Государственная кинопремия (1976, 2004)
ID 0846616
Шармила Тагор (бенг. শর্মিলা ঠাকুর, ?, хинди शर्मिला टैगोर, англ. Sharmila Tagore, в замужестве бегум Айеша Султана Патауди, (англ. Ayesha Sultana Pataudi); род. 8 декабря 1944, Хайдарабад, княжество Хайдерабад, Английская Индия) — индийская киноактриса, снявшаяся в порядка 100 фильмах на хинди и бенгальском языке. Лауреат Государственной кинопремии Индии и Filmfare Awards за наилучшую женскую роль. Награждена одной из высших штатских муниципальных наград Индии Падма Бхушан и высшей степенью ордена Искусств и литературы Франции.
С 13 октября 2004 по 31 марта 2011 года являлась председателем Центральной Индийской Комиссии по киноцензуре. В 2009 году она была в составе жюри Каннского кинофестиваля. В декабре 2005 года Шармила Тагор была выбрана в качестве посла хорошей воли ЮНИСЕФ.
Мама актера Саифа Али Хана и актрисы Сохи Али Хан.
Содержание
- 1 Биография
- 2 Карьера
- 3 Фильмография
- 4 Заслуги и Номинации
- 5 Примечания
- 6 Ссылки
Биография
Шармила Тагор родилась в семье бенгальских брахманов, проживавшей в княжестве Хайдерабад (сейчас штат Андхра-Прадеш). Её отец, Гитиндранат Тагор — внук известного художника Гаганендраната Тагора (англ.)русск., был заместителем генерального директора личной британско-индийской компании Elgin Mills. Её мама, Ирина Баруа, имела ассамские корешки со стороны отца. Оба её родителя происходили из семьи Тагоров, и являлись родственниками поэта и нобелевского лауреата Рабиндраната Тагора. После Шармилы у её родителей родились ещё две дочери: Оиндрила (в замужестве Кунду, под именованием Тинку Тхакур сыграла роль малеханькой девченки Мини в кинофильме «Кабулиец» режиссёра Тапана Синха (англ.)русск.) и Ромилла (в замужестве Сен). Когда ей было 7 лет, предки выслали её Калькутту в дом её деда, где она провела огромную часть собственного юношества.
Шармила с дочерью СохойШармила посещала Высшую Среднюю Школу Святого Епископа Иоанна для девченок. Но после того, как она начала сниматься в кино, директор школы попросил её бросить учебу, чтоб не оказывать дурного воздействия на других учениц. Тогда она перебежала в школу при монастыре Лорето в Асансоле. Из-за актерской карьеры ей также пришлось бросить институт. Сейчас Тагор является знатным медиком искусств Института Напьер в Эдинбурге (англ.)русск..
Шармила вышла замуж за Мансура Али Хана (англ.)русск., наваба Патауди и бывшего капитана сборной Индии по крикету, с которым она познакомилась незадолго до собственного 21-го денька рождения. Церемония никах прошла 27 декабря 1969 года, актриса приняла ислам и взяла имя Айеша Султана. У пары родилось трое малышей: Саиф Али Хан (род. 1970), Саба Али Хан (род. 1976, дизайнер ювелирных украшений), и Соха Али Хан (англ.)русск. (род. 1978). Мансур Али Хан скончался 22 сентября 2011 года в возрасте 70 лет. После его погибели Шармила, вместе с друзьями и членами семьи, начала работать над его биографией. Книжка «Pataudi: Nawab of Cricket», для которой Шармила Тагор написала, в том числе, вступление, вышла в 2013 году.
Карьера
Шармила Тагор начала карьеру актрисы в 1959 году в кинофильме Сатьяджита Рая «Мир Апу», где она сыграла молодую супругу головного героя, умирающую во время родов. Когда начались съемки, ей было только 13 лет. Сатьяджит, одним из педагогов которого в Институте Висва-Бхарата был сам Рабиндранат Тагор, поддерживал тесноватую связь с семьей собственного учителя, и, когда ему потребовалось свежее лицо для нового кинофильма, он предложил роль Шармиле. На съемочной площадке Раю пришлось тщательно расписывать каждый её шаг и жест, потому что тогда она ничего не знала об актёрском мастерстве, и даже носить сари ей пришлось срочно обучаться у супруги режиссёра. Её партнером по кинофильму был дебютант Сумитра Чаттерджи (англ.)русск.. Потом, они вкупе снялись ещё в нескольких фильмах Рая.
Режиссёр также пригласил Шармилу в его последующий кинофильм «Богиня», где она сыграла молоденькую супругу, которую набожный свекор уверил, как будто она является земным воплощением богини Кали, что вызвало у неё помутнение рассудка. После показа кинофильма в Нью-Йорке кинокритик Паулин Кейл обрисовала Шармилу последующими словами: «Юная мисс Тагор утонченна и идеальна — слово, которое, как Вы понимаете, я употребляю исключительно в случае самой последней необходимости».
Благодаря тому, что она имела стройную фигуру и наружность, не типичную для бенгалки, скоро её пригласили работать в Болливуд, хотя хинди-произношение актрисы было ещё далековато от совершенства. В 1964 году Шакти Саманта (англ.)русск. отдал ей роль в «Красавице Кашмира» с Шамми Капуром. Кинофильм имел большой фуррор, и Шармила в одночасье стала одной из самых нужных героинь в Бомбее. После чего она начала работать с такими выдающимися режиссёрами как Яш Чопра в «Испытании временем», Ришикеш Мукхерджи (англ.)русск. в «Анупаме» и Мохан Сегал в «Девере».
«Анупама» (англ.)русск. (1966) был первым фильмом Шармилы, показанным в СССР. Тагор сыграла даму Разуму, которую отец обвиняет в погибели её мамы, скончавшейся при родах. Её героиня — тихая, робкая не решается говорить с людьми, и единственными её собеседниками являются цветочки и птицы. На съемках Шармиле Тагор пришлось отстаивать свою коронную прическу у режиссера картины и признанного фаворита бомбейского кино Ришикеша Мукхерджи. Он представлял свою героиню «закрытой, погруженной в хлопот навязанного ей культурной традицией духовного самобичевания индийской женщиной и никак не мог согласиться, чтоб ее голову венчала эта новомодная копна с подложенным шиньоном». Но 19-летняя актриса смогла настоять на своём и не прогадала, густой нимб волос вокруг лица в сочетании задумчивым взором придал её виду больше загадочности.
В эти годы она стала самой загруженной актрисой в Бомбее. Но невзирая на занятость в Болливуде, она находила время и для бенгальских кинофильмов. Так в 1963 году она появилась в Sesh Anka, Nirjan Saikate, Chhaya Surjo, Barnali и Sesh Prahar. Sesh Anka был детективом, где она была в паре с маститым актером Утамом Кумаром (англ.)русск.. Но рядом с ним Шармила была больше похожа на манекен, чем на живую героиню. В кинофильме Chhaya Surjo Партха Пратима Чаудхари (англ.)русск. она игралась уже намного лучше. Но тут режиссёр на сто процентов контролировал её деяния. В будущем году она снялась в 3-х бенгальских фильмах: Kinu Gowalar Gali, Prabhater Rang и Subha O Debotar Gras. Но исключительно в последнем её выполнение роли заслуживало похвал, и это опять был кинофильм Партха Пратима Чаудхари. Спустя 6 длительных лет после «Богини», Сатьяджит Рай позвал ее на роль в кинофильме «Герой» (1966). Опять она игралась с Уттамом Кумаром, но это была уже не та Шармила, что три года вспять в Sesh Anka. И хотя на съемочной площадке управлял Рай, она не была куклой в руках режиссера, а показывала свой талант.
После «Героя», Шармила снялась «Вечер в Париже» (1967) опять с Шамми, где у неё была двойная роль. Одна из её героинь была женщиной из обеспеченной семьи, выросшей и воспитанной во французской столице, а другая — танцовщицей кабаре. В этом кинофильме она, одна из первых посреди индийских актрис, появилась на дисплее в купальнике. Саманта говорил, что вначале Шармила желала надеть бикини, но он настоял на более умеренном слитном купальнике, чтоб пройти цензуру. Его опаски не были напрасными, хотя кинофильму присвоили рейтинг «Универсальный», при показе на телевидении эпизод с катанием на аква лыжах был вырезан, потому что его сочли «вульгарным». Актриса же смогла воплотить свое желание показаться в бикини на обложке глянцевого журнальчика Filmfare. Рассказывая о том времени, Шармила гласит, что фотограф во время фотосъемки волновался о приличиях больше, чем она, и даже просил её прикрыть некие части тела в нескольких кадрах. Естественно, когда журнальчик появился в продаже в августе 1968 года, фото вызвали необычный ажиотаж и даже обсуждение в правительстве Индии. Это сделало Тагор кое-чем вроде секс-символа Болливуда, также запустило волну ношения бикини актрисами далее (Димпл Кападия в «Бобби» (1973), Зинат Аман в «В поисках любви..» и «Друзья навек» (1980), Парвин Баби в Yeh Nazdeekiyan (1982)).
Позднее Саманта соединил Тагор с Раджешем Кханна для таких кинофильмов как «Преданность» (1969) и «Бессмертная любовь» (1972). Другие режиссёры тоже снимали их совместно в «Путешествие» (1970), «Выше Бога» (1972) и «Камень на сердечко» (1973). В «Преданности» героиня Шармилы Вандана проходит путь от развеселой и юной девицы к матери-одиночке, потом к заключенной, отбывающей срок за грех, которого она не совершала и, в конце концов, к благородной старый мамы. За роль Вадханы она получила свою первую и единственную Filmfare Award. Это был пик её популярности и 1-ый опыт работы вместе с кумиром тех пор Раджешем Кханна. На данный момент на счету пары Раджеш-Шармила 6 кассовых хитов.
Тагор появлялась на дисплее и вместе с другими известными актерами Болливуда, к примеру, в бомбейском боевике «Поверь в мечту» (1969) с Дхармендрой и в детективе «История любви» (1972) с Дилипом Кумаром. Шармила также образовала пользующуюся популярностью пару с Шаши Капуром в «Испытание временем» (1965), «Лицом к лицу» (1967), «Приятная поездка» (1970), «Приди в мои объятия» (1973) и «Принц и нищий» (1974).
В 1970 году Сатьяджит Рай пригласил её для съемок кинофильма «Деньки и ночи в лесу». Спустя 11 лет, она опять работала с Сумитрой Чаттерджи. В будущем году она появилась в ещё одном кинофильме такого же режиссёра — «Компания с ограниченной ответственностью». Кроме работы у Рая, Шармила сыграла в таких бенгальских фильмах, как Mother, Kalankini Kankabati, Tanaya, Pratidan, Anurodh.
Высоко оценена была её работа в кинофильме Amanush Саманты, где сейчас она действовала в качестве наставника Уттама Кумара, для которого это было возвращение в киноленты на хинди. После Тагор сыграла мама и дочь в кинофильме Гульзара 1975 года «Путешествии в прошлое» (в других источниках «Погода»). Кинофильм был представлен на Filmfare Awards в 8 номинациях, в том числе и за наилучшую женскую роль. Но единственной заслугой за эту картину для Тагор стала Государственная кинопремия Индии.
Шармила Тагор и Гириш Карнад на съемках Life Goes OnК 1979 году у актрисы было уже трое деток, и, чтоб уделять семье больше времени, она стала появляться на большенном экране всё пореже и пореже. В 90-х годах Шармила игралась второстепенные роли в таких фильмах как «Миссисипская масала» Миры Наир, «Влюбленный бродяга» (дебютный кинофильм её отпрыска Саифа Али Хана), «Мятежная душа» Индры Кумара (англ.)русск. и «Биение сердца» Дармеша Даршана (англ.)русск..
В 2003 году она появилась в бенгальском кинофильме «Снова в лесу» Гаутама Гхоша (англ.)русск., продолжении «Дни и ночи в лесу» Рая. Сейчас она была уже в возрасте, но это не воспрепядствовало ей передать сиквелу все аспекты необычного кинофильма. Потом последовали два кинофильма на хинди вместе с Амитабхом Баччаном: «Найти справедливость» и «Эклавия – княжеский страж». За роль в первом из их она была номинирована на премию Filmfare за наилучшую женскую роль. Тогда ей было уже 60 лет, что сделало её самой старшей из всех актрис в момент номинации. 2-ой кинофильм примечателен тем, что Шармила Тагор в нем сыграла роль мамы, а её отпрыск Саиф Али Хан — роль отпрыска. Кинофильм был выдвинут на Оскар как наилучший кинофильм на зарубежном языке, но так и не был номинирован.
Фильмография
В перечне кинофильмов не указаны фильмы, не имеющие русского наименования. В скобках после необычного наименования картины указан язык, на котором снят кинофильм, либо страна производства, если они отличаются от хинди либо Индии соответственно.
Год | Российское заглавие | Оригинальное заглавие | Роль | |
---|---|---|---|---|
1959 | ф | Мир Апу | Apur Sansar (бенгальский) | Апарна |
1960 | ф | Богиня | Devi (бенгальский) | Дойамойи |
1964 | ф | Кросотка Кашмира | Kashmir Ki Kali | Чампа |
1965 | ф | Испытание временем | Waqt | Рену Ханна |
1966 | ф | Анупама | Anupama | Мозга Шарма |
1966 | ф | Герой | Nayak | Адити |
1966 | ф | Деверь | Devar | Мадхумати / Бхавария |
1966 | ф | Эта ночь не наступит вновь | Yeh Raat Phir Na Aayegi | Киран / Киранмаи |
1967 | ф | Вечер в Париже | An Evening in Paris | близнецы Дипа Малик и Сьюзи / Рупа |
1967 | ф | Лицом к лицу | Aamne Samne | Сапна Матхур |
1968 | ф | Мой самый возлюбленный друг | Mere Hamdam Mere Dost | Анита |
1969 | ф | Поверь в мечту | Yakeen | Рита |
1969 | ф | Актуальный путь | Satyakam | Раджана |
1969 | ф | Мечта | Talash | Мадху / Гаури |
1969 | ф | Преданность | Aradhana | Вандана Трипатхи |
1970 | ф | Деньки и ночи в лесу | Aranyer Din Ratri (бенгальский) | Апарна |
1970 | ф | Приятная поездка | Suhana Safar | Сапна |
1970 | ф | Путешествие | Safar | Нила Капур |
1971 | ф | Компания с ограниченной ответственностью | Seemabaddha (бенгальский) | Тутул |
1971 | ф | Младшая невестка | Chhoti Bahu | Радха |
1972 | ф | Бессмертная любовь | Amar Prem | Пушпа |
1972 | ф | История любви | Dastaan | Мина |
1972 | ф | Раджа и Рани | Raja Rani | Нирмала / Рани |
1972 | ф | Выше Бога | Maalik | Савитри |
1973 | ф | Камень на сердечко | Daag: A Poem of Love | Сония Кохли |
1973 | ф | Приди в мои объятия | Aa Gale Lag Jaa | Прити |
1974 | ф | Открытие | Avishkaar | Манси |
1974 | ф | Бесстыдная | Charitraheen | Рама |
1974 | ф | Белоснежный голубь | Shandaar | Пратима |
1974 | ф | Царевич и нищий | Paap Aur Punya | Джугни |
1975 | ф | Путешествие в прошедшее / Погода | Mausam | Чанда, её дочь Каджли |
1975 | ф | Втихаря | Chupke Chupke | Сулекха Чатурведи |
1975 | ф | Сбежавший | Faraar | Мала / Аша |
1975 | ф | Позабытая супруга | Khushboo | Лакхи |
1975 | ф | Дворец мечты | Ek Mahal Ho Sapno Ka | Аруна Сегхал |
1976 | ф | Один другого лучше | Ek Se Badhkar Ek | Рекха |
1978 | ф | Нахал | Besharam | Ринку / Моника |
1979 | ф | Обретение дома | Griha Pravesh | Манси |
1982 | ф | Квартирант | Namkeen | Нимки |
1982 | ф | Патриот | Desh Premee | Бхарти |
1983 | ф | Глубочайшая рана | Gehri Chot: Urf - Door-Desh | Шобна Ханна |
1984 | ф | Санни | Sunny | мама Санни |
1986 | ф | Нью-Дели Таймс | New-Delhi Times | Ниша |
1987 | ф | Свати | Swati | Шарада |
1991 | ф | Миссисипская масала | Mississippi Masala (США) | Кинну |
1993 | ф | Влюбленный бродяга | Aashiq Awara | Миссис Сингх |
1999 | ф | Мятежная душа | Mann | Бабушка Дева |
2000 | ф | Биение сердца | Dhadkan | Мама Дева |
2003 | ф | Опять в лесу | Abar Aranye (бенгальский) | Апарна Чаттерджи |
2005 | ф | Отыскать справедливость | Viruddh... Family Comes First | Сумитра Патвардхан |
2006 | ф | Эклавия – княжеский страж | Eklavya: The Royal Guard | Сухасинидеви |
2007 | ф | Полный финиш | Fool and Final | Бхаби |
2008 | ф | Фотграфия 8x10 | Tasveer 8*10 | Савитри Пури |
2009 | ф | Нескончаемое ожидание | Antaheen (бенгальский) | Пишима |
2009 | ф | Утренняя прогулка | Morning Walk | Нилима |
2009 | ф | - | Samaantar (маратхи) | Шама Вуале |
2010 | ф | После расставания | Break Ke Baad | Айеша Хан |
Заслуги и Номинации
- 1970 — Filmfare Award за наилучшую женскую роль — «Преданность»
- 1971 — Номинирована Filmfare Award за наилучшую женскую роль — «Путешествие»
- 1976 — Государственная кинопремия Индии за наилучшую женскую роль — «Путешествие в прошлое»
- 1977 — Номинирована Filmfare Award за наилучшую женскую роль — «Путешествие в прошлое»
- 1985 — Номинирована Filmfare Award за наилучшую женскую роль второго плана — «Санни»
- 1997 — Filmfare Award за бессрочные заслуги
- 1999 — Командор Ордена Искусств и литературы Франции
- 2002 — Star Screen Award за бессрочные заслуги
- 2004 — Государственная кинопремия Индии за наилучшую женскую роль второго плана — «Снова в лесу»
- 2006 — Номинирована Filmfare Award за наилучшую женскую роль — «Найти справедливость»
- 2008 — Государственная кинопремия за вклад в области кино от Ассоциации Журналистов Индии
- 2011 — IIFA Awards за выдающиеся заслуги в кино
- 2013 — Падма Бхушан за вклад в области кино