Содержание
- 1 Биография
- 2 Творчество
- 3 Публикации на российском языке
- 4 Литература
- 5 Примечания
- 6 Ссылки
Биография
Дарио Фо родился в Леджуно Санджано (провинция Варезе) в бедной семье рабочего и крестьянки. Феличе Фо, отец грядущего драматурга, работал железнодорожником и был актёром-любителем. Предки отличались антифашистскими убеждениями, отец к тому же являлся членом Итальянской социалистической партии. Семья Фо помогала раненным партизанам и выручала от концлагерей еврейских учёных, переправляя их в Швейцарию.
Невзирая на бедность, предки решили поддержать отпрыска в его художественных интересах: в 1940 году Дарио Фо поступил на факультет сценографии в миланской Академии Брера, но учёба была прервана событиями 2-ой мировой войны. Он избежал призыва в армию Республики Сало, прячась до конца войны на чердаке. В 1945 году перешёл на обучение на факультет архитектуры Миланского политехнического института.
Дарио Фо1-ые произведения Фо написал в студенческие годы. Это были маленькие монологи, сатирические скетчи, полуфантастические рассказы (наследующие народные предания). Эти произведения он исполнял в кругу друзей и с течением времени заполучил популярность. С 1951 года Фо исполнял на государственном радио Италии (RAI) серию из 18 собственных юмористических монологов («Малышня»), в каких излагал политическую сатиру на лад библейских повествований. Скоро встревоженное управление закрыло передачу Фо, но она успела принести ему известность.
В 1953 году Фо, оставив институт, вполне предназначил себя творчеству. В 1951 году он повстречал актрису Франку Раме (1929—2013), даму из театральной семьи, ставшую в 1954 году его супругой, соавтором и первой актрисой его театра. Для независящего театра-варьете он написал и поставил два фарса «Пальцем в глаз» (1953) и «Связать здоровых» (1954). Скоро оба произведения, высмеивавших буржуазное общество и правящую Христианско-демократическую партию, были запрещены политической и церковной цензурой.
В 1955—1957 годах Фо писал сценарии для кино, выступал как живописец и актёр в неких фильмах, а именно у режиссера Карло Лидзани. В 1957—1958 годах тандем Фо-Раме, после дебюта в миланском Пикколо Театро, отправился в годичный тур по Италии. В 1959 году был основан новый театр «Труппа Дарио Фо — Франке Раме». Первым его фуррором была пьеса на три акта «Архангелы не играют в флиппер» («Gli archangeli giocano a flipper», 1959) — фарсовая комедия с сатирой на чиновничью бюрократию.
С 1963 года выступал актёром, режиссёром, создателем скетчей для кабаре и уличных театров, с 1969 года управлял передвижной театральной труппой «Ла Коммуна». Оставаясь близок к левым социалистическим силам, в 1970 году вышел из компартии Италии.
В 2006 году Фо неудачно пробовал выдвинуть свою кандидатуру в мэры Милана. Он занял 2-ое место на подготовительных выборах кандидата от левоцентристской коалиции «Союз». При поддержке Партии коммунистического возрождения (ПКВ) он собрал более 20 % голосов. На парламентских выборах такого же года Франка Раме была избрана сенатором от «Италии ценностей». С 2010 года и Фо, и Раме являются независящими членами ПКВ.
Творчество
Создатель сценических фарсов-арлекинад («Пальцем в глаз», 1953), документальных политических драм в традициях брехтовского театра («Народная война в Чили», 1973, и другие). В проникнутых чёрным юмором, насыщенных животрепещущими аллюзиями и построенных на актёрской импровизации гротескно-сатирических пьесах «Мистерия-буфф» (1969), «Смерть анархиста от злосчастного случая» (1970), «Тук-тук! Кто там? Полиция» (1974), «Не можешь платить — не плати» (1981) приёмы агитпроповской сатиры переплетаются с элементами средневековых площадных дьяблерий, комедии дель арте, ярмарочного театра кукол, цирковой клоунады. В 2001 принят в члены интернационального шутовского Коллежа патафизики, сделанного в честь Альфреда Жарри. В 2008 участвовал в съёмках фильма-расследованья Джульетто Кьеза 9/11.Расследование с нуля о событиях 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке.
Публикации на российском языке
- Свободная пара. Одноактная пьеса / Пер. Н. Живаго // Драматурги — лауреаты Нобелевской премии. М.: Панорама, 1998, с. 428-455.
- Укравший ногу, счастлив в любви, комедия, 1961 год. Пьеса в 2-х действиях. Перевод осуществлён официальным переводчиком Дарио Фо в Рф Валерием Поповым, 1988 год. Пьеса В Рф никогда не публиковалась и не ставилась. За необычным русским переводом можно обращаться к Дарио Фо либо к переводчику Валерию Попову.
- Двуглавый Премьер, комедия, 2004 год. Перевод Валерия Попова, 2014.
Литература
- Рогозина Е. Традиции итальянской commedia dell’arte в творчестве Л. Пиранделло и Д. Фо // Ярославский педагогический вестник. № 4, 2002.
- Binni L. Dario Fo. Firenze: La nuova Italia, 1977
- Puppa P. Il teatro di Dario Fo: dalla scena alla piazza. Venezia: Marsilio, 1978
- Mitchell T. Dario Fo: people’s court jester. London; New York: Methuen, 1984
- Behan T. Dario Fo: revolutionary theatre. London; Sterling: Pluto Press, 2000
- Farrell J., Scuderi A. Dario Fo: stage, text, and tradition. Carbondale: Southern Illinois UP, 2000
- Farrell J. Dario Fo and Franca Rame: harlequins of the revolution. London: Methuen, 2001