Содержание
- 1 Биография
- 2 Фильмография
- 3 Комменты
- 4 Примечания
- 5 Библиография
Биография
Родился в сентябре 1876 года в Ростове-на-Дону.
Закончил Московскую коммерческую академию (1896), но его страстью и призванием был театр. Он стал пайщиком Столичного художественного театра и секретарём Владимира Ивановича Немировича-Данченко. В театральных постановках он сделал несколько запоминающихся ролей: Бык в «Синей птице» М.Метерлинка, Розен в «Борисе Годунове» А.Пушкина, Гость Человека в спектакле «Жизнь Человека» Л.Андреева. Но самым сочным и соответствующим стал образ Хлеба в пьесе Мориса Метерлинка «Голубая птица», которую поставил на сцене МХАТа Станиславский 13 октября 1908 года.
Никита Балиев в роли Хлеба в спектакле «Синяя птица», 1908С пародии на этот знаменитый спектакль началась жизнь театрального кабаре «Летучая мышь». В спектакле за птицей следовали Константин Сергеевич Станиславский и Немирович-Данченко. На премьеру 18 октября 1908 года в маленький артистичный подвал пригласили 60 гостей и напечатали объявление в газете «Российское слово»:
«Интимный „кабачок“ друзей художественного театра раскрывается в воскресенье»Все начинания Балиева поддерживал его друг и меценат Николай Тарасов, про которого Н. Е. Эфрос писал:
«Изящный парень с бархатными очами на прекрасном матовом лице. Он обладал узким вкусом и счастливой наружностью. Судьба была на уникальность милостива и щедра к нему…»За семь месяцев до описываемых событий 29 февраля 1908 года Балиев и Тарасов спустились в слабо освещённый подвал дома дома Перцова. Николай Тарасов арендовал подвал, актёры Художественного театра В. И. Качалов, О. Л. Книппер-Чехова, И. М. Москвин, Г. С. Бурджалов и Алиса Коонен подписали соглашение на открытие актёрского клуба и заверили бумагу в городском присутствии.
Воплотив свою мечту о своем театре, Никита Балиев открыл интимный клуб для актёров МХАТа, который очень скоро вырос в именитый столичный камерный театр с неизменной труппой, а после эвакуации из революционной Рф, в колоритное ревю — представления на Бродвее.
В десятилетней биографии кабаре Н. Е. Эфрос обрисовал историю зарождения театра в Рф:
«Художественный театръ — серьёзнейший театръ, съ героическимъ напряжѣниемъ, въ бурленiи творческихъ силъ разрешающiй самыя сложныя сценическiя трудности. Но у актеровъ этого театра - и большая любовь къ юмору, большой вкусъ къ шуткѣ. Они всегда обожали хохот. Выход этому должна дать "Летучая мышь", вот настроенья, мысли и цѣли, съ которыми Н. Ф. Балiев и Н. Л. Тарасовъ, сгруппировав вокруг себя товарищей по театру, арендовали подвал и подвесили къ его сероватому сводчатому потолку летучую мышь. Зона отдыха людей - королевство привольной, но прекрасной шуточки, и подальше от сторонней публики»— Н. Е. Эфрос, 1918.
Через полтора месяца подвал дома Перцова, в каком размещалось театральное кабаре, был затоплен. Апрель 1908 года выдался тёплым, некоторое количество дней попорядку лил дождик и снега растаяли. Уровень воды в Москве-реке поднялся, и она выступила из берегов .
После восстановления театрального помещения труппа Балиева возобновила свои представления, и театр жил в этом комфортном и магическом доме до конца 1909 года, показав 18 октября 1908 года пародию на «Голубую птицу»; отпраздновав собственный юбилей 19 марта 1909 года, с ролью А. Л. Вишневского, Н. А. Андреева и А. В. Собинова; и устроив незабвенную «новогоднюю ёлку» 23 декабря 1909 года.
«Летучая мышь выдержала полтора маленьких театральных сезона в своём начальном помещении, испытав весной опустошение от разбушевавшихся вод Москвы-реки»10 февраля 1910 года в подвале дома № 16 на Милютинском переулке состоялось 1-ое платное представление в пользу нуждающихся артистов театра, и с сих пор «Летучая мышь» становится ночным театральным кабаре для платной публики. В репертуаре театра были пародии, включая незабвенную буффонаду Николая Тарасова про «Наполеона и его пропавшего шофёра» и пародию на спектакль Малого театра «Мария Стюарт», показанную в ночь с 5 на 6 ноября 1910 года. Может быть, этот вечер стал последним весёлым праздничком, 13 ноября 1910 года Николай Тарасов застрелился. Спектакли были отменены по случаю этой катастрофы.
В 1912 году в театре Милютинском поставили «Пера Гюнта», а в 1913 году пародию «Сорочинская Елена» — на премьеры Свободного театра «Сорочинская ярмарка» К. Марджанова и «Прекрасная Елена» А. Таирова, также огромное количество импровизированных пародий и миниатюр.
В 1915 году «Летучая мышь» переехала в подвал доходного дома № 10 на Большенном Гнездниковском переулке. Дом, построенный архитектором Нирнзее называли небоскрёбом.
Продавались билеты, анонсировались спектакли, выпускались рецензии в газетах и журнальчиках. Отныне пропала обстановка варьете. Репертуар театра был очень огромным и различным.
Большевистский переворот изменил аудиторию театра, большевистская пресса называла стиль театра не по другому, как «разлагающимся бытом». В один прекрасный момент Никита Балиев был арестован на трое суток и подвергнут штрафу в 100 000 рублей «за нарушение комендантского часа». Началась совершенно другая жизнь с выступлениями в жд депо для рабочих и концертами по частям Красноватой Армии. Но Балиев был весёлым и рачительным человеком, умевшим собирать вокруг себя людей. Он смог увести бо́льшую часть труппы в Европу, потом в Америку .
Посодействовали ему антрепренёры сэр Чарльз Блейк Кокрэн и Моррис Гест . Компания «Le Théâtre de la Chauve-Souris» выступала в театре Феми́на, записывала пластинки на студии «Columbia Graphophone Company» с оркестром театра «Водевиль» и прославилась на весь мир, почти во всем благодаря энергии Никиты Балиева и киноплёнкам, запечатлевшим эти выступления. Ли де Форест показал собственный фонофильм «La chauve souris» в «Rivoli Theater» 15 апреля 1923 года.
Никита Балиев сдружился с южноамериканскими драматургами общества «Круглого стола» (англ. Algonquin Round Table). В один апрельский вечер 1922 года был показан спектакль «No Sirree!». В музыкальных вечерах участвовали Роберт Шервуд, Таллула Бэнкхед и Хелен Хейз.
В сезоне 1922 года «Chauve-Souris» показала на Бродвее 153 представления в «Forty-Ninth Street Theatre», с оформлением и костюмчиками Николая Ремизова и Сергея Судейкина. В программке был именитый «Парад древесных солдатиков» Леона Есселя, с декорациями и костюмчиками Мстислава Добужинского.
После гастролей по Южной Америке труппа вновь возвратилась в Европу. «Летучая мышь» уже называлась театральной компанией — La Chauve-Souris compagnie théâtrale (фр.), и представляла спектакли на сцене парижского театра «Фемина» с 1923 по 1933 годы.
С 14 января по 7 марта 1925 года «Chauve-Souris» выступала на Бродвее, на сцене «Forty-Ninth Street Theatre», и с 10 октября по 17 декабря 1927 года на сцене «Cosmopolitan Theatre» компания Балиева отдала 80 представлений.
В 1926 году вышел в прокат кинофильм Ралфа Бартона с ролью Никиты Балиева, «Camille: The Fate of a Coquette», литературным источником которого стал роман «Дама с камелиями» .
В 1928 году Никита Балиев был награждён орденом Знатного легиона. Он участвовал в творческих вечерах Тэффи, Дон-Аминадо и Мунштейна.
С 1 апреля 1928 года труппа выступала в «Sam S. Shubert Theatre». В программке учавствовала танцовщица Тамара Жева.
С 22 января по 4 марта 1929 года начались выступления в «Jolson’s 59th Street Theatre» , а с 21 октября по ноябрь 1931 года представления в «Ambassador Theatre» труппы «New Chauve-Souris», потом состоялись гастроли в Лондоне.
В 1931 году Балиев поставил инсценировку «Пиковой дамы» по А. С. Пушкину в парижском театре «Madeleine». Сценографию и наброски костюмов сделал Ф. Ф. Комиссаржевский.
В Париже Балиев сделал «Театр российской сказки»en français?, а в 1934 году возвратился в США.
Супругой Никиты Балиева была юная актриса Зоя Карабанова , популярная в Рф как Мара Крэг, звезда немого кино производства компании Иосифа Ермольева, а потом актриса голливудских кинофильмов — Mme. Karabanova. Вторую супругу, полную отчаяния из-за покинувшего её Фёдорвея Комиссаржевского, Никита Балиев подобрал у английского моста Ватерлоо и повенчался с ней на корабле, держащего путь на северо-американский материк. Судьбы у этих актрис были различными; Зоя Карабанова прошла броский звёздный путь, окончившийся в Голливуде в 60 лет. Mme. Komisarjevskaia обрела своё счастье, став Mrs. Elene Balieff. Она оставила актёрское ремесло, пережив неожиданную кончину на пике славы Никиты Балиева. Лена Аркадьевна правила балетной школой, а последние свои годы жила при Ново-Дивеевском монастыре, там и скончалась в 86 лет.
3 либо 4 сентября 1936 года знаменитый конферансье и энергичный театральный антрепренёр в один момент погиб, это случилось в Нью-Йорке. Никита Балиев похоронен на кладбище Маунт Оливет, Лонг-Айленд.
Фильмография
- Nikita Balieff (1877–1936) (англ.) на веб-сайте Internet Movie Database
- La chauve souris (англ.) на веб-сайте Internet Movie Database, 1923. Презентация под заглавием «De Forest to Film Chauve Souris Story» кинофильма Ли де Фореста состоялсь в «Rivoli Theater» 15 апреля 1923 года.
- Camille (II) (англ.) на веб-сайте Internet Movie Database, 1926 — кинофильм Ралфа Бартона именовался «Camille: The Fate of a Coquette», его литературным источником был роман «Дама с камелиями».
- Никита Балиев играл в кинофильме «Once in a Blue Moon» (1935, Бен Хект)