Содержание
- 1 Биография
- 2 Творчество
- 2.1 Важные постановки
- 2.2 Избранная драматургия
- 3 Личная жизнь
- 4 Достойные внимания факты
- 5 Заслуги
- 6 Литература
Биография
Профессиональную сценическую деятельность начал в 1900 году в Петербурге как актёр и режиссёр. Играл в Адмиралтейском, Екатерининском, Кронштадтском театрах, с 1910 в театрах миниатюр: Троицком, Интимном, Литейном.
С 1906 работал как драматург, стал реальным членом Санкт-Петербургского союза драматических и музыкальных писателей.
Переехал в Минск в 1917 году. С 1919 года начал работать в театрах Беларуси. В 1921—1931 — художественный управляющий, в 1941—1945 — режиссёр 1-го Белорусского муниципального драматического театра в Минске (сейчас — Государственный академический театр имени Янки Купалы).
В 1932—1935 — художественный управляющий Гомельского театра рабочей молодёжи, который в 1935 был им реорганизован в 1-ый в республике Колхозно-совхозный театр.
В 1937—1940 — художественный управляющий Белорусского театра молодого зрителя имени Н. Крупской.
С 1945 — художественный управляющий и заведующий кафедрой мастерства актёра Белорусского театрально-художественного института. Доктор. Занимался также преподавательской деятельностью в театральных студиях, в Минском театральном училище.
Творчество
Е. А. Мирович оказал огромное воздействие на формирование белорусской государственной актерской школы и режиссуры. Одна из его учениц — Народная артистка Белорусской ССР Вера Полло.
Важные постановки
- «Кастусь Калиновский» (1923)
- «Мятеж» по Д. Фурманову (1927)
- «Мост» Е. Романовича (1929)
- «Гута» Кобеца (1930)
- «Как закалялась сталь» по Н. Островскому (1937)
- «Чудесная дудка» Вольского (1939) и др.
Избранная драматургия
До революции получил известность как создатель маленьких пьес, пародий, сценок: '«Свободная любовь»', 1910, «Фабрика талантов», 1912, «Барышня Маня и Сенька-разбойник», 1912, «Круговертов и сын», 1916, «Революция в Головотяпове», 1917 и др.
- «Опекуны» (1904)
- «Ужас времени» («Современный вампир»)
- «Ночь миллионера»
- «Мефистофель в увлекательном положении, либо Женатый Мефистофель» (1909)
- «Графиня Эльвира» (1910)
- «Рыцарь дон Фернандо» (1912)
- «Театр негоцианта Епишкина»
- «Вова приспособился» (в 1916 году поставлен кинофильм)
- «Машека» («Во времена давние») (1923)
- «Кастусь Калиновский» (1923), поставлен кинофильм.
- «Коваль-воевода» (1925)
- «Карьера товарища Брызгалина» (1925)
- «Победа» («Хроника наших дней», 1926)
- «Запоют веретена» (1928)
- «Лен» (1932)
- «В вешнюю ночь» (1934) и др.
- Мiровiч Е. П’есы (зборнiк). — Мiнск, 1957.
Личная жизнь
Мирович был женат два раза. Во 2-м браке родились две дочери, младшая из которых, Галина, пошла по стопам отца — стала театральной актрисой и преподавателем. Старшая дочь, Кира, избрала профессию геолога.
В приклонном возрасте Мирович вкупе с семьёй жил в древесном бараке в районе Немиги, отказавшись от получения квартиры в пользу 1-го из собственных учеников, у которого вообщем не было жилища.
Достойные внимания факты
- В русский период творчества некие пьесы Мировича имели задачи с цензурой.
- Переезд Мировича в Гомель был обоснован разворачивающимися в стране сталинскими репрессиями, а именно т. н. «политикой сворачивания беларусизации».
- Мирович никогда не состоял в коммунистической партии — в предстоящем это послужило формальной предпосылкой для отказа от присвоения одной из улиц Минска имени Евстигнея Мировича (на данный момент эта улица носит имя Мельникайте).
- Невзирая на то, что Евстигней Мирович происходил из семьи староверов, сам он был безбожником и скептически относился к хоть каким доктринальным идеологиям.
- Для многих собственных спектаклей Мирович без помощи других изготавливал маленькие макеты декораций и сценической мебели, при помощи которых продумывал постановку и сценическое действие.
Заслуги
- Орден Трудового Красноватого Знамени
- Орден «Знак Почёта»
- медали СССР.
Литература
- Пісьменнікі Савецкай Беларусі : Кароткі біяграфічны даведнік. — Минск, 1959.
- Пятровiч С. Народны артыст БССР Е. А. Mipoвiч. — Мiнск, 1963.
- Бутаков А. Мои учителя. — Минск, 2004.