Его младший брат Эрнест Коклен, прозванный Кокленом-младшим, и отпрыск Жан тоже стали известными актерами.
Жизнь и творчество
Коклен-старшийБенуа-Констан Коклен родился в семье пекаря. В возрасте 18 лет обучается в консерватории, в классе Ренье. Дебютировал в 1860 году в театре «Комеди Франсэз», исполнял роль Гро-Рене в комедии Мольера «Любовная досада». Первой ролью, прославившей юного актёра, был Фигаро, сыгранный им в 1862 году в пьесе Бомарше «Свадьба Фигаро». Отныне он становится одним из первых в «Комеди Франсез» исполнителей комедийных слуг. Но ввиду того, что в театре за многими ролями, увлекательными для Коклена, закреплялась преемственность в выполнении актёрами «по старшинству», и потому перспективы сыграть их у него не было, Коклен был обязан в 1885 году уйти из «Комеди Франсез».
Более успешными были роли, сыгранные Кокленом после ухода из «Комеди Франсез». Это Сганарель в «Лекаре поневоле», Журден («Обыватель во дворянстве»), «Тартюф» в одноимённой пьесе (все — комедии Мольера). Но верхушкой его творчества был образ Сирано де Бержерака из одноимённой пьесы Ростана, воплощённый им в парижском театре «Порт-Сен-Мартен», который Коклен возглавлял с 1897 года. Актёр много гастролировал и за пределами Франции. В 1882,1889 и в 1892 годах он посетил с гастролями Россию и выступал в Петербурге, Москве и Одессе.
Б.-К. Коклен написал также две огромные работы по теории театрального искусства — «Искусство и театр», вышедшую в свет в 1880 году, и «Искусство актёра» (1886). Тут создатель указывает себя одним из огромнейших актёров — последователей «искусства представления». Выступая в поддержку этой школы против школы «искусства переживания», Коклен пишет:
На мой взор, ничто не может быть красивым, ничто не может быть величавым вне природы; но я обязан повторить ещё раз, что театр — искусство, а как следует, природа может быть воспроизведена в нём только с некоей идеализацией либо подчёркнутостью, без которой не бывает искусства. Я скажу больше: неприкрашенная природа производит в театре слабенькое воспоминание.Эрнесто Росси, величавый итальянский актёр, в собственной книжке писал о Коклене:
Не знаю, чему приписать сияние искусства Коклена: природному дарованию либо умению улучшать его. Технику Коклена не так просто было увидеть, в особенности в комедии, а это означает, что актёр обладал двойным достоинством: умел не только лишь шлифовать своё мастерство, но так скрывать его от глаз публики, что смотрелся на сцене полностью естественным.К. С. Станиславский так откликался об искусстве Коклена:
Оно больше действует на слух и зрение, чем на душу, и поэтому оно быстрее восхищает, чем потрясает…Воздействие такового искусства остро, но недолговременно. Ему больше удивляешься, чем веришь.Литература
Коклен, Бенуа-Констан на Викискладе? |
- История забугорного театра. — Ч. 2. — М., 1984.