Содержание
- 1 Биография
- 2 Образование
- 3 Художественное творчество
- 4 Музыкальное творчество
- 5 Деятельность в театре и кино
- 6 Проф деятельность
- 7 Выставки, экспозиции
- 8 Книжки, публикации и диски
- 9 Ссылки
- 10 Примечания
Биография
Родился в городке Рогачёве Гомельской области Беларуси. Отца, уроженца деревни Рыжковичи Шкловского района, с началом войны в 1941 году забрали на фронт. 10-летний Анатолий с матерью-еврейкой бежали из Минска и по пути тормознули в Рыжковичах. О том, что мама Анатолия — еврейка, донесли в полицию, и их — мама и троих малышей — загнали в гетто. Дед Анатолия со стороны отца — Филипп Наливай, был белорусом и священником шкловской православной церкви. Он смог одурачить офицера в комендатуре местного отделения СД, что его невестка и внук не евреи, а белорусы. Анатолий с мамой были выпущены из гетто практически за полчаса до того, когда всех узников повезли на расстрел. Скоро они повстречались с папой, вырвавшимся из окружения.
Семья Наливаевых возвратилась в Минск, где практически никто не знал, что Гаша, мама Анатолия, — еврейка. Жили в своём доме на улице Цнянской, 50. Мама получила новые документы и стала Агафьей Кузьминичной Наливаевой. После освобождения Минска в 1944 году отца Анатолия опять забрали в Красноватую Армию, и он скоро умер в Польше.
Образование
В 1944 году Анатолий Наливаев, который очень обожал канторскую музыку, обладал неплохим драматическим тенором и грезил быть кантором в синагоге, начал обучение по классу кларнета в музыкальном училище.
В 1945 году устроился маляром и параллельно начал ходить в художественную студию Сергея Петровича Каткова, где отучился 10 лет. Катков увидел, что у Наливаева фотографический набросок, и предложил ему отрисовывать то, что сохранилось от довоенного Минска.
Во время службы в армии также занимался в армейской певческой студии под управлением Народного артиста СССР Ивана Паторжинского.
В 1950-е годы, после службы в армии, мама устроила Анатолия, который уже хорошо отрисовывал, работать в малярную бригаду, где работали одни евреи. В этой бригаде работал узнаваемый виленский кантор Кремер, который также познакомил Анатолия с известным композитором Генрихом Вагнером, окончившим европейскую канторскую академию. Кремер и Вагнер стали первыми учителями Наливаева по канторскому пению.
Пению на идише Наливаева также учили бывшая актриса Белорусского муниципального еврейского театра, Заслуженная артистка БССР Юдифь Арончик, поэт Гирш Релес и доктор Театрально-художественного института Арон Скир.
В 1963 году Наливаев начал обучаться в Праге, где закончил Высшие курсы по реставрации, получив высшее художественное образование. Во время этой учебы параллельно обучался пению у Миши Забейды-Сумицкого — солиста оперного театра Ла Гора, доктора Пражской консерватории.
Художественное творчество
Анатолий Наливаев с юношества обладал фотографической памятью, что позволило ему уже с 14 лет потаенно отрисовывать разрушенный Минск. В 1940—1950-е годы фотографировать и отрисовывать столицу Беларуси было запрещено, но на мальчишку никто не направлял внимания. До 1960-х годов он успел запечатлеть старенькые кварталы Минска — Верхний город, Троицкое предместье и другие виды центральной части городка, которые потом были разрушены либо поменялись до неузнаваемости. От многих кварталов Минска остались только изображения на акварелях Наливаева: улицы Замковая, Торговая, часть снесённых построек в Троицком предместье, Монгольская слобода с мечетью, Монгольские огороды, взорванный в 1950 году костёл бывшего монастыря доминиканцев на углу улиц Энгельса и Международной.
Основная часть работ Наливаева показывает виды Минска и других городов и деревень Беларуси, связанных с еврейской жизнью — он запечатлел 10-ки синагог, еврейские районы и кварталы, улицы и дома, монументы еврейской культуры.
Особенная ценность картин Наливаева в том, что они с фотографической точностью воссоздают панорамы исчезнувших видов огромного количества белорусских городов и местечек, памятников еврейской культуры, еврейских улочек и домов послевоенного Минска, что будущем может стать основой для восстановления утраченных застроек.
Также, начиная с 1970-х годов, Анатолий Наливаев написал 10-ки портретов узнаваемых деятелей белорусской культуры и искусства.
Виды Минска у Наливаева сначало были выполнены в виде акварелей, которые с течением времени постарели, и сначала 1960-х годов живописец их вернул, написав из акварелей картины в технике темперы. 20 из этих картин уже заполучили городские власти столицы Беларуси для сотворения экспозиции грядущего «Музея Минска». Леонид Левин (Заслуженный конструктор Республики Беларусь, лауреат Гос премии Республики Беларусь, академик Интернациональной и Белорусской Академий Архитектуры) считает, что «Будучи фотографически и фактографически четким, Анатолий Наливаев смог запечатлеть теплоту, душу камня, тревожно дребезжащее сердечко зданий. Картины не создавались специально для выставки. Живописец — из разряда тех фанатов, которые, не думая о выставках и худсоветах, просто отрисовывали старенькый город».
Музыкальное творчество
Во времена СССР в 1970—1980-е годы Наливаев вкупе с Кремером и Вагнером участвовал в полулегальных и незаконных фестивалях канторской музыки в Москве.
Наливаев считал себя в главном еврейским певцом. Повсевременно, долгие и длительные годы, он собирал и записывал древние канторские молитвы.
В 1986 году Наливаев вкупе с М. Клейнером сделал ансамбль конторской музыки «Фрейгиш», в каком с 1993 года поёт произведения на идиш и иврите.
Деятельность в театре и кино
Наливаеву не удалось стать кантором в синагоге, но в течение 12 лет, в 1990-е годы, он исполнял роль кантора в еврейском спектакле «Перпетуум мобиле, либо Вечер еврейского анекдота», поставленном в Белорусском академическом российском театре в Минске режиссером Борисом Луценко. С этим спектаклем Наливаев два раза выезжал на гастроли в Санкт-Петербург и в Москву.
В 1995 году Наливаев сыграл в Белорусском академическом российском театре в спектакле «Исход», посвящённом 3000-летию Иерусалима.
В 2005 году режиссёр Валерий Анисенко в память о Минском гетто поставил в Театре белорусской драматургии спектакль «На улице Островской». Анатолий Наливаев исполнил в нем еврейские песни вместе со своим учеником Юрием Городецким.
Кинорежиссёр Юрий Горулев снял об Анатолии Наливаеве кинофильм «Истоки», в каком живописец ведает о для себя в жизни и в искусстве. В 2002 году в городке Тренто на фестивале «Религия сегодня» этот кинофильм получил высшую оценку и потом демонстрировался в нескольких европейских странах и по российскому каналу «Культура».
У Александра Городницкого в кинофильме «В поисках идиша» (2008) Наливаев поёт поминальную молитву на месте расстрела узников Шкловского гетто.
В 2012 году Наливаев снялся в роли кантора в художественно-документальном кинофильме режиссёра Зои Котович «Марк Шагал. Мистическая реальность».
Проф деятельность
Работал в бригаде альфрейщиков (маляров по художественной отделке) Ш. Дрейцера — известной, к примеру, оформлением и росписью потолка Российского театра в Минске.
С 1975 года до выхода на пенсию работал исполнителем в монументальном цехе минского художественно-производственного комбината. Благодаря высочайшей квалификации, получал личные заказы на создание интерьеров для музеев Янки Купалы, Якуба Коласа, Максима Богдановича, Муниципального музея, кинотеатра «Минск».
Наливаев реставрировал многие монументы культуры — костел XVI века в селе Геранены Гродненской области, церковь XVI века в Заславле под Минском.
Выставки, экспозиции
- 26 октября 2004 — объединённая выставка Наливаева с фотохудожником Василием Коледой «Наш город. Еврейские места старенького Минска» в еврейском общинном доме Минска.
- Экспозиция в Музее истории и культуры евреев Беларуси.
- Экспозиция в одном из залов Мингорисполкома.
- Цикл из 20 работ Наливаева о Минске был представлен на выставке к 940-летию Минска.
- Несколько картин Наливаева находятся в музее Белорусского муниципального педагогического института.
- Несколько картин Наливаева находятся в музее Максима Богдановича.
- Более 30 портретов видных деятелей Беларуси подарены Наливаевым Шкловскому краеведческому музею.
- июль 2008 — объединённая выставка «Воспоминания об утраченном. Еврейские уголки послевоенного Минска» Наливаева с фотохудожником Евгением Таламаем в Музее истории и культуры евреев Беларуси.
- 26 июня 2009 года — индивидуальная выставка «Минские пейзажи» («Мiнскiя краявiды»). Минск, галерея Государственной библиотеки Республики Беларусь — в рамках документально-художественной программки «Непокоренная Беларусь» к 65-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.
- 30 картин подарены Наливаевым еврейскому музею в Гродно.
- 20 ноября 2012 — 6 января 2013 года — выставка «Послевоенный Минск в картинах Анатолия Наливаева» в Доме-музее I съезда РСДРП (филиал Государственного исторического музея Республики Беларусь).
- 12-19 мая 2014 года — выставка «Здесь было Минское гетто» в минской библиотеке имени Пушкина.
Книжки, публикации и диски
- Канторские молитвы и песни (составитель А. Ал. Наливаев.). Минск, 2009.
- Сборник канторской музыки в выполнении А. Наливаева (CD-диск).
- CD-диск «Агуте Вох» («Доброй недели») ансамбля канторской музыки «Фрейгиш»
Ссылки
- Кантар і мастак Абрам Налівай, «Звязда», 05.02.2011, № 2 (26866) (белор.)
- Падпольны савецкі вучань Забэйды-Суміцкага (белор.)
- Еврейская музыка сразила сердца слушателей
- В Минске прошел V Интернациональный канторский фестиваль
- Гала-концерт фестиваля иудейской духовной музыки пройдет в Минске
- Фестиваль канторского пения в Минске
- На руінах Мінску (белор.)
- Выставка панорам Минска, которых уже нет, открылась в столице
- М. Володин. Город в картинах