Содержание
- 1 Биография
- 1.1 Святая Жанна
- 1.2 Здравствуй, грусть
- 1.3 Брак с Франсуа Морею
- 1.4 На последнем дыхании
- 1.5 Никто не напишет мне эпитафию
- 1.6 Брак с Роменом Гари
- 1.7 Политика
- 1.8 Продолжение карьеры
- 1.9 Последние годы жизни и погибель
- 2 Фильмография
- 3 Номинации
- 4 Примечания
- 5 Ссылки
- 5.1 Интервью
- 5.2 Книжки
- 5.3 Киносценарии, экранизированные пьесы, книжки
- 5.4 Статьи
- 5.5 Статьи в Вебе
- 5.6 Фото
Биография
Джин родилась 13 ноября 1938 года в городке Маршаллтаун южноамериканского штата Айова. Её отец, потомок шведских иммигрантов, был фармацевтом. Джин с молодых лет игралась на сцене школьного театра в пьесах «Леди-присяжные», «Счастливая поездка», а потом в постановках театра института Айовы «Наш городок» (в роли Эмили), «Сабрина Фэир» и «Пикник». Намедни выпуска из школы в 1956 году, одноклассники поставили её на 1-ое место в опросе, оценивающем перспективы учеников достигнуть фурроров в жизни. Так и случилось.
Святая Жанна
Кинокарьера актрисы началась с перспективного дебюта. В 1957 году девятнадцатилетняя Джин, в то время студентка института Айовы, приняла роль в кастинге на роль Жанны д’Арк в историческом кинофильме Отто Премингера «Святая Жанна» — экранизации пьесы Бернарда Шоу по киносценарию, написанному Грэмом Грином. Заместо того, чтоб пригласить на роль звезду, Премингер объявил государственный конкурс, пытаясь найти актрису, которая могла бы передать чистоту и непосредственность Орлеанской Девы. По масштабности этот поиск был сравним с поиском главной героини кинофильма «Унесённые ветром» в 30-х годах. В итоге из трёх тыщ претенденток, получивших приглашение приехать в Лос-Анджелес на интервью (а всего было подано 18 000 заявлений), режиссёр избрал Джин. В кинофильме Премингера Жанна стала обладающей здравым смыслом и удобной, мистицизм в её поступках отрицался. Во время съёмки сцены сожжения Джин получила маленькой ожог. Невзирая на широкую рекламу, этот кинофильм не имел фуррора в прокате и получил низкие оценки критиков. Недовольство критиков было вызвано, а именно, тем, что церковь изображалась в кинофильме как орудие ожесточенного политического режима. Также критиковали за то, что на главную роль взяли начинающую актрису. Босли Кроутер, кинокритик New York Times, высказал мировоззрение, что игра актрисы, невзирая на прилагаемые ею усилия, была незрелой и неубедительной, а рецензия, размещенная в журнальчике «Time», утверждала, что Премингер с очевидностью сделал ошибку, взяв на роль Жанны очень молодую актрису, которая припоминает не кусочек грубого хлеба, смоченного кровью битв, — как это замыслил Бернард Шоу — а мягенькую булочку, которую окунули в красноватое вино. Даже после того как Сиберг стала известной благодаря роли во французской новейшей волне, критики не изменили дела к этому кинофильму. В обзоре синематографических воплощений жизни Жанны д’Арк, размещенном в 2000 году, кинокритик Владимир Кузьмин писал, что Сиберг «играла всерьёз, выпадая из темпа боевика, уводя его в сторону», а сама картина «соответствовала южноамериканскому представлению о европейской истории».
Здравствуй, грусть
Невзирая на критику первого кинофильма с ролью Сиберг, в 1958 году Премингер пригласил её в собственный последующий кинофильм — мелодраму «Здравствуй, грусть», экранизацию нашумевшего романа Франсуазы Саган, размещенного 4-мя годами ранее. Сиберг сыграла в картине роль Сесиль. Базу сюжета, разворачивающегося на Средиземноморском побережье, составляет треугольник: семнадцатилетняя, ветреная Сесиль, её богатый отец, вдовец, меняющий любовниц каждые полгода, и Анна, давнишняя подруга мамы Сесиль, на которой отец намеревается жениться. Сесиль никак не смущают любовницы отца, но в Анне она лицезреет опасность их беззаботной жизни. Чтоб повредить дела отца с Анной, Сесиль уговаривает Эльзу, молоденькую любовницу отца, изобразить, что она влюблена в Филиппа, хахаля самой Сесиль, и таким макаром вызвать у отца ревность. План срабатывает, и конфликт завершается смертью Анны, которая падает с обрыва на машине. Жизнь ворачивается в обычное русло, но к Сесиль приходит грусть. Кинофильм вызвал разноплановые оценки. К примеру высказывалось мировоззрение, что картина унаследовала некие недочеты романа Саган. . Босли Кроутер писал, что картина только выделила незрелость и недостаточную глубину романа, добавив такие пороки, как дурной вкус, непродуманность и некомпетентность.. Оценки игры Сиберг колебались от утверждения, что она реабилитировала себя после плохого дебюта в «Жанне», верно изобразив в собственной героине «нездоровую свежесть кладбищенского цветка», до представления, что Сиберг, хоть и обладает неплохой фигурой, актриса незрелая, механично зачитывающая текст и демонстрирующая дилетантскую игру. Посреди рецензий, написанных спустя десятилетия после выхода кинофильма, некие отмечают его высочайшие плюсы. Премингер больше не снимал Сиберг и передал её договор Columbia Pictures.
Брак с Франсуа Морею
Во время съемок «Здравствуй, грусть», которые проходили на Лазуревом берегу, Сиберг познакомилась с французским юристом Франсуа Морею и скоро вышла за него замуж. Позже Сиберг гласила, что Морею произвел на неё воспоминание своими манерами: умением заказывать вино и оставлять визитку — другими словами не теми свойствами, по которым необходимо выбирать супруга, как она позднее сообразила. Чета жила в Европе — поначалу в Англии, где в 1959 году Джин снялась по договору с Columbia Pictures в комедии «Рёв мыши» c Питером Селлерсом (получив в конце концов похвалу от Босли Кроутера, написавшего, что она смотрелась лучше, чем в прошлых ролях), а потом во Франции. Супруги поселились в Париже, где актриса брала уроки французского, вокала и актёрского мастерства. Последнему она обучалась у Этьена Декру, учителя Марселя Марсо. . Её супруг также начал учавствовать в кинопроцессе. В 1960 году Сиберг появилась в кинофильме «Перемена», сценаристом и сорежиссёром которого был Франсуа. Этот кинофильм, как и «Здравствуй, грусть», был экранизацией романа Франсуазы Саган. Сиберг игралась в нём южноамериканскую студентку, живущую в Версале, которая поначалу влюбляется в соседа-скульптора, а потом разочаровывается в нём. Скоро после окончания съемок Джин подала на развод, обвинив Франсуа в жестоком воззвании. .
На последнем дыхании
К 1960 году энтузиазм студии Columbia Pictures к актрисе ослабел, и ей разрешили сняться у французского режиссёра Жан-Люка Годара, 1-го из пионеров французской новейшей волны, в драме «На последнем дыхании». Эта картина стала самым известным фильмом с её ролью. Её партнером по кинофильму был Жан-Поль Бельмондо. Работа принесла актрисе огромную популярность во Франции и номинацию на премию BAFTA. Этот кинофильм нередко именуют манифестом поколения 60-х. Кинофильм — история любви Патриции, американской журналистки, торгующей «Нью-Йорк Геральд Трибюн» на улицах Парижа, которую сыграла Сиберг, и прожигателя жизни Мишеля, зарабатывающего кражами автомобилей, которого сыграл Бельмондо. После того, как Мишель убивает полицейского, его отыскивают. Но уезжать из Парижа без возлюбленной Патриции Мишель не желает. Патриция же, не уверенная в собственных эмоциях к Мишелю, выдает его милиции, но, сделав это понимает, что любит его и бежит за своим возлюбленным, преследуемым милицией — только за тем, чтоб услышать последние слова умирающего, простреленного пулей. Благодаря роли Патриции, которую Джин сыграла в этом кинофильме, она стала культовой фигурой во Франции. Выросла и её популярность в США. В обиход даже вошло выражение «стрижка под Джин Сиберг». В статье, размещенной в Таймс, Мел Гуссоу писал, что Джин стала эмблемой для юных американок, которые желали уехать в Париж и стать Джин Сиберг. Босли Кроутер писал, что маленькая мисс Сиберг местами смотрится трогательно со своим детским лицом и кратко стриженными волосами, но в большинстве эпизодов холодна и расчетлива, как животное, защищающее себя в иррациональном, бессердечном мире.
Никто не напишет мне эпитафию
После выхода «На последнем дыхании» Columbia Pictures опять ощутила энтузиазм к ставшей известной актрисе, и в том же 1960 году она побывала на родине, где приняла роль в драме «Никто не напишет мне эпитафию», разоблачающей употребление наркотиков. Потом актриса возвратилась во Францию.
Брак с Роменом Гари
В 1961 году вышли два кинофильма актрисы — драма «Огромные люди» и комедия «Хахаль на 5 дней». К тому времени у Сиберг начался роман с известным писателем Роменом Гари, который был старше её на 20 четыре года. Познакомились они в 1959 году в Лос-Анджелесе , а поженились 16 октября 1962 года. Беременная от Гари, в 1963 году Сиберг появилась исключительно в одном кинофильме — мелодраме Роберта Пэрриша «По-французски» (сценаристом этого кинофильма был писатель Ирвин Шоу) — и в июле такого же года родила отпрыска, которого окрестили Александр Диего.
8 марта 1963 года изображение Сиберг появилась на обложке журнальчика «Life».
Дальше в 1964 году вышло сходу три кинофильма с ролью актрисы. Поначалу она появилась в киноальманахе «Самые прекрасные мошенники мира» — он состоял из 5 частей под режиссурой Клода Шаброля, Жана-Люка Годара (в его эпизоде под заглавием «Великий плут» и снялась актриса), Уго Грегоретти, Хиромити Хорикава и Романа Полански. Потом последовала 2-ая работа в паре с Бельмондо — преступная комедия о контрабандистах «Счастливый побег» — и психическая драма Роберта Россена «Лилит». За роль в этом последнем по договору с Columbia Pictures кинофильме, где Сиберг сыграла пациентку поликлиники для сумасшедших, в которую втюрился доктор (персонаж Уоррена Битти), актриса была номинирована на получение премии «Золотой глобус».
Последующие два года оказались более плодотворны для Сиберг в творческом плане. В 1965 году вышла преступная мелодрама «Млрд на бильярде», где партнёром актрисы стал Клод Риш, потом Джин вновь на короткий срок отправилась в Голливуд и снялась на Universal Pictures в триллере «Минутка за минуту». Возвратившись во Францию, она приступила к съёмкам в приключенческом кинофильме «Эстуфад по-карибски», где кроме неё были заняты Фредерик Стэффорд и Серж Генсбур. В 1966 году она в первый раз работала с Клодом Шабролем — режиссёр пригласил её на главную роль в свою новейшую картину «Демаркационная линия», драму об оккупированной нацистами Франции. И, в конце концов, третьим фильмом этого года для Сиберг стала южноамериканская комедия Ирвина Кешнера «Незапятнанное безумие», дуэт с Шоном Коннери.
Шаброль работал с Сиберг ещё в один прекрасный момент — в 1967 году он снял её и Мориса Роне в триллере «Дорога в Коринф». В 1968 году она опять игралась с Роне, сейчас в драме «Птицы летят дохнуть в Перу», которую снял по собственному сценарию её супруг. Эта картина, где Сиберг исполнила роль нимфоманки Адрианы, стала первым фильмом, которому в южноамериканском прокате была присвоена категория X, назначаемая за откровенные сексапильные сцены и сцены насилия. В 1969 году актриса работала в США, приняв роль в 2-ух картинах — драме «Маятник» и музыкальном вестерне «Золото Калифорнии», где её партнерами стали Ли Марвин и ветеран жанра Клинт Иствуд. Последняя картина в 1970 году была номинирована на премии «Оскар» и «Золотой глобус».
Политика
В конце 60-х новым увлечением Сиберг стала политика, в итоге чего её имя было замешано в нескольких скандалах. Так, актриса поддерживала Национальную ассоциацию развития цветного населения, выступала за права афроамериканцев и краснокожих. Не считая того, она оказывала финансовую помощь активистам «Чёрных пантер» — партии, которая боролась за права афроамериканцев в США. В итоге ФБР, которым в то время управлял Эдгар Гувер, не только лишь установило за ней брутальную слежку в рамках программки COINTELPRO, да и пробовало опозорить её репутацию, распространив в прессе слух на тему того, что Сиберг, беременная вторым ребенком, зачала не от Гари, а от чернокожего члена партии. Из-за нервного потрясения, вызванного этими слухами, в конце августа 1970 года у актрисы начались досрочные роды, и она произвела на свет мертворожденную девченку. Чтоб пресечь слухи, она созвала пресс-конференцию и показала фото собственного белоснежного малыша. В том же году последовал её развод с Гари, который юридически оформлен был не до конца.
Продолжение карьеры
Невзирая на потрясение, связанное с выкидышем и разрывом с супругом, явившееся предпосылкой нередких приступов депрессии и суицидальных порывов, Сиберг продолжала работать. В 1970 году она выпустила три кинофильма. Поначалу актриса снялась в Италии в драме «Тёплая волна», потом последовали две южноамериканские картины — вестерн «Мачо Каллахан» и триллер «Аэропорт», где её партнёрами были Берт Ланкастер, Дин Мартин и Жаклин Биссет. В 1971 году Сиберг работала со своим бывшим супругом Гари, снявшись в преступном триллере «Уничтожить!», а в будущем году опять вышла замуж — сейчас за актёра и режиссёра Денниса Берри.
В 1972 году вышло три кинофильма с Сиберг. Первым была итальянская драма «Такая особенная любовь», потом последовали картина Паскуале Сквитери «Каморра» и триллер Ветла Буассе «Похищение в Париже», где партнерами Сиберг были Жан-Луи Трентиньян и Мишель Пикколи.
Посреди 70-х её карьера начала равномерно клониться к закату. Актриса стала пореже сниматься — в 1973 и 1974 годах вышло всего по одному кинофильму с её ролью, а драма «Одичавшая утка», снятая в 1976 году в Германии по пьесе Генрика Ибсена, стала её последней картиной.
Последние годы жизни и погибель
В конце 70-х Сиберг стала встречаться с 29-летним алжирским плейбоем Ахмедом Хасни и 31 мая 1979 года вышла за него замуж, но, потому что её развод с Гари не был официально оформлен, брак с Хасни не мог считаться легитимным. Последний раз Сиберг лицезрели живой 29 августа 1979 года на премьере кинофильма «Свет дамы», снятом по роману Ромена Гари. 8 сентября 1979 года её завёрнутое в одеяло тело нашли на заднем сидение белоснежного «Рено», стоявшего на окраине Парижа на улице генерала Аппера. В крови актрисы нашли высочайшее содержание снотворного и алкоголя, а потому что в руке у неё была зажата предсмертная записка со словами «Прости, я больше не могу жить со своими нервами», был изготовлен вывод, что Джин Сиберг покончила жизнь самоубийством. Актрисе было всего 40 лет. Она лежит на кладбище Монпарнас во Франции. Чуток больше, чем через год покончит жизнь самоубийством и Ромен Гари.
В 1995 году Марк Раппопорт снял кинофильм «Из дневников Джин Сиберг», посвященный её жизни.
Фильмография
Год | На российском | На языке оригинала | Роль |
---|---|---|---|
1976 | Одичавшая утка | Die Wildente | Джина Экдаль |
1975 | Белоснежные лошадки августа | Bianchi cavalli d’Agosto | Ли Кингсбург |
Сильный экстаз | Die Große Ekstase | Эмили | |
1974 | Баллада о малыше Билли | Ballad for Billy the Kid | |
1973 | Падение Криса Миллера | La Corrupción de Chris Miller | Рут Миллер |
1972 | Похищение в Париже | L’Attentat | Эдит Лeмoн |
Каморра | Camorra | Луиза | |
Такая особенная любовь | Questa specie d’amore | Джованна | |
1971 | Уничтожить! | Kill! | Эмили Гамильтон |
1970 | Мачо Каллахан | Macho Callahan | Александра Маунтфорд |
Аэропорт | Airport | Таня Ливингстон | |
Тёплая волна | Ondata di calore | Джойс Грасс | |
1969 | Золото Калифорнии | Paint Your Wagon | Элизабет |
Маятник | Pendulum | Адель Мэттьюс | |
1968 | Птицы летят дохнуть в Перу | Les Oiseaux vont mourir au Pérou | Адриана |
1967 | Дорога в Коринф | La Route de Corinthe | Шанни |
1966 | Незапятнанное безумие | A Fine Madness | Лидия Вест |
Демаркационная линия | La Ligne de démarcation | Мари, графиня де Дамвилль | |
Эстуфад по-карибски | Estouffade à la Caraïbe | Колин О’Хара | |
1965 | Минутка за минуту | Moment to Moment | Кей Стэнтон |
Млрд на бильярде | Un milliard dans un billard | Беттина Ральтон | |
1964 | Лилит | Lilith | Лилит Артур |
Счастливый побег | Échappement libre | Ольга Келан | |
Самые прекрасные мошенники мира | Les Plus belles escroqueries du monde | Патриция Лекок | |
1963 | По-французски | In the French Style | Кристина Джеймс |
1962 | Конго живойёт | Congo vivo | Аннет |
1961 | Хахаль на 5 дней | L’Amant de cinq jours | Клер |
Огромные люди | Les Grandes personnes | Энн | |
1960 | Никто не напишет мне эпитафию | Let No Man Write My Epitaph | Барбара Холлоуэй |
На последнем дыхании | À bout de souffle | Патриция Франчини | |
Перемена | La Récréation | Кейт Гувер | |
1959 | Рёв мыши | The Mouse That Roared | Хелен Кокинц |
1958 | Здравствуй, грусть | Bonjour tristesse | Cecile Raymond’s daughter |
1957 | Святая Жанна | Saint Joan | Жанна д’Арк |
Номинации
- 1962 Премия BAFTA — наилучшая зарубежная актриса, за кинофильм «На последнем дыхании»
- 1965 Премия «Золотой глобус» — наилучшая актриса, за кинофильм «Лилит»