Содержание
- 1 Детство
- 2 Театр
- 3 Актёр театра и кино
- 4 Погибель
- 5 Автобиография
- 6 Избранная фильмография
- 7 Роли в театре
- 8 Заслуги
- 8.1 Номинации
- 9 Примечания
- 10 Ссылки
Детство
Филипп Нуаре родился 1 октября 1930 года в Лилле в безбедной семье, его отец был директором большой компании, занимался жилищным строительством. Его детство прошло в Тулузе, в регионе Юг — Пиренеи, к которому он остался очень привязан на всю свою жизнь. У него была страсть к скотоводству, к разведению лошадок (во французской коммуне Монреаль департамента Од, в 20 км на западе Каркассона). Его отец, Пьер Жорж Нуаре (Pierre Georges Noiret) был увлечён литературой: как прозой, так и поэзией. Его мама, бельгийка по происхождению, Люси Клеменс Гильен Эрман (Lucy Clémence Ghislaine Heirman) занималась домашним хозяйством, воспитывала 2-ух малышей — Филиппа и Жана, которого родила в 1925 году.
Он поступает в лицей Жансон-де-Сайи, находящийся в XVI окружении городка Парижа, где он был совершенным лодырем, потом обучается в закрытом иезуитском Коллеже Жюийи, что находится в департаменте Сена и Марна. С наслаждением пел в хоре и выступал в любительских спектаклях учебного театра, где и нашел собственный очень прекрасный глас, напевая в хоре Цикады, в детском хоре (La manécanterie des Petits Chanteurs à la croix de bois), с которым он пел в католическом соборе Святого Петра в Риме в Пасху в 1949 году и записал собственный 1-ый диск в качестве певца под управлением французского композитора Франсуа Веркана (François Vercken). В 1950 году, потерпев беду при поступлении в консерваторию, он оставляет занятия и слушает лекции драматического искусства Морде Блена, французского театрального режиссёра, актёра театра и кино — наикрупнейшей фигуры французской сцены и экрана в протяжении нескольких десятилетий. Потом он пришёл в Государственный театр Бретани (Le Théâtre national de Bretagne), где он повстречал Жан-Пьера Дарраса (Jean-Pierre Darras), французского актёра и режиссёра, с которым он играл в дуэте на телевидении. Прозаик и драматург Анри де Монтерлан уверяет его стать актёром и предназначить свою жизнь комедии.
Театр
В 1953 году он после успешного прослушивания заходит в Государственный народный театр, которым правят французский театральный актёр и режиссёр Жан Вилар и Жерар Филипп, от которого он вызнал о жизни театральной труппы. В течение 7 лет играет на Авиньонском фестивале, исполняя более сорока ролей (театральная пьеса «Сид» Пьера Корнеля в 1953 году, «Макбет» Уильяма Шекспира в 1954 году, «Дон Жуан, либо Каменный пир» Мольера в 1955 году, «Свадьба Фигаро» Бомарше в 1956 году, также «Надуманный нездоровой» в 1957 и «Школа дам» Мольера в 1958 году).
В то же самое время он удачно выступает в смешном дуэте с Жан-Пьером Дара в таких кабаре, как «Шлюз» (l'Écluse), «Три осла» (Trois Baudets), «Вилла Эста» (Villa d’Este) и в «Лестнице Якова» (l'Échelle de Jacob).
В 1966 году он исполняет роль в пьесе «Странная парочка» (The Odd Couple) Саймона Нила.
В Государственном народном театре он встречает актрису Моник Шометт (Monique Chaumette), с которой он смешивается браком 13 августа 1962 года. У их рождается дочь Фредерика Нуаре (Frédérique Noiret), которая потом станет помощницей управления съёмкой кино и сценаристом.
В 1997 году он ворачивается в театр, играя в пьесе «Отбивные» (Les Côtelettes) Бертрана Блие. Пьеса была строго осуждена критикой, но непременно имела фуррор у публики. Дальше следуют роли в пьесах «Человек случая» (L’Homme du hasard) французской актрисы и драматурга Ясмины Резы в 2001 году (рядом с Катрин Риш (Catherine Rich)); «Созерцания» (Les Contemplations) в 2002 году, дальше идут роли в «Любовных письмах» (Love Letters) Альберта Гарни (Albert Ramsdell Gurney), в каких его партнёршей была Анук Эме в 2005 году.
Актёр театра и кино
В 1948 году Филипп снимается в институтском малометражном кинофильме. Потом он снялся в нескольких эпизодах в последующих фильмах: «Жижи» в роли дворецкого (1948) и «Оливия» — влюблённого на лавке (1949), оба кинофильма режиссёра Жаклин Одри, также «Супружеское агентство» Жана-Поля Ле Шануа в роли прохожего (1952).
В 1955 году в первый раз возникает на большенном экране в кинофильме «Пуэнт-Курт» (режиссёра Аньес Варда), где он в последний момент был утверждён на роль заместо актёра Жоржа Вильсона, который захворал и отказался от собственной роли. В этом же году Жан-Поль Раппно вместе с Клодом Соте кончает собственный сценарий грядущего кинофильма под заглавием «Жизнь богачей», который он указывает во время съёмок «Зази в метро» Филиппу Нуаре. В этом кинофильме его главной партнёршей по съёмочной площадке числится Катрин Денёв. Произведение получает Премию Луи Деллюка.
В 1960 году он уходит из Государственного народного театра, чтоб сыграть в театральной пьесе «Замок в Швеции» Франсуазы Саган, под управлением режиссёра, сценографа, декоратора и драматурга Андре Барсака (André Barsacq) в «Театре мастерской» (Théâtre de l’Atelier). Реальная карьера актёра кино начинается с роли дяди Габриэля в кинофильме «Зази в метро» режиссёра Луи Маля. Во время съёмки этого кинофильма рождается его дочь Фредерик.
Спустя год он играет вкупе с Жаном Маре и Жаном Рошфором в «Капитан Фракасс». Вкупе с Жаном Рошфором они находят общую страсть к лошадям. Сыграв роль скверного Бернара в картине «Тереза Дескейру» Жоржа Франжю в 1962 году, Филипп Нуаре становится одним из актёров, более узнаваемых во французском синематографе.
В 1965 году он играет в картине Жан-Поля Раппно «Жизнь богачей». В 1968 году он становится звездой во Франции, исполнив роль в кинофильме «Блаженный Александр» режиссёра Ветла Робера. Броско, что в этом кинофильме свою первую роль сыграл Пьер Ришар.
2-мя годами позднее карьера Филипп снимется у Альфреда Хичкока в кинофильме о шпионаже «Топаз» с Мишелем Пикколи, Клодом Жадом и Джоном Форсайтом, исполнив роль второго плана экономиста Анри Жарре. Любопытно, что во время съёмок он повреждает ногу вследствие падения с лошадки — противный инцидент, но Альфред Хичкок находит выход из положения, придумав, что по сюжету герой Филиппа Нуаре прогуливается с костылём.
В 1971 году режиссёр Жан-Пьер Блан предлагает ему в киноленте «Древняя дева» воплотить на дисплее роль отдыхающего мужчины, прибывшего на курорт, где у него начинается знакомство с одинокой дамой в выполнении прекрасной Анни Жирардо. В конце кинофильма герои, ворачиваясь к парижскому одиночеству и монотонности, расстаются на вокзале, желая скоро вновь увидеться в Париже. Музыку к картине написал французский композитор и режиссёр Мишель Легран.
Он продолжает свою карьеру, параллельно снимаясь в Италии: «Мои друзья» режиссёра Марио Моничелли, чей большой фуррор принуждает его совсем приспособиться к итальянской публике, «Не трогай белоснежную даму» Марко Феррери (в основных ролях Катрин Денёв, Марчелло Мастроянни и Уго Тоньяцци), киноленты Франческо Рози «Три брата» (1981) и «Запамятовать Палермо» (1989), музыку к которому написал композитор Эннио Морриконе. В 1988 году он сыграл в киноленте режиссёра Джузеппе Торнаторе «Новый кинозал „Парадизо“», который в предстоящем захватил огромное количество премий, в том числе премию «Оскар» за наилучший зарубежный кинофильм и две премии European Film Awards, на 6 августа 2010 года кинофильм занимает 85-е место в перечне 250 наилучших кинофильмов по версии IMDb.
Потом следует роль в «Почтальоне» Майкла Рэдфорда, где он исполняет роль чилийского поэта Пабло Неруды, сосланного в Италию, чтоб протестовать против диктатуры чилийского политика Гонсалеса Лицезрела (Gabriel González Videla).
Он получает свою первую премию «Сезар» за роль в «Древнем Ружье», сыграв с Роми Шнайдер в 1976 году, кинофильм имел большой фуррор.
В 1978 году он принял роль в озвучивании спектакля «Cinéscenie» в именитом французском парке отдыха и развлечений Puy du Fou, совместно с Аленом Делоном, Жаном Пиа, Сюзанной Флон и Робером Оссейном.
Вкупе с Анни Жирардо он снялся в кинофильме «Ласковый полицейский» и в его продолжении «Украли бедро Юпитера». Его сотрудниками по съёмочной площадке были Франсис Перрен и Катрин Альрик. В этих кинолентах он исполнил роль Антуана Лемерсье, доктора Сорбонны, изучающего греческую историю.
Потом он встречает Бертрана Тавернье, который предлагает ему роль в своём первом художественном кинофильме «Часовщик из Сен-Поля». Картина получила Премию Луи Деллюка и Особый Приз жюри МКФ в Западном Берлине. За этим следует их совместное предстоящее сотрудничество и не только лишь (он был очевидцем на свадьбе Бертрана Тавернье). Они совместно снимают девять кинофильмов: «Пусть начнётся праздничек» (1975), «Арбитр и убийца» (1976), «Идеальная репутация» (1981), «Жизнь и ничего больше» (1989), за который Филипп Нуаре получает свою вторую Премию «Сезар» за наилучшую мужскую роль в 1990 году, и «Дочь д’Артаньяна» (1994).
В 1984 году он снимается в первой части трилогии о полицейских под заглавием «Откройте, милиция!», исполнив роль Рене Буарона, продажного полицейского, которому в напарники присылают новичка-провинциала Франсуа Лебюша, роль которого исполнил Тьерри Лермитт. Имея большой фуррор, в 1990 году выходит продолжение кинофильма «Откройте, милиция! 2», в прокате он также именовался «Продажные против продажных», а в 2003 году на экраны выходит заключительная серия трилогии «Откройте, милиция! 3». Все три кинофильма снял режиссёр Клод Зиди, музыку ко всем трём фильмах написал композитор Франсис Лэй.
В 1989 году Филипп Нуаре снимается в кинофильме «Жизнь и ничего больше» режиссёра Бертрана Тавернье. Год спустя за наилучшую мужскую роль в этом кинофильме он получает премию «Сезар». В 1992 г. на экраны вышел кинофильм под заглавием «Макс и Иеремия», где Нуаре сыграл нетипичную для него роль — киллера на пенсии. Вторую главную роль — юного бандита, сыграл франко-американский актёр Кристофер Ламберт. Полицейского, который смотрел за действиями этой парочки, сыграл друг Филиппа — Жан-Пьер Марьель. Кинофильм получил несколько наград, Марьель был номинирован на премию «Сезар» за выполнение роли второго плана.
В 1996 году он снимается со своими большенными друзьями Жаном Рошфором и Жан-Пьером Марьелем в кинофильме «Огромное турне» режиссёра Патриса Леконта.
Филипп Нуаре сыграл в более чем 100 20 фильмах. Он также был известен широкой публике благодаря собственному приятному голосу.
Снялся в 9 фильмах Бертрана Тавернье, на чьей свадьбе был очевидцем. Шурин французского актёра Франсуа Шометта (François Chaumette).
Погибель
Он погиб около 18 часов 23 ноября 2006 года у себя дома в Париже в возрасте 76 лет в итоге последствий рака. Его друг Жан Рошфор произнес о нём: «Нас оставил величавый сеньор» («Un grand seigneur nous a quitté»). Президент Республики Жак Ширак так откликнулся на погибель Нуаре: «Нас покинул гигант, который остается одним из наших более величавых актёров» («Avec lui, c’est un géant qui nous quitte, il restera l’un de nos plus grands acteurs»).
Филипп Нуаре был похоронен в пн 27 ноября 2006 года на кладбище Монпарнас (3-е отделение) в Париже, напротив могилы актёра и режиссёра Жана Пуаре.
Похороны проходили в Соборе Святая Клотильда (Basilique Sainte-Clotilde) в Париже в присутствии премьер-министра Доминика де Вильпена и бессчетных кинематографистов и актёров, посреди которых многие снимались с ним. Его друзья Жан-Пьер Марьель и Жан Рошфор предпочли не находиться на прощальной церемонии.
Автобиография
В последние месяцы собственной жизни Филипп Нуаре написал автобиографию в сотрудничестве с Антуаном де Мо (Antoine de Meaux), в какой ведает про свою личную жизнь и приемущественно про проф путь, о работе в театре и кино, с фото друзей (Жан Рошфор) и людей ремесла (Жан Габен), также о возлюбленных анекдотах. Книжка вышла под заглавием «Mémoire cavalière».
Избранная фильмография
Основная статья: Фильмография Филиппа НуареРоли в театре
Роли в театре | |||
---|---|---|---|
Год | На российском языке | На языке оригинала | Роль |
1951 | Лисица | Volpone | Леон |
1952 | Электра | Electra | Эжист |
1952 | Надуманный нездоровой | Le Malade imaginaire | Беральд |
1952 | Интермеццо | Intermezzo | Крапюс |
1952 | Двенадцатая ночь | La Nuit des rois | Сэр Тоби Белч, родственник по крови Оливии, её дядя |
1953 | Дон Жуан, либо Каменный пир | Dom Juan ou le Festin de pierre | командор |
1953 | Ричард II | Richard II | сэр Этьен Скруп |
1954 | Рюи Блаз | Ruy Blas | граф |
1954 | Цинна | Cinna | Эвандр |
1954 | Царевич Фридрих Гомбургский | Le Prince de Hombourg | граф Рёйс и Спаррэн |
1954 | Макбет | Macbeth | Росс |
1954 | Лекарь поневоле | Le Médecin malgré lui | Валер, слуга Жеронта |
1955 | Шалый, либо Всё невпопад | L’Étourdi ou les Contretemps | Трюфальден, старик |
1955 | Город | La Ville | Авэр |
1955 | Мари Тюдор | Marie Tudor | Симон Рэнар |
1956 | Учёные дамы | Les Femmes savantes | Вадиус |
1956 | Свадьба Фигаро | Le Mariage de Figaro | Бартоло |
1956 | Жадный | L’Avare | канцеляр |
1958 | Убю | Ubu | барон Корланд (в 1 части) и Солиман (во 2 части) |
1958 | Школа жён | L'École des femmes | Оронт, отец Ораса |
1958 | Правитель Эдип | Œdipe roi | Тирэсиас |
1958 | Капризы Марианны | Les Caprices de Marianne | драчун |
1958 | Сид | Le Cid | Дон Гомес, граф Гормас, отец Химены |
1959 | Сон в летнюю ночь | A Midsummer Night’s Dream | Рыло, медник |
1959 | Мама Кураж и её малыши | Mutter Courage und ihre Kinder | вербовщик |
1960 | Замок в Швеции | Château en Suède | Уго |
1960 | Странноватая парочка | The Odd Couple | Дэвид |
1978 | Очевидец | Le Témoin | Робер |
1997 | Отбивные | Les Côtelettes | Леон |
2001 | Человек варианта | L’Homme du hasard | |
2002 | Созерцания | Les Contemplations | одинокий на сцене |
2005 | Любовные письма | Love letters |
Заслуги
- 1970 — Премия National Board of Review — Наилучшая мужская роль второго плана в кинофильме «Топаз»
- 1976 — Премия «Сезар» — Наилучшая мужская роль в кинофильме «Старенькое ружьё»
- 1990 — Премия «Сезар» — Наилучшая мужская роль в кинофильме «Жизнь и ничего больше»
- 1976 — Премия «Давид ди Донателло» — Наилучший зарубежный актёр в кинофильме «Старенькое ружьё»
- 1990 — Премия «Давид ди Донателло» — Наилучший зарубежный актёр в кинофильме «Жизнь и ничего больше»
- 1989 — Премия European Film Awards — Наилучшая мужская роль в кинофильме Новое кино «Парадиз»
- 1989 — Премия Italian National Syndicate of Film Journalists — Наилучшая мужская роль в кинофильме «Идеальная репутация»
- 1991 — Премия BAFTA — Наилучшая мужская роль в кинофильме Новое кино «Парадиз»
- 1991 — London Critics Circle Film Awards Премия ALFS Award — Актёр года — кинофильм Новое кино «Парадиз»
- 2005 — Кавалер Ордена Почётного легиона
Номинации
Номинация на премию «Сезар» — наилучшая мужская роль:
- 1981 — «Орёл либо решка»
- 1982 — «Идеальная репутация»
- 1985 — «Откройте, милиция!»