Суббота, 30 мая 2015 18:19

Мамонов Пётр Николаевич

Автор 
Совет: А чтобы не потерять эту страницу, просто нажмите на кнопочку ниже, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соц.сети
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация об актере


Биография актера Мамонов, Пётр Николаевич

Пётр Никола́евич Мамо́нов (14 апреля 1951, Москва) — российский рок-музыкант, актёр, поэт. Известен по музыкальной группе «Звуки Му», кинофильмам и спектаклям.

Содержание

  • 1 Детство
  • 2 Период социализации
  • 3 1-ое творчество
  • 4 Восхождение «Звуков Му»
  • 5 «Мамонов и Алексей», новые «Звуки Му»
  • 6 Начало актёрской карьеры
  • 7 1-ые моноспектакли
  • 8 «СВОИ2000»
  • 9 «Остров»
  • 10 Истинное время
  • 11 Роль в проектах
  • 12 Фильмография
  • 13 Призы и заслуги
  • 14 Примечания
  • 15 Ссылки

Детство

Пётр Мамонов родился 14 апреля 1951 года в Москве, рос в интеллигентной семье: отец был инженером, спецом по доменным печам, мама — переводчицей со скандинавских языков. Детство провёл в Большенном Каретном переулке, дом 17, в том же дворе, где взрослел Владимир Высоцкий. Калоритные артистичные возможности проявились сразу, мальчишка был отчислен из 2-ух средних школ за то, что повсевременно «устраивал цирк». А именно, из 187-й школы ему пришлось уйти после взрыва, организованного рядом с кабинетом химии. Будучи старшеклассником, вкупе со сверстниками собрал дворовый ансамбль «Экспресс», исполнявший очень искажённые хиты The Beatles, The Rolling Stones, Led Zeppelin. По мемуарам современников, Мамонов с ранешнего юношества обожал плясать, охотно исполнял шейк, рок, твист, уже в школьные годы показывал невероятную пластику. Его самый близкий друг Александр Липницкий гласил по этому поводу, что в плане танцевального мастерства Мамонову не было равных во всём городке.

Достаточно рано он получил доступ к редчайшим пластинкам западных музыкантов — отчим Липницкого, большой меломан Виктор Суходрев, работал переводчиком у Брежнева и благодаря этой должности имел возможность привозить из-за границы много различных записей. Если большая часть деятелей русского рока выросли на английской группе «Битлз», то Мамонову больше нравились представители «чёрной» Америки: Майлс Дейвис, Чабби Чекер, Рэй Чарльз, Айк Тёрнер и др. Как потом отмечал его биограф Сергей Гурьев, эта негритянская музыка «заложила волшебный фундамент для следующего проявления животной, буреломной российской дикости».

В юности Пётр нередко находился в среде столичных хиппи, хотя относился к эталонам этой подкультуры со скепсисом, нередко конфликтовал с ними и дрался. Во время одной из стычек, случившейся в саду «Эрмитаж», на него напали с заточенным ратфилем и ударом в область сердца пробили грудную клеточку — докторам, невзирая на сильное кровотечение, удалось спасти Мамонова, после нескольких хирургических операций он всё-таки вышел из комы — с того времени на груди остался соответствующий шрам. Ребенком он одевался как стиляга, но этой моды было недостаточно для проявления врождённой экспрессии, потому нередко Пётр прибегал к необычным средствам, к примеру, прогуливался по улице с ручкой от унитаза заместо серьги. Гиперактивность и рвение к эпатажу заставляли его совершать необыкновенные поступки, так, гуляя по парку, он время от времени разбегался и делал вид, что на полном ходу врезается в стенку, а позже лежал и смотрел, как вокруг него накапливаются люди. Чтоб избежать армии, притворялся безумным — проходил обследование в психиатрической лечебнице и был признан негожим к службе. Там же, в поликлинике, сдружился с будущим всероссийски известным рок-журналистом, Артёмом Троицким, который позже сыграет в его карьере немаловажную роль.

Период социализации

После окончания школы Пётр Мамонов обучался в полиграфическом техникуме, позже поступил в Столичный полиграфический институт на редакторский факультет, но выдержал там только до третьего курса. Об этом периоде его жизни понятно очень не достаточно, сам музыкант не любит вспоминать эти времена, сопровождавшиеся личными трагедиями и болезненной социопатией. Понятно, что кое-где посреди 1970-х годов он женился на некоторой девице, у их родился отпрыск, но брак очень стремительно распался.

Невзирая на огромную любовь к музыке, Мамонов навечно отошёл от музыкальной деятельности. В течение 10 лет он успел поменять огромное количество различных профессий: работал наборщиком в типографии, корректором и заведующим отделом писем в журнальчике «Пионер». Как вспоминал его сотрудник по журнальчику, сидевший за примыкающим столом Андрей Максимов: «Пётр писал статьи о тимуровцах и пионерских слётах. Он был очень хороший, щедрый. Зарабатывал — и здесь же все прогуливал». Позже устраивался банщиком-массажистом, лифтёром, грузчиком в продуктовом магазине, кочегаром в котельной на теплоэлектроцентрали, также переводчиком датской, норвежской и шведской поэзии для публикации в отдельных поэтических антологиях (эту последнюю специальность он унаследовал от мамы). В силу собственного экспрессивного нрава Мамонов ни на одном месте длительно не задерживался, а препядствия с алкоголем и неизменные денежные трудности провоцировали депрессивное настроение. Некое время в 1979 году он сожительствовал с преподавательницей зарубежных языков Ольгой Гороховой, да и этот роман оказался недолгим, как она отмечала в собственных воспоминаниях: «Петя посиживал дома, нередко надевал наушники и с дурной рожой слушал Weather Report. Мне тогда всё время снилось, что я от него убегаю, улетаю куда-то наверх, а он меня ловит и тянет вниз».

Подавленный любовными бедами, Мамонов поселился в коммунальной квартире в далённом районе Чертаново, из-за безработицы часто голодовал и даже временно бросил пить, но при всем этом интенсивно писал стихи — всего в 1980 году сочинил около семидесяти песен. «Немножко грустноватые песни у меня выходили. Ну, такие. Что ж делать». Накопив довольно материала, он пригласил в гости Троицкого, ставшего к тому времени уже известным критиком, и под гитару сыграл для него более удачные свои вещи. Мемуары об этой встрече запечатлены в книжке «Рок в Союзе»: «Это было великолепно забавно, очень и особенно. Маниакально-напряжённые польки-роки на одном-двух аккордах, исполненные с кликами, хрипами вперемежку с молчанием». Вдохновлённый похвалой, Мамонов отважился сделать свою рок-группу, поначалу репетировал вдвоём с младшим братом Алексеем Бортничуком, позже пригласил клавишника Павла Хотина и Липницкого на бас-гитару.

1-ое творчество

Образовавшиеся «Звуки Му» часто участвовали в квартирных концертах, попутно знакомясь с другими известными столичными и ленинградскими подпольными группами. Мамонов близко сдружился с участниками таких обществ как «Центр», «Браво», «Аквариум», «Кино», «Зоопарк» — они часто давали совместные выступления, обменивались опытом и даже передавали друг дружке отдельных музыкантов. Вести о коллективе с необыкновенным вокалистом стремительно расползались по городку, квартирники, проходившие всё почаще и почаще, стали приносить хороший доход. Личная жизнь с течением времени тоже наладилась, в 1982 году Мамонов женился на танцовщице кордебалета Ольге, которая сразу родила ему ещё 1-го отпрыска.

Сначала 1984 года «Звуки Му» в первый раз выступили на сцене перед огромным скоплением зрителей, это вышло в 300-местном актовом зале спецшколы № 30, где Мамонов с Липницким когда-то были учениками, причём не считая выпускников на концерт также пришли видные деятели столичного андерграунда. Троицкий в собственной книжке «Back in the USSR» так обрисовал это действо: «Пётр оказался очень буйным, эпилептическим шоуменом; представлял себя самого, но в мало преувеличенном виде: смесь уличного шута, галантного подонка и беспамятно горьковатого запивохи. Он становился в парадные позы и внезапно падал, имитировал сомнамбулизм и пускал пену изо рта, совершал недвусмысленные сексапильные движения и вдруг преображался в печального и сурового мужчину». Присутствовавший на концерте Сергей Рыженко именовал песни Мамонова «русскими народными галлюцинациями».

Практически всё лето члены группы провели в посёлке Николина Гора на даче у Липницкого, раз в день музицировали, экспериментировали с наркотиками и алкоголем, в оборудованной на чердаке студии делали 1-ые пробы записи. Провозглашённый сухой закон очень плохо сказывался на здоровье Мамонова, он часто употреблял духи и одеколоны, а в марте 1985 года вообщем оказался на грани погибели, выпив отысканный в кладовой растворитель. В тот вечер они были вдвоём с младшим братом Липницкого Владимиром, при всем этом Мамонов всё-таки смог оправиться после отравления, а Владимир погиб. Состав «Звуков Му» повсевременно претерпевал конфигурации, Мамонов пробовал сделать неповторимое звучание, потому стремительно отрешался от многих приходящих музыкантов, предъявляя к ним жесточайшие требования.

Восхождение «Звуков Му»

В апреле 1985 года группа прошла прослушивание перед жюри создававшейся Столичной рок-лаборатории, гос организации, позволявшей участвовать в больших концертах законно. За этот поступок многие деятели подполья возненавидели Мамонова, сочли предателем, а именно Илья Смирнов, устроитель ряда его квартирников, интенсивно критиковал творчество «Звуков Му» со страничек собственного самиздатовского журнальчика «Урлайт». Мамонов же с супругой и 2-мя детками не желал рисковать, находил стабильности, предпочитая выходить на сцену только с разрешения КГБ. Он даже подписал коллективное письмо, осуждающее подпольных музыкантов, хотя спустя много лет признался, что сделал это под давлением друзей и сейчас сожалеет о поставленной подписи.

Летом «Звуки Му» попробовали записать собственный 1-ый альбом, но безуспешно, так как в конечном итоге Мамонов отбраковал все изготовленные записи: «Всё лето работали. Казалось бы, в конце концов дописали, но я послушал и звучание какое-то неживое. Всё чего-то не хватает, а охото реальную вещь сделать». В январе и мае 1986 года группа поучаствовала в 2-ух огромных концертах рок-лаборатории, по приглашению рижского рок-клуба съездила в Латвию. В июне музыканты успешно выступили на фестивале «Движение в сторону весны», так успешно, что прибывшие сюда ленинградцы из «Аквариума», «Кино» и «Алисы» признали «Звуки Му» наилучшей группой Москвы. В конце года на выставке юных живописцев коллектив отдал, по воззрению Гурьева, наилучший концерт в собственной истории, отчёт о нём выпустили в журнальчике «Молодость», что привело к эффекту культурного шока посреди подписчиков.

Начиная с 1987 года Мамонов интенсивно гастролировал, в феврале его группа в первый раз выступила в Ленинграде, сыграв на разогреве у «Зоопарка» и удостоившись сдержанных рукоплесканий. После чего действия огромные статьи о «Звуках Му» появились в местной подпольной рок-прессе, в том числе в журнальчике «Рио»: «Пётр Николаевич стал на сцене как искуситель, заставляющий созидать то, что не хочешь, что неловко созидать и неэтично выставлять напоказ. Но ведь смотрим, чёрт возьми, смотрим и видим». С началом перестройки русские рокеры получили больше свободы, и, так как билеты на жд транспорт оставались сравнимо дешёвыми, «Звуки Му» пользовались этим, объездив многие городка Русского Союза от Харькова до Владивостока. Всюду выступлениям сопутствовал фуррор, зрители были в экстазе, как писал один журналист после концерта в Ташкенте: «Публика с разума сходила, а Петя на сцене такие кренделя выделывал, что погибель — не поймёшь, рыдать либо смеяться от его скрюченных ножек и перекошенной со слюной рожи». Возвратившись, Мамонов сыграл маленькую роль врача-наркобарона в кинофильме «Игла».

Посреди 1988 года при содействии собственного давнешнего знакомого Василия Шумова группа фактически сразу записала два студийных альбома «Обыкновенные вещи» и «Крым», причём в 1-ый вошли все ранешние песни Мамонова, тогда как 2-ой содержал уже новый материал. Осенью начались зарубежные гастроли «Звуков Му», музыканты побывали с концертами в Венгрии и неких городках Италии. Приблизительно тогда же Троицкий свёл Мамонова с Брайаном Ино, известным английским продюсером, который опешил такому необыкновенному творчеству, сходу предложив договор на выпуск альбома и тур по странам далекого зарубежья. После записи винила Zvuki Mu и выступления на центральном телевидении в передаче «Музыкальный ринг» сначала 1989 года коллектив навечно покинул страну: последовали туры по Франции, Германии, Англии. В мае группа возвратилась домой для роли в фестивале «Независимые музыканты — Югу Африки», позже последовал масштабный тур по восточному побережью США.

«Мамонов и Алексей», новые «Звуки Му»

Мамонов в 1995 году, фото Игоря Мухина

Невзирая на гигантскую популярность, по приезде из Америки Мамонов внезапно объявил о расформировании группы. Из всех участников коллектива он оставил рядом с собой только брата-гитариста, решив с этого момента выступать в формате дуэта «Мамонов и Алексей». В итоге они устроили тур по Сибири и выступили на фестивале рок-лаборатории, но стремительно расстаться не вышло — ещё действовал двухгодовой договор с Ино, по условиям которого они должны были съездить в США конкретно как «Звуки Му». В конечном итоге Мамонову пришлось ехать туда сходу с 2-мя составами, разрываясь меж своим прошедшим проектом и реальным. Возвратившись, каноническим составом они записали альбом «Транснадёжность» и распались совсем. Функции директора группы после ухода Липницкого взяла на себя Ольга Мамонова, ей, не считая того, поручили заниматься оформлением сцены, созданием декораций и пр.

В 1990 году была базирована собственная студия звукозаписи «Отделение Мамонов», куда в качестве админа пригласили Олега Ковригу, который ранее занимался организацией многих квартирников «Звуков Му». Мамонов желал сделать из студии нечто вроде Tamla Motown, где можно было бы записывать начинающих увлекательных музыкантов, был даже объявлен конкурс в «Столичном комсомольце», но в конечном итоге из этой затеи ничего не вышло. 1-ое время туда вправду поступали демо-кассеты различных исполнителей, на «Отделении», к примеру, прошли сессии записи сольного альбома Святослава Задерии «Джазус Крест» и дебютного диска группы «Рада и Терновник» «Графика», планировалось записывать группу начинающего гитариста Юрия Цалера. Но из-за сложного нрава Мамонов с трудом уживался с появлявшимися на студии людьми, начал закрываться там и музицировать в полном одиночестве, сделав это место кое-чем вроде собственного укрытия. Студия в таком виде просуществовала около 2-ух лет, там были записаны пластинки «Мамонов и Алексей» и «Инструментальные вариации», Коврига ушёл в 1992 году и основал свой лейбл с схожим заглавием «Отделение Выход», продолжив, все же, заниматься изданием мамоновских работ.

Равномерно Пётр Мамонов завлекал в группу новых людей и скоро возродил «Звуки Му», дополнив дуэт с братом бас-гитаристом Евгением Казанцевым и барабанщиком Андреем Надольским. Приглашённые музыканты благодаря опыту и профессионализму смогли сделать плотное звучание, «стенку звука», — это позволило играть песни, которые ранее не могли исполняться из-за отсутствия определённых способностей у инструменталистов. В 1993 году был выпущен альбом «Твердый закат», в плане звука значительно отличавшийся от всего прошедшего творчества группы. Но атмосфера в коллективе, невзирая на сравнимо удачные выступления, была не очень неплохой: Мамонову не хотелось ограничиваться рамками рока, заинтересовавшись театром и синематографом, он навечно уезжал по своим делам, а остававшимся простаивать музыкантам это не нравилось. К примеру, в 1994 году он в один момент уехал в Лос-Анджелес в гости к Василию Шумову, где работал над альбомом «Российские поют», содержащим кавер-версии песен узнаваемых западных рокеров. Недовольство музыкантов такими сольными начинаниями фаворита и рвение Мамонова к абсолютной свободе достигнули апогея в 1996 году, и после издания экспериментального винила «Жизнь амфибий, как она есть» «Звуки Му» совсем распались. «Группа — сложнейший организм, и не каждый может позволить для себя за ним ухаживать. Я растерял „Звуки Му“ конкретно поэтому, что не выстраивал дела снутри коллектива, а пробовал давить на всех сверху».

Начало актёрской карьеры

Программа спектакля "Лысый брюнет" Программа спектакля "Лысый брюнет" (снутри) Билет на спектакль "Лысый брюнет"

В первой половине 1990-х годов Мамонов всё меньше увлекался музыкой и всё больше склонялся к актёрству, роли в кино и театральных постановках. Принципиальным шагом на этом пути стала роль саксофониста-алкоголика в кинофильме Павла Лунгина «Такси-блюз». Вначале режиссёр задумывал совершенно другого головного героя для собственной картины, но после знакомства с Мамоновым был поражён самобытным артистизмом музыканта и решил написать сценарий специально под него: «Он внёс дух свободы, он там был таковой твёрдый, как гвоздь. Видно, что это очень слабенький человек, страшно слабенький, но в нём есть что-то такое, что не согнёшь и не сломаешь». Кинофильм удостоился заслуги за наилучшую режиссуру на Каннском кинофестивале, Мамонов номинировался на наилучшую мужскую роль премии «Ника», но статуэтка тогда досталась Иннокентию Смоктуновскому. Чуток позднее последовали съёмки в некоммерческих драмах «Нога» и «Анна Карамазофф», малобюджетных картинах, не имевших такового звучного фуррора.

Дебют Петра Мамонова в качестве театрального актёра состоялся в Столичном драматическом театре им. К. С. Станиславского, где с 1992 года совместно с режиссёром Олегом Бабицким и актёром Денисом Бургазлиевым он ставил спектакль «Лысый брюнет». Спектакль шёл достаточно удачно в течение пары лет, позже они попробовали поставить «Полковнику никто не пишет» по мотивам повести колумбийского писателя Габриэля Гарсиа Маркеса, но эта постановка оказалась уже не таковой пользующейся популярностью и закончила своё существование после эмиграции Бургазлиева в Германию. «Неудачный был опыт, не вышел спектакль. Я именно тогда сообразил, что работать с коллективом — это не моё. И режиссура — тоже не моя профессия». Сразу с работой в театре длилось съёмки в кино, на экраны вышли два кинофильма с ролью Мамонова: «Терра инкогнита» (1994) и «Время печали ещё не пришло» (1995).

1-ые моноспектакли

Коренной переворот в жизни Петра Мамонова начался с того, что в 1995 году он переехал жить в деревню Ефаново Наро-Фоминского района Столичной области, неподалеку от городка Верея. Общественностью этот поступок был воспринят как некоторое отшельничество, попытка сбежать от мирской суеты, но в реальности участок пригородной земли по дешёвке предложил ему двоюродный брат-бизнесмен, занимавшийся там строительством. После распада «Звуков Му» Мамонов находился в состоянии глубочайшей депрессии, не лицезрел смысла жизни, ничего не желал делать. «У меня был полный крах жизни. Я упёрся рогом в 40 5 лет, когда у меня и бабки были, и слава, и детки, и супруга отменная. А жить мне стало незачем». Выход из сложившейся тяжёлой ситуации нашёлся в православном христианстве: «Стал мыслить, зачем вообщем жить, зачем мне эти отпущенные 70 — либо сколько там — лет жизни. А прапрадед мой был протоиереем собора Василия Блаженного. Дай, думаю, куплю молитвословчик, посмотрю, о чём они там молятся». С того времени он занялся самосовершенствованием в православии, стал часто посещать местную церковь, исповедоваться и молиться.

Основным художественным проектом на этом шаге является спектакль «Есть ли жизнь на Марсе?», свободная интерпретация одноактной пьесы Антона Чехова «Предложение». Вначале на роль жены Мамонов собирался пригласить собственного товарища по рок-лаборатории Александра Ф. Скляра, но после того как тот отказался, решил исполнять все роли без помощи других — только в отдельных сценах живы персонажи заменялись куколками. Для представления специально был изготовлен музыкальный ряд, состоящий из минималистических звуков гитары, артист выходил на сцену под за ранее записанную минусовку и произносил свои высказывания в форме речитатива. Спектакль шёл в большей степени в том же театре Станиславского с 1997 года по 2001-й, потом вышел на DVD в виде компиляции смонтированных любительских съёмок. Также в этот период вышли два диска де-факто несуществующей группы «Звуки Му»: альбом с неизданными ранее треками «Шкура неубитого» (1999) и сборник избранных композиций «Набрал добротных на один компакт» (2000).

Последующий проект Мамонова, начавшийся в 2001 году и получивший заглавие «Шоколадный Пушкин», поначалу был выпущен в формате музыкального альбома, а позже появился в виде моноспектакля. Жанр этого собственного произведения создатель охарактеризовал как «лит-хоп»: литературный текст, прочитываемый со сцены в стилистике хип-хопа либо, поточнее, трип-хопа. Журналист Юрий Сапрыкин именовал происходящее «набором случайных, почти не связанных вместе текстов, жестов, танцев и гитарных партий». Как написали об этом в газете «Известия»: «Мамонов указывает как, треща от внутреннего напряжения и осыпаясь на ходу, идея складывается в корявое, отвратительное, разрушающее форму, но точно соответственное собственной внутренней сущности слово. Периодически сил не хватает, и заместо речи рождается вой — герой крючится, пытаясь высказать неописуемое, но Слово не приходит». Спектакль в виде «литературных вечеров» шёл более четырёх лет, последний раз был показан в Театре эстрады в 2005 году.

Также в 2002 году вышел абстрактный альбом «Электро Т», не нашедший воплощения на сцене. Большая часть композиций тут представляют собой инструментальные партии, нередко не содержащие людской речи, но заполненные сторонними шумами и «неидентифицируемым, нечленораздельным чавканьем». Узнаваемый рок-меломан Джордж Гуницкий именовал этот релиз «совершенно сумасшедшим альбомом, который не вписывается ни в одной жанровый расклад». Тогда же появился и 2-ой сборник ауттейков — «Шкура неубитого 2».

«СВОИ2000»

Приняв христианство, Мамонов закончил сниматься в кино, категорически отторгал любые поступающие предложения и заявки. Но в 2001 году художественному объединению СВОИ2000 всё-таки удалось заманить его к для себя в кинофильм. Режиссёр Сергей Лобан лично ездил в деревню уговаривать артиста, потом, получив отказ, оставил статью о собственной творческой группе и описание запланированной картины «Пыль». Пристально исследовав оставленные материалы, Мамонов связался с кинематографистами и отдал согласие сниматься, причём заместо всего сценария попросил прислать только только свою роль. «Он её позже перепечатал на печатной машинке, так как может принимать только текст, который написан им самим на печатной машинке», — вспоминал Лобан. Мамонов сыграл доктора, проводящего психологические опыты над людьми, кинофильм вышел в 2005 году и получил огромное количество различных премий в области независящего кино.

После «Жизни на Марсе» и «Шоколадного Пушкина» Мамонов длительно не мог приступить к разработке последующего спектакля, потому что страшился самокопирования. Чтоб избежать повторения, он предложил заняться этим делом своим новым друзьям по кинофильму «Пыль», сценаристке Марине Потаповой и актёру Алексею Подольскому с привлечением арт-группы «Слепые». На базе 2-ух альбомов «Мыши 2002» и «Зелёненький» они подготовили так именуемый балет «Мыши, мальчишка Кай и Снежная королева», в каком Мамонов исполнял свои песни, а остальные участники спектакля молчком демонстрировали пантомиму. Представлению сопутствовал фуррор, но большая часть критиков сошлись во мировоззрении, что дополнительные привлечённые актёры совсем не неотклонимы, и без их ничего бы не поменялось. Как писали об этом в журнальчике «Эксперт»: «Авторы спектакля решили натянуть ужа собственных пластических амбиций на ежа мамоновских словесно-звуковых упражнений последних лет». И вправду, в таком виде проект просуществовал только два года, после этого Мамонов переработал его в обычный себе формат моноспектакля.

В 2003 году состоялось известное выступление в передаче «Земля-Воздух» в прямом эфире на канале ТВС, где Мамонов под гитару в первый раз за длительное время исполнял некие старенькые песни «Звуков Му», а в перерывах общался с музыкальными критиками ведущих радиостанций страны. В протяжении всего концерта рядом с ним посиживал Подольский, сыгравший главную роль в кинофильме «Пыль», но ничего не делал, просто «олицетворяя собой честность». Выступление вышло так сильным и необыкновенным, что позднее его выпустили раздельно на DVD.

Невзирая на твёрдое решение стопроцентно отрешиться от наркотиков и алкоголя, озвученное в дополнительных материалах диска «Есть ли жизнь на Марсе?», Мамонов как и раньше испытывал тягу к спиртному, и это негативно сказывалось на его и без того подорванном здоровье. На одном из спектаклей в 2003 году он свалился на сцене прямо во время выступления и в состоянии комы был доставлен в Психиатрическую клинику имени Корсакова, где проходил курс реабилитации от спиртной зависимости. Переживания по этому поводу отразились в изданном тогда же альбоме «Величавое молчание вагона метро», в каком Мамонов читает белоснежные стихи при минимуме музыки в окружении звуков метрополитена. Также в 2003 году он был награждён «Нашим радио» премией «ПобоRoll» за вклад в развитие живой музыки. Как произнес главный редактор станции Миша Козырев: «Мамонов — это такая система координат, по которой я пробую выверить собственный путь, чтоб достигнуть чуток больше свободы».

В 2004 году Мамонов озвучил Дорвею в мультсериале «Клара, Дорвея. Обезумевшие бабки». Когда ему впервой прислали сценарий, он просто сжёг его в собственной печке, но после 2-ой заявки создателей мульта всё-таки согласился. В продаже появилась книжка «Поэты российского рока», куда посреди иных создателей были включены тексты песен «Звуков Му», также Мамонов в первый раз попробовал себя в прозе, написав маленькую книжку философских рассуждений «Птица Зу». В 2005 году вышел альбом «Сказки братьев Гримм» в жанре spoken word, где любая композиция представляет собой свободный пересказ одной из сказок известного сборника. Материал предполагалось воплотить в виде еще одного моноспектакля, но из-за денежных проблем воплотить этот проект не выходило, к тому же скоро сам Мамонов разочаровался в записи: «Беру я собственный последний альбом, который мне очень нравился, позавчера слушаю его, и мне не нравится уже, так как я уже обменялся немножко, мне уже слышится пафос излишний».

«Остров»

В 2006 году Мамонов снялся в новеньком кинофильме Лунгина «Полуостров», где сыграл старца-целителя Анатолия — юродивого монаха, который в молодости во время войны расстрелял друга и уже много лет в монастыре пробует отмолить грехи. Поначалу артист не желал соглашаться на роль, считая себя недостойным изображать святого, но, посовещавшись с исповедником, всё-таки отдал согласие. На роли других персонажей были приглашены такие известные актёры как Виктор Сухоруков и Дмитрий Дюжев, но конкретно Мамонов, сочетая эпатажность и духовность, «взорвал картину изнутри», по задумке режиссёра с фуррором скооперировал свою религиозность последних лет с врождённой артистичной эксцентрикой. «Мамонов не столько отца Анатолия играл, сколько себя самого. — вспоминал Лунгин. — Когда мы снимали молитву, это был очень интимный момент. Это не игра была — Пётр молился так, как молится ежедневно». В первый раз «Остров» проявили на Международном фестивале православного кино и телепрограмм «Радонеж», где его признали наилучшим христианским фильмом года. Все члены съёмочной группы побывали на приёме у Алексия II, Мамонов произнес патриарху, что если в итоге просмотра кинофильма хотя бы один человек из 10 тыщ пойдёт в храм, «значит, мы выполнили свою задачу».

Премьерные показы на местности Рф сопровождались ошеломительным фуррором, лента удостоилась огромного количества премий и наград, в том числе взяла 6 статуэток «Ника» и 6 «Золотых орлов» — сам Мамонов получил призы за наилучшую мужскую роль этих 2-ух кинопремий, премию «Своя колея» за вклад в возрождение православной культуры, премию «Жорж» и ещё несколько наименее важных наград. На церемонии вручения «Золотого орла» он ввёл собравшуюся праздную публику в оцепенение, появившись на сцене в обычный вязаной кофточке, потёртых джинсах и дешёвых кроссовках. Получая заслугу, произнёс обличительную речь, шокировав светскую тусовку: поведал о погибели оператора Андрея Жегалова, подверг резкой критике беспечность современного русского общества, отметив замену ценностей, аморальность игорного бизнеса и каждогодние убийства миллионов деток. Власть, по его воззрению, в этой плачевной ситуации ничего не сумеет сделать, и если мы сами на данный момент не одумаемся, то наши внуки будут рабами у хозяев-китайцев. На Первом канале речь фактически на сто процентов вырезали, но в прессе она произвела приметный резонанс, цитаты из неё были размещены в газетах «Коммерсант», «Известия», «Эксперт» и др. Популярная журналистка Ира Петровская именовала Мамонова личностью месяца, а сетевой журнальчик «Бунтарь» включил это эпатажное выступление в «топ-10 бунтарских поступков 2007 года».

Так либо по другому, после «Острова» популярность Петра Мамонова резко возросла, его личностью заинтересовались многие люди, которые ранее вообщем не знали о существовании такового артиста и его группы «Звуки Му». Когда кинофильм проявили по федеральному каналу «Наша родина», зрительский рейтинг поднялся до 41 %, что сравнимо с новогодними воззваниями президента. Если ранее о творчестве артиста было понятно только меломанам эры расцвета российского рока, то сейчас оно увлекло самые различные слои населения, от юных любителей авангардного искусства до представителей старшего поколения — православных верующих. Возникшую в те годы эйфорию вокруг Мамонова отлично обрисовал приближенный к нему Артемий Троицкий: «Пете не позавидуешь. Самое ужасное, что, когда кинофильм получил какое-то благословение от Российской православной церкви, в деревню, где он живойёт, потянулись колченогие, слепые, сирые и убогие — в искренней надежде, что он их вылечит. Так что Петя на данный момент находится в лёгкой осаде. Может быть, это паломничество уже проходит, но ситуация тяжёлая. А с другой стороны, я не могу поставить Петру эту ситуацию в вину, так как свою роль в кинофильме он сыграл честно, оттого таковой иконой юродивой и стал».

Истинное время

Мамонов в клубе Гоголь 24.05.13

На волне фуррора Лунгин позвал артиста в последующий собственный кинофильм «Правитель», сыграть роль Ивана IV Сурового, находившегося в противоречиях меж беспощадной деспотией и верой в Бога. По сюжету духовный человек митрополит Филипп II в выполнении Олега Янковского выступает против бездуховности и бесчеловечности власти, безрезультативно пробует спасти умирающую душу сударя. Схожая мысль пришла к режиссёру ещё во время сотворения «Острова», вот тогда он увидел в Мамонове «зерно, которое может стать ключом к этому образу». Но, невзирая на большой бюджет и вербование многих знаменитостей, картина уже не имела такового звучного фуррора: получила в главном сдержанные рецензии и не отличилась многообразием кинонаград. Некие кинокритики сошлись во мировоззрении, что Мамонов по сути плохо подходит на роль царя, заместо сурового самодержца у него вышел быстрее не очень ужасный юродивый, пакостный маленький бес. «Образ царя у меня не вышел. Мелковат я для российского царя». В конце 2007 года выступил на открытии интернационального фестиваля современного кино «Завтра».

Начиная с 2008 года Мамонов издаёт сборники собственных поэтических афоризмов «Закорючки», недлинные изречения на религиозную тему, определённым образом связанные с духовными поисками создателя — сейчас вышли уже четыре тома. В 2010 году он поучаствовал в проекте «Игла Remix», расширенной версии старенькой «Иглы», снялся в дополнительных сценах, специально для кинофильма прочел лекцию о вреде алкоголизма. В 2010 году приглашался Андреем Кагадеевым на роль Бога в кинофильме «Звёздный ворс». Или по коммерческим, или по идейным причинам, Мамонов от предложения отказался. В конечном итоге эту роль сыграл Артемий Троицкий. В 2011 году возобновилось его сотрудничество с художественной группой СВОИ2000, поначалу Мамонов сыграл в их новеньком кинофильме «Шапито-шоу», а позже на пару с Сергеем Лобаном сделал видео «Мамон + Лобан» о гордыне и тщеславии с рассуждениями о жизни у себя в деревне и на столичных улицах. В комплекте с этим видео шёл также аудиоальбом «Одно и то же», на котором старенькые и новые песни представлены в грязной, гаражной манере. Мамонов прочел закадровый текст в документальном кинофильме «Люди Таймыра» и внезапно выступил на фестивале «Рок над Волгой» в Самаре, сыграв под гитару главный хит «Звуков Му», издавна не исполнявшиеся «Досуги-буги».

В конце 2012 года Мамонов после долгого перерыва возвратился на театральную сцену с новым моноспектаклем «Дед Пётр и зайцы». В наиблежайшие планы артиста заходит создание цикла музыкальных радиопередач наподобие «Аэростата» Бориса Гребенщикова. Является академиком премии «Золотой орёл».

Участвовал в съемках телесериала «Пепел» режиссёра Вадима Перельмана.

24 мая 2013 года, на концерте, посвящённом юбилею лейбла Отделение «Выход», были представлены новые песни.

19 февраля 2015 года на официальном веб-сайте Мамонов собрал новый состав. Группа будет называться «Совершенно новые Звуки Му». В группу кроме Петра Мамонова вошли: Грант Минасян — барабаны; Илья Урезченко — бас; Алекс Грицкевич — электроника, клавишные; Слава Лосев — духовые, клавишные.

Роль в проектах

Музыкальные альбомы

  • 1988 — Обыкновенные вещи
  • 1988 — Крым
  • 1989 — Zvuki Mu
  • 1991 — Транснадёжность
  • 1992 — Мамонов и Алексей
  • 1994 — Российские поют
  • 1995 — Твердый закат
  • 1995 — Инструментальные варианты
  • 1995 — Твердый закат. Dance Mix
  • 1996 — Жизнь амфибий, как она есть
  • 1996 — П. Мамонов 84—87
  • 1997 — Легенды российского рока (Звуки Му)
  • 1999 — Шкура неубитого
  • 2000 — Шоколадный Пушкин
  • 2000 — Набрал добротных на один компакт
  • 2002 — Электро Т
  • 2002 — Шкура неубитого 2
  • 2003 — Мыши 2002
  • 2003 — Зелёненький
  • 2003 — Величавое молчание вагона метро
  • 2005 — Сказки братьев Гримм
  • 2011 — Одно и тоже

Спектакли

  • 1992—1995 — Лысый брюнет
  • 1995—1997 — Полковнику никто не пишет
  • 1997—2001 — Есть ли жизнь на Марсе?
  • 2001—2005 — Шоколадный Пушкин
  • 2003—2005 — Мыши, мальчишка Кай и Снежная Царица
  • 2005—2008 — Мыши плюс зелёненький
  • 2012—… — Дед Пётр и зайцы

DVD

  • 2005 — Есть ли жизнь на Марсе?
  • 2005 — Шоколадный Пушкин
  • 2006 — Мыши, мальчишка Кай и Снежная царица
  • 2008 — Твердый закат в Киеве
  • 2008 — Алексей in USA / МА — Cutz
  • 2011 — Мамон + Лобан

Книжки

  • 2004 — Поэты российского рока
  • 2005 — Птица Зу
  • 2008 — Завитушки. I-ый том
  • 2009 — Завитушки. II-ой том
  • 2010 — Завитушки. III-ий том
  • 2011 — Завитушки. IV-ый том

Фильмография

Год Заглавие Роль
1988 ф Игла Артур, хирург, поставщик наркотиков
1990 ф Такси-блюз Лёха, саксофонист
1991 ф Нога старший брат Мартына
1991 ф Анна Карамазофф собеседник на спаленной кухне
1994 ф Терра инкогнита Имя персонажа не обозначено
1995 ф Время печали ещё не пришло Мефодий, геодезист
2002 с Убойная сила 2 Актёр в театре
2004 мс Клара, Дорвея. Обезумевшие бабки глас Дорвеи
2005 ф Пыль доктор Пушкарь
2005 ф Случайный взор Имя персонажа не обозначено
2006 ф Полуостров Отец Анатолий
2009 ф Правитель Иван Суровый
2010 ф Игла Remix Артур Юсупович, хирург, наркоман, поставщик наркотиков
2011 ф Шапито-шоу Отец
2011 док Мамон + Лобан в роли себя
2011 док Люди Таймыра закадровый текст
2013 с Пепел Деда Лёва, уголовный авторитет
2014 ф Иерей-Сан Шатун

Призы и заслуги

  • 2003 — премия «Нашего радио» «ПобоRoll» за вклад в развитие живой музыки.
  • 2006 — приз кинофестиваля «Столичная премьера» за наилучшую мужскую роль в кинофильме «Полуостров».
  • 2006 — приз кинопремии «Золотой орёл» за наилучшую мужскую роль в кинофильме «Остров».
  • 2006 — приз кинопремии «Ника» за наилучшую мужскую роль в кинофильме «Остров».
  • 2006 — приз XIV Фестиваля русского кино в городке Онфлёр за наилучшую мужскую роль в кинофильме «Остров».
  • 2006 — премия «Своя колея» за вклад в возрождение православной культуры Рф.
  • 2007 — приз интернет-кинопремии «Жорж» в номинации «лучший русский актёр» за кинофильм «Остров».

Прочитано 1417 раз