Содержание
- 1 Биография
- 2 Творчество
- 2.1 Театральные работы
- 2.1.1 Харьковский драматический театр Н. Н. Синельникова
- 2.1.2 Краснодарский театр драмы
- 2.1.3 Театр Корша
- 2.1.4 Малый театр
- 2.2 Фильмография
- 2.3 Работа на телевидении
- 2.4 Работа на радио
- 2.1 Театральные работы
- 3 Признание и заслуги
- 4 Книжка
- 5 Примечания
- 6 Ссылки
Биография
Лена Шатрова родилась 19 (31 мая) 1892 года в Москве. В 1912 году закончила петербургскую личную «Школу сценических искусств» (преподаватели А. П. Петровский, А. А. Санин, С. И. Яковлев). В школьных спектаклях игралась Лизу Огонькову («Псиша» Ю. Д. Беляева), Верочку («Месяц в деревне» И. С. Тургенева).
В 1912 году управляющий Харьковского драматического театра Н. Н. Синельников пригласил Шатрову в свою труппу, где она дебютировала в роли Джессики в «Венецианском купце» У. Шекспира. В этом театре актриса служила четыре сезона, став, как ведает в собственных мемуарах Г. Ю. Бахтаров, супругой старшего отпрыска Синельникова, а позднее познакомилась со своим будущим супругом — актёром такого же театра Николаем Радиным (реальная фамилия — Казанков).
В 1916—1917 годах Шатрова служила в Театре Суходольских (с 1917 — Столичный драматический театр); в 1918 году стала ведущей актрисой Театра Корша. Проведя сезон 1924—1925 годов в Театре им. МГСПС, в 1925 году Шатрова возвратилась в прошлый Театр Корша, к тому времени уже получивший новое заглавие — Столичный театр «Комедия».
В 1927—1928 годах Шатрова выступала на сцене Краснодарского театра драмы; в 1928 году, вкупе с супругом и партнёром по сцене Николаем Радиным, вновь возвратилась в прошлый Театр Корша. Посреди наилучших ролей, сыгранных актрисой на этой сцене, — Варя в «Дикарке» А. Островского и Соловьева, Лиза в «Дворянском гнезде» по И. Тургеневу, Марфинька в «Обрыве» по И. Гончарову, Лиза в «Горьком цвете» и Маша в «Касатке» А. Н. Толстого, Амалия в «Разбойниках» Ф. Шиллера, Катарина в «Укрощение строптивой» У. Шекспира. Сценический дуэт Шатровой и Радина, как отмечала Большая русская энциклопедия, «отличался комедийной остротой, мастерством диалога».
В 1932 году Лена Шатрова стала актрисой Малого театра, на сцене которого дебютировала в роли Лидии Чебоксаровой в пьесе А. Н. Островского «Бешеные деньги». Свои лушие роли в Малом театре, где она служила до конца жизни, автриса сыграла в пьесах А. Островского; в числе их — Коринкина в пьесе «Без вины виноватые», Купавина в «Волках и овцах», Феклуша в «Грозе», Мамаева в пьесе «На всякого мудреца достаточно простоты». Последней ролью Шатровой стала Василиса Волохова в спектакле «Царь Федор Иоаннович» по пьесе А. К. Толстого.
Шатрова много работала на радио, участвовала, а именно, в радиоспектаклях: «Женитьба», «Мать» (Ф. Кнорре), «Без языка», «Снегурочка».
После погибели супруга в 1935 году она осталась совсем одна, единственная общая дочь Марина погибла от туберкулезного менингита ещё небольшим ребёнком. От одиночества она спасалась творческой работой и публичными заботами, занимаясь соц неуввязками в ВТО. В 1964—1976 годах была заместителем председателя Президиума Совета Всероссийского театрального общества. Депутат ВС РСФСР 4-5 созывов.
Ушла из жизни 15 июля 1976 года. Похоронена на Ваганьковском кладбище рядом с супругом Н. М. Радиным.
Творчество
Театральные работы
Харьковский драматический театр Н. Н. Синельникова- «Дикарка» А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева — Варя
- «Дворянское гнездо» по И. С. Тургеневу— Лиза Калитина
- «Дядя Ваня» А. П. Чехова — Соня
- «Иванов» А. П. Чехова — Саша
- «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Аня
- «Обрыв» по И. А. Гончарову — Марфинька
- «Гамлет» У. Шекспира — Офелия
- «Горячее сердечко» А. Н. Островского — Параша
- «Чайка» А. П. Чехова — Нина Заречная
- «Три сестры» А. П. Чехова — Ира
- 1927 — «Разлом» Б. А. Лавренёва — Ксюша
- 1928 — «Человек с портфелем» А. М. Файко — Зина Башкирова
- «Касатка» А. Н. Толстого — Маша
- «Горький цвет» А. Н. Толстого — Лиза
- «Нечистая сила» А. Н. Толстого — Вера
- «Недомерок» Никкодеми — Недоросток
- «Таланты и поклонники» А. Н. Островского — Полинька
- «Обрыв» по И. А. Гончарову — Негина
- «Разбойники» Ф. Шиллера — Амалия
- «Коварство и любовь» Ф. Шиллера — Луиза
- «Сирано де Бержерак» Э. Ростана — Роксана
- «Пигмалион» Б. Шоу — Элиза Дулитл
- «Много шума из ничего» У. Шекспира — Беатриче
- «Укрощение строптивой» У. Шекспира — Катарина
- «Ревизор» Н. В. Гоголя — Марья Антоновна
- «Волки и овцы» А. Н. Островского — Купавина
- «Ложь» Л. Вернея — Жермен
- «Золотое дело» М. Жербидона — Супруга миллионера
- «Болото» М. Паньоля и П. Нивуа — Сюзи
- «Золотая осень» Де Флер и Кайяве — Жоржина
- 1932 — «Бешеные деньги» А. Н Островского — Лидия Юрьевна Чебоксарова
- 1933 — «Стакан воды» Э. Скриба — Баронесса Мальборо
- 1934 — «Последняя бабушка из Семигорья» И. В. Евдокимова. Постановка Н. Костромского и А. Никольского, живописец Н. А. Меныпутин — Марья
- 1934 — «В чужом пиру похмелье», композиция М. С. Нарокова по пьесе А. Н Островского — Марья Антиповна
- 1935 — «Волки и овцы» А. Н. Островского — Евлампия Николаевна Купавина
- 1935 — «Соло на флейте» И. К. Микитенко — Наталка Рогоз
- 1935 — «На бойком месте» А. Н Островского — Евгения
- 1936 — «Растеряева улица» М. С. Нарокова (по Г. И. Успенскому) — Маланья
- 1936 — «Женитьба Белугина» А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева — Лена
- 1938 — «Горе от мозга» А. С. Грибоедова — Наталья Дмитриевна
- 1938 — «На берегу Невы» К. А. Тренева — Поля
- 1938 — «Любовь Яровая» К. А. Тренева — Панова
- 1939 — «Борис Годунов» А. С. Пушкина — Марина Мнишек
- 1939 — «Стакан воды» Э. Скриба — Царица и баронесса Мальборо
- 1939 — «На всякого мудреца достаточно простоты» А. Н Островского — Мамаева
- 1940 — «Волки и овцы» А. Н Островского — Евлампия Николаевна Купавина
- 1941 — «Без вины виноватые» А. Н Островского — Коринкина
- 1944 — «Волки и овцы» А. Н Островского — Купавина
- 1945 — «Сотворение мира» Н. Ф. Погодина — Надежда Алексеевна
- 1946 — «Великая сила» Б. С. Ромашова — Милягина
- 1947 — «Минувшие годы» Н. Ф. Погодина — Ангелина
- 1948 — «Московский характер» А. В. Софронова — Гринёва
- 1951 — «Ревизор» Н. В. Гоголя — Анна Андреевна
- 1952 — «Без вины виноватые» А. Н. Островского — Коринкина
- 1952 — «Доходное место» А. Н. Островского — Кукушкина
- 1953 — «Порт-Артур» А. Н. Степанова и И. Ф. Попова — Вера Алексеевна Стессель
- 1954 — «Сердце — не камень» А. Н Островского — Аполлинария Панфиловна
- 1955 — «Горе от мозга» А. С. Грибоедова — княгиня Тугоуховская
- 1956 — «Власть тьмы» Л. И. Толстого — Матрена
- 1957 — «Крылья» А. Е. Корнейчука — Надежда Степановна
- 1958 — «Веер леди Уиндермиер» О. Уайльда — Баронесса Бёрвик
- 1959 — «Иванов» А. П. Чехова — Зинаида Савишна
- 1960 — «Ярмарка тщеславия» В. Теккерея — Миссис Седли
- 1961 — «Весенний гром» Д. И. Зорина — Василиса
- 1962 — «Гроза» А. Н Островского — Феклуша
- 1963 — «Горе от мозга» А. С. Грибоедова — Княгиня Тугоуховская
- 1965 — «Ревизор» Н. В. Гоголя — Супруга унтер-офицера
- 1966 — «Волшебное существо» А. П. Платонова и Р. И. Фраермана — Пелагея Никитишна
- 1968 — «Бешеные деньги» А. H. Островского — Чебоксарова
- 1970 — «Так и будет» К. М. Симонова — Тетя Саша
- 1972 — «Правда — отлично, а счастье лучше» А. Н Островского — Барабошева
- 1973 — «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого. Постановка Б. Равенских — Василиса Волохова
Фильмография
- 1937 — Ленин в Октябре — Анна Михайловна
- 1948 — Драгоценные зёрна — эпизод
- 1953 — Застава в горах — Полина Антоновна Прохорова, мама начальника пограничной заставы
Работа на телевидении
- 1964 — Порт-Артур (телеспекталь) — мадам Стессель
- 1974 — Дом Островского (телеспекталь)
- 1976 — Фиалка (телеспекталь) — Новосёлова
Работа на радио
На радио Лена Шатрова записала несколько литературных программ: отрывок из романа «Обрыв» И. А. Гончарова, кусок поэмы Н. а. Некрасова «Русские женщины», стихотворная притча И. З. Сурикова «Клад». Участвовала также в радиоспектаклях:
- «Женитьба» Н. Гоголя — Агафья Тихоновна
- «Мать» Ф. Кнорре — Мадленка
- «Без языка» В. Короленко — Барыня
- «Снегурочка» А. Островского — Купавна
Признание и заслуги
- народная артистка РСФСР (1949)
- народная артистка СССР (1968)
- Сталинская премия первой степени (1948) — за выполнение роли Милягиной в спектакле «Великая сила» Б. С. Ромашова
- Сталинская премия первой степени (1949) — за выполнение роли Иры Фёдоровны Гринёвой в спектакле «Московский характер» А. В. Софронова
- два ордена Ленина (1949, 1972)
- орден Октябрьской революции (1974)
- орден Трудового Красноватого Знамени
- медаль «За доблестный труд в Величавой Российскей войне 1941—1945 гг.»
- медали.
Книжка
- Шатрова Е. Жизнь моя — театр. М., 1975