Биография
Жан-Люк Годар родился 3 декабря 1930 года в Париже. Его отец, Поль Годар, был доктором и имел свою клинику, а мама, Одиль (в девичестве Моно́), была родом из семьи швейцарских банкиров, принадлежавших к известной французской протестантской фамилии, которую носили многие известные люди, включая нобелевского лауреата Жака Моно, композитора Жак-Луи Моно, натуралиста Теодора Моно и историка Габриэля Моно.
Когда Годару было 4 года, семья переехала в Швейцарию. Тут, в Ньоне, он получил изначальное образование, потом с 1946 года учился в Париже, в Лицее Бюффона. Но в этот момент он увлёкся кино и предпринял 1-ые пробы заняться литературным творчеством. В итоге он провалил экзамен на степень бакалавра и возвратился домой в Швейцарию. В 1949 году поступил в Сорбонну и некое время изучал там антропологию. Будучи студентом, много времени проводил в синематографических клубах Парижа, во французской синематеке. В 1951 году начал писать статьи о кино в спец журнальчике.
В 1954 году дебютирует как кинорежиссёр малометражным фильмом «Операция бетон». В 1960 году у Годара выходит 1-ый полнометражный кинофильм «На последнем дыхании», ознаменовавший собой возникновение новейшей волны в синематографе. Последующий кинофильм Годара «Небольшой боец» (1960) был запрещён цензурой и увидел свет только спустя три года.
Последующие киноленты Годара «Жить собственной жизнью», «Карабинеры», «Презрение» изучат сложные социально-психологические задачи, переживаемые обществом. В 1965 году выходит кинофильм «Альфавиль» — умопомрачительная антиутопия, обличающая технократию и тоталитаризм.
Годар интенсивно участвует в майских событиях 1968 года, является одним из идеологических вдохновителей «нового левого движения», снимает ряд пропагандистских кинофильмов.
Позже Годар ворачивается к «большому кино» и создаёт несколько важных лент: «Спасай, кто может (свою жизнь)», «Страсть», «Имя: Кармен».
В 1990-х Годар создаёт масштабную киноантологию «История кино». Кинофильм «Моцарт — навечно» (1996) затрагивает близкую Годару тему отношений искусства и художника.
В ближайшее время Годар нередко учавствует в совместных режиссёрских проектах, таких как, к примеру, «На 10 минут старше».
В 2014 году поставил экспериментальный 3D-фильм «Прощай, речь», удостоенный приза жюри Каннского кинофестиваля и ряда других наград. При подведении киноитогов 2014 года «Прощай, речь» вошёл в большая часть списков наилучших кинофильмов года.
Этапы творчества
Творчество Ж.-Л.Годара систематизируется по 5 периодам, которые определяются переходом режиссера на новый уровень развития политических мнений и философского осмысления мира.
1. Новенькая волна (1960—1966)
«На последнем дыхании» (1960), «Небольшой боец» (1960), «Сумасшедший Пьеро» (1965), «Карабинеры», «Две либо три вещи, которые я знаю о ней» (1966), «Мужское-женское» (1966).
Соответствующие приемы: съемки «парящей» камерой по концепции А. Астрюка «Камера-стило», jump cuts, переосмысленным из русского синематографа, когда два кадра образуют резкую клейку смысловые отсылки через газеты, картины и постеры.
Соответствующие темы: герой-бунтарь, находящийся в поисках новых правил жизни, политические действия в стране, осознание режиссером того, что существующая система ненавистна, жертвы соц устройств.
2. Маоистский период (1967)
«Китаянка»(1967), «Уик-энд»(1967).
Соответствующие приемы: техника коллажа, цветопись.
Соответствующие темы: броский радикализм и революционная злость.
3. Группа «Дзига Вертов» (1967—1970)
«Здесь и там»(1976), «Владимир и Роза»(1971), «Борьба в Италии»(1971), «Правда» (1970), «Ветер с Востока»(1970).
Соответствующие приемы: вскрытие и деконструкция нарративности.
Соответствующие темы: пробует применить идеи социализма в процессе сотворения кино (снимает коллективно, отсутствует один создатель, свободная дистрибьюция), аналитика имеющихся в обществе заморочек.
4. Студия «Sonimage» (1973—1979) — Сотрудничество с Анн-Мари Мельвиль
«Номер два»(1975), «Как дела»(1978).
Соответствующие темы: исследование новых технологий (цифрового телевидения) в целях обретения новых средств выразительности, проигрывание действительности в кино, обращается к методам фиксации действительности, вопросу достоверности видео и фото, допущения того, что в виртуальном формате действительность соразмерна той, в какой мы живем.
5. Поздний шаг (с 1980-х гг. по н.в.)
Соответствующие приемы: перебегает от осмысления цифрового формата как средства художественной выразительности к специфике телеязыка, употребляет способности нового языка.
Соответствующие темы: сложные социальные вопросы, исследование природы образов, поиск изображения, отсылающего к ментальным образам зрителя (которые возникают в обход аналитическому восприятию и являются процессом неизменного понимания мира).
Обвинения в антисемитизме
Годара нередко винят в антисемитизме. А именно, о его антисемитских взорах и высказываниях пишут его биографы Колин Маккаби, Ричард Броди и Антуан де Бек. Понятно также, что Годар является отрицателем Холокоста.
В 1978 году во время чтения лекции в Монреале Годар сказал, что он происходит из семьи, где соболезновали и симпатизировали нацистам. Годар заявил:
Мой дед не был антисионистом, но был конкретным антисемитом. Я так же жарко выступаю против сионизма, как мой дед в своё время выступал против евреев.Годар также называл Израиль «раковой опухолью Близкого Востока» и открыто поддерживал теракты-самоубийства палестинских террористов.
Фильмография
Библиография
- Виноградов В. Антикинематограф Ж.-Л. Годара, либо "Покойники в отпуске". М.: Канон+РООИ "Реабилитация", 2012.
- Жан-Люк Годар. Страсть: меж чёрным и белоснежным. Б.м.: Совместное издание Министерства зарубежных дел Франции и Министерства культуры Швейцарии к ретроспективному показу кинофильмов Жана-Люка Годара в Русском Союзе, 1991.
- Борьба на два фронта. Жан Лючок Годар и группа Дзига Вертов. 1968—1972. М.: Свободное Марксистское Издательство, 2010
- Вим Вендерс, Логика изображения, Б&К, 2003. ISBN 5-93414-100-7
- Collet J., Jean-Luc Godard, ;
- Eberhardt К., Jan-Luc Godard, Warsz., 1970
- Roberto Chiesi, Jean-Luc Godard, Rome, Gremese, 2004 (ISBN 978-88-7301-584-0)