один из наисильнейших драматических театральных актёров СССР. Луспекаев обладал могучей фактурой, большим и массивным телосложением, ярким лицом с гневным, исступленным, иногда даже зверским выражением и пронзительным, испепеляющим взором налитых кровью глаз. Не считая того, артист обладал мощным, неукротимым характером и не малым артистичным вдохновением, что позволяло ему с блеском воплощать натуры одичавшие, необузданные, обуреваемые наисильнейшими страстями. Это вызывало высочайшее нервное возбуждение у зрительного зала. Как трагическому актёру, Луспекаеву не было равных в Ленинграде. Луспекаев проникал в театральный образ так глубоко и самозабвенно, что отбрасывал авторский текст, а каждый раз играл на незапятанной импровизации, на ходу создавая нужные высказывания.

Основная роль П. Б. Луспекаева

Павел Луспекаев в роли Верещагина в кинофильме «Белоснежное солнце пустыни»

Главной работой Павла Борисовича за всю его творческую карьеру стала роль, предложенная ему режиссёром Владимиром Мотылём в июле 1968 года, — роль таможенника Павла Верещагина в «Белом солнце пустыни». Сначала он отказался, но позже согласился, при условии, что у него не будет дублёров. Также Луспекаев на корню отторг идею Мотыля с костылями для собственного героя. Он показал режиссёру чертёж железных упоров, которые, будучи вделаны в сапоги, позволят ему передвигаться без палки. Съёмки кинофильма начались в августе 1968 года. В уникальном сценарии роль Верещагина была малозначительной, но во время съёмки она существенно расширилась за счёт сцен, вполне построенных на импровизации. Связь меж актёром и его героем была так сильной, что съёмочная группа начала именовать Верещагина Паша (Павел), хотя по сценарию его звали Александр.

После выхода картины на Луспекаева обвалился триумф, его узнавали на улице, о нём, о его игре и актёрском таланте писали журнальчики и газеты. Так, к примеру, мартовский номер «Советского экрана» за 1970 год писал:

Играет Верещагина… актёр редчайшей и сильной особенности… Луспекаев смог показать его трогательное простосердечие, наивность, незащищенность.

Ранее Луспекаев как киноактёр был малоизвестен, а его работы в кино, за редчайшим исключением, носили нрав случайный, краткосрочный и эпизодический. Режиссёры считали Луспекаева чисто театральным актёром, потому если и приглашали его на роль, то ограничивались или ролями второго плана, или эпизодами. Ну и сам Павел Борисович ролям в кино предпочитал роли в театре и многие свои киноопыты не обожал. С «Белого солнца пустыни» начался новый период в творческой жизни Павла Луспекаева, он всего себя безраздельно дал кино.

Последняя роль в кино

Последняя роль Луспекаева в кино была в кинофильме «Такая длинноватая, длинноватая дорога...»; выход кинофильма задержали из-за цензуры — в первой сцене кинофильма герой Луспекаева пьёт пиво в Ленинграде у Таврического сада и размышляет вслух. Сцену с намёком на матерный юмор цензура вырезала, а кинофильм был запрещён, он вышел на экраны в 1972 году, уже после погибели Павла Луспекаева, сыгравшего главную роль — Ивана Артамонова, человека, ищущего могилу погибшего на войне отпрыска.

Память

  • Петербургские таможенники в память о Верещагине взяли шефство над могилой актёра и приезжают туда в денек собственного проф праздничка.
  • С 1997 года на кинофестивале государств СНГ и Балтии «Киношок» вручается особый приз «Госпожа Удача» имени Павла Луспекаева «За мужество и достоинство в профессии».
  • В 2000 году в порту Владивостока свершилась церемония поднятия флага на судне «Павел Верещагин». Таможенный патрульный корабль назван в честь персонажа кинофильма «Белое солнце пустыни». Роль в подъёме флага приняли создатели кинофильма и дочь актёра Павла Луспекаева, сыгравшего роль таможенника Верещагина.
  • В 2005 году режиссёром Ольгой Дроздовой был снят документальный кинофильм о Павле Луспекаеве — «Павел Луспекаев. Эта беспощадная „госпожа фортуна“». Кинофильм ведает о катастрофической судьбе актёра, знакомит зрителей со страничками из его дневников.
  • Летом 2008 года в Москве планировалось открыть монумент Павлу Верещагину, который стал бы сразу и монументом Павлу Луспекаеву. Заказ на установление монумента поступил из таможенной службы РФ.
  • 28 февраля 2014 года в штаб-квартире Федеральной таможенной службы в Филях (Москва) свершилась праздничная церемония открытия монумента в честь таможенников Рф. В бронзовой композиции запечатлен образ знаменитого Павла Верещагина тогда, когда он с маузером в руке стоит на баркасе, на котором контрабандисты приготовились вывезти за предел золотые изделия и культурные ценности. На монументе выбита именитая фраза: «Я мзду не беру, мне за Державу грустно!» Высота бронзового Верещагина – 2,35 м, вес – более полутора тонн. Выполнить монумент доверили смоленским литейщикам из поселка Катынь под управлением создателя монумента – столичного архитектора Екатерины Коваль. Екатерина Коваль – член Союза живописцев и Союза столичных архитекторов.

Достойные внимания факты

  • После визита в Ленинград английский актёр театра и кино Лоуренс Оливье так откликался о Луспекаеве: «В Рф, в БДТ, есть один актёр — абсолютный гений! Только фамилию его произнести невозможно».
  • Песня про «девять граммов в сердце», которую напевал Верещагин, ставшая визитной карточкой картины «Белое солнце пустыни», записана с 2-ух попыток под аккомпанемент 2-ух различных гитаристов.
  • Кровь на лице Верещагина в эпизоде на баркасе — реальная. Актёр явился на съёмочную площадку с ножевой раной на лице, которую получил в потасовке с местными жителями в пивной вблизи.
  • В 2001 году, по решению управляющих донецкой таможни, на границе Донецкой и Ростовской областей был установлен монумент Павлу Верещагину, сделанный из дуба.
  • В 2002 году во Владивостоке на воду был спущен таможенный корабль, нареченный в честь знаменитого героя кинофильма — «Павел Верещагин», судно несёт службу у берегов Сахалина и Курил.
  • В 2007 году у стенок Курганской таможни установили монумент Павлу Верещагину, приурочив его открытие к 15-летию отделения.
  • В 2011 году в Луганске установили монумент Павлу Верещагину, выполненный из кованой меди. Его создателем стал архитектор Виктор Закалюкин.
  • В 2012 году Луганскому академическому областному русскому драматическому театру присвоено имя Павла Луспекаева.
  • В апреле 2012 года на здании Луганского академического областного российского драматического театра установлена мемориальная доска Павлу Луспекаеву. В праздничном открытии принял роль народный артист Рф Жора Штиль.
  • В 2012 году Луганский академический областной российский драматический театр организовал и провёл 1-й театральный фестиваль им. Павла Луспекаева «Госпожа удача», в каком приняли роль тринадцать театров из Украины, Рф и Белоруссии.
  • В 2014 году в Москве открыли монумент знаменитому герою фильмы "Белоснежное солнце пустыни" - таможеннику Павлу Верещагину. Праздничное открытие памятника состоялось в штаб-квартире Федеральной таможенной службы

Театральные работы

Большой драматический театр имени М.Горьковатого

  • 1959 — «Варвары» А. М. Горьковатого; режиссёр Г. А. Товстоногов — Черкун
  • 1959 — «Эзоп» Г. Фигейредо; режиссёр Г. А. Товстоногов — Агностос (ввод)
  • 1959 — «5 вечеров» А. М. Володина; режиссёр Жора Товстоногов — Тимофеев
  • 1960 — «Иркутская история» А. Арбузова; режиссёр Жора Товстоногов — Виктор Бойцов
  • 1960 — «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука; режиссёр Г. А. Товстоногов —Гайдай
  • 1961 — «4-ый» К. М. Симонова; режиссёр Р. С. Агамирзян — Бонар
  • 1961 — «Не склонившие головы» по сценарию Н. Дугласа и Г. Смита «Скованные одной цепью»; режиссёр Г. А. Товстоногов — Галлен
  • 1964 — «Поднятая целина» по М. Шолохову; режиссёр Г. А. Товстоногов —Макар Нагульнов

Работы на телевидении

  • 1965 — «Римские рассказы» по новеллам А. Моравиа (телеспектакль); режиссёр Л. И. Цуцульковский
  • 1965 — «Нос» Н. В. Гоголя (телеспектакль); режиссёр А. Белинский
  • 1967 — «Жизнь Матвея Кожемякина» (телеспектакль); режиссёр А. Белинский — Матвей Кожемякин
  • 1969 — «Мёртвые души» Н. В. Гоголя (телеспектакль); режиссёр А. Белинский — Ноздрёв

Фильмография

  • 1954 — Они спустились с гор — Борис
  • 1956 — Потаенна 2-ух океанов — Карцев
  • 1956 — Голубая стрела — начальник штаба
  • 1960 — Рождённые жить — Вазген Арамян
  • 1960 — 3-я, патетическая — Фёдорвей Дятлов
  • 1961 — Балтийское небо — Кузнецов
  • 1962 — Душа кличёт — Николай
  • 1962 — Капроновые сети — шофёр Степан
  • 1964 — Поезд милосердия — Лутохин
  • 1965 — Залп «Авроры» — толстый офицер
  • 1965 — На одной планетке — матрос Николай Маркин
  • 1965 — Иду на грозу — министр
  • 1966 — Долгая счастливая жизнь — Павел
  • 1966 — На одичавшем бреге — Гладышев
  • 1966 — Республика ШКИД — Косталмед
  • 1966 — Три толстяка — генерал Карраско
  • 1967 — Происшествие, которого никто не увидел — Тетерин
  • 1969 — Белоснежное солнце пустыни — Павел Артемьевич Верещагин
  • 1969 — Её имя — Весна — учитель
  • 1969 — Завтра, третьего апреля… — завхоз Ферапонтов
  • 1969 — Рокировка в длинноватую сторону — Ребров
  • 1970 — Зелёные цепочки — майор Иван Васильевич Бураков
  • 1972 — Такая длинноватая, длинноватая дорога... — Иван Артамонов

Телеспектакли

  • 1965 — Обещание счастья

Книжки

  • Луспекаев П. Б. Госпожа фортуна. М.: Зебра Е, 2012. 384 с., ил. — (Весь XX век). — 3000 экз., ISBN 978-5-94663-071-9

Прочитано 1607 раз