Версия для печати
Вторник, 09 июня 2015 19:50

Самойлова Софья Васильевна

Автор 
Совет: А чтобы не потерять эту страницу, просто нажмите на кнопочку ниже, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соц.сети
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация об актрисе

Имя актрисы на русском (кириллицей): Софья Васильевна Самойлова
Когда родилась (Дата рождения):

16 сентября 1786 или 1787

Когда умерла (Дата смерти):

19 февраля 3 марта 1854

Где умерла (Место смерти):

Санкт-Петербург

Кто по профессии:

оперная певица, актриса

Какое имеет гражданство:

Годы активности:

1798 — 1843

В каких театрах играла:

Большой Каменный театр, С.-Петербург


Биография актрисы Самойлова, Софья Васильевна

Софья Васильевна Самойлова (1787 (в неких источниках 16 сентября 1786 г.) — 19 февраля (3 марта) 1854 года) — артистка оперы (сопрано) и драмы.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Театральная деятельность
    • 2.1 Роли
  • 3 Литература
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки

Биография

Урождённая Черникова, дочь артистов В. Черникова и П. Черниковой. Супруга певца Василия Михайловича Самойлова, совместно с которым стала родоначальницей известной актёрской династии Самойловых.

Оставшись вдовой в 1839 году после погибели супруга, утонувшего в Финском заливе, сама вырастила младших дочерей. Малыши пошли по стопам родителей, став артистами Петербургской императорской сцены, но некие по различным причинам покинули сцену, известными артистами стали трое: Василий, Надежда и Вера.

Родившись в актёрской семье, она с самого юношества была окружена театральной атмосферой и, как большая часть актёрских деток, понимала себя исключительно в этой профессии. Училась в Петербургском театральном училище, в вокале совершенствовалась под управлением композитора и преподавателя С. И. Давыдова. В первый раз вышла на сцену в 1798.

Театральная деятельность

Была принята на петербургскую императорскую сцену, удачно дебютировав в 1804 году ролью Лизы в драме «Лиза, либо Торжество благодарности» Николая Ильина.

Выступала в разных жанрах — в операх, водевилях и драмах, обладала красивым гибким голосом, комедийным дарованием. Имела широкий репертуар. Не считая того, выступала с романсами и народными песнями, исполняла российские народные пляски. Но рано утратив глас, актриса выступала только в тех оперных партиях, которые не добивались значимой певческой нагрузки, также перебежала в драматическую часть труппы.

В Муниципальном театральном музее Санкт-Петербурга (ГТМ) хранится портрет Софьи Васильевны Самойловой, выполненный неведомым художником.

Критика называла её «истинным украшением дамского персонала российской оперы». «В опере и водевиле 1-ое место занимала г-жа Черникова (сейчас Самойлова). Она была очень приятна собою, пела несравненно и игралась прелестно. Наилучшей актрисы и певицы я не видал на нашей сцене» (Пантеон российского и всех европейских театров. 1840. Ч. 1.С. 86). Наилучшими ее оперными партиями критика именовала две роли: Леста («Днепровская русалка») и Таисия («Оборотни, либо Спорь до слез, а об заклад не бейся»).

Роли

1-я исполнительница партий: Параши («Ям», музыка А. Н. Титова), Лесты («Леста, днепровская русалка», текст-переделка Н. С. Краснопольского, музыка Ф. Кауэра и С. И. Давыдова), Русиды («Илья богатырь», либретто И. А. Крылова, музыка К.Кавоса), Лесты («Русалка», текст А. А. Шаховского, музыка К. Кавоса), Зелии («Три брата горбуна», музыка К.Кавоса), Таисии («Оборотни, либо Спорь до слез, а об заклад не бейся», авторизованный перевод П. Н. Кобякова), Маши («Посиделки, следствие Яма», текст Я. Б. Княжнина, музыка Н. А. Титова, 1808), Федоры («Девишник, либо Филаткина свадьба», текст Я. Б. Княжнина, музыка А. Н. Титова, 1809), Вари («Крестьяне, либо Встреча незваных», текст А. А. Шаховского, музыка С. Н. Титова), Флорины («Желтый Карло, либо Волшебница темной пустыни», текст А. А. Шаховского, музыка Ф. Антонолини), Теклы («Удача от беды, либо Приключение в жидовской корчме», текст П. Н. Семенова, музыка И. А. Ленгарда, 1817 г.), Анюты («Русская крестьянка, либо Встреча у ручья»), Батильды («Пиемонтские горы, либо Взорвание Чортова моста», авторизованный перевод А.Шеллера, музыка К. Кавоса и И. Ленгарда), Софьи («Женщина-лунатик замужем», музыка К. Кавоса), Маргариты («Женевьева Брабантская»), Фатимы («Доктор в хлопотах», музыка Ф. М. Толстого), Машеньки («Казачка, либо Возвращение из похода», музыка В. М. Кажиньского);

1-я исполнительница партий в Петербурге: Прелесты («Мнимый невидимка, либо Исправленный от ревности муж», текст А.Шеллера, музыка К. А. Кавоса, 1813 г.), Зюлены («Забавы калифа, либо Шуточки на одни сутки», текст А. И. Писарева, музыка А. А. Алябьева, А. Н. Верстовского и Ф. Е. Шольца);

на российской сцене: Блондхен («Похищение из сераля» Моцарта), Зеиды («Зораима и Зюльнар», авторизованный перевод П. Н. Кобякова, музыка Д.-Г.-А. Париса), Берты («Красная шапочка» Боельдье), Камиллы («Жоконд, либо Искатели приключений», текст Ш.-Г. Этьена, перевод либретто П. А. Корсакова, Николо Изуара); другие партии: Маша («Иван Сусанин», либретто А. А. Шаховского, музыка К. Кавоса), Прията; Янка, Аврора де Глисенвий, Принцесса Наваррская («Дон Гарсия Наваррский» Мольера), Виргиния, Лоретта, Леонарда, Луция, Лиза («Выдуманный клад, либо Опасность подслушивать», текст А. В. Лукницкого, музыка Е. И. Фомина), Флора («Двое слепых»), Графиня («Евфросина и Корадин, либо Исправленный тиран», текст А. Шеллера), Тереза («Молодая запальчивая жена» Боельдье), Анюта («Мельничиха, либо Молинара»).

Партнёры по сцене: В. М. Самойлов, Я. С. Воробьев, Н. О. Дюр, А. И. Иванова, П.В Злов, А. Е. Пономарев, Е. С. Семенова, М. С. Лебедев, Е. М. Карайкина, М.Чудин. Пела п/у К. Кавоса.

Оставила сцену в 1843 году.

Литература

  • С. В. Самойлова. (Некролог) // Пантеон. 1854. март. С. 100: Морков В. Исторический очерк российской оперы с самого ее начала по 1862 год. — СПб., 1862. С 45, 67;
  • Очерки по истории российской музыки. — М., 1956. С. 368;
  • Гозенпуд А. А. Музыкальный театр в Рф: От истоков до Глинки. Очерк. — Л., 1959. С. 447—449.

Прочитано 755 раз
Administrator

Последнее от Administrator