Содержание
- 1 Биография
- 2 Примечания
- 3 Литература
- 4 Ссылки
Биография
Родилась в семье Афанасия Прокофьевича Глебова, маленького бюрократа Горного Института. Прадед её был крепостным крестьянином из деревни Глебово Ярославской губернии, принадлежавшей дворянам Глебовым..
В 1902—1905 г.г. обучалась на Драматических курсах Правительского театрального училища по классу В. И. Давыдова. Выступала, в главном, в эпизодических ролях на сценах петербургских театров.
В театральном сезоне 1905—1906 была занята в труппе Александринского театра, стала возлюбленной ученицей Константина Варламова. Сыграла роль Ани в «Вишневом саде» Чехова и художницы в комедии Александра Косоротова «Божий цветник». С 1906 года игралась эпизодические роли в Драматическом театре Веры Комиссаржевской (постановки Вс. Мейерхольда) (служанка Берта в «Гедде Габлер» по пьесе Ибсена, Клементина в «Сестре Беатрисе» Метерлинка).
В январе 1907 г. повенчалась с художником Сергеем Судейкиным. Брак распался в конце 1915 года. С конца 1915 года О. Судейкина связала свою жизнь с композитором Артуром Лурье.
Не переставала заниматься собственной творческой карьерой. В Малом театре А. Суворина сыграла Соловья в «Шантеклере» Ростана, Берту в «Заговоре Фиеско» Шиллера, главные роли в пьесах Юрия Беляева «Путаница, либо 1840 год» и «Псиша» (последняя — драма о Прасковье Жемчуговой).
Отличаясь незаурядным талантом танцовщицы, Глебова-Судейкина участвовала в представлениях как традиционного, так и современного танца на сценах Малого и Литейного театров, выступала в личных салонах и кабаре. В «Бродячей собаке», также наследовавшем ей «Привале комедиантов», знаменитых арт-кафе художественной богемы Серебряного века, Ольга Судейкина исполняла стилизованные танцы по мотивам как российского, так и французского искусства. Широкий резонанс посреди современников имел балет-пантомима «Кэк-Уок» Дебюсси, написанный в 1918 году Юрием Анненковым специально для Судейкиной. В арлекинаде Николая Евреинова «Веселая смерть» исполнила роль Погибели. Не один раз участвовала в музыкальных спектаклях Миши Кузмина, костюмчики и декорации к которым были выполнены Сергеем Судейкиным.
С именованием Кузмина судьба Ольги Глебовой-Судейкиной связана также глубоко личными и драматическими переживаниями. С одной стороны, Миши Кузмина, не скрывавшего собственных гомосексуальных предпочтений, и её супруга соединяли воединыжды не только лишь дружественные либо творческие интересы, да и заветные чувства. С другой, после того, как Паллада Богданова-Бельская стала зачинателем знакомства Кузмина с Всеволодом Князевым, молодым драгунским офицером, Судейкина вступила с ним в маленький роман, так что в катастрофической погибели Князева современники потом винили как Кузмина, так и Судейкину (Князев застрелился в марте 1913 года, в возрасте 22 лет; и хотя вина за его суицид «в значимой мере ложилась на М. Кузмина», одной из обстоятельств называли неразделенную страсть к Судейкиной, во всяком случае, на похоронах мама Князева «сказала, смотря Ольге Судейкиной прямо в глаза: „Бог накажет тех, кто принудил его мучиться“»). Бессчетные биографы, но, не склонны винить конкретно Судейкину, и именуют иную причину смерти Вс. Князева.
Осенью 1924 года эмигрировала, уехав поначалу в Берлин, а оттуда — в Париж. Переводила французскую поэзию на российский язык, тяготея к «проклятым» поэтам (Верлен, Бодлер), занималась живописью и статуей. Ещё до эмиграции Глебова-Судейкина увлекалась созданием кукол, также статуэток, часто представляющих персонажей комедии дель арте. Россию она покидала с чемоданом готовых фарфоровых изделий, позволивших в 1-ое время существовать за границей за счет их реализации. В Париже она продолжила делать фарфоровые раскрашенные скульптурки, обжиг которых выполнялся на Севрской мануфактуре. Участвовала в открытии Российской художественной и кустарной выставки в Париже (1932). В 1934-35 годах выставляла статуэтки и кукол в Музее Гальера (Musée Galliera (фр.)русск.). Выступала на литературных вечерах, посвященных творчеству российских поэтов, декламировала стихи. В парижские годы Ольга Судейкина была известна под прозвищем «La Dame aux oiseaux» — «Дама с птицами»: в тесноватых, съемных комнатах она содержала огромное количество пернатых созданий, — «от парижского воробья до самых экзотичных видов», чувствуя магическое, символическое родство с подопечными, которые «танцевали и пели, как она сама».
В пору всеобщего обожания и поклонения, в Петербурге 10-х годов, и позднее, в Париже, одним из близких друзей Глебовой-Судейкиной был Артур Лурье, который считал, что «она выражала собой рафинированную эру Петербурга начала XX века так же, как мадам Рекамье выражала эру ранешнего Ампира»..
И Лурье, и Глебова стали образцами и адресатами «Поэмы без героя» Ахматовой. Лурье написал музыку к «Поэме без героя» и предназначил её Ольге. Глебовой-Судейкиной также посвящены стихотворения Блока, Федора Сологуба, Жору Иванова, Кузмина, Вс. Рождественского, Северянина, Хлебникова. С 1907 по 1916 год не один раз изображалась на полотнах Сергея Судейкина: «Портрет» (1910), «Кабаре „Приют комедиантов“» (1916), «Моя жизнь» (1916), также в картинах из более позднего цикла «Моя жизнь» (1940-е г.г.); Юрия Анненкова: портрет 1921 года; также существует несколько фотопортретов Глебовой-Судейкиной, сделанных Моисеем Наппельбаумом.
Скончалась Ольга Афанасьевна от скоротечной чахотки и её осложнений в одной из парижских больниц. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Её могилу с белоснежным мраморным крестом можно отыскать неподалеку от церкви Успения Богородицы, на участке Anémone (Анемон), расположенном меж Аллейкой Акаций (Avenue des Acacias) и Айвовой Аллейкой (Avenue des Cognassiers).