Суббота, 30 мая 2015 18:19

Мерлинский Григорий Маркович

Автор 
Совет: А чтобы не потерять эту страницу, просто нажмите на кнопочку ниже, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соц.сети
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация об актере

Имя актера на русском (кириллицей): Григорий Мерлинский
Имя при рождении:

Григорий Маркович Мерлинский

Когда родился (Дата рождения):

1908 1908

Когда умер (Дата смерти):

1968 1968

Где умер (Место смерти):

Москва

Кто по профессии:

актёр

Какое имеет гражданство:

СССР

В каком амплуа:

мастер эпизодических ролей

В каких театрах играл:

Театр Вахтангова


Биография актера Мерлинский, Григорий Маркович

Григорий Маркович Мерлинский (1908—1968) — русский драматический актёр, артист театра им. Вахтангова.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Роли в театре
  • 3 Фильмография
  • 4 Из мемуаров
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки

Биография

Сценическую карьеру Григорий Мерлинский начал в Пролеткульте. Об этом времени вспоминал Исидор Шток в книжке «Премьера» (М.: «Советский писатель», 1975):

Спектакль «Деритесь, как черти!» мы нередко репетировали ночами: деньком студийцы работали у себя на заводах, вечерком игрались «Обезьяний суд».

Я получил роль племянника лорда Чемберлена, юного балбеса, который совместно с другими волонтерами-аристократами пробует поменять на шахте бастующих горняков. Володя Лавровский и Гриша Мерлинский изображали 2-ух клоунов-полицейских и сами для себя написали клоунский текст.

В 1932 году юный актёр Григорий Мерлинский закончил театральную школу при Театре им. Вахтангова и сходу был принят в труппу этого театра, где и работал до 1968 года.

Театральная энциклопедия (том 3) гласит о нём: «Остро соответствующий актёр, мастер маленьких эпизодических ролей».

Роли в театре

  • 1933 г. — «Интервенция» Льва Славина, режиссёр Р. Симонов — Конферансье
  • «Человеческая комедия» по Бальзаку, постановка А. Козловского и Б. Щукина, музыка Д. Шостаковича — Пуаре
  • 1936 г. — «Много шума из ничего» Шекспира, режиссёры Мария Синельникова и Иосиф Рапопорт — Страж
  • 1937 г. — «Человек с ружьем» Н. Ф. Погодина, режиссёр Рубен Симонов — Меньшевик
  • 1939 г. — «Соломенная шляпка» Эжена Лабиша и Марк-Мишеля, режиссёр Андрей Тутышкин — Боне
  • 1941 г. — «Дон Кихот» по Сервантесу, режиссёр Иосиф Рапопорт — Толстый свинопас
  • 1942 г. — «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, режиссёр Николай Охлопков — Маркиз
  • 1942 г. — «Фронт» А. Е. Корнейчука, режиссёр Рубен Симонов — Тихий
  • 1952 — «Два веронца», режиссёр Е. Р. Симонов — Пантино, слуга Антонио
  • 1955 — «Лев Гурыч Синичкин, либо Провинциальная дебютантка» (радиоспектакль), режиссёр Р. Н. Симонов — Шкал, слуга из театральной школы
  • 1956 г. — «Горя страшиться — счастья не видать» С. Маршака — Старенькый боец
  • 1959 г. — «Каменный гость» А. С. Пушкина, режиссёр Евгений Симонов — Монах
  • 1961 г. — «Стряпуха», «Стряпуха замужем» А. В. Софронова — завхоз Прибейголова

Фильмография

  • 1968 — Портрет Дориана Грея (телеспектакль)

Из мемуаров

  • Из мемуаров артиста и режиссёра Бориса Голубовского («Шаг в профессию», «ГИТИС» Москва 2002):
Наверное современные читатели и зрители даже не слышали имени вахтанговца Григория Мерлинского. Управляющий театра Р. Н. Симонов называл его Моцартом эпизода. Выпускник Щукинского училища 1933 года, он был одним из самых репертуарных актёров театра, но выступал исключительно в малеханьких ролях. О Мерлинском в те годы было написано больше рецензий, чем об исполнителях центральных ролей. Он умел сосредоточить в эпизоде острую психическую характеристику персонажа с феноминально острой формой, достигая в этом подлинной виртуозности. Мы с ним нередко встречались, он говорил о собственных мучениях в работе над «миниатюрками». Он острил, что «кушать подано» ему известны во различных и неосуществимых вариантах. Я помню Гришу элегантным пошляком — конферансье в «Интервенции», — он был «на ты» с одесскими бандитами и презирал богатых гостей кафе, радуясь, что по дороге их обчистила шайка Фильки-анархиста. В притче С. Маршака «Горя страшиться, счастья не видать» он трогательно сыграл старенького бойца с медалью, и о нём гласили вровень с Р. Симоновым, игравшем царя Дормидонта. Все его роли не перечислишь. Поверите ли вы, но он отрешался от увлекательных работ: «Ты лицезрел, как китайский мастер 10 лет вырезал из кости модель парусника, умещающегося в кармашке? Он никогда не променяет такую ювелирную тонкость на работу колуном по полену!»

Прочитано 1023 раз