Содержание
- 1 Биография и начало творческого пути
- 2 Работа в кино
- 3 Работа в театре
- 4 Тексты
- 5 Публикации на российском языке
- 6 Литература
- 7 Ссылки
Биография и начало творческого пути
Получил религиозное воспитание. Театральному искусству не обучался. Дебютировал как актёр в Риме, в постановке драмы Камю Калигула (1959). В 1960 поставил в Болонье спектакль-концерт по Маяковскому (музыка Сильвано Бусотти), который неоднократно разнообразил и исполнял прямо до 1982. Другим спектаклем, который Бене играл многие годы, был «Пиноккио» Карло Коллоди.
Работа в кино
В 1967—1973 выступал как кинорежиссёр. Поставил киноленты Об Ардене из Февершема (1968, в базе — драма, размещенная в 1592 и приписываемая Шекспиру), Богоматерь от турок (1968, по собственному сценарию, особый приз Венецианского кинофестиваля), Дон Жуан (1971, по Барбе Д’Оревильи), Саломея (1972, по О. Уайльду), За вычетом Гамлета (1973).
В 1967 Бене сыграл и самую известную свою кинороль — Креона в кинофильме Пазолини Правитель Эдип.
Работа в театре
Посреди сценических постановок Бене, вобравших элементы кукольного театра, кабаре, театральной эстетики Арто, были пьесы Марло, Шекспира, Гёте, Гёльдерлина, Мюссе, Клейста, Уайльда, Жарри. Он нередко обращался к жанру поэтического спектакля, используя тексты Гомера, Данте, Байрона, Гёльдерлина, Леопарди, Мандзони, Лафорга, Д’Аннунцио, Дино Кампаны. Интерпретаторами театральных поисков Бене, в центре которых стоят понятия «актера-машины» и «театра без спектакля», выступали Жиль Делёз, Пьер Клоссовский.
Тексты
- Carmelo Bene: Dramaturgie. Sarcelles: Imprimerie Garnier, 1977
- Bene C., Deleuze G. Sovrapposizioni. Milano: Feltrinelli economica, 1978 (фр.изд.: Superpositions. Paris: Les Éditions de Minuit, 1979)
- Opere: con l’Autografia di un ritratto. Milano: Bompiani, 1995.
- Vita di Carmelo Bene. Milano: Bompiani, 2002
- Œuvres complètes. Paris: P.O.L, 2003-
Публикации на российском языке
- Театр без спектакля: Заметки П. Клоссовски и др. — М.: ВТПО «Союзтеатр», СП «Офсет принт Москва», 1990.
Литература
- Grande M. Carmelo Bene: il circuito barocco. Roma: Societá Gestioni Editoriali, 1973
- Klossowski P. Carmelo Bene, il teatro senza spettacolo. Venezia: Marsilio, 1990
- Giacchè P.G. Carmelo Bene: antropologia di una macchina attoriale. Milano: Bompiani, 1997
- Saba Cosetta G. Carmelo Bene. Milano: Il castoro, 1999
- Costa G. ACB. A Carmelo Bene. Roma: Editoria & spettacolo, 2003.
- Valcalda A. Florilegio per Carmelo Bene. Brescia: L’obliquo, 2006