Искусство Адамяна отличалось умственной глубиной, броской чувственностью и высочайшим мастерством. Больше всего прославился исполнением ролей Отелло, Кина и в особенности Гамлета. Некие критики ставили его вместе с Эрнесто Росси и Томмазо Сальвини. Российская печать признала Адамяна одним из огромнейших трагиков мира. Об выполнении им роли Гамлета была написана особая работа, в какой анализировалась трактовка этого вида. Еженедельник «Искусство» писал, что Адамян вложил в выполнение Гамлета „еще более страстности и энергии, чем, к примеру, узнаваемый Сальвини и Росси…“. К наилучшим ролям актёра также можно отнести: Арбенин («Маскарад» Лермонтова), Хлестаков («Ревизор» Гоголя), Жадов («Доходное место» Островского), Уриэль Акоста (одноимённая пьеса Гункова), Коррадо («Семья преступника» Джакометти) и др.
Творчество Адамяна оказало воздействие на многих армянских актёров: Сирануйш, Рачья Азнив, О. Абеляна, Г. Петросяна, В. Папазяна.
Написал книжку «Шекспир и критика его катастрофы «Гамлет» (1887). Был поэтом (его стихотворения написаны отдельной книжкой) и художником (картины: Гамлет, Офелия, Повелитель Лир, Коррадо и др.).
Его имя носит тбилисский армянский театр.
Содержание
- 1 Биография
- 2 Роли в театре
- 3 Литература
- 4 Ссылки
Биография
- 1866 — начал сценическую деятельность в армянском театре в Константинополе
- 1870 — с труппой режиссёра Т. Фасуладжяна приехал в Россию, играл в Нахичевани-на-Дону
- 1877—1878 — в годы русско-турецкой войны выступал с чтением патриотических стихов армянских поэтов
- С 1879 — после закрытия в Турции армянских театров, а совместно с некими другими армянскими актёрами переехал в Россию, выступал в Тифлисе, Баку, Шуше, Александрополе.
- 1880 — в первый раз на армянском языке исполнил роль Гамлета
- 1883—1888 — гастролировал по Рф, выступая на армянском и французском языках (Петербург, Москва, Одесса, Харьков, Ростов-на-Дону, Казань, Астрахань, Кишинёв)
- 1888 — возвратился в Константинополь
Во времена геноцида армян, находясь в тяжёлом вещественном положении, захворал раком гортани. По ходатайству столичных и петербургских актёров российское посольство в Константинополе расположило его в русскую поликлинику, где он и погиб.
Роли в театре
- «Доходное место» А. Н. Островского — Жадов
- «Горе от разума» А. С. Грибоедова — Чацкий
- «Ревизор» Н. В. Гоголя — Хлестаков
- «Ещё одна жертва» Г. М. Сундукяна — Микаэл
- «Хатабала» Сундукяна — Масисян
- «Аршак II» Пешикташляна — Аршак
- 1880 — «Повелитель Лир» Шекспира — Повелитель Лир
- 1880 — «Гамлет» Шекспира — Гамлет
- 1882 — «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина — Кречинский
- Арбенин — «Маскарад» Лермонтова (1884)
- Франц Моор — «Разбойники» Ф. Шиллера (1875)
- Уриэль Акоста — «Уриэль Акоста» Карл Гуцкова (1882)
- Коррадо — «Семья преступника» Паоло Джакометти (1883)
- Отелло — «Отелло» Шекспира (1885)
Литература
- Тер-Габриеляни Г., «Воспоминания о незабываемом армянском артисте Петре Иеронимовиче Адамяне», Тифлис, 1896
- Генджян Е., «Памяти величавого артиста Петра Иеронимовича Адамяна», Ростов-на-Дону, 1908
- «Трагик Адамян». в сб.: «Братская помощь пострадавшим в Турции армянам», Москва, 1897, С. 437-439
- Веселовскии А., «Два силуэта», «Армянский вестник», Москва, 1916, № 3. С. 2-4
- Ярышкин А.,«Адамьян в роли Гамлета», Одесса, 1887
- Степанян Г., «Петрос Адамян», Ереван, 1956