Содержание
- 1 Биография
- 2 Признание
- 3 Семья
- 4 Фильмография
- 4.1 Режиссёрские работы
- 4.2 Сценарии
- 4.3 Актёрские работы
- 5 Ссылки
Биография
Родился 9 октября 1936 года в Ленинакане (сейчас Гюмри, Армения). Обучался в Столичном экономическом институте (1954—1956), Ереванском театральном институте (1956—1958). В 1964 закончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская Е. Л. Дзигана). В режиссуре дебютировал малометражными телефильмами, отмеченными на Интернациональных кинофестивалях («Лестница», Главный приз Интернационального кинофестиваля в Монте-Карло, 1962; «Три часа дороги», приз Мкф в Канне, 1963). В 1965 году экранизировал пьесу А. В. Софронова «Стряпуха», открыв этой «колхозной мелодрамой» для широкого зрителя такие актёрские имена, как С. А. Светличная и В. С. Высоцкий.
В 1966 году Кеосаян сделал вторую в истории русского кино экранизацию повести П. А. Бляхина «Красные дьяволята» (1-ая — 1923, режиссёр И. Н. Перестиани), персонажи которой — четверка молодых бойцов Первой конной армии С. М. Будённого — стали культовыми героями для нескольких поколений кинозрителей. Популярность героев кинофильма, основанная на уверенной, изобретательной режиссуре, отдала возможность продолжить их приключения в 2-ух новых фильмах («Новые приключения неуловимых», «Корона Русской Империи»). Невзирая на то, что режиссёр не чурался копировать сюжетные ходы, а время от времени и целые эпизоды голливудских вестернов, его картины и их герои стали соответствующим продуктом русской массовой культуры. Важно, что популярность заполучили не только лишь положительные персонажи, да и герои отрицательного плана, сыгранные Е. З. Копеляном, А. Б. Джигарханяном, С. В. Крамаровым, также песни на музыку Б. А. Мокроусова и Я. А. Френкеля.
В 1970-х годах, работая на «Арменфильме», Кеосаян обратился к государственной теме. Более известным фильмом этого периода стала психическая драма «Когда наступает сентябрь» (приз Мкф в Каире, 1975), где режиссёрский план — вызвать сострадание и симпатию к человеку «на закате жизни» — был воплощён профессиональным актёрским ансамблем во главе с А. Б. Джигарханяном. Темой исторической кинодилогии «Звезда надежды» по роману С. Н. Ханзадяна «Мхитар Спарапет» стала борьба армян под предводительством Мхитара Спарапета с турецкими завоевателями.
С 1982 года Кеосаян вновь работал на «Мосфильме». Им была поставлена киноповесть о героях антифашистского Сопротивления «Где-то рыдает иволга», драма о жертвах сталинских репрессий «Вознесение». Невзирая на расхожее представление о Кеосаяне как о «режиссёре 1-го фильма» («одного цикла»), он смог показать себя незаурядным мастером в работе с драматургическим материалом, отлично понимавшим специфику киноязыка, внёсшим узнаваемый вклад в государственный армянский синематограф; был соавтором сценариев многих собственных кинофильмов.
Погиб Эдмонд Кеосаян 21 апреля 1994 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
Признание
- Заслуженный деятель искусств РСФСР (1976)
- Заслуженный деятель искусств Армянской ССР (1976)
- Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1980)
- премия Ленинского комсомола (1968) — за киноленты «Неуловимые мстители» (1966) и «Новые приключения неуловимых» (1968)
Семья
- Жена Лаура Ашотовна Геворгян (р.1939)
Детки и внуки:
- Давид Кеосаян (р. 1961)
- Лаура Кеосаян (р. 1982)
- Тигран Кеосаян (р. 1966)
- Александра (р. 1994)
- Ксюша (р. 2010)