Содержание
- 1 Биография
- 1.1 Детство и молодость
- 1.2 Традиционный период
- 1.3 После «Фицкарральдо»
- 2 Темы и стиль
- 3 Фильмография
- 3.1 Полнометражные игровые киноленты
- 3.2 Малометражные киноленты
- 3.3 Документальные и псевдодокументальные киноленты
- 3.4 Малометражные документальные киноленты
- 3.5 Сценарист (не режиссёр)
- 3.6 Актёр
- 4 См. также
- 5 Литература
- 6 Примечания
- 7 Ссылки
Биография
Детство и молодость
Вернер Херцог (полное имя — Вернер Херцог Стипетич) родился в Мюнхене во время 2-ой мировой войны. Детство провел в глухой горной деревне Захранг в Баварии, вдалеке от городской жизни (по своим словам, в первый раз пользовался телефоном в 17 лет). В 12 лет вкупе с мамой (родом из Югославии) опять переехал в Мюнхен, где заинтересовался кино и поэзией. В юности получил несколько наград как подающий надежду поэт.
Когда Херцогу было 13 лет, его семья жила в одной квартире с на психическом уровне неустойчивым актёром Клаусом Кински, который исполнит роли в его основных фильмах. Во время учёбы в гимназии он работал в ночную смену сварщиком на сталелитейном заводе, чтоб достать средства на 1-ые киноленты. В 17 лет его сценарий был запущен в создание одной из германских студий, но проект был закрыт, когда стало понятно, что его создатель — несовершеннолетний.
В 1961 году окончил гимназию и начал учить историю, литературу и театр в Мюнхене. В 1962 году снял собственный 1-ый кинофильм «Геракл», будучи студентом Мюнхенского института, когда ему было всего 19 лет. В 1963 году основал свою министудию. В декабре 1964 за сценарий «Признаки огня» (реализован в 1967 году под заглавием «Знаки жизни») получил приз имени Карла Майера. В 1966 году уехал в США, где всего одну неделю проучился в институте Дюкейн в Питтсбурге.
Традиционный период
Зрелый период в творчестве Херцога начинается с кинофильма «И лилипуты начинали с малого» (1970) о мятеже анархистов-лилипутов в исправительной колонии. В Германии кинофильм был запрещён, но критики за рубежом узрели в нём жутковатую аллегорию политической жизни. В будущем году много шума в фестивальных кругах наделал документальный кинофильм Херцога «Фата-моргана» — выборка привораживающих документальных образов, смонтированных в согласовании с их внутренним ритмом. С того времени Херцог перемешивал в своём творчестве игровые и документальные киноленты, выпуская по одной-двум новым лентам раз в год. При всем этом игровые киноленты часто создают воспоминание документальности, а за документальные режиссёра винят в том, что он подстроил запечатлённые в их действия.
В 1972 году Херцог и Кински направились в тропические заросли Амазонки, чтоб на крохотный бюджет снять сагу о движимом назойливой мыслью конкистадоре Лопе де Агирре. Преодолев непередаваемые трудности, съёмочная группа в два месяца окончила работу над картиной «Агирре, гнев Божий», которая поставила Херцога в число ведущих режиссёров современности. «Агирре» признан шедевром Херцога — одни лицезреют в нём осмысление психических истоков фашизма, другие отмечают предельную реалистичность, отсутствие эффектов и то, что кинофильм «как как будто снят в XVI столетии».
Синематограф Вернера Херцога — это культ отрицания посредственности. производят одинокий и обреченный мятеж против культуры как торжества посредственности. Эти немногие, сохранившиеся под катком технологической цивилизации, владеют или талантами и амбициями сверхчеловека, или дегенеративными рудиментами недочеловека. И те, и другие — уродцы, но не вылепленные из глины големы и не сконструированные линчеобразные мутанты. Они вышли из людского лона. Означает, уродец живет в самом человеке, скрывается в его плоти, в его натуре. Истязающие экстремумы сверхразвития и недоразвития обозначают крайности, в координатах которых обитает человек экзистенциальный, всегда и везде одинокий. Меж этими крайностями живет «человек с людьми» — человек соц, средний, массовидный, создающий продукцию, другими словами главную организующую материю культуры. Все что угодно лучше, чем такая культура. Все, что позволяет вырваться из ее плоских лимитов, оказаться на полях, на периферии цивилизации. Даже ценой самых мучительных личных усилий и насилия над собственной натурой. Лишь на самом краю физической экзистенции человек проявляет свое величие. Исключительно в отчаянном и никчемном напряжении последних сил человек, чей жребий вначале трагичен, растет, высится над границами повседневного здравого смысла и приближается к монументальным гигантам мифа.
Андрей ПлаховХерцог заставлял собственных актёров пройти внутренний путь изображаемых ими персонажей и в других собственных фильмах — человек, сыгравший Каспара Хаузера в кинофильме «Каждый за себя, а Бог против всех» (1974), был найден им в психиатрической лечебнице, где он провёл фактически всю жизнь, а на съёмки «Стеклянного сердца» (1976) Херцог пригласил проф гипнотизёров, чтоб ввести актёров-любителей в состояние гипноза.
Невзирая на неуравновешенность нрава Кински, Херцог продолжал работать с ним. Вкупе они создали ещё четыре исторических кинофильма: «Носферату — призрак ночи» (1978), «Войцек» (1979), «Фицкаральдо» (1982) и «Кобра верде» (1988). «Фицкарральдо» стал самым масштабным проектом режиссёра — потребовались гиганские усилия и пару лет работы, чтоб довести его до конца. В окончательном варианте главную роль исполнил опять-таки Кински, а не Джейсон Робардс (c Миком Джаггером в качестве помощника), как планировалось ранее.
За «Фицкарральдо» Херцог был отмечен заслугой Каннского фестиваля как наилучший режиссёр, хотя его много критиковали, в особенности в родной Германии, за иррациональное рвение к натуралистичности и пренебрежение человечьими жизнями (при съёмках в тропических зарослях Амазонии не вышло без жертв). Двоякое отношение к работе Херцога, одержимого мыслью доснять кинофильм вне зависимости от той цены, которую придётся за это заплатить, запечатлел и документальный кинофильм «Бремя мечты» (1982), удостоенный престижной премии BAFTA.
После «Фицкарральдо»
Три художественных кинофильма, последовавшие за «Фицкарральдо», режиссёр не приравнивает к своим удачам; без интереса восприняли их и киноведы. Совсем рассорившись с Кински, Херцог в течение целого десятилетия (1991—2001) снимал только документальные ленты — о разных необыкновенных событиях и об далённых, малоизвестных уголках Земли (включая российскую глубинку). В одной из этих лент, «Мой возлюбленный неприятель» (1998), он откровенно сказал о перипетиях отношений с покойным Кински.
В 2001 году, поселившись в Лос-Анджелесе, Херцог возвратился к игровому кино. В его новых фильмах снимаются голливудские звёзды первой величины — Николас Кейдж («Нехороший лейтенант»), Кристиан Бэйл («Спасительный рассвет»), Тим Рот («Непобедимый»). К верхушкам кинодокументалистики Херцога можно отнести документальные проекты южноамериканского периода — «Человек-гризли» (2005) и «Встречи на краю света» (2007, номинация на «Оскар»).
На Венецианском фестивале 2009 года Херцог представил в конкурсе сходу две ленты — «Плохой лейтенант» и «Мой отпрыск, мой отпрыск, что ты наделал» (продюсером последней выступил Дэвид Линч). В 2010 году он возглавлял жюри 60-го Берлинского интернационального кинофестиваля, где несколькими заслугами был отмечен русский кинофильм «Как я провёл этим летом», действие которого происходит в обычных «херцоговских» локациях — на краю обитаемого света.
Вернер Херцог был женат трижды, и у него есть дочь от актрисы Эвы Маттес, сыгравшей главную роль в «Строшеке».
Темы и стиль
По оценке онлайн-энциклопедии Allmovie, Херцог известен не только лишь «как создатель одних из самых неописуемых рассказов в истории кинематографа», да и за то, что «раз за разом принуждает себя и свою съёмочную группу идти на абсурдные, беспримерные шаги, чтоб достигнуть искомого синематографического эффекта». Его эксцентричное поведение на съёмочной площадке сделало его самого героем нескольких документальных и полудокументальных кинофильмов («Случай в Лох-Нессе», «Шагая к Вернеру», «Вернер Херцог ест собственный башмак»).
В его фильмах находятся три главные темы:
- туземцы, аборигены, обитатели областей Земли, которых ещё не задела цивилизация (Фицкарральдо, Cobra verde, Агирре, гнев Божий, На 10 минут старше: Труба)
- харизматические личности, одержимые безрассудными мыслями (Величавый экстаз резчика по дереву Штайнера, Гашербрум — зияющая гора, Фицкарральдо, Cobra verde, Агирре, гнев Божий)
- люди, отвергаемые обществом, юродивые, ненормальные (Каждый за себя, а Бог против всех, Строшек, И лилипуты начинали с малого)
В фильмах Херцога велика толика импровизации. «Источник актуальной силы кино — случай», — любит повторять режиссёр. Он делит представления о дионисийской природе синематографа: «Это искусство неучей, а не учёных. Киноленты происходят от балагана и сельской ярмарки», а не от того искусства, которое преподают в академиях.
Херцог исповедует неоромантическое убеждение, что «уродливо как раз все то, что кажется обычным и ежедневным: потребительские продукты, магазины, стул, дверная ручка, также религиозное поведение, застольные манеры, система образования… вот что монструозно, совершенно не карлики» — действующие лица таких его кинофильмов, как «И лилипуты начинали с малого» и «Стеклянное сердечко».
Фильмография
Полнометражные игровые киноленты
- Знаки жизни (1968)
- И лилипуты начинали с малого (1970)
- Агирре, гнев божий (1972)
- Каждый за себя, а Бог против всех (1974)
- Стеклянное сердечко (1976)
- Строшек (1977)
- Носферату — призрак ночи (1979)
- Войцек (1979)
- Фицкарральдо (1982)
- Там, где грезят зелёные муравьи (1984)
- Зелёная Кобра (1987)
- Вопль камня (1991)
- Уроки мглы (1992)
- Непобедимый (2001)
- Отдалёкая голубая высь (2005)
- Спасительный рассвет (2007)
- Нехороший лейтенант (2009)
- Мой отпрыск, мой отпрыск, что ты наделал (2010)
- Царица пустыни (2015)
Малометражные киноленты
- Геракл (1962)
- Игра на песке (1964)
- Беспримерная защита крепости Дойчкройц (1966)
- Последние слова (1967)
- Меры против фанатиков (1969)
- Никто не будет со мной играть (1976)
- Голуаз (1988)
Документальные и псевдодокументальные киноленты
- Летающие докторы Восточной Африки (1969)
- Фата-моргана (1971)
- Ограниченное будущее (1971)
- Земля молчания и тьмы (1971)
- Величавый экстаз резчика по дереву Штайнера (1974)
- Заметки о новеньком языке (1976)
- Проповедь Гюи (1981)
- Разъярённый божий человек (1981)
- Баллада о небольшом бойце (1984)
- Гасхербрум — сверкающая гора (1984)
- Водабе: Пастухи солнца (1989)
- Эхо тёмной империи (1990)
- Джаг-Мандир (1991)
- Колокола из глубины (1993)
- Трансформация мира в музыку (1994)
- Погибель на 5 голосов (1995)
- Небольшому Дитеру необходимо летать (1997)
- Мой возлюбленный неприятель (1999)
- Крылья надежды (2000)
- Колесо времени (2003)
- Белоснежный бриллиант (2004)
- Человек-гризли (2005)
- Встречи на краю света (2007)
- Пещера позабытых снов (2010)
- Happy People: A Year in the Taiga (2010)
- В пучину (2011)
- Акт убийства (2012) (исполнительный продюсер)
Малометражные документальные киноленты
- Ла-Суфриер (1977)
- Портрет Вернера Херцога (1986)
- Christ and demons in New Spain (1999)
- Паломничество (2001)
- Ten Thousand Years Older (2002)
- La bohème (2009)
- On Death Row (2012) TV miniseries in four, hour-long episodes
- From One Second to the Next (2013)
Сценарист (не режиссёр)
- Вернер Херцог ест свою туфлю (1980)
Херцог сам писал сценарии ко всем своим фильмам, для нижеперечисленных он писал сценарий вместе с другими создателями.
- Вопль камня (1991)
- Нехороший лейтенант (2009)
- Мой отпрыск, мой отпрыск, что ты наделал (2009)
Также он выступил одним из создателей сценариев для кинофильмов:
- Hunger in the world explained to my son (El hambre en el mundo explicada a mi hijo) (2002)
- Incident at Loch Ness (2004)
- Happy People: A Year in the Taiga (2010)
Актёр
- Geschichten vom Kübelkind (1971)
- Man of Flowers (1983)
- Bride of the Orient (1989)
- Тяжело быть богом (1989) — Мита
- Tales from the Opera (1994)
- Burning Heart (1995)
- Куда приводят мечты (1998)
- Julien Donkey-Boy (1999)
- Incident at Loch Ness (2004)
- Мистер Одиночество (2007) — отец Умбрилло
- The Grand (2007)
- Plastic Bag (2009)
- Гетто серия № 31 (2010) озвучивание
- Симпсоны серия № 479 (2011) озвучивание
- Металлопокалипсис 4-й сезон), (2012) озвучивание
- Южноамериканский папаша! серия № 132 (2012) озвучивание
- Джек Ричер (2012) — Зек
- Home from Home (2013) — Александр Гумбольдт
См. также
- Popol Vuh — музыкальная группа, с которой длительное время сотрудничал Вернер Херцог
Литература
- Кронин П. Знакомьтесь — Вернер Херцог. / Пер. с англ. Е. Микериной. — М.: Rosebud Publishing, Пост Модерн Текнолоджи, 2010. — 400 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-904175-03-0