Вторник, 09 июня 2015 15:03

Давидович Лилия Михайловна

Автор 
Совет: А чтобы не потерять эту страницу, просто нажмите на кнопочку ниже, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соц.сети
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация об актрисе

Имя актрисы на русском (кириллицей): Лилия Давидович
Имя при рождении:

Лилия Михайловна Давидович

Когда родилась (Дата рождения):

25 декабря 1936

Где родилась (Место рождения):

Гродно, Белостокское воеводство, Польша

Когда умерла (Дата смерти):

25 апреля 2002 65 лет

Где умерла (Место смерти):

предположительно Минск, Белоруссия

Кто по профессии:

актриса

Какое имеет гражданство:

Годы активности:

1960 — 2002

В каких театрах играла:

Национальный академический театр имени Я. Купалы

Роли:

Ганна «Люди на болоте»

Какие имеет награды:

Биография актрисы Давидович, Лилия Михайловна

Лилия Михайловна Давидо́вич (белор. Лілія Міхайлаўна Давідовіч; 25 декабря 1936, Гродно — 25 апреля 2002, Минск) — русская и белорусская актриса театра и кино. Народная артистка БССР (1975). Ведущая актриса Государственного академического театра имени Янки Купалы в Минске. Получила известность за выполнение роли Ганны в телевизионной постановке «Люди на болоте» по роману И. П. Мележа (1966 год, а в 1982 году с ролью Лилии Давидович по этому же роману был снят кинофильм с одноимённым заглавием).

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Семья
  • 3 Роли в театре
  • 4 Фильмография
  • 5 Отзывы современников и потомков
  • 6 Заслуги, премии, посвящения
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки

Биография

Лилия Давидович родилась 25 декабря 1936 года в городке Гродно, Польская Республика (сейчас Республика Беларусь). После окончания Величавой Российскей Войны Лилия закончила культпросветучилище. После его окончания была рекомендована в театральный институт, но не прошла собеседование. Лилия возвратилась в Гродно, где продолжала играть на сцене самодеятельного театра Гродненского облпромсовета. Но, на молоденькую звезду направил внимание Константин Санников — белорусский актёр, режиссёр и преподаватель, колесивший по стране в поисках молодых талантов. Он пригласил Лилию обучаться в Белорусский муниципальный театрально-художественный институт (сейчас Белорусская муниципальная академия искусств) в Минске. Лилия обучалась совместно с будущими актёрами Виктором Тарасовым, Геннадием Овсянниковым, Марией Захаревич, Галиной Толкачевой (они все обучались вкупе в более старшем выпуске — 1957 года). Пышноватые формы начинающей актрисы ограничивали выбор подходящих для неё ролей, но Лилия смогла за один летний сезон поправить фигуру. На вопросы удивлённых соратников Лилия отвечала тем, что «просто красила хату и ела одни груши».

В 1960 закончила институт и сходу по окончании была зачислена в труппу театра имени Янки Купалы. Этому театру Лилия Давидович предназначила всю свою жизнь.

Более сорока лет Лилия Давидович выступала на сцене купаловского театра и за всё время сыграла около семидесяти ролей на его сцене, также в телепостановках и лентах студии «Беларусьфильм». Актриса игралась и классиков, и современных создателей, игралась героинь из народа и цариц. По утверждению Геннадия Гарбука, игравшего вкупе с ней в купаловском театре с 1962 года, Лилия «могла и трагедию и комедию играть идиентично хорошо».

В последние годы жизни Лилия Давидович возглавляла жюри многих театральных фестивалей, занималась педагогической и публичной деятельностью. Являлась членом Комитета по Муниципальным премиям Республики Беларусь в области литературы, искусства и архитектуры.

Погибла 25 апреля 2002 года, после тяжёлого лёгочного заболевания. Похоронена на Восточном кладбище г. Минска.

Семья

Лилия Давидович была замужем за журналистом, публицистом и обозревателем-международником И. А. Дылевским. У их есть два отпрыска: Глеб и Олег.

Роли в театре

На творческом счету Лилии Давидович — около семидесяти ролей в театре, телепостановках, в лентах студии «Беларусьфильм».

Белорусский репертуар
  • «Левониха на орбите» А.Макаенка — Соня
  • «Трибунал» А.Макаенка — Галя
  • «Погорельцы» А.Макаенка — Рая
  • «И замолкли птицы» И. Шамякина — Наталья Фадеевна
  • «Ночное дежурство» А.Дялендика — Тамара
  • «Плач перепелки» по И. Чигринову — Ганна
  • «Люди на болоте» по И. Мележу — Анна
  • «Черная панна Несвижа» Е.Дударева — царица Бона Сфорца
  • «Павлинка» Я.Купалы — Агата
  • «Жениться — не грустить» бр.Далецких, М.Чарота — Даръя
  • «Страсти по Авдею» У.Бутрамеева — Зуйчыха
  • «Идиллия» В.Дунина-Марцинкевича — Уршуля
  • «Звон - не молитва» И. Чигринова — Рагнеда
Традиционный репертуар
  • «Любовь, Надежда, Вера» — Вера
  • «Первая страница» — Маша
  • «В метель» — Валька
  • «Золотая карета» — Мария Сергеевна
  • «Протокол 1-го заседания» — Миленина
  • «В ночь лунного затмения» М. Коричневым — Шафак
  • «Эшелон» — Лаура
  • «Конец - делу венец» У.Шекспира — Диана
  • «Дядюшкин сон» — Москалева
  • «Голубая роза» Т.Уильямса — Аманда
  • «Последняя жертва» — Юлия Тугина
  • «Рядовые» — Вера
  • «Я, бабушка, Илико и Илларион» по одноименному роману Нодара Думбадзе — Мери
  • «Закон вечности» — мама Бочаны
  • «Мы, нижеподписавшиеся» — Шиндина
  • «На дне» Максима Горьковатого — Настя
  • «Женщина с моря» Г.Ибсена — Эллиза
  • «Условия диктует женщина» Э.Элиса, Р.Риза — Филиппа Джеймс
  • «Пирамида Хеопса» Ю.Ломовцава — Семенова

Фильмография

Год Заглавие Роль
1970 с Руины стреляют… партизанка (в титрах не указана)
1974 ф Помни имя своё Мария Губаревич
1974 ф Мы – хлопцы жизнестойкие квартирантка
1980 ф Возьму твою боль Кошуба
1981 ф Люди на болоте Глушачиха
1982 ф Дыхание грозы Глушачиха
1983 ф Дело для реальных парней Имя персонажа не обозначено
1985 ф Друзей не выбирают Коноплева
1990 с Плач перепёлки супруга Шарейки

Отзывы современников и потомков

В 1970 году Лилия Давидович отдала интервью газете «Гродненская правда» (белор. «Гродзенская праўда»). Статья о ней была озаглавлена словами «Королева купаловской сцены» (белор. «Каралева купалаўскай сцэны»).

Ира Завадская, обозреватель газеты «Советская Белоруссия», которая по «текстам коллег» в библиотеке изучала жизнь актрисы, написала о ней:

Лилия Михайловна была очень требовательна, очень принципна, даже категорична, театру не всегда бывало с ней просто, как и ей в театре. Нрав у Давидович был жаркий, и в творческих, и в человечьих вопросах она всю жизнь оставалась непримиримой. «На худсоветах, на репетициях нередко рубила сплеча, но всегда была искренней», — так вспоминают сейчас о ней купаловцы, при всем этом голоса у их срываются. Её, такую, тут боготворили…

— «Советская Белоруссия» (01.02.2007)

В собственной статье Ира Завадская сострадает о том, что в ближайшее время, через 5 лет после погибели актрисы, «понятие „величавый актёр“ … фактически ушло из нашего лексикона».

Александр Станюта в собственной книжке «Сцены из минской жизни» (белор. Сцэны з менскага жыцця) писал о ней:

Она жила в нашем квартале. С утра около трамвая встретишь — её огромные глаза будто бы искрят. Сияние, живость выявления, энергия. Казалось, даже старается сдержать силы, которые бурлят снутри. Она дама, которая прячет страсть... Мчалась на репетицию.

Уникальный текст (белор.)

Яна жыла ў нашым квартале. Раніцай ля трамвая сустрэнеш — яе вялікія вочы быццам іскраць. Бляск, жывасць выяўлення, энергія. Падавалася, нават стараецца стрымаць і схаваць сілы, што кіпяць унутры. Як жанчына, што хавае страсць... Імчала на рэпетыцыю.

— Александр Станюта («Сцэны з менскага жыцця»)

Заслуги, премии, посвящения

В 1966 году, на 6-м году проф карьеры, за выполнение роли Ганны в телевизионной постановке «Люди на болоте» по роману И. Мележа Лилия Давидович была награждена Гос премией БССР (сам Иван Мележ на премьере этого спектакля рыдал), а позже удостоена звания заслуженной артистки Беларуси.

В 1975 году Лилия Давидович была удостоена звания Народная артистка БССР.

В 1996 году Лилия Давидович была награждена медалью Франциска Скорины с подписью в указе о награждении: «за величавые награды в развитии театрального искусства».

В 2001 году был снят документальный кинофильм о Лилии Давидович под заглавием «Лилия Давидович. Звездная история» (режиссёр — В. Полевой).

Прочитано 1989 раз